«Русская народная вышивка» 5 класс

Цель: помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки. Задачи:·         познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; ·         формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы; ·         воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре; ·         развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус. Литературный ряд:  стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин. Зрительный ряд: Схемы-таблицы с мотивами орнаментов. Таблица с изображением знаков-символов. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец. Вышитые полотенца, салфетки. Музыкальный ряд: русские народные песни. Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по программе, разработанной под руководством Б. М. Неменского

Тема: «Русская народная вышивка»

Цель: помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Задачи:

  • познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

  • формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов.

  2. Таблица с изображением знаков-символов.

  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец.

  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.

Ход урока:

Урок проводится в музейной комнате.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

4. Объявление нового материала.

-. Посмотрите, какие красивые полотенца, салфетки, скатерти находятся у нас в музейной комнате, все они украшены вышивкой и кружевом.

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент - от латинского - украшение - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило, прежде всего, оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска - получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит, открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот - верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта - полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время можно встретить красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы - символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки - здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих собратьев.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

- Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни - то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно - древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков - липа, у украинцев - тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (вышитое полотенце).

Древо жизни - символ всего живого, а охраняющие его две птицы - это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь - первый помощник крестьянина - земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне - освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество - мужское начало, а белый - нежность, чистоту - женское начало.

5. Практическая работа.

Выполнение эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Работа выполняется в смешенной технике - акварелью в сочетании с аппликацией, приклеенными к основе вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы



© 2010-2022