Урок. Зима. Техника граттаж

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Зимний пейзаж в графике (техника граттаж). 2-й урок 6 класс

Цели урока:

--- по достижению предметных результатов: освоение графики, как вида изобразительного искусства; графическое изображение пейзажа в технике "граттаж", овладение техникой штриха; учить понимать закономерности композиции и перспективы; выражать свои мысли, идеи.

--- по достижению метапредметных результатов: умение видеть и воспринимать музыку, пейзаж; оценивать результаты творческой работы.

--- по достижению личностных результатов: передать свое эмоциональное состояние графическими средствами; мотивация к художественно - творческой активности с помощью нетрадиционных материалов и техник; развивать графические умения и навыки; воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, творческое задание, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий.

Подготовка класса:

Зрительный ряд: презентация «Зимний пейзаж в графике»; заготовки: листы плотной бумаги, закрашенные в черный цвет для работы в технике "граттаж"; рисунки «деревья зимой", образцы штрихов, линий; зубочистки, салфетки для рук, газета на парту, бумага под руку, для чистоты.

Музыкальный ряд: фрагмент музыки «Сказочная фея» из оперы П.И. Чайковского "Щелкунчик".

Основные понятия: «графика», "графическикие средства: линия, штрих, пятно", "техника граттаж", "композиция"

План урока

1.Организация к уроку- 2 мин.

2. Проверка домашнего задания-3мин.

3. Актуализация знаний -10 мин.

4. Открытие нового знания-5мин.

5. Практическая работа-20мин.

6. Рефлексия-3мин.

7. Домашнее задание-2 мин.

Ход урока

1. Организация к уроку-2 мин.

На партах застелены газеты, листы плотной бумаги А*4, закрашенные в черный цвет для работы в технике "граттаж"; наброски «деревья зимой", образцы штрихов и линий; зубочистки, салфетки для рук, бумага под руку, для чистоты.

2. Повторение

Мы продолжаем с вами заниматься одним из видов изобразительного искусства, как графика.

-Скажите, что означает слово "графика"? ГРАФИКА

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии. В отличие от живописи цвет в графике играет вспомогательную роль.

Традиционно к графике относят все, что нарисовано на бумаге: акварель, пастель, гуашь, темперу, тушь, уголь, карандаш, соус, уголь, сангину, сепию и т.д.

-Графика с перевода греческого означает пишу, черчу, рисую.

-На какой материал наносит изображение художник-график?

-На бумагу.

-Назовите разновидности графики

-Рисунок и гравюра.

- Определяем деревья по характеру:

ель-- пушистая, густая;

береза - стройная, гибкая;

дуб - корявый, толстый;

ива - поникшая, гибкая.

-Скажите, какими графическими материалами вы пользовались при изображении рисунков?

Ответы детей....

-Какими выразительными средствами пользовались при рисовании деревьев?

-Выразительные средства - это линия, штрих, пятно.

Перед вами на партах есть образцы линий и штрихов. Сегодня их помощью вам предстоит изобразить ваши представления о зимней природе. Вы будете рассказывать о зиме не словами, а линиями и штрихами.

3. Актуализация знаний -10 мин.

Но прежде мы будем учиться слышать, видеть и изображать настроение природы. Этому будут учить нас природа и музыка.

Итак, приготовились видеть и слышать природу.

3-й СЛАЙД -- "Зима" И.И.Шишкин в сопровождении фрагмента «Сказочная фея» из оперы П.И. Чайковского "Щелкунчик".

Описание картины Шишкина «Зима» начнём с определения общего колорита и настроения произведения. От полотна веет холодным спокойствием, умиротворением, зимним праздничным настроением. На переднем плане изображена заснеженная поляна. Как видно, не так давно прошла буря. Она поломала сухие или слабые деревья, которые полегли на мёрзлую землю. Снег завалил всё вокруг высокими сугробами, под которыми прорисовываются упавшие стволы. Сучки и ветки торчат из-под них, резко чернея на белом фоне. Продолжая описание картины Шишкина «Зима», обратим внимание на то, как рельефно, реалистично выписан снег. Мы можем разглядеть каждую ямку, каждый холмик. Так и хочется протянуть руку и потрогать его, ощутить лёгкое покалывание морозца под пальцами. В центре картины, возле лежащих стволов, в меховых шубках стоят маленькие ёлочки. Они не пострадали от бури, а прикрывший их снежок надёжно защитит от морозов и других нападок зимы. И весной, когда всё растает, природа встрепенётся от оцепенения и радостно потянется навстречу солнцу, ёлочки легонько встряхнут лапами и пойдут расти наперегонки друг с другом. Такая же дружная еловая семейка в живописном наряде высится и справа от малышей. Переместим описание картины Шишкина «Зима» чуть левее. Там живописно раскинулись высокие кусты, может быть, шиповника. Их заиндевевшие ветки чётко вырисовываются на фоне тёмных деревьев, растущих по соседству. А вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. картина Шишкина «Зима»Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. И даже снег отливает краснотой. По-видимому, Шишкин описывает природу на излёте дня, когда солнце потихоньку заходит за горизонт, и чудный зимний закат начинает набирать силу. Описание картины Шишкина «Зима» заставляет обратить особое внимание на задний план живописного полотна. Сосны уходят вдаль, в перспективу, и мы понимаем, что лес раскинулся далеко, куда хватает взгляда, на многие километры. Замечательно в картине то, что каждая деталь, каждый предмет выписан особо тщательно, очень точно, жизненно. Мы можем не только разглядеть оттенки белого зимнего неба, низкого и холодного, но и, кажется, потрогать шершавую кору, вдохнуть столь узнаваемый, незабываемый, вкусный аромат этого потрясающего времени года. Автор произведения - романтик, воспевающий природу, умеющий жить её жизнью. И реалист, для которого важна точность, правдивость в большом и малом. Картина Шишкина «Зима» в этом смысле - отличный образец того, каким знатоком русской флоры, каким точным мастером был художник. Шишкин «Зима»Ещё одно замечательное свойство таланта - рисование без прикрас, без «приглаживающих» выдумок. Пейзаж Шишкина, любой, именно такой, какой он есть на самом деле. Мастер не старается изобразить его лучше, интереснее, пригляднее, чем в действительности. Однако душа природы, могучая и трепетная, русский её характер, как раз и выявляются во всей красе именно благодаря этой правдивости. Художником «совершенной действительности» был назван современниками Шишкин. «Зима» - одна из лучших его картин. Хотя всё живописное наследие мастера входит в золотой фонд русского искусства.

4. Открытие нового знания:

- Художник и композитор представили зимний лес, как сказку, как чудо, как волшебство. Сегодня и вы будете рассказывать о красоте зимнего леса, но не цветом, не музыкой, а графическими средствами: линиями, штрихами, точками, тоном. Ваша картина будет черно-белая. Я познакомлю вас с необычной, нетрадиционной техникой изобразительного искусства. И рисовать будем тоже необычно, используем необычные инструменты для изображения. Техника, в которой мы будем сегодня работать, называется «граттаж». Слово "граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники - воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги.

- лист бумаги расположить вплотную к столу, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины.

Прежде чем перейти к практической работе мы немного поиграем.

Физкультминутка

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, дружно ею потрясем...

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем круги

Буги-вуги! Эг-гей!

Руку левую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, дружно ею потрясем...

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем круги

Буги-вуги! Эг-гей!

Ногу правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, дружно ею потрясем...

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем круги

Буги-вуги! Эг-гей!

Ногу левую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, дружно ею потрясем...

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем круги

Буги-вуги! Эг-гей!

5. Практическая работа.

А теперь перейдем к практической работе. Ваша графическа работа будет представлена , при лунном сиянии. У вас на столах находятся загрунтованные листы,а также рисунки деревьев, которые можно срисовать на вашу картину. Инструментом для рисования будет заостренная палочка, при помощи которой будете выцарапывать зимний пейзаж.

Во время работы нельзя размахивать руками и инструментами;

- стол перед началом работы застелите газетой;

-чтобы не пачкать работу, под руку приложите бумагу;

-испачканные руки вытираете о салфетку.

(Самостоятельная работа. СЛАЙД -- фоновая музыка--П.И.Чайковский "Щелкунчик")

6. Итог урока. Рефлексия.

-Экспресс - выставка.

- Вы с помощью волшебной заостренной палочки наносили линии и на черном фоне ожили деревья.

Требования к рисункам для выбора лучших работ на выставку:

1) равновесие объектов;

2) цельность картины, взаимосвязь предметов;

3) умение работать штрихом, линией, контуром, пятном;

4) аккуратность;

5) завершенность работы.

Повторение

"В изобразительном искусстве главным является рисунок. Рисунок выполняется с помощью графических материалов ...., ..., ...., ....,.... Художественные произведения, выполненные такими материалами называются ........ с греческого языка переводится как.... Средствами графики являются ...., ..., ...,..., ... Графику часто называют искусством ... и ... цвета. Цвет в графике тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи, где он главный. Значит, в живописи главный ... , а в графике ... .

7. Домашнее задание.

Выполнить набросок черным фломастером с яблони и вишни.

Урок. Зима. Техника граттаж.


© 2010-2022