- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству (изо) для 6 класса
Рабочая программа по искусству (изо) для 6 класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукасевич Н.В. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
________/____________/
ФИО
Протокол № ___ от __08.2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР_________/С.А. Сабурова/
ФИО
«__» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________/Н.В. Потапова/
ФИО
Приказ № ___ от___ августа 2015г.
Рабочая программа
по искусству (изо)
для 6 класса
Составитель: Лукасевич Надежда Викторовна, учитель искусства
с. Сладковское, 2015
Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе авторской программы Неменского Б.М. и посвящена основам изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.
Особенности курса.
«Изобразительное искусство» 6 класс является целостным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, которые изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Через отношение к действительности развивается образное мышление. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Целью художественного образования в 6 классе является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Задачи:
-
Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип
-
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.
-
Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.
-
Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
-
Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
-
Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.
Если обучающиеся отсутствуют в школе в связи с длительной болезнью, они самостоятельно выполняют задания с целью прохождения материала, в том числе с применением дистанционных технологий (интернет, сайт школы, электронные ресурсы и др.).
Обучающиеся предоставляют выполненные во время болезни задания в соответствии с требованиями педагогов.
Самостоятельная деятельность обучающихся во время болезни может быть оценена только в случае достижения положительных результатов.
Согласно расписанию занятий в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» делается запись темы учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием при условии, если обучающиеся класса в дистанционном режиме изучили тему с отметкой: «дистанционно, материал изучен самостоятельно» (если отсутствуют все обучающиеся класса).
Количество часов в неделю - 1 ч. По годовому календарному графику в 2015-2016 учебном году выходит 32 учебных часа вместо 34часов,которые предусмотрены программой, поэтому на 27 ( "Изображение пространства", "Воздушная перспектива") и 29 ("Пейзаж настроения", "Пейзаж в русской живописи") уроках будет изучено по две темы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Технологии и методы обучения:
- Традиционные (наглядные, словесные и практические методы обучения);
- нетрадиционные методы обучения изобразительному искусству (рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.)
- частно-предметные:
-
игровая (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);
-
информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)
-
педагогический рисунок (рисунок на доске)
-
дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)
-
здоровьесберегающие (организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)
-
проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности).
-
Критерии оценивания практической работы
по изобразительному искусству (живопись)
«5» - отлично
- выполнено композиционное размещение рисунка в листе с учётом всех законов;
- выявлен характер и пропорции натурной постановки;
- найдены соответствующие натурной постановке большие локальные цветовые отношения;
- выявлен объём и форма предметов тонально и по цвету;
- раскрыты технические особенности выбранного художественного материала;
- работа обладает цельностью и создаёт положительное художественное впечатление
«4» - хорошо
- композиционное размещение рисунка в листе выполнено с незначительными отклонениями;
- нарушены пропорциональные соотношения в конструкции объектов;
- незначительные отклонения в выборе общего цветового строя композиции;
- объём предметов вылеплен обобщённо, но без разрушения формы объектов;
- раскрыты технические особенности художественного материала;
- общее художественное впечатление нарушается недостаточной сбалансированностью тональных соотношений в композиции
«3» - удовлетворительно
- нарушены пропорциональные соотношения объектов постановки и пространства листа;
- построение предметов и пространства выполнено с серьёзными ошибками или отсутствует;
- изменены крупные цветовые соотношения;
- объём и форма предметов выполнены лишь тонально;
- грубое нарушение техники работы с выбранным художественным материалом
- общее художественное впечатление от работы разрушается дробностью цветовых пятен или отсутствием гармоничных цветовых соотношений
«2» - неудовлетворительно
- отсутствие навыков композиционного размещения рисунка в листе;
- отсутствие конструктивного построения натюрморта;
- не найдены общие цветовые отношения;
- пластические характеристики предметов не читаются, объём не выявлен;
- грубое нарушение техники работы с выбранным материалом;
- общее художественное впечатление от работы разрушено отсутствием единства композиции как пластически, так и по цвету
Критерии оценивания практической работы
по изобразительному искусству (рисунок)
«5» - отлично
- грамотное нахождение композиции в листе;
- использование законов перспективы;
- выявление пластических особенностей предметов;
- передачи объема и формы предметов;
- хорошее владение графическими средствами и материалами;
- общее художественное впечатление от работы
«4» - хорошо
- композиция рисунка имеет некоторые неточности;
- законы перспективы соблюдены, нарушения незначительные;
- конструктивные особенности изображены с нарушениями пропорций;
- объем и формы предметов постановки имеют искажения;
- владение графическими средствами и материалами убедительно, помарки и погрешности незначительные;
- общее художественное впечатление от работы нарушено неравномерной проработкой отдельных частей рисунка
«3» - удовлетворительно
- композиция рисунка нарушена;
- законы перспективы условны или не соблюдены;
- объем плохо читается;
- владение графическими средствами на начальном уровне, без учета особенностей материалов и фактур;
- работа не завершена
«2» - неудовлетворительно
- отсутствие понимания сути композиционной работы;
- законы перспективы не используются;
- пропорции нарушены и нет единого композиционного центра;
- объем не читается;
- владение графическими средствами не наблюдается;
- работа не завершена, грязь, неаккуратность
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс - 6
Количество часов в неделю - 1 ч.
Количество часов в год - 32ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе ученик должен знать:
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива, пропрорции, пространство, объем;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
-
о месте и значении изобразительных искусств в жизни общества и человека;
-
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения.
В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе ученик должен уметь:
-
применять художественные материалы (гуашь и акварель, природные и подручные материалы), графическими материалы (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
-
представлять конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусств.
Содержание учебного предмета
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стрежень программы. На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, то есть языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях и началом служит собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, обладающего определенной культурой, определенным, развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно приобретаются навыки и практический опыт использования цвета, формы, пространства, согласно специфике строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красот творчества.
Тема I четверти «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8ч) содержит различные этапы выполнения карандашом как самостоятельного графического произведения. Изучаются выразительные свойства линии, виды и характер линии, ритм линий, ритмическая организация листа, пятно, роль пятна и линии в изображении, тональная шкала, основные и составные цвета, дополнительные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Изучаются способы выражения в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность, восторг и т. д.
Тема II четверти «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч) раскрывает многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства, о цветовой и композиционной организации. выражении цветом в натюрморте настроений и переживаний художника, графическое изображение натюрмортов с передачей света и тени.
Тема III четверти «Вглядываясь в человека. Портрет» (9ч) раскрывает закономерности в конструкции головы человека, пропорциях и различных ракурсах, образы человека в графическом изображении, в живописи и скульптуре, выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Тема IV четверти « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7ч) раскрывает основы о видах и жанрах в изобразительном искусстве, видах перспективы как средства выражения и передачи глубины пространства и использование правил перспективы при изображении пейзажа.
Рабочей программой предусмотрено проведение творческих работ - опыт творческой деятельности, проектной деятельности. Формой проведения занятий по программе является урок. Программа «Изобразительное искусство» в 6 классе предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: интегрированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок обобщения и закрепления знаний.
Формы и методы проведения уроков- изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек), освоение основ рисунка, живописи, выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке и передаче настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.
В программе предусматриваются беседы об искусстве и показ репродукций, видеофильмов, которые развивают у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности подростка. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности
Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность дает возможность учащимся использовать полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, плакаты и панно для оформления класса. Решение творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Календарно- тематическое планирование 6 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
Количество часов
8
8
9
7
32
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Формы / виды контроля
Тема I четверти
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 8ч
1.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
1
07.09
индивидуальная
2.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
1
14.09
индивидуальная
3.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
1
21.09
фронтальная
4.
Цвет. Основы цветоведения.
1
28.09
тест
5.
Цвет в произведениях живописи.
1
05.10
практическая
6-7.
Объёмные изображения в скульптуре.
2
12.10
19.10
групповая
8.
Основы языка изображения (обобщение темы)
1
26.10
тест
Тема II четверти «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 ч
9.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
09.11
индивидуальная
10.
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
16.11
парная
11.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
23.11
Фронтальный опрос
12.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
1
30.11
индивидуальная
13.
Освещение. Свет и тень.
1
07.12
индивидуальная
14.
Натюрморт в графике.
1
14.12
практическая работа
15.
Цвет в натюрморте.
1
21.12
практическая работа
16.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение опыта).
1
28.12
Тест
Тема III четверти
«Вглядываясь в человека. Портрет» 9ч
17.
Образ человека - главная тема искусства.
1
11.01
индивидуальная
18.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
1
18.01
индивидуальная
19.
Изображение головы человека в пространстве.
1
25.01
индивидуальная
20.
Портрет в скульптуре.
1
01.02
групповая
21.
Графический портретный рисунок.
1
08.02
индивидуальная
22.
Образные возможности освещения в портрете.
1
15.02
парная
23.
Роль цвета в портрете.
1
29.02
тест
24.
Великие портретисты прошлого.
1
14.03
индивидуальная
25.
Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
1
21.03
индивидуальная
Тема IV четверти
« Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» 7 ч
26.
Жанры в изобразительном искусстве.
1
04.04
фронтальный опрос
27.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1
11.04
индивидуальная
28.
Пейзаж - большой мир.
1
18.04
практическая работа
29.
Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.
1
25.04
индивидуальная
30.
Пейзаж в графике.
1
16.05
индивидуальная
31.
Городской пейзаж.
1
23.05
индивидуальная
32.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы).
1
30.05
Тест
Описание методического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2006.
2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. организайий/ Л.Н.Неменская; под ред.Б.М.Неменского.- 2-е изд. - М.:просвещение,2013. - 175с.:ил.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. - М.: Рольф, 1999. - 80 с., с илл. - (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Методический фонд
-
Репродукции картин художников.
-
Муляжи для рисования
-
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
-
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
-
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
-
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Интерактивный комплекс с выходом в интернет:
-Мультимедийный проектор;
-Компьютер.
3. Стол учительский, компьютерный. 4. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
5.Четыре шкафа для книг, дидактического материала.