• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели:  Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.  Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.  Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.  Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.  План урока  Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):  -    ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Цели:

  1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

  2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

План урока

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

  • характерные особенности египетской культуры;

  • одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

  1. Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

  2. Практическое выполнение задания.

  3. Подведение итогов.
    Ход урока

Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие по великой, сказочной, загадочной стране. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Отгадайте, о какой стране идёт речь?

На плите,
на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всём, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы,
звери,
птицы,
точки,
загогулины,
кружочки…
Всё знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
(Древний Египет.)

Правильно. Эта страна - родина одной из самых древних культур. Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид - в Древний Египет.

- Что вы знаете о Древнем Египте?

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна». Древний Египет - это государство, существовавшее в долине Нила примерно с 3000 г. по 30 г. до н.э., которым правили фараоны. ФАРАОН - полновластный правитель Египта являющийся сыном бога, его наместником на земле. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. Царственное величие фараона подчёркивали священные символы: КЛАФТ - полосатый платок спадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА - двойная корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества.Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Фараон и его приближенные кроме всех атрибутов власти носили большие по размеру парики. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь - простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи - принадлежало только фараону, реже его приближённым. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего обществаКонспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Усыпальницы фараона - пирамиды стали символом Древнего Египта. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна - льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета - жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь - простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи - принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх - воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).Конспект к уроку ИЗО в 5 классе Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди - куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.

Постановка художественной задачи.

- А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.


© 2010-2022