- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Атаманова С.Н. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно - отсталых детей»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ТЕМА: " Применение арт - терапевтических техник на уроках изобразительного искусства "
Автор:
Атаманова Светлана Николаевна,
учитель изобразительного искусства,
истории, обществознания
Ялуторовск, 2013
Искусство заключается в том, чтобы
найти необыкновенное в обыкновенном
и обыкновенное необыкновенным.
Дени Дидро
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. Это направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности.
В соответствии с концепцией педагогики свободы, О.С.Газман определяет педагогическую поддержку личности ребенка как совместную выработку с ним его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревская рассматривает личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуро-сообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей». В.В.Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».
Актуальность
Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение о том, что преподавание изобразительного искусства - это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования. Развитию творчества у детей способствует в большей степени арт-терапия, которая может быть адаптирована к педагогической практике и применяться учителем без участия психотерапевта или психолога.
Противоречия
В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арт-терапии - креативистические представления, сублимативные, проективные, арт-терапия как занятость и т.д. Последние три направления имеют психологическую основу, тогда как креативистические представления связывают воздействие искусства с самой его сущностью.
На первом плане - «…вера в творческую основу человека. Задача арт-терапии не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей…» (Б.Д.Карвасарский).
Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.
Ведущая идея моего опыта
Процесс художественного творчества и его продукты обладают способностью воздействовать на аффективную сферу, тонизировать все уровни эмоциональной регуляции. Это происходит благодаря возможности самовыражения в социально приемлемых формах. Сочетание различных форм терапии творчеством позволяет:
-
В наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал детей и найти способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени соответствуют их потребностям и возможностям.
-
Предоставить ребенку дополнительные возможности для выражения своих чувств через содержание создаваемых им художественных образов.
-
Активизировать и сделать более разносторонним общение ребенка с другими участниками группы и педагогом.
-
Создать дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, укрепления личностных границ и развития механизмов активной саморегуляции.
Изобразительное творчество является средством невербального выражения мыслей, способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала, а также дает выход чувствам раздражения и гнева.
Цель
Создание условий для развития творческих способностей учащихся средствами арт - терапии.
Задачи
1. Коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности
- формировать основные умения и навыки в изобразительной деятельности (правильно пользоваться карандашом и ластиком и изобразительными материалами),
- развивать речь, коммуникативные способности, психические процессы (воображение, пространственное и логическое мышление),
- воспитывать у учеников способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни.
2. Коррекция и профилактика личностных нарушений
- гармонизировать отношение с окружающими,
- повысить самооценку и укрепить уверенность в себе,
- способствовать формированию саморегуляции.
Методико - организационные условия
1. Выбор содержания занятий и применяемых технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.
2. Наличие методического и дидактического материала
3. Обеспечение необходимыми художественными материалами
Теоретическая база опыта
Еще до оформления арт-терапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. Анализируя тенденцию интеграции арт-терапии в образование, президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. Мак Нифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, которые считают, что это приведет к размыванию границ профессии: "Отношения между образованием и арт-терапией складываются пока таким образом, чтобы предупредить попытки педагогов выйти за пределы решения ими сугубо образовательных задач».
М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим методом для работы с несовершеннолетними и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ.
Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят в адаптации детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышении их академической успеваемости.
Основные принципы педагогической деятельности
Достижение целей занятий и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов
- принцип развивающего обучения, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка,
- принцип сознательности и активности, означающий, что педагог должен предусматривать приемы активизации познавательных способностей детей,
- принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных физиологических особенностей и характера патологического процесса,
- принцип наглядности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимодействие анализаторных систем организма с целью обогащения зрительных, слуховых и двигательных образов детей.
Реализация этих принципов происходит через использование следующих изобразительных техник:
Техника живописи гуашью.
Для групповых занятий в широком возрастном диапазоне (1-6 классы). Работы гуашевыми красками выполняются последовательно от темного к светлому. Сначала прописываются самые темные места без использования белил, потом среднего тона, затем светлые с использованием белой краски.
Техника живописи пластилином на картоне.
Для индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы). В данном случае цвета смешиваются путем равномерного перемешивания пальцами обеих
рук двух или трех маленьких кусочков пластилина разного цвета.
Техника живописи пастелью на классной доске.
Для проведения групповых занятий арт - терапевтических тренингов на уроках в 5-6 классах. Работа выполняется на классной доске. Цвета смешиваются путем наложения одного цвета на другой, таким образом, получается сложный цвет. Важной составляющей данного метода является фиксация процесса и результата совместной деятельности помощью фотографирования или съемки видеокамерой.
Смешанная техника.
Рекомендуется использовать для групповых занятий в 1-3 классах, причем каждое занятие выполняется коллективно. Работа в смешанной технике включает в себя работу в таких техниках, как аппликация, акварель, гуашь, пластилин.
А так же техника - марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги, слюды, граттаж.
Новизной является применение вышеперечисленных средств и техник в урочной и внеурочной деятельности.
Методическая система опыта
- планирование учебного материала, распределение по темам и урокам,
- подготовка учителя к урокам с использованием необходимого материала, с учетом индивидуальных возможностей учащихся,
- использование средств и приемов, повышающих эффективность занятия.
Теоретическая значимость опыта
Развивающая роль изобразительной деятельности должна быть хорошо осмыслена педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
· с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
· с развитием восприятия и фантазии;
· с развитием интеллектуальных операций;
· с развитием инструментов и навыков моделирования;
· с развитием речи и мышления;
· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
· с развитием я-концепции.
· с развитием индивидуальной картины мира (модели).
В итоге занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Практическая значимость опыта
Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух детей из десяти детей младенческого возраста показатели психического и физического здоровья соответствуют нормальному психофизическому развитию.
Дети с нарушениями развития - это, главным образом, дети, у которых вследствие врожденной или приобретенной органической недостаточности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, речи, развитие психических функций отклоняется от нормы. Кроме того нарушения могут быть связаны с социо-культурными факторами, такими, как неправильное воспитание. Выделяют несколько категорий детей с нарушениями в развитии:
-
С нарушениями слуха
-
С нарушениями зрения
-
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
-
ЗПР
-
Умственно отсталые дети
-
С нарушением поведения
-
Со сложными дефектами развития
Уроки ИЗО имеют важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта, которые посещают учащиеся с разной степенью обучаемости и неустойчивой эмоциональной сферой.
КЛАССЫ
ОБУЧАЕМОСТЬ
(% качества по психологической диагностике)
ОБУЧЕННОСТЬ
(% качества по итогам четверти)
1а - 5
3 - 60 %
1б - 7
2 - 29%
2 - 8
1- 13%
3а- 10
5 - 42%
10 -100 %
3б - 9
3 - 25%
9 - 100%
4 - 12
10 - 71%
12- 92 %
Начальное звено
24 - 41%
31 - 82%
5 - 12
8 - 67%
12 - 100%
6а - 10
6 - 60%
10 - 100%
6б - 9
4 - 40%
9 - 100%
6г - 9
5 - 56%
8 - 89%
6в - 11
0 - 0%
Среднее звено
23 - 64%%
39- 95%
Итого по школе
47 - 53%
70 - 89%Гипотеза:
Арт - терапия - терапия средствами искусства, наиболее эффективный метод для преодоления и профилактики эмоциональных нарушений, а также развития творческих способностей.
Результативность работы
Деятельность учителя оценивается по результатам обучения учеников и их успехам. Это наличие познавательных интересов к урокам, уровень обученности учащихся, отсутствие неуспевающих, высокая активность учащихся, рост уровня мотивации и качества обучения.
1. Качество обучения за три года.
2. Коррекция.
Влияние уроков изобразительного искусства на развитие познавательных процессов и способностей к графической деятельности.
На основании психологической диагностики наблюдается положительная динамика.
Класс
Динамика
Положительная
Без динамики
Отрицательная
3а
8 - 80%
2 - 20%
-
3б
6 - 55 %
5 - 45%
-
4
10 - 72%
4 - 28%
-
5
8 - 67%
4 - 33%
-
ИТОГО
32 - 68%
15 - 32%
-
Вывод: Качественная положительная динамика в развитии наблюдается у 32 учащихся - 68%, без динамики - 15 - 32%. У 100% учащихся наблюдается увеличение количества правильно выполненных заданий. Отрицательной динамики не наблюдается. Следовательно, уроки ИЗО оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся. Протоколы диагностик (Приложение 1,2,3,4).
3. Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
№
Всероссийский уровень
Областной уровень
Городской уровень
1 место в областном конкурсе творческих работ « Детский взгляд» в номинации социальный плакат
1 место в областном этапе всероссийского конкурса детское - юношеское творчество по пожарной безопасности
Грамота за победу в конкурсе плакатов «Слагаемые здоровья» СПЦЗ
Гимадиев Р. - Благодарность за активное участие в областном конкурсе «Я в стране закона и порядка»
Исмаилов В. -сертификат участника областного конкурса «Я в стране закона и порядка» в номинации «Конвенция в рисунке»
1 место в городском этапе всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности
Гимадиев Э - Диплом II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.
Благодарность за активное участие и подготовку детей всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности
Исмаилов В. - Диплома II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.
1 место в городском конкурсе «Профилактический эрудицион»;
Призер областного конкурса творческих работ среди детей и подростков «Имею право»
Исмаилов В.- 1 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»
Диплом участника областного конкурса фотографических работ «Мой любимый край- история и современность»
Ожгибисова С. - 3 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»
Четверкина А. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».
Пыжова Д. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».
Перспективы совершенствования опыта
Совершенствование арт - терапевтических техник с применением информационных технологий на уроках изобразительного искусства.
Литература
1. Арт - терапия / Под ред. А. И. Копытина - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
2. Будза А. Арт - терапия: йога внутреннего художника. - М.: Астрель, 2002. - 288 с.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 302 с.
4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-91с
5. Копытин А. И. Арт - терапия в эпоху пост - модерна. - СПб: Речь, 2002. - 224 с.
6. Копытин А.И. О контексте арт - терапии // Исцеляющее искусство. - Том 5 . - №4. - 2002.-С. 46-58.
7. Копытин А. И. Основы арт - терапии. - СПб: Лань, 1999, - 256 с.