• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

                                                           Искусство заключается в том,  чтобы                                                                        найти необыкновенное  в обыкновенном                                                       и обыкновенное необыкновенным.                                                   Дени Дидро Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. Это направление в образовании рассматривае...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно - отсталых детей»











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ



ТЕМА: " Применение арт - терапевтических техник на уроках изобразительного искусства "









Автор:

Атаманова Светлана Николаевна,

учитель изобразительного искусства,

истории, обществознания








Ялуторовск, 2013

Искусство заключается в том, чтобы

найти необыкновенное в обыкновенном

и обыкновенное необыкновенным.

Дени Дидро

Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. Это направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности.

В соответствии с концепцией педагогики свободы, О.С.Газман определяет педагогическую поддержку личности ребенка как совместную выработку с ним его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревская рассматривает личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуро-сообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей». В.В.Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».

Актуальность

Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение о том, что преподавание изобразительного искусства - это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования. Развитию творчества у детей способствует в большей степени арт-терапия, которая может быть адаптирована к педагогической практике и применяться учителем без участия психотерапевта или психолога.

Противоречия

В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арт-терапии - креативистические представления, сублимативные, проективные, арт-терапия как занятость и т.д. Последние три направления имеют психологическую основу, тогда как креативистические представления связывают воздействие искусства с самой его сущностью.

На первом плане - «…вера в творческую основу человека. Задача арт-терапии не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей…» (Б.Д.Карвасарский).

Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.

Ведущая идея моего опыта

Процесс художественного творчества и его продукты обладают способностью воздействовать на аффективную сферу, тонизировать все уровни эмоциональной регуляции. Это происходит благодаря возможности самовыражения в социально приемлемых формах. Сочетание различных форм терапии творчеством позволяет:

  1. В наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал детей и найти способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени соответствуют их потребностям и возможностям.

  2. Предоставить ребенку дополнительные возможности для выражения своих чувств через содержание создаваемых им художественных образов.

  3. Активизировать и сделать более разносторонним общение ребенка с другими участниками группы и педагогом.

  4. Создать дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, укрепления личностных границ и развития механизмов активной саморегуляции.

Изобразительное творчество является средством невербального выражения мыслей, способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала, а также дает выход чувствам раздражения и гнева.

Цель

Создание условий для развития творческих способностей учащихся средствами арт - терапии.

Задачи

1. Коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности

- формировать основные умения и навыки в изобразительной деятельности (правильно пользоваться карандашом и ластиком и изобразительными материалами),

- развивать речь, коммуникативные способности, психические процессы (воображение, пространственное и логическое мышление),

- воспитывать у учеников способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни.

2. Коррекция и профилактика личностных нарушений

- гармонизировать отношение с окружающими,

- повысить самооценку и укрепить уверенность в себе,

- способствовать формированию саморегуляции.

Методико - организационные условия

1. Выбор содержания занятий и применяемых технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.

2. Наличие методического и дидактического материала

3. Обеспечение необходимыми художественными материалами

Теоретическая база опыта

Еще до оформления арт-терапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. Анализируя тенденцию интеграции арт-терапии в образование, президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. Мак Нифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, которые считают, что это приведет к размыванию границ профессии: "Отношения между образованием и арт-терапией складываются пока таким образом, чтобы предупредить попытки педагогов выйти за пределы решения ими сугубо образовательных задач».

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим методом для работы с несовершеннолетними и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ.

Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят в адаптации детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышении их академической успеваемости.

Основные принципы педагогической деятельности

Достижение целей занятий и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов

- принцип развивающего обучения, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка,

- принцип сознательности и активности, означающий, что педагог должен предусматривать приемы активизации познавательных способностей детей,

- принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных физиологических особенностей и характера патологического процесса,

- принцип наглядности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимодействие анализаторных систем организма с целью обогащения зрительных, слуховых и двигательных образов детей.

Реализация этих принципов происходит через использование следующих изобразительных техник:

Техника живописи гуашью.

Для групповых занятий в широком возрастном диапазоне (1-6 классы). Работы гуашевыми красками выполняются последовательно от темного к светлому. Сначала прописываются самые темные места без использования белил, потом среднего тона, затем светлые с использованием белой краски.

Техника живописи пластилином на картоне.

Для индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы). В данном случае цвета смешиваются путем равномерного перемешивания пальцами обеих

рук двух или трех маленьких кусочков пластилина разного цвета.

Техника живописи пастелью на классной доске.

Для проведения групповых занятий арт - терапевтических тренингов на уроках в 5-6 классах. Работа выполняется на классной доске. Цвета смешиваются путем наложения одного цвета на другой, таким образом, получается сложный цвет. Важной составляющей данного метода является фиксация процесса и результата совместной деятельности помощью фотографирования или съемки видеокамерой.

Смешанная техника.

Рекомендуется использовать для групповых занятий в 1-3 классах, причем каждое занятие выполняется коллективно. Работа в смешанной технике включает в себя работу в таких техниках, как аппликация, акварель, гуашь, пластилин.

А так же техника - марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги, слюды, граттаж.

Новизной является применение вышеперечисленных средств и техник в урочной и внеурочной деятельности.

Методическая система опыта

- планирование учебного материала, распределение по темам и урокам,

- подготовка учителя к урокам с использованием необходимого материала, с учетом индивидуальных возможностей учащихся,

- использование средств и приемов, повышающих эффективность занятия.

Теоретическая значимость опыта

Развивающая роль изобразительной деятельности должна быть хорошо осмыслена педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:

· с развитием чувственно-эмоциональной сферы;

· с развитием восприятия и фантазии;

· с развитием интеллектуальных операций;

· с развитием инструментов и навыков моделирования;

· с развитием речи и мышления;

· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

· с развитием я-концепции.

· с развитием индивидуальной картины мира (модели).

В итоге занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Практическая значимость опыта

Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух детей из десяти детей младенческого возраста показатели психического и физического здоровья соответствуют нормальному психофизическому развитию.

Дети с нарушениями развития - это, главным образом, дети, у которых вследствие врожденной или приобретенной органической недостаточности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, речи, развитие психических функций отклоняется от нормы. Кроме того нарушения могут быть связаны с социо-культурными факторами, такими, как неправильное воспитание. Выделяют несколько категорий детей с нарушениями в развитии:

  • С нарушениями слуха

  • С нарушениями зрения

  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • ЗПР

  • Умственно отсталые дети

  • С нарушением поведения

  • Со сложными дефектами развития

Уроки ИЗО имеют важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта, которые посещают учащиеся с разной степенью обучаемости и неустойчивой эмоциональной сферой.

КЛАССЫ


ОБУЧАЕМОСТЬ

(% качества по психологической диагностике)

ОБУЧЕННОСТЬ

(% качества по итогам четверти)

1а - 5

3 - 60 %


1б - 7

2 - 29%


2 - 8

1- 13%


3а- 10

5 - 42%

10 -100 %

3б - 9

3 - 25%

9 - 100%

4 - 12

10 - 71%

12- 92 %

Начальное звено

24 - 41%


31 - 82%


5 - 12

8 - 67%

12 - 100%

6а - 10

6 - 60%

10 - 100%

6б - 9

4 - 40%

9 - 100%

6г - 9

5 - 56%

8 - 89%

6в - 11

0 - 0%


Среднее звено

23 - 64%%


39- 95%


Итого по школе

47 - 53%


70 - 89%Гипотеза:

Арт - терапия - терапия средствами искусства, наиболее эффективный метод для преодоления и профилактики эмоциональных нарушений, а также развития творческих способностей.

Результативность работы

Деятельность учителя оценивается по результатам обучения учеников и их успехам. Это наличие познавательных интересов к урокам, уровень обученности учащихся, отсутствие неуспевающих, высокая активность учащихся, рост уровня мотивации и качества обучения.

1. Качество обучения за три года.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

2. Коррекция.

Влияние уроков изобразительного искусства на развитие познавательных процессов и способностей к графической деятельности.

На основании психологической диагностики наблюдается положительная динамика.

Класс

Динамика

Положительная

Без динамики

Отрицательная

8 - 80%

2 - 20%

-

6 - 55 %

5 - 45%

-

4

10 - 72%

4 - 28%

-

5

8 - 67%

4 - 33%

-

ИТОГО

32 - 68%

15 - 32%

-

Вывод: Качественная положительная динамика в развитии наблюдается у 32 учащихся - 68%, без динамики - 15 - 32%. У 100% учащихся наблюдается увеличение количества правильно выполненных заданий. Отрицательной динамики не наблюдается. Следовательно, уроки ИЗО оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся. Протоколы диагностик (Приложение 1,2,3,4).

3. Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Всероссийский уровень

Областной уровень

Городской уровень

1 место в областном конкурсе творческих работ « Детский взгляд» в номинации социальный плакат

1 место в областном этапе всероссийского конкурса детское - юношеское творчество по пожарной безопасности

Грамота за победу в конкурсе плакатов «Слагаемые здоровья» СПЦЗ

Гимадиев Р. - Благодарность за активное участие в областном конкурсе «Я в стране закона и порядка»

Исмаилов В. -сертификат участника областного конкурса «Я в стране закона и порядка» в номинации «Конвенция в рисунке»

1 место в городском этапе всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности

Гимадиев Э - Диплом II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.

Благодарность за активное участие и подготовку детей всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности

Исмаилов В. - Диплома II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.

1 место в городском конкурсе «Профилактический эрудицион»;

Призер областного конкурса творческих работ среди детей и подростков «Имею право»

Исмаилов В.- 1 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»

Диплом участника областного конкурса фотографических работ «Мой любимый край- история и современность»

Ожгибисова С. - 3 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»

Четверкина А. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».

Пыжова Д. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».

Перспективы совершенствования опыта

Совершенствование арт - терапевтических техник с применением информационных технологий на уроках изобразительного искусства.

Литература

1. Арт - терапия / Под ред. А. И. Копытина - СПб: Питер, 2001. - 320 с.

2. Будза А. Арт - терапия: йога внутреннего художника. - М.: Астрель, 2002. - 288 с.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 302 с.

4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-91с

5. Копытин А. И. Арт - терапия в эпоху пост - модерна. - СПб: Речь, 2002. - 224 с.

6. Копытин А.И. О контексте арт - терапии // Исцеляющее искусство. - Том 5 . - №4. - 2002.-С. 46-58.

7. Копытин А. И. Основы арт - терапии. - СПб: Лань, 1999, - 256 с.


© 2010-2022