• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Архитектура моего села»

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Архитектура моего села»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ









НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ







«Архитектура моего села»









Работу выполнила:

Акопян Ольга

17 лет, 11 «А» класса

МБОУ СОШ №8

Руководитель:

Назикян Анаид Эдуардовна









с. Большие Салы

2014 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Архитектура

1.1 Краткая история архитектуры

2. Архитектура в различных аспектах

2.1 Архитектура как вид искусства

3. Подход к теме.

4.Краткая история о церквях.

5. Композиционное решение работ.

6. Этапы выполнения работы.

Заключение.

Список литературы ...




ВВЕДЕНИЕ

"Художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке,

ни в цвете и объемности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом"

Д.Рейнольдс.

Одной из основных задач нашего общества является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств. Архитектура среди видов искусства занимает особое место.

В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пространственным, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени. Однако если принять во внимание всю сложность восприятия архитектуры, характеристика, которая дается ей в традиционной «системе видов», окажется достаточно условной.

Структуры, создаваемые зодчеством, трехмерны, их величины крупны; представление о них складывается в сопоставлении картин, последовательно открывающихся с различных точек зрения. Подобная особенность присуща и скульптуре, тоже требующей осмотра с различных сторон.

Но в скульптуре восприятие объема позволяет полностью раскрыть содержание произведения. В архитектуре же видимый извне «объем» здания, - как правило, лишь оболочка системы внутренних пространств.

Еще более существенно, что образ произведения зодчества получает полное выражение лишь в единстве материально-пространственных структур и тех жизненных функций, которым они служат. Не только сами здания, но и деятельность людей - их деловитая суета в торговом центре, праздничное оживление в театре или сосредоточенность в библиотеке - определяют характер образа, порождаемого архитектурой.

1. Архитектура

1.1 Краткая история архитектуры

Первые свидетельства об истоках искусства архитектуры доходят до нас из глубины веков. В доисторический период начинают возникать примитивные жилые здания - землянки, шалаши, общинные и свайные постройки, культовые сооружения, которые впоследствии совершенствовались. Так постепенно начинается процесс накопления опыта строительства и одновременно активизируется художественное начало.

От примитивных культовых куреней первоначальные строители переходят к осложненных архитектурных форм: менгиры, дольменов, кромлех. Эти первые культовые храмы имели сложную конструкцию. Для строительства их использовали обожженный кирпич, что свидетельствовало о зарождении нового этапа в развитии цивилизации. Итак, архитектура всегда была тесно связана с историей общества, с развитием науки и техники, природно-климатическими условиями, мировоззрением и мировосприятием человеком окружающей среды. Находилась архитектура также в тесной связи с другими видами искусства, в частности со скульптурой, живописью, декоративным искусством.

Как вид искусства архитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран - пирамиды, храмы, ступы, дворцы - были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности. Новый этап в развитии архитектурного искусства связан с культурой Древней Греции и вошел в историю как начало «авторской архитектуры». Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а наоборот, порождали жизнеутверждающий начало и чувство уверенности: ансамбль афинского кремля - Акрополя с его главным храмом - Парфеноном. В этот период был разработан специфический архитектурный прием - ордер, что в переводе с латинского означает порядок. В древнегреческой архитектуре их было три: дорический, ионийский и коринфский. Все они имели общие элементы: капитель, колонну, архитавр, фриз, карниз и отличались только пропорциями и декоративной отделкой.

Функцию своеобразного пластического моста между архитектурой античности и средневековья выполнило византийское зодчество. Византийская архитектура возникла после 330 г. н. э Значительное влияние на ее развитие имела культура античности, основные принципы которой нашли свое воплощение в ярких образцах архитектурного искусства Византии. Это храм Айя-София (532-537) в Константинополе, при сооружении которого использовали разноцветный мрамор и майолика; храм Сан-Витале (526-547); значительное количество соборов-базилик и дворцов. Роскошная отделка и богатый декор византийских храмов производили большое впечатление на верующих. Именно эта характерный признак архитектурного искусства Византии долгое время была его выдающейся чертой и активно использовалась православной церковью.

Большое влияние византийская архитектура оказала также на развитие этого вида искусства в Болгарии, Сербии и Древней Руси.

В эпоху средневековья основным направлением в развитии архитектуры является строительство храмов и церквей. Позднее мир завоёвывает архитектура романского стиля и готики, отличающаяся использованием лёгких материалов и созданием просторных внутренних помещений. Ну и, наконец, эпоха Возрождения, одним из ярких примеров которой является пресловутая Флоренция.

Современные здания резко контрастируют со старыми постройками и отличаются простотой, строгостью форм и минимализмом в отделке фасадов. Однако так было не всегда. Одной из самых ярких эпох в развитии не только архитектуры, но и культуры, в общем и целом, стала эпоха Возрождения. Именно в XVIII веке были построены самые уникальные и на самом деле красивые здания, с богатой отделкой и невероятно вычурными фасадами.

2. Архитектура в различных аспектах

2.1 Архитектура как вид искусства

Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения - это не только яркие образы эпохи; архитектура - это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная.

В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

В искусстве архитектуры выделяют три основных вида:

1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.

2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.

3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.

Каждый из архитектурных видов имеет свое функциональное назначение. Однако, помимо чисто утилитарных потребностей, архитектура одновременно выполняет функцию эмоционального воздействия, достичь которого можно благодаря использованию специфических конструкций, элементов, приемов. Это и учет объемно-пространственной структуры сооружения, ритмичное и пропорциональное соотношение, масштаб, разработка цвета и фактуры строительных материалов.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

3. Подход к теме.

Известно, что человек выбирает тот вид деятельности, который ей больше удается и к которому у нее лежит сердце.

Я выбрала тему научно - исследовательской работы: «Архитектура моего села».

Конечно, выполнить эту работу в техническом плане очень сложно, ведь для этого необходимо иметь не только некоторые навыки, а хорошо владеть техникой живописи.

Я считаю, что работа маслом отражает эмоциональная живопись, он применяется на внутреннем видении мира человеком. Она не переносит зеркальное отражение, а пронося свой замысел через размышления, эмоции и переносит на белую ширь полотна уже "свой" мотив, то есть человек воплощает в работе свое "я". Возможно и мои работы будут отражением моего внутреннего состояния - один раз спокойного, другой раз - бурного, отрицающего.

Живя в с. Несветай и обучаясь в Большесальской школе, мне очень нравится архитектура церквей. Среди них есть действительно шедевры и памятники архитектурного искусства. Жаль только, что есть церкви, которые сейчас находятся в очень запущенном состоянии. Но, в общем их архитектура просто превосходна.

Для своей научно - исследовательской работы я выбрала 2 памятника архитектурного искусства, армянскую церковь в с. Несветай разрушенную в период Великой отечественной войны и красивую отреставрированную церковь в Больших Салах.

4.Краткая история о церквях.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Большие Салы Согласно Высочайшей грамоте Российской императрицы Екатерины Второй от 14 ноября 1779 года близ крепости Дмитрия Ростовского армянскими переселенцами с полуострова Крым, родиной которых в свою очередь являлась столица средневековой Армении город Ани, был основан город Нахичевань-на-Дону. Город Нахичевань-на-Дону вместе с пятью окрестными селениями: Чалтырь, Топты, Несветай, Большие и Малые Салы образовали новую армянскую колонию на Дону. По одному из пяти пунктов указа Екатерины Второй, касающихся армян-переселенцев на Дону, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по национальным законам и обычаям, подчиняясь только Эчмиадзинскому католикосу - Верховному патриарху всех армян. Оказавшись на Дону, армянский народ первым делом начал возводить церкви - сначала деревянные, а затем и каменные. За этот период было построено около 20 церквей, которые стали не только культовыми сооружениями, но и центрами духовной и просветительской жизни армянского населения Дона. При многих храмах действовали церковно-приходские школы, библиотеки, богадельни. В 1848 году большесальцы подумывают построить церковь, однако у сельчан возникают разногласия по вопросу выбора места для закладки фундамента. К 1860 году страсти постепенно улеглись, и началось строительство большесальской армянской церкви, которая во всем первозданном величии и поныне является одной из главных достопримечательностей не только Больших Салов, но и всего Дона. В 1867 году красавица-церковь была достроена и освящена. По имеющимся данным, хранящимся в архивах г. Санкт-Петербурга, проекты армянских церквей в селах Несветай, Султан Салы и Большие Салы составлены таганрогским архитектором Муратовым и были утверждены Католикосом всех армян Нерсесом V (1843-1857гг.) в середине 50-х годов ХIX столетия. После его смерти помощь в строительстве большесальской церкви оказывал Католикос Матевос I (1858-1865 гг.), а на завершающий стадиистроительству оказывал содействие Католикос Геворк IV (1866-1882 гг.) и в 1867 году лично освятил церковь. Примечательно, что три католикоса армянской апостольской церкви лично приложили руку к строительству Сурб Аствацацин в селе Большие Салы. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, а в послевоенные годы служба в ней не возобновлялась - здание использовалось под колхозное зернохранилище. С божьей помощью появилась надежда на возрождение этих церквей. Благотворители решили сделать благое дело - дать новую жизнь, разрушенным храмам. Одним из таких церквей является Сурб Аствацацин (Успения Пресвятой Богородицы) в селе Большие Салы. В 2001 года начались первые строительные работы по возрождению разрушенной церкви, и уже к 2003 году был восстановлен купол и часть стены церкви. В 2004 году восстановительные работы получили новую, решающую помощь. В 2008 году Сурб Аствацацин была полностью восстановлена, и 7 сентября Его Святейшество Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин Второй освятил церковь. НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Архитектура моего села»НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Архитектура моего села»

Церковь Иоанна Предтечи в Несветае Несветай (Область Войска Донского) - село в Ростовской области, Российская Федерация. Село было основано в 1780 г. армянами - переселенцами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. Церковь Сурб Карапет была основана в 1790 г. В 1837 г. житель Ново-Нахичевани купец первой гильдии Махтеси Карапет Тоникян обратился в Ново-Нахичеванское духовное правление с просьбой разрешить на собственные средства построить в селе новую церковь, поскольку здание старой церкви находилось в полуразрушенном состоянии. Весной 1858 г. строительство церкви было начато. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, часть перекрытий и стены были разрушены. К сожалению, процесс разрушения и осквернения святыни продолжается до сих пор. Сегодня церковь используется как помещение для скота и остро нуждается в реконструкции. Мы уверены, что рано или поздно найдутся люди, которые с божьей помощью, внемля зову предков, постепенно возродят этот храм, и там снова прозвучит молитва «Отче наш».

Моя тема раскрывает внутреннее содержание родной, близкой мне архитектуры моих сел. В выборе мотивов я стремилась увековечить конкретные архитектурные памятники: церкви. От общения с моими работами, зритель должен почувствовать неудержимое желание приехать, и почувствовать себя частью природы, без которой невозможно существование человека ни в материальном, ни в духовном смысле.

5. Композиционное решение работ.

Работу нельзя выполнять имея определенных знаний, теоретических знаний и практической подготовки.

В первую очередь в работе над композицией необходимо учитывать установленные законы композиции. Конечно, изучению этих законов способствует работа по изучению типов и видов композиции в работах великих мастеров. А именно архитектурных пейзажей в Т.Г.Шевченко, О.Кульчицкой и др.. Такая деятельность способствует не только обогащению знаний, понятий, но и помогает в развитии творческого подхода в разработке задания.

Главной целью является - определение темы работы. Поэтому большое значение для этого имеет предварительная работа на пленэре, то есть необходимо собрать весь исходный материал, при помощи которого формируется дальнейший образ творения. Конечно, эскизы не является шедевра творческой работы, но не надо здесь бояться неудач.

Итак, я начинала работу с набросков карандашом, небольших этюдов, в процессе выполнения которых велись поиски лучшего композиционного решения, установление отношения и расположение основных масс: самого сооружения, окружающей среды. Из нескольких кратковременных этюдов, сделанных с разных точек зрения, в разное время дня, в разную погоду я выбирала лучшую и по композиции и колориту. На основе этих этюдов создавались работы большего формата с более выписанными деталями.

Поскольку в моих работах центральной темой является памятники архитектуры, основной задачей является изображение, воспроизведение всей красоты, неповторимости и гармонии этих зданий и окружающей среды. Поэтому расположить изображение нужно так, чтобы его композиционным центром была само здание. Нужно также решить, какую часть неба и земли захватить в работе.

Лучше выбрать точку зрения с угла, чтобы видно было и фасад здания, и другая стена. Так будет лучше передать объемность формы здания и неповторимость и характерность его архитектурной конструкции.

В поле нашего зрения должна попасть также небольшая часть пространства перед зданием: тротуар, газон или просто земля. Это необходимо для того, чтобы в рисунке не было тесноты и чтобы в сооружения была опора. Выполнив основную композиционное построение необходимо хорошо проработать детали характерны для этих сооружений (орнаментальное убранство колонн, пилястр, отделка ниш, окон, дверей).

Когда композиционное построение работ завершена, проделанные маленькие детали, тогда можно приступить к решению работ в материале. На первом или втором плане часто даю так называемое "введение в композицию" в виде направленной в глубину дорожка. "Введение в композицию" помогает направить внимание зрителя на главный объект изображения, на композиционный центр пейзажа. В моих пейзажах композиционным центром является сооружение: церкви.

6. Этапы выполнения работы.

Перед началом работы над пейзажем с натуры, нужно было выбрать красивые пейзажи для этюдов. Большое значение при выборе точки зрения имеет распределение больших тональных масс. Важную роль при этом играет освещение.

Поиски композиционного решения, определения пропорции, построение, перспективы, нахождение тональных отношений - все это необходимые элементы в работе над пейзажем.

Работая в цвете сначала нужно верно выявить отношение цвета неба с оттенком земли, чтобы передать силу общего освещения и найти цветной оттенок, господствующий в мотиве (утром он будет один, а вечером - другой, серый дождливый день невозможно спутать с золотистым солнечным полуднем).

Нужно найти "цвет неба в цвете земли" ", то есть колорит. Одновременно находить цвет и тон здания. На первом плане выбранного мотива является церковь, здание. На колорит большое влияние дает цвет неба, особенно тех частей, на которые попадают его рефлексы или отображения.

Большое место в пейзаже занимает изображение облаков, формы которых очень разнообразны. И прежде чем писать, надо хорошо изучить их структуру. Облака могут иметь вертикальный и горизонтальный развитие, размещаться в верхнем среднем или нижнем ярусе.

Купол неба посылает рефлексы, особенно заметны на выпуклостям земле и на кровлях зданий.

Очень интересные и богатые тени, которые видны при солнечном свете на здания, приобретает определенного настроения.

В последней стадии работы основное внимание отводится конечному обобщению тоновых и цветных отношений.

Работа в основном велась на пленэре, рисовала этюды. Дома только подправляла отдельные места, элементы пейзажа.


Заключение.

Пейзажная живопись является одним из жанров изобразительного искусства, поэтому его влияние на формирование эстетичного вкуса человека равноценный любому другому средству эстетичности воспитания. Как и другие средства искусства (литература, культура речи, кино, музыка) с помощью которых осуществляется эстетическое воспитание личности, пейзажная живопись имеет свои цели и задачи.

Эта цель: воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Эстетичность воспитания заключается не только в расширении художественного мировоззрения, но и организации человеческих чувств, духовного роста личности, регулятора и корректора поведения. Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают естественное ощущение, вкусы. Оценки, убеждения, идеи, идеалы, отбор эстетическое сознание человека, является субъективным отражением объективного мира и вместе с тем средство познания стороны реального мира - его красоты .

Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, эстетическое воспитание требует розвития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не означает, что каждый должен стать профессиональным художником или специалистом-искусствоведом. Кроме того, что человек должен знать определенную часть произведений искусства, она еще и должна иметь определенный объем знаний по теории и истории искусства. Такое обогащение художественных впечатлений знанием законов искусства не только не глушит эмоционального восприятия, а наоборот, усиливает его, углубляет, делает его осмысленным. Воспитание художественного вкуса поощряет к эстетической деятельности, которая характеризуется определенным результатом, воплощая в жизнь доступные элементы прекрасного.






Список используемой литературы


  1. Большой энциклопедический словарь. - М.: АСТ, 2008. - 1248 с.

  2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.

  4. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / А.В. Семенов. - М. - ЮНВЕС. - 704 с.

  5. Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. - Л.: Искусство, 1939. - 39 с.

  6. Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры / Л.П. Холодова. - Екатеринбург: Архитектон, 2008. - 66 с.

7. Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование / Л.П. Холодова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат. междунар. науч. конф. - Волгоград, 2004. - С. 133


© 2010-2022