• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа внеурочной деятельности Художественное творчество в дизайне (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности Художественное творчество в дизайне (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СШ №16

Протокол №1

__________.

_____________

____________

от « » августа 2015 г.

«___» ______________ 2015 г.

Приказ от №



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


Рабочая программа


Наименование творческого объединения Художественное творчеств в дизайне

Класс 5

Уровень общего образования основная школа

Учитель Кандратьева Н.В.

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.- М.: Просвещение, 2011г.

Рабочую программу составил учитель технологии __________________ Кандратьева Н.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайне» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,«Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.- М.: Просвещение, 2011г.»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления

Основными задачами программы являются:

  • расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;

  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

  • развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии. На уроках обучающиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Содержание программы «Художественное творчество в дизайне» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении основ дизайнерской деятельности, различных видов и техник декоративно-прикладного искусства.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

● быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

● быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена с учетом школьного учебного плана: 1 час в неделю. Учебный год составляет 35 учебных недель, поэтому рабочая программа составлена на 35 часов.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Цель программы:

Формирование у школьников способности управления культурным пространством в процессе создания и представления результатов своей творческой деятельности.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по художественному творчеству в дизайне.

Программа внеурочной деятельности школьников «Художественное творчество в дизайне» основывается на принципах:

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • коллективности;

  • диалогичности;

  • патриотической направленности;

  • проектности;

  • диалога культур;

  • поддержки самоопределения личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество в дизайне» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям признанных мастеров изобразительного искусства.


Метапредметные рузультаты

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Регулятивные

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

  • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

  • различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Коммуникативные

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты

  • осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы авторского изделия художественного творчества.

  • освоение характерных для данной техники изготовления приемов и технологических процессов;

  • создание изделий в комбинации различных техник в процессе практической творческой работы;

  • осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;













Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия, экскурсии и др.

1.

Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.

2

1

1

2.

Основы организации пространства. Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты»



4




1



3


3

Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты».



2




2

4.

Философия новогоднего праздника. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник)

6

1

5

5.

Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника.

2


2

6.

Материаловедение. История костюма.

6

2

4

7.

Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма»

6


6

8.

Защита исследовательских проектов «Дизайн исторических костюма» (художественное образовательное событие).

2


2

9.

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология.

2

1

1

10.

Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба».

3


3

Итого:


35

6

29


Содержание тем программы «Художественное творчество в дизайне»(35ч)

Тема 1-2. Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование(2ч).

Дизайн как средство моделирования предметной среды. Основы композиции. Зонирование жилой комнаты.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.


Тема 3-6. Основы организации пространства. Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты»(4ч.).

Стили оформления интерьера. Сочетание цвета в интерьере. Композиция интерьера жилого дома. Материалы и техники оформления стен, потолка, мебели. Изготовление макета (элементов дизайна) комнаты.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки.


Тема 7-8. Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты»(2ч.).

Подготовка экспонатов. Размещение работ. Проведение экскурсии по выставке.

Тема 9-14. Философия новогоднего праздника. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник)(6ч.).

Изготовление новогодних украшений на елку, окна, стены в технике рельефное вырезание, торцевание, канзаши и др.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки.


Тема 14-16. Конкурс дизайн-проектов по организации пространства новогоднего праздника(2ч.).

Разработка проекта украшения кабинета к Новому году. Презентация проектов.


Тема 17-22. Материаловедение. История костюма(6ч.).

Виды текстильных волокон и материалов. История развития костюма от Древнего Египта до наших дней.

Современные модные тенденции. Современные дизайнеры одежды.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ткань, ножницы.


Тема 23-28. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма»(6ч.).

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества выбранной исторической эпохи. Разработка электронной презентации проекта.

Тема 29-30. Защита исследовательских проектов «Дизайн исторических костюма» (художественное образовательное событие)(2ч).


Тема 31-32. Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология(2ч).

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.


Тема 33-35. Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба»(3ч).






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Перечень универсальных действий обучающихся

дата

примечание

план

факт

1-2

Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование

2

Знакомство с основами дизайна.

Дизайн как средство моделирования предметной среды. Основы композиции. Зонирование жилой комнаты

  • Регулятивные УУД:- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий

  • Познавательные УУД - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память

  • Коммуникативные УУД - формировать собственное мнение и позицию




3-6

Основы организации пространства. Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты

4

Стили оформления интерьера. Сочетание цвета в интерьере. Композиция интерьера жилого дома. Материалы и техники оформления стен, потолка, мебели. Изготовление макета (элементов дизайна) комнаты.

  • Регулятивные УУД: решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий

  • Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию;




7-8

Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты».

2

Подготовка экспонатов. Размещение работ. Проведение экскурсии по выставке.


  • Познавательные УУД: развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения

  • Регулятивные УУД : - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

  • Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию;




9-14

Философия новогоднего праздника. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник).

6

Знакомство с традициями праздника в разных странах. Изготовление новогодних украшений на елку, окна, стены в технике рельефное вырезание, торцевание, канзаши и др.


  • Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве

  • Регулятивные УУД: - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий

  • Коммуникативные УУД: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми




15-16

Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника

2

Разработка проекта украшения кабинета к Новому году. Презентация проектов

  • Познавательные УУД: развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения

  • Регулятивные УУД : - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

  • Коммуникативные УУД: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми




17-22

Материаловедение. История костюма.

6

Виды текстильных волокон и материалов. История развития костюма от Древнего Египта до наших дней.

Современные модные тенденции. Современные дизайнеры одежды.


  • Познавательные УУД: создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • Регулятивные УУД: - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности




23-28

Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма».

6

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества выбранной исторической эпохи. Разработка электронной презентации проекта.


  • Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • Регулятивные УУД: - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла

  • Коммуникативные УУД: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми




29-30

Защита исследовательских проектов «Дизайн исторических костюма» (художественное образовательное событие).

2

Презентация проектов. Рефлексия.

  • Познавательные УУД: развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения

  • Регулятивные УУД : - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

  • Коммуникативные УУД: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми




31-32

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология.

2

Знакомство с основами ландшафтного дизайна. Малые архитектурные формы. Декоративная дендрология.

  • Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве

  • Регулятивные УУД : - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий

  • Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности




33-35

Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба».

3

Разработка проекта «Школьная клумба» Конкурс проектов.

  • Познавательные УУД: создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • Регулятивные УУД: - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла

  • Коммуникативные УУД: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учащийся научится:

1. Знание фактов, работа с фактами:

•знать истоки и специфику дизайнерской деятельности;

2. Работа с источниками информации:

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

3. Описание:

• характеризовать внешний вид изделия, сложность его изготовления;

4. Анализ, объяснение:

• различать по материалу, технике исполнения современные виды изобразительного искусства;

5. Практическая работа:

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения, уметь передавать единство формы и декора;

• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных композиций.

6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об декоративно-прикладном искусстве своего и других народов в общении с людьми.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, соединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера);

• владеть навыком работы в конкретном материале.

Информационно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

  3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

  4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.- М.: Просвещение, 2011г.

  6. Горяева Н.А., Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.5 класс/Н.А.Горяева; под ред. Б. М.Неменского. - М. Просвещение, 2012. - 143 с.

  7. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.

  8. Текстиль и кожа: новые идеи для декора интерьера / Халидя Махмутова. - М.:Эксмо, 2011.-80с.

Литература для обучающихся

  1. Горяева Н.А., Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.5 класс/Н.А.Горяева; под ред. Б. М.Неменского. - М. Просвещение, 2012. - 143 с.

  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012.

  3. Текстиль и кожа: новые идеи для декора интерьера / Халидя Махмутова. - М.:Эксмо, 2011.-80с.

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Мультимедиа-проектор.

  3. Экран навесной.

  4. Персональный компьютер.

  5. Аудиторная доска.



© 2010-2022