• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ. СМЕРТНЫЙ БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» (Культура и искусство во времена Великой Отечественной войны)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ. СМЕРТНЫЙ БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» (Культура и искусство во времена Великой Отечественной войны)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ.
СМЕРТНЫЙ БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ,

РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

(Культура и искусство во времена Великой Отечественной войны)











Автор:

Парцвания Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования







Чапаевск, 2012





СОДЕРЖАНИЕ:



1.Введение:

*проблематика;

*цели и задачи;

*этапы подготовки мероприятия;

*материально-технические средства;

2.1-я часть мероприятия:

электронная презентация с комментариями и художественным чтением литературных произведений 1941-1945гг, прослушиванием музыкальных произведений 1941-1945гг.

3.2-я часть мероприятия:

театральная композиция в форме фронтовой агитбригады по произведениям А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и оригинальным текстам неизвестных авторов 1941-1945годов.

4. Приложения:

* выкройки перчаточных кукол;

*выкройки ростовых масок;

*фотоматериалы.

5. Литература.





1.Введение

Новые условия развития общества существенно повлияли на процессы формирования жизненного опыта детей и подростков. Значительно расширился разрыв между традиционным признанием ценности периода детства для индивидуальной жизни человекам и фактическим статусом детских интересов, форм досуга подрастающего поколения. В то же время от того, какие идеалы сформированы у подрастающего поколения, от готовности детей и подростков к действию на основе гуманных норм зависит успешность цивилизованного развития общества и государства. При реализации этой концепции, опираясь на традиционные формы и методы организации различных видов детских коллективов, объединений дополнительного образования, педагоги сталкиваются с трудностями взаимодействия с ребёнком в сфере свободного времени. Актуальным становиться вопрос, а какие формы и методы могут стать приемлемыми и эффективными в сфере национально - патриотического воспитания.

Программа дополнительного образования детей «Театр вокруг нас» реализуется мною в ГБОУ СОШ «Центр образования» с 1993г. За это время содержание программы изменялось, дополнялось, получало новые модификации, и к сегодняшнему дню значительно изменилось. Неизменным осталось моё убеждение в том, что театральное искусство в школе - это не наскоро сделанные постановки, а в первую очередь средство воспитания, развития и раскрытие личности школьника. Образование и воспитание - не есть воздействие педагога на учащегося, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Театральная деятельность предполагает совместный поиск ответа на возникшие в процессе труда вопросы. Театр, являясь «синтетическим» видом искусства по своей природе, позволяет, как ни одно другое, всесторонне воздействовать на человека.

Одним из основных разделов моей программы занимает раздел «Памятные даты». Особое место занимает День Победы. Ежегодно воспитанники моего объединения принимают участие в торжественном митинге, общешкольных и городских мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Представленная мною методическая разработка - это совместный труд: мой и моих воспитанников, в процессе познания значения и роли культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны, их вкладе в ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ нашей Родины.

В силу особенности детского мышления и восприятия, современная педагогика ориентируется при обучении детей, прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету изучения. В данном случае кукольно-драматическая постановка может стать именно таким педагогическим инструментом активизации интереса детей к истории России и конкретно к истории ВОВ. А работа с мультимедийным оборудованием, создание электронных презентаций - это то, чему я могу поучиться у моих ребят.

Цель: раскрыть роль культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны в формировании патриотических чувств и идей в стремлении отстоять независимость своей Родины.

Задачи:

обучающая:

* познакомить учащихся с произведениями культуры и искусства времен Великой Отечественной войны 1941-1945;

воспитательная:

* продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся;

*донести мысль о необходимости преемственности поколений и связи времён;

*показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа

развивающая:

*развитие познавательной активности и творческого интереса к вопросам истории ВОВ у детей младшего и среднего школьного возраста выразительными средствами искусства

Общие методические указания

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

театральная композиция;

литературно-музыкальная композиция;

мультимедийная презентация (показ слайдов);

Место проведения: актовый зал школы

При подготовке мероприятия следует учесть индивидуальные особенности детей. Театральные проекты хороши тем, что все могут найти в этой деятельности то, что ему ближе, понятнее и лучше всего получается. Я предлагаю разделить ребят на разные творческие группы следующим образом:

  • «Чтецы» ( работа над литературно-музыкальной композицией)

  • «Театралы» (работа над театральной композицией)

  • «Мастера» (изготовление кукол, реквизита, подготовка костюмов)

  • «Электронщики» (подготовка электронной презентации)

Эта работа может быть выполнена различными творческими объединениями под руководством одного педагога.

Работу могут выполнить воспитанники одного объединения последовательно, этап за этапом.

Обе части мероприятия могут существовать, как самостоятельные единицы и могут быть показаны отдельно по усмотрению организаторов.







Мероприятие предназначено для учащихся младшего и среднего возраста. Продолжительность первой части -40 минут.

Продолжительность второй части - 30 минут.

Между 1 и 2 частью перерыв 10 минут.

Первая и вторая часть мероприятия проводится в актовом зале школы.

Зрители появляются в зале под «Адажио» А.Шнитке

Занавес закрыт.

Надпись на занавесе :

« БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ.
СМЕРТНЫЙ БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ,

РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Сценическое пространство сцены делится на воображаемые сектора времени: «ПРОШЛОГО» И «НАСТОЯЩЕГО».

В секторе «ПРОШЛОГО»

Чтецы- 5 человек (старшеклассники)

Чтецы одеты в военную форму времен ВОВ

Чтецы находятся на сцене на протяжении всего времени мероприятия в своем секторе.

Декорации:

Плакаты времен Великой Отечественной войны.

В секторе « НАСТОЯЩЕГО»

Ведущие-5 человек (старшеклассники)

Ведущие в парадной школьной форме

Ведущие появляются в своем секторе по ходу мероприятия.

Группа, работающая с медийным оборудованием -2 человека

Занавес для 1 и 2 части открывается под мелодию А.Шнитке « Военный вальс»

1 часть

« БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ.
СМЕРТНЫЙ БОЙ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

(слайд 1: « 1941-1945-Великая Отечественная война»)

1 Ведущий:

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами - всюду, где ступал кованый сапог фашиста.

2Ведущий :

И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре.

3Ведущий :

Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

1ЧТЕЦ:

Не успевшие стать крылатыми, Умирали они солдатами.

Уходили мальчишки с рассветами, Оставались они поэтами.

(музыка из Ленинградской симфонии)

2ЧТЕЦ :

"Тот самый длинный день в году, И столько наземь положила

С его безоблачной погодой Что двадцать лет

Нам выдал общую беду на всех, и тридцать лет

На все четыре года. Живым не верится,

Она такой вдавила след что живы..".

( К. Симонов ).

4Ведущий :

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество.

5Ведущий:

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: "Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером".

1Ведущий :

Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня "Священная война" на стихи Лебедева-Кумача и музыку Александрова.

( слайд №2: «ПЛАКАТ» )

ЗВУЧИТ МИНУСОВКА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

2Ведущий :

27 июня красноармейцы впервые спели "Священную войну" на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню "взволнованной речью", и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом".

Исполнение песни "Священная война".

3Ведущий :

Первый художественный «удар» по фашистским захватчикам был произведен Кукрыниксами, которые через три дня после начала войны издали плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

(слайд №3: плакат КУКРИНИКСОВ)

Кукрыниксы - это коллектив советских графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов .Самую большую известность им принесли многочисленные виртуозно исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

(слайд№4:плакат « РОДИНА -М АТЬ ЗОВЕТ!)

4Ведущий:

Немногим позже художником Н. Тоидзе был создан известнейший плакат военного времени «Родина-мать зовет!». Выразительность этого плаката произвела его в ранг самого лучшего произведения жанра. Этот плакат и песня «Священная Война» стали художественными символами Великой Отечественной Войны.

5Ведущий:

"Поэзия военных лет - это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

(Слайд№5: «портрет К.Симонова)

1Ведущий:

Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было уже 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Наиболее ярким и сильным стихотворением стало "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Это стихотворение он посвятил своему фронтовому другу, поэту, Алексею Суркову.

3ЧТЕЦ :

"…Жди меня… Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. "Жди меня" - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене Валентине Серовой и всем, кто ждал своих любимых. Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения…

4ЧТЕЦ :

"Жди меня, и я вернусь, Жди, когда других не ждут,

Только очень жди, Позабыв вчера.

Жди, когда наводят грусть Жди, когда из дальних мест

Жёлтые дожди, Писем не придет,

Жди, когда снега метут, Жди, когда уж надоест

Жди, когда жара, Всем, кто вместе ждет".

2Ведущий :

"Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Но слово их тоже было оружием. Среди них были Анна Ахматова и Ольга Берггольц, стихи которых знали и ждали, а также Юлия Друнина, которая в 17 лет ушла на фронт.

(слайд№6: «Портрет О.Берггольц»)

3Ведущий:

Ольга Федоровна Берггольц - "блокадная поэтесса", влюбленная в свой город, в свой народ, в свою страну. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. Она не с чужих слов знает, что такое блокада. В годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: "Ленинградскую поэму", "Февральский дневник", стихотворения, вошедшие в книгу "Ленинградская тетрадь". Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…

(слайд№7 « фотохроника блокадного Ленинграда»)

ЗВУКИ МЕТРОНОМА

5ЧТЕЦ:

И обмерзающей рукой,

перед коптилкой, в стуже адской,

гравировал гравер седой

особый орден - ленинградский.

Колючей проволокой он,

как будто бы венцом терновым,

кругом - по краю - обведен,

блокады символом суровым.

В кольце, плечом к плечу, втроем -

ребенок, женщина, мужчина,

под бомбами, как под дождем,

стоят, глаза к зениту вскинув.

И надпись сердцу дорога,-

она гласит не о награде,

она спокойна и строга:

«Я жил зимою в Ленинграде».

Так дрались мы за рубежи

твои, возлюбленная Жизнь.

(слайд№8 « портрет Ю.Друниной»)

4Ведущий :

Поэтесса Юлию Друнина, прошедшая санитаркой всю войну и сохранившая о ней память на всю жизнь, принадлежала к поколению, которое проходило испытание на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей она в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж что она решила, ничем ее не собьешь. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огонь приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых. Смертельная опасность и тяжкий труд шли рядом.

1ЧТЕЦ:



Я только раз видела рукопашный,

Раз - наяву! И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне".

2Чтец:

-Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.



Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.



(слайд№9 «Портрет А.А. Ахматовой»)

5 Ведущий:

"Анна Ахматова. Великая Отечественная война застала Анну в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. Лирика А. Ахматовой многогранна и глубока. Написанное ею стихотворение "Клятва" звучит как торжественное обещание, обращенное как к будущему поколению, так и к памяти предков. "Мы детям клянемся, клянемся могилами, что нас покориться никто не заставит". В стихотворении "Мужество" возникает глубинный, по своему содержанию, образ - символ "великого русского слова":

2ЧТЕЦ:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово".

(слайд№10 «Портрет А.Т.Твардовского»)

1 Ведущий:

Хочется сказать еще об одном поэте - Александре Твардовском. В 1939 г. поэт закончил Московский институт истории, философии и литературы и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. Начиная с 1940 г. и до самого окончания войны поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над "Фронтовой хроникой". Из этого цикла и выросла поэма "Василий Теркин".

2Ведущий:

Ее замысел возник у Твардовского, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете "На страже Родины", решил завести в ней "уголок юмора" и придумал фельетонный персонаж - Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в сильного, мужественного, бесстрашного и находчивого русского солдата. Поэма имеет несколько глав, и каждая глава печаталась в очередном номере газеты. Бойцы на фронте с нетерпением ждали следующий выпуск "На страже Родины" с продолжением поэмы.

3 ЧТЕЦ:

Шел солдат, как шли другие,

В неизвестные края:

"Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?.."



И в плену семью кидая,

За войной спеша скорей,

Что он думал, не гадаю,

Что он нес в душе своей.



Но какая ни морока,

Правда правдой, ложью ложь.

Отступали мы до срока,

Отступали мы далеко,

Но всегда твердили:

- Врешь!..

И теперь взглянуть на запад

От столицы. Край родной!

Не на шутку был он заперт

За железною стеной.



И до малого селенья

Та из плена сторона

Не по щучьему веленью

Вновь сполна возвращена,



По веленью нашей силы,

Русской, собственной своей.

Ну-ка, где она, Россия,

У каких гремит дверей!



И, навеки сбив охоту

В драку лезть на свой авось,

Враг ее - какой по счету! -

Пал ничком и лапы врозь.



Над какой столицей круто

Взмыл твой флаг, отчизна-мать!

Подождемте до салюта,

Чтобы в точности сказать.

3Ведущий:

Выдающееся место в культуре Великой Отечественной войны заняли стихи, ставшие песнями. Песни войны… Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец…

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

4Ведущий:

"В годы войны массовая песня - самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью.

Исполняется подборка из песен времен ВОВ:

«Эх, дороги»

Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин 1945г.

«Смуглянка»

Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. 1940г.

«Темная ночь»

Музыка: Н. Богословский. Слова: В.Агатов 1944г.

«В землянке»

Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков 1942г.

1Ведущий:

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! - "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

Исполнение песни « Катюша»

2 Ведущий:

В 1943-1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага - ракетные минометы БМ.

Популярность как БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.

5Ведущий:

Эти песни звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов:Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко и другие .

(слайд№11 «портрет Л.А.Руслановой») (слайд№12« портрет Л.О.Утёсова»)

2Ведущий:

ЗВУЧИТ ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

3 Ведущий (на фоне музыки)

В 1942 г. в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович создает свою гениальную седьмую симфонию.

4Ведущий:

"Почти вся симфония сочинена мною в моем родном городе Ленинграде. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагами, которые делаются героями и побеждают"

5Ведущий:

Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда.

(слайд№13 Мемориальная доска в честь Дмитрия Шостаковича в Самаре)

(слайд№14 «Фотохроника Ленинграда»)

1 Ведущий:

9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.

2 Ведущий:

В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист: Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку.

Зал филармонии был полон. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

3 Ведущий:

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из Германии, разыскавшие Элиасберга, признались ему:«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

5Ведущий:

Все мастера советского искусства стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали плакаты, станковая живопись. Большую роль сыграли произведения плакатистов и художников Кукрыниксов.

(слайды «плакаты КУКРИНИКСОВ»)

1Ведущий:

Художники-сатирики, мастера уничтожающе-язвительного политического шаржа и карикатуры, в годы войны Кукрыниксы выступали как авторы героического плаката. Гитлеровское командование в бессильной злобе расстреливало из орудий сатирические плакаты Кукрыниксов, которые наши солдаты выставляли перед немецкими окопами.

2Ведущий:

В мае 1945 года, сразу же после падения Берлина, они прилетели в город. В гитлеровском бункере делают зарисовки задуманной картины о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье. На их основе и личных впечатлениях от бункера и создают свою знаменитую картину «Конец».

(СЛАЙД№14 «КАРТИНА КУКРЫНИКСОВ « Конец»)

4ЧТЕЦ:

И над фашистскою столицей,

Пронзая синеву насквозь,

Как вестник славы, вольной птицей

Победы знамя вознеслось!"



(Слайд №15 « В Берлине»)

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «Прощание Славянки»

























2 часть

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«БЕЙ ВРАГА!»

( на сцене все участники)

-Всё может родная земля!

-Может накормить теплым и вкусным хлебом,

-Напоить родниковой водой,

-Удивить своей красотой.

- И только защитить она себя не может.

-Поэтому защита Отечества и родной земли - долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.

-Тем, кто шел в бой за Родину,

Выстоял и победил…

-Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко льду…

-Тем, кто ради правого дела сердце был готов отдать…

-Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил-

ПОСВЯЩАЕТСЯ!!!

-Вас приветствует фронтовая концертная бригада

БЕЙ ВРАГА!

( звучит мелодия « КАТЮША»)

-Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

Раз война - про всё забудь

И пенять не в праве.

Собирайся в дальний путь,

Дан приказ: « Отставить!»

- Грянул год, пришел черед,

Ныне мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

- От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе -это мы,

Твой народ Россия.

- И поскольку это мы,

То скажу вам братцы,

Нам из этой кутерьмы

Некуда податься.

- Тут не скажешь: я не я,

Ничего не знаю,

Не докажешь, что твоя

Нынче хата с краю.

- На войне про всё забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит, драка.

(Участники прячутся в импровизированный окоп. Его можно сделать из стульев, накрытых тканью)





- Вышел как-то спозаранку,

Глянул- вот ядрёна вошь-

Прут немецких тыща танков…

- Тыща танков? Ну,брат,врёшь…

-А чего мне врать, дружище?

Рассуди- какой расчет?

- Ну зачем же сразу- тыща?

-Хорошо. Пускай пятьсот.

Где ж, пятьсот? Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Сколько танков? Триста? Двести?

-Повстречай один, хотя б…

( Звучит музыкальный момент из «7 симфонии» Д.Шестоковича. Разыгрывается кукольная инсценировка. Из-за деревьев выезжает фашистский танк)

-Низкогрудый, плоскодонный,

Отягченный сам собой,

С пушкой, в душу наведенной,

Страшен танк, идущий в бой.

-Хоть и страшно, да не струшу

И в кусты не побегу,

Клятву сердца не нарушу

И пути не дам врагу.

Пусть всего одна граната,

Но и той не будет рад.

(Боец убегает за кулису, а на ширме появляется кукла БОЙЦА)

- Свой гостинец от солдата

Получай, фашистский гад!

(Кукла БОЙЦА кидает гранату, танк останавливается

и загорается)

-Получил своё, каналья?

Сдох? Теперь валяйся тут!

Наша кончилась баталья.

Скоро Гитлеру капут!

(Бойцы поднимаются из окопа. Звучит мелодия « ВАЛЕНКИ». Разыгрывается кукольная анимация, в которой участвуют куклы КРЕСТЬЯНИНА, НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА, РУССКОГО СОЛДАТА, ГИТЛЕРА)



-Днем фашист сказал крестьянам

Шапку с головы долой!

Ночью отдал партизанам

Каску вместе с головой.



- Посмотри - у русских каша-

-Будем вашу кашу есть!

- Извините, каша наша не про вашу честь!



-ГИТЛЕР вздумал угоститься

Чаю русского напиться.

Зря, дурак, позарился -

Кипятком ошпарился.



-Шли от Кайзера к нам гости-

Да от них остались кости.



-Шёл Юденич-генерал-

Да чуть жив от нас удрал.



-Маннаргейм к нам сунул нос,

Да едва его унёс.

- И с фашистом будет тоже-

В землю лечь ему поможем!!!

( Звучит мелодия «ЯБЛОЧКО». Боец делает несколько танцевальных движений.)

- Нет, ребята , я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу : зачем мне орден ?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону…

Буду ль жив ещё ?- Едва ли

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое-

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел ,а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий-

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

-Как, мол, что?- Бывало всяко.

-Трудно всё же?- Как когда.

-Много раз ходил в атаку?

-Да, случалось иногда…

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

- Нет, ребята. Что там орден,

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

( Бойцы располагаются на ночлег. Во время чтения отрывка « О награде» на заднем плане появляется ДЕВУШКА В костюме « БЕРЁЗЫ». Она стоит к зрителям спиной.)

- Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

-В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

-Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костер дымиться.

-Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

-Тяжела, мокра шинель…

-Дождь работал добрый…

-Крыша - небо, хата-ель…

-Корни жмут под рёбра…

- Пусть помёрзнет немец-барин…

-Немец-барин не привык…

-Русский стерпит - он мужик…

( Бойцы засыпают. Звучит минусовка песни «Темная ночь». ДЕВУШКА в костюме «БЕРЁЗЫ» проходит между бойцов, едва касаясь их своими ветвями -как бы оберегая их. Затем она уходит.)

РАЗДАЮТСЯ ЗВУКИ ВЗРЫВОВ И АВТОМАТНЫХ ОЧЕРЕДЕЙ

-Эй, вставай!

Война - работа!

Поднимайся!

Становись!

(Участники встают в две шеренги, раскачиваются в разные стороны, изображая волны.)

-Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромёшной мгле.

- Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

- Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

- Снег шершавый кромка льда.,

- Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода,-

Ни приметы не следа.

- Переправа. Переправа!

Берег правый, как стена…

Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна.

-Переправа, переправа…

Темень, холод.

Ночь как год.

-Но вцепился в берег правый,

Там остался первый взвод.

-Ждут рассвета, ждут подмоги,

Духом падать не хотят.

-Ночь проходит, нет дороги

Ни вперёд и ни назад…

(Участники отходят на задний план. Двое остаются в «дозоре».)

-То ли снится, то ли мнится,

Показалось что невесть.

-То ли чурка. То ли бочка

Проплывает по реке?

- Нет, не чурка и не бочка-

Просто глазу маята.

-Не пловец ли одиночка?

Шутишь, брат! Вода не та!

- Да, вода… помыслить страшно.

Даже рыбам холодна.

-Не из наших ли вчерашних

Поднялся какой со дна?

- А не фриц? Не к нам ли в тыл?

-Нет. А может это Теркин?

-Братцы, - он!

(Участники окружают Теркина, надевают на него шинель задом наперёд, подбадривают.)

-Встал живой,- добрался в плавь

- Ни зубами, ни губами

Не работает - свело.

-Подхватили, обвязали,

Дали валенки с ноги.

-Пригрозили, приказали-

Можешь, нет ли, а беги.

-Разрешите доложить…

Взвод на правом берегу

Жив - здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнем

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим!!!

- Да! У русской трёхлинейки

Огонёк первостатейный.

- Сабли русские сверкнут-

Фрицам с Гансами - капут.

- Русский воин с пулемётом-

Смерь в бою немецким ротам!

- Внимание! Внимание!

Вместо назначенной триумфальной кантаты Адольфа Гитлера

«Взятие Сталинграда» будет исполнен похоронный марш

«Адью, шестая армия» ( музыка того же автора).

( Звучит мелодия « КАТЮША»)

( Выходит боец, пьёт воду из котелка.)

- На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки, какой угодно,

Из ручья , из-подо льда,-

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б - вода.

(Выходит боец в поварской шапке)

-На войне, в быту суровом,

В трудной жизни боевой,

На снегу, под хвойным кровом,

На стоянке полевой,

Лучше нет простой, здоровой,

Доброй пищи фронтовой.



-Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

- Не прожить, как без махорки,

От бомбёжки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки, какой.

(Звучит мелодия «ВАЛЕНКИ»)

-Послушайте, уважаемые слушатели фронтовую историю «Три поросёнка,

Или как партизаны фашистам свинью подложили».

-Близ дороги у поляны у поляны ждали немцев партизаны,

Взяв с собой на этот раз странной живности запас…

-Чу! В дали видны фашисты,

В штаб спешат мотоциклисты…

- Видит вдруг их жадный взгляд

Трёх отличных поросят…

- Соблюдая свои обычаи,

Немцы бросились к добыче…

Но поймали под конец не свинину, а свинец!!!

( Звучат автоматные очереди)



-Русский воин с пулемётом-

Смерть в бою немецким ротам!

Как пошлём врагу снаряд-

Сразу вгоним фрицев в ад!

-Грянет русский миномёт -

Немец ног не соберёт!

(Звучит мелодия «ЯБЛОЧКО»)

-А сейчас вашему вниманию рассказ гвардии рядового о том,

как я за « языком» ходил.

- Вот сижу я, значит, братцы,

Под покровом темноты.

Слышу шорох. Вижу, братцы,

Немец лезет…

-Ну а ты?

- Ну а я конечным делом

Притаился меж сосён.

Белый снег и я весь в белом.

Жду бандита…

-Ну а он?

-Ну а он всё ближе, ближе…

Только вижу я, браты

Брюхом он лежит на лыже,

Снег глубокий…

-Ну а ты?

Ну а я решил упрямо:

Взять живым его должон.

Автомат направил прямо.

Будь, что будет…

-Ну а он?

-Ну а он совсем уж рядом

Наровит вильнуть в кусты,

Водит, вижу волчьим взглядом,

Подползает…

-Ну а ты?

-Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком

И на фрица на верзилу

Прямо с ходу сел верхом.

« Хальт!»- кричу « Не то стреляю! Ходу чертова душа»

И к затылку подставляю

Свой заветный « пе-пе-ша».

-Ну а он?

-Куда ж деваться!

Подчинился мне подлец,

И повёз меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон!

(Звучит музыка Д.Шестаковича. Разыгрывается инсценировка с масками ГИТЛЕРА и НЕМЕЦКОГО ГЕНЕРАЛА)

-ЗА то, он в ночную тишь

Незащищенный жег Париж,

На клочья рвал мужчин и женщин-

Крестом железным он увенчан.

-На Лондон он летал потом

Чтоб разрушать за домом дом,

И Гитлер сам от крови весел

Тут крест второй ему навесил.

-В полёт пустился к Ленинграду

Чтоб третью получить награду.

Но он ошибся окаянный-

И третий крест был деревянный.



( Появляется маска Гитлера. Он играет глобусом)

-Географическую сетку

Он превратить хотел в жилетку,

Чтобы на ней пестрел узор

Бесчисленных морей и гор.

(Бойцы окружают его кольцом, отбирают глобус)

И сам попал он точно в клетку

В географическую сетку.

Ему из клетки не уйти -

Как зверь сидит он взаперти!

-И мы пошли освобождать Европу.

Солдаты наши в блиндажах, в окопах,

В землянках, танках, дотах, дзотах,

На кораблях и в самолетах…



-Фашистских оккупантов побеждали.

До самого Берлина немцев гнали.

Был взят Берлин, и на рейхстаг

Был гордо водружен наш флаг.

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ « ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»

Все участники застыли в «фотографии» на фоне знамя Победы.



5.Литература

К. Симонов «Стихи и поэмы» Издательство «Художественная литература».М.:1978

А.Т. Твардовский « Василий Теркин» Собрание сочинений. Издательство "Художественная литература". М.: 1966

Печатные материалы «Боевой карандаш» ЛЕН.:Х.Литература1977

Печатные материалы «Кукрыниксы»ЛЕН.:Искусство1981

Юлия Друнина. Избранное. В двух томах - Художественная литература, 1981.

Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990.

О.Берггольц Самиздат Ленинграда 1950-е - 1980-е. Литературная энциклопедия. М.: Новое литературное обозрение, 2003

Ресурсы сети Интернет:

elibrary.ru

rvb.ru/index.html

ug.ru

Материалы из Википедии - свободной энциклопедии

Фонотека

Р.н.п. «Валенки»

Р.н.п. «Яблочко»

«Катюша»

М. Блантер, М. Исаковский -1938г

Марш «Прощание Славянки»

А.И.Агапкин 1913г

«Эх, дороги»

Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин 1945г.

«Смуглянка»

Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. 1940г.

«Темная ночь»

Музыка: Н. Богословский. Слова: В.Агатов 1944г.

«Несокрушимая и легендарная»

Музыка: А.Александров. Слова : О.Колычев 1943г.

«В землянке»

Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков 1942г.

Д.Шостакович

Симфония№7 «Ленинградская симфония»1942г























© 2010-2022