Пояснительная записка и рабочая программа по МХК для 5 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Кому адресована программа

Данная рабочая программа для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ. Дрофа.2011 г.

Данная программа включает разделы: пояснительная записка; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

Основная идея программы

Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.

Актуальность, новизна, значимость

Мировая художественная культура (МХК) - пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции - неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Образовательная область данного учебного предмета

Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.

Цели учебного предмета

Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры и на этой основе формирование гражданской позиции, патриотизма.

Роль и место курса в обучении

Данный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы). Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа за год.

Цели и задачи

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет, 5-9 классы.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

  1. класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.

6 класс. «Библейские сюжеты и образы». В центре внимания становится Библия - величайший памят­ник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в раз личные художественно-исторические эпохи. Главная задача - показать духовное богатство и красоту биб­лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства.

7 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса - обращение к проблемам человеческой лич­ности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в религиозных представлениях и замечатель­ных художественных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения.

8(7) класс. «Художественная культура народов мира». Главное внимание сосредоточено на своеобра­зии художественных традиций народов мира, рас­крытии их внутренней сущности и характерных осо­бенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание.

9 (8) класс. «Виды искусства». Постижение сов­ременной классификации видов искусства, выявле­ние эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространствен­ных и временных видов искусства определяют глав­ное содержание курса.

9 (10) класс. «Содружество искусств». В этом классе учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на вы­явлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов ис­кусства, стремление к преодолению границ, естест­венных для каждого способа художественного отра­жения действительности, составляют важную особен­ность данного курса.

Методы, формы обучения и режим занятий

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление метапредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;


  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

• знать/понимать:

  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

• уметь:

  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользовать­ся ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискус­сии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, докла­ды, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; про­фессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.

Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:

  • высказывания учеников на уроке, семинаре, диспуте;

  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;

  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;

  • написание рефератов;

  • презентации.

Список литературы

(основной и дополнительной)


Литература, использованная при разработке программы

  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2011;

  2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;

  3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.

  4. Н.А.Кун. Мифы Древней Греции Эксмо, 2010 г

  5. Великие музеи мира. 20 томов. »Комсомольская правда», 2012 г.

Литература, рекомендованная для обучающихся

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2012

Образовательные диски Золотой Глобус. Путешествие по Европе. DVD Video, MP3


Содержание тем учебного курса

«Мировая художественная культура» 5 класс.

п/п

Темы уроков

Кол.

час.

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Формы

занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 34 ч

1.Сюжеты и образы античной мифологии -16 ч

2

I-ая четверть

9 часов

Введение. Что такое МХК?

Мифы.

Сотворение мира.


Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей».

Эвристическая беседа.

Просмотр фильма

Знать: понятия миф, космос; Гея (Земля), Уран (Небо), Кронос (Зевс),

Тартар(Бездна),

Зевс(Юпитер).

Уметь: объяснить смысл картин на мифологический сюжет о сотворении мира.

Выполнить рисунок

Прочитать мифы о рождении Зевса и его борьбе с титанами.

Написать статью о Зевсе или репортаж с горы Олимп (оформить)

Учебник стр 7-10

3

Бог-громовержец Зевс. Окружение Зевса.


2 ч

Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера».

Свита Зевса, особенности про­тиворечивой характеристики бога-громовержца. Символы и воз­
любленные Зевса. Картины Тициана, Клода Лоррена, Гвидо Рении, В. А. Серова

Интегрированный урок формирования знаний

2. Знать: содержание мифов о рождении Зевса.

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о рождении Зевса.

3. Знать: богов Фемиду, Нику, Ганимеда, Гебу, Деметру, Сизифа, Данаю, Филемона и Бавкиду, Тантала, Европу.

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты об окружении Зевса.

Поисковое задание: Объяснить крылатые выражения (Учебник)


Составить рассказ о своем знаке зодиака, с именем какого олимпийского бога связано название вашего созвездия.

учебник стр. 16-19, стр 20-

25

4


Прометей - «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».


1 ч

Миф о титане духа и воли. Басни Эзопа. Толкование образа в эпоху античности, особая популярность мифа в эпоху романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен), скульптуре и живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев).

Игра (групповая деятельность).

Знать: содержание мифа о Прометее, о конфликте Зевса и Прометея, басни Эзопа о Прометее.

Уметь: применять знания на практике.

Прометей - вор или герой?

Просмотр мультфильма «Прометей»

Творческая работа - поделка, рисунок «Мой Прометей».

Познакомьтесь с содержанием мифа о Посейдоне.стр.31-35

5


Посейдон - владыка морей.


1 ч

Олимпийский бог, владыка моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона в Афинах. Вели­чественный образ бога в произ­ведениях искусства: Л.Бсрнини «Нептун и Тритон». К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю»

Беседа

Знать: содержание мифа о Посейдоне.

Уметь: анализировать, сопоставлять, приводить примеры, работать с литературой.

Сравнительный анализ произведений Бернини,Растрелли

Праздник Нептуналии






Заполнение таблицы произведений искусства

Подготовить

Творческий проект: картины, сочинения и т.д. Темы по выбору:

«Рождение Гефеста»;

«Вулкан - огненная стихия» (римская мифология);

«Бог, покрытый потом» (греческая мифология);

«Мастер - золотые руки»;

«Атрибуты Вулкана»;

«Божественный кузнец. Жизнь Гефеста на Олимпе».

6


Бог огня Гефест.

1 ч

Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия. Картина Веласкеса «Кузница Вулкана».

Защита проектов или докладов.

Знать: содержание мифов о боге огня Гефесте (Вулкане).

Уметь: объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Гефестею

Проблемный вопрос: Есть такое выражение «Добро должно быть с кулаками». Как вы думаете. Имеет ли такое мнение право на жизнь?

Творческая работа: «Рождение Гефеста»,

«Мастер - золотые руки»


Подготовить экскурсию по туристическим местам Греции. Учебник стр.45-48

7

8

Афина - богиня

мудрости и

справедливой войны.


Культ Афины в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия а архитектурном ансамбле Парфенона. Картины Я.Тинторетто, Веласкеса.

Беседа. Работа с источниками.

Знать: содержание мифов о богине Афине.

Уметь: работать с источниками знаний, развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Творческая работа «Афина и Арахна»

Сделать рисунок к наиболее понравившемуся мифу, связанному с богиней Афиной. Прочитать миф о рождении Аполлона и его битве с Пифоном

Учебник сир.51-54

9

Заключительный урок 1-ой четверти

1 ч

конкурс рассказов: кто расскажет больше интересней

Беседа

Проверочный урок


п/п

2-ая четверть 7 часов Темы уроков

Кол.

час.

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Формы

занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся

10


Аполлон. Аполлон и Дафна

1 ч

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. . Различия в художественной интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы Аполлона. Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стра­винского «Аполлон Мусагет».

Практическое занятие.

Знать: содержание мифов о боге Аполлоне.

Уметь: применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

Анализ произведений

картина Тициана «Наказание Марсия»,

Скульптуры Праксителя. Л.Бернини

Подготовиться к диспуту

Неоднородность его восприятия в различные культурно-исто-рические эпохи


Музы Аполлона.

Учебник сир.59-69

11

Мифическая неизвестность

Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота»)

Нас приглашает в гости Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные слова? А я и не заметил!

Что мы знаем о божественных культах и ритуалах?

Урок-диспут.

Знать: о богах-разрушителях и богах-созидателях, о музах Парнаса, почему мифы Греции «живут» в наши дни.

Уметь: эмоционально оценить окружающий мир.

Диспут

Крылатые выражения - такие древние и современные (диспут).






Музы Парнаса: 9. а кто 10-й

Чем страна Греция привлекает туристов?

п/п

Темы уроков

Кол.

час.

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Формы

занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся



12

Диана (Артемида)- покровительница охоты





Культ богини, его отражение в храме Артемиды в Эфесе. Произведения Леохара, Рубенса, Буше.

Урок проблемных ситуаций.

Знать: содержание мифов о Диане(Артемиде).

Уметь: использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, заниматься поисковой деятельностью.

Сравнительный анализ произведений

ИКТ-доклад

13


Триумф Диониса.


1 ч

Культ Диониса, рождение греческого театра. Особенности театрализовано-го действа. .


Тестовое занятие.

Знать: содержание мифов о Дионисе.

Уметь: самостоятельно работать с литературными источниками, работать с тестами.

Описание-сочинение по картине Микеланджело «Вакх»

Воплощение образа Диониса в произведениях искусства.

Объяснить смысл картин на мифологические сюжеты о Дионисе


14

Арес (Марс)- неукротимый бог войны.


Коварство и вероломность Ареса: верные спутницы бога. Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса

Урок-лекция.

Знать: содержание мифов о Аресе(Марсе).

Уметь: приводить примеры, работать с литературой.

Заполнение таблицы «Греческий Арес и Римский Марс

ИКТ-доклад о Марсе

15

Афродита - богиня любви Богиня цветов - Флора.


Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе - «прекрасном баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный бог любви, рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли..

Урок-экскурсия.

Знать: содержание мифов об Афродите, Эроте.

Уметь: сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом.

Творческая работа - «Экскурсия в музей»

ИКТ-доклад об Афродите ИКТ-доклад -миф о

Флоре

16

Закрепление пройденного по мифам)


Викторина (урок-зачет)


Итоговый контроль знаний по результатам изучения материала первого раздела курса.

Урок-зачёт.

Знать: имена всех богов и их деяния.

Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, работать с текстовыми заданиями.

Выполнить буклет «Греческая мифология»



3-я четверть 10 часов



П. Мифология древних славян - 18 ч

п/п

Темы уроков

Кол.

час.

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Формы

занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся

17

18

Велес.


2 ч

Характеристика образа, символы, атрибуты, чествование Велеса, пе­реосмысление культа в христиан­скую эпоху.

Урок-экспедиция.

Знать: величайшего бога древности Велеса, его типичные черты, славянский пантеон богов.

Уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; работать с литературой.

Почему книга называется «Велесова»?

Как была обнаружена «Велесова книга»?

Почему ученые сомневаются в подлинности «Велесовой книги».

Какие сказочные и былинные герои встретились вам на страницах «Велесовой книги»?

Постарайтесь придумать и изобразить обложку «Велесовой книги».


19

20

Дажъбог.


2 ч

Культ бога, народные легенды о Дажьбоге, слияние язычес-кого божества с фольклорным образом Солнца. Отражение культа в народ-ных обрядах и праздниках.

Урок -ролевая игра

Знать: Даждьбога и что он даёт людям.

Уметь: применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения.

Поисково-исследовательская работа:

«Сказочники» - миф о Дажьбоге;

«Историки» - родословная бога

«Филологи» - тайна имени бога

«Астрологи» - атрибуты, символы, праздники.


Оформить в виде стенгазеты (А-3)

«Сказочники», »историки», «филологи! и «астрологи»

21

22

Световид.

2 ч

Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида..

Исследовательская работа учащихся. Лекция.

Знать: о боге Световиде, деде Богов.

Уметь: подбирать и систематизировать материал по выбранной теме, выявлять связи, формулировать выводы, объяснять особенности славянской мифологии, обрядов и праздников; закономерности их возникновения, анализировать факты, сопоставлять миф и реальность, сравнивать традиции различных культур.

Составить кроссворд

Проработка литературы, поиск и систематизация материала. Подготовиться к проверочной работе

23


Проверочная работ.

1 ч

Применение знаний на практике.

Урок-опрос.

Знать: отличия и значение ведущих славянских богов

Уметь: (применять знания на практике).

.


25


Макошь.

1 ч

Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произ­ведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Христианское переос­мысление языческой богини в Параскеву Пятницу, иконы и храмы.

Беседа.

Знать: культ богини Макошь, особенности её образа.

Уметь: рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Вопросы:

Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь? Как имя богини связано с функциями, которые она выполняет.

Почему Макошь была такой почитаемой богиней?

Кто помогает Макоши прясть нить судьбы? Расскажите о них

Соберите материал о святой Параскеве Пятнице. Постарайтесь найти общее и различное в образе Макоши и Параскевы Пятницы.

Расскажите о Макоши, Доле и Недоле. Изобразите их.


26

Заключительный урок

1 ч

Рассказать о славянских богах. Что нового и интересного почерпнули из мифов из жизни о наших предках?

беседа

Проверка знаний

п/п

4 четверть 8 часов

Темы уроков

Кол.

час.

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Формы

занятий

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы обучающихся

27

28

Лада- богиня любви и очарования.

2 ч

Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества - песни, заклички. Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка».

Традиционный урок.

Знать: о богине любви и очарования в славянской мифологии Ладе; о храмах, возведённых в честь Параскевы Пятницы, о характерных особенностях её изображения на иконах XVI века.

Уметь: логически мыслить; классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Перечислите всех детей Лады, каковы их функции?

Как по внешним признакам можно распознать каждое божество, входящее в семью Лады?


Найдите в русском языке слова, родственные именам богинь Лады и Лели.

Прокомментируйте тот факт, что используемые в русских народных песнях запевки «Диди-Ладо» или «Ой, Дид-Ладо» содержат имена богов. (Дид-Лада можно перевести как Великая Лада (Dedis Lado)).

Изобразите каждого из богов семьи Лады с атрибутами (или только атрибуты).


29

30


Купало.

Ярило,

Кострома.

2 ч

Персонажи весенних праздникови покровители земного плодородия. Отражение языческих божеств в народных праздниках, обрядах и поверьях

Традиционный урок.

Знать: праздники древних славян, посвящённых богам Купалу, Ярилу, Костроме.

Уметь: обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно действовать, применять знания на практике.

Чем примечателен бог Ярила?

Что общего между Ярилой и древнегреческими богами Дионисом и Эротом?

Как праздновали день Ярилы?


Сравните праздники Ярилы и Диониса. Что общего? Что различного?

Подготовиться к конференции: «Обряды, традиции, праздники»


31

32

Легенды Северного Кавказа- национальный компонент

2 ч

Знать: мифы о Машуке,Эльбрусе, Бештау,Юце и других.

Презентация.

Доклады

Уметь: применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

Заполнение таблицы произведений искусства

ИКТ найти информацию

33

34

Закрепление и повторение пройденного

2 ч

Проверка знаний

Проверочный урок

Проверка знаний

Как праздновали день Ярилы?

Конференции: «Обряды, традиции, праздники»

3

© 2010-2022