Урок по теме Дымковская игрушка. Лепка из глины. Работа в материале

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: »ЛЕПКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

ЦЕЛИ: познакомить уч-ся с древними образами в современных народных игрушках, история возникновения глиняной игрушки, особенности объемной формы Дымковской игрушки.

Научить технике и приемам работы с глиной.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным промыслам.

Оборудование: Таблицы и рисунки с изображением игрушек, глиняные игрушки, слайды.

Материалы: глина, дощечка, тряпочка.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное, народ создает вещи , народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство .В произведениях декоративного искусства мы видим мудрость народа , его характер, уклад жизни. Народное искусство как никогда ранее, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей.

Сегодня мы еще раз вспомним о глине и поработаем этим замечательным материалом. Глина это горная порода, которая образовалась в местах скопления ледников .С глиной мы очень часто встречаемся, это кирпич(в строительстве), это керамическая плитка, это посуда, в косметологии -это маски для лица, это прогревающие средства народы Севера даже глину употребляют в небольших количествах в пищу, называя ее»земляным жиром».

Глиняная игрушка -особый вид народного творчества .Она предназначается не только для игры ,а служит для украшения быта. Образы игрушек оригинальны и выразительны, достаточно просты .Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое .Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать игрушку, создавая неповторимые образы Постепенно во многих местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Типы игрушек в основном одни и те же: птицы ,бабы, олени, кони, бараны, коровы, полканы. Они пришли к нам из глубокой древности Большинство из них когда-то были символами плодородия, магическими предметами, способными повысить плодородие земли и скота, призвать солнце, выкликать весну.

Сегодня мы познакомимся с Дымковской игрушкой.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвету дымного, что сырости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости. Гремящей ,как басы!

Она глядит не прянично- ликующе и празднично.

В ней молодость- изюминка, в ней удаль и размах…

Сияйте охра с суриком, чтоб всем светло, не сумрачно!

И злость , и хмурость льдинкою ,без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда!!!

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки ,на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода будто вся в дыму, дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка .С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности, с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек..Этот промысел был как я говорила ранее исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, из густого глиняного теста лепили игрушки. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливной свист. От того и прозвали этот весенний праздник «свистунья»,связанный с древним обрядом закликания весны.

Вылепленные игрушки сушились 3-4 дня и обжигались в печке. При остывании поверхность изделия белилась мелом , разведенным на снятом молоке. Затем расписывали красками , замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и лепке для народной мастерицы нет ограничений. В игрушках фантазия тесно переплетается с реальностью. При своей наивности и условности дымковская игрушка очень выразительна. Крупноголовые, осанистые, с чувством собственного достоинства, фигурки забавно передают праздность и величественность. Игрушки расписывали яркими контрастными цветами. Характер узоров определился обобщенной формой фигур: кружков, полосок, волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.

К началу 20 века дымковский промысел заглох и был возрожден в послереволюционные годы потомственной мастерицей А.Мезриной. Хранительница традиций передала свой опыт Е.Кошкиной., Е.Пенкиной. , М.Ворожцовой. В их творчестве дымковская игрушка обрела новую жизнь. Теперь это произведения мелкой декоративной пластики. Мастерские, где работают молодые художники, принадлежат Кировскому отделению художественного фонда России.

Молодые восприняли традицию, в темах и сюжетах дымковской пластики продолжают сохраняться три главных направления. Самое древнее - это изображение животных, образов , восходящих к древним символам - оленя, коня, всадника , птицы. Оно сохраняет лаконизм обобщенных форм. Второе направление - мотивы, пришедшие из городского быта. В них много живого наблюдения, юмора, порой переходящего в гротеск. Третье направление - мотивы и сюжеты из сельской жизни. Широко вошла в дымковскую пластику сказочная тема.

Сегодня мы будем лепить образ животного, а кто это будет , выбирать вам.

ПОЛКАН - олицетворение мужского оплодотворяющего начала. Это вовсе не кличка собаки - дворняги, а сказочный великан с туловищем коня и человеческой головой - славянский кентавр. Грудь у него крепкая, лицо круглое, с большой окладистой бородой. Обязателен у Полкана признак пола. На груди рисовали лучистое солнышко. И не случайно. Полкан родственен древнеславянскому Яриле - божеству весеннего солнца.

КОНЬ - олицетворение солнца , его животворящей силы.Изображение коня одно из самых распостраненных в русском народном творчестве. Избы украшали резьбой в виде коня (конек крыши). На поясе носили амулеты и обереги в виде коньков. Сивка - Бурка - вещая каурка - вот как величали коня. На Севере летнее солнце называли Буркой , зимнее - Сивкой. Крестьяне верили , что ходят по кругу Сивка да Бурка , от того и сменяется стужа летним зноем. Так что изображая конька , мы не просто развлекаемся , а помогаем солнцу быть жарче , добрее. Вот какая большая ответственность.

ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, БАРАН, КОРОВА - тоже символы солнца, а значит и жизненной силы. Сколько на Руси с ними было связано праздников! Культ оленя значительно древнее чем культ коня. Само слово «рогато» на русском Севере значило жить богато , в довольстве. Потому и украшен олень пышными и крепкими рогами.

Барану рога золотили. Кстати, сложенный в снопы урожай овса называли «баранами».

Корову обязательно лепили с большим выменем.

Многими поколениями обрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру , так что игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Игрушки просты , примитивны , сглажены.Они искренне добры и сказочны и имеют малые размеры. Они праздничны , а праздник так нужен людям!!!

Объяснение лепки игрушки. Практическая работа.

Итог урока: вспомнили Дымковский промысел , закрепили образы, работали с глиной.

© 2010-2022