- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Планирование Изобразительное искусство, 8 класс
Планирование Изобразительное искусство, 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухаметзянова А.И. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для VIII класса разработана на основе нормативных документов:
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (2004г.);
-
базисного учебного плана Министерства образования Российской Федерации и Республики Татарстан;
-
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, утверждённой МОиН РФ (2011г.);
-
учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.
Цель и задачи изучения учебного плана:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для VIII класса соответствует федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану школы, рассчитана на 18 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Учебно-тематический план
8 класс
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
2
1
1
Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры
10
-
10
Синтез искусств в театре
5
-
5
Всего
17
1
16
Содержание образования
Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Требование к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
-
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы;
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству
Рабочие программы по изобразительному искусству;
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Начальное общее образование. Субъект Р.Ф.: Р.Б. С.С. Пичугин- Уфа: ИРО РБ,2011.-36с.;
Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.;
Изобразительное искусство.8, 9 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.- сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.
Дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство. Основы Рисунка. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2004;
Изобразительное искусство. Основы Композиции. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2004;
Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2001.
Интернет - ресурсы:
1. CD В.С. Кузин «Изобразительное искусство» для 8-х классов.
2. CD Б.Неменский « Комплекс уроков по ИЗО» 5-9 классы, 2010.
3. school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.
4. smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.
5. school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
6. it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
7. museum.ru/ - портал, посвященный всем музеям России и мира.
8. art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика искусства».
9.art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».
10. 1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».
11. rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».
12. historic.ru/ - электронная библиотека.
13. arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники, картины.
14. ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
по программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п
Название темы урока
Цели изучения темы, раздела.
Примечание
Кол-во уроков
Дата проведения (план)
Дата проведения (факт)
Синтез искусств (2 часа)
1-2
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.
Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
2
Синтез искусств в театре (5 часов)
3
Театр и экран - две грани изобразительной образности
а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.
Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий
1
4
Сценография или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества.
а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно - световое и т. д.
.Начало работы над макетом спектакля
Выполнить эскиз сцены
1
5
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..
а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.
Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.
1
6
Театр кукол
а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.
Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
1
7
Театрализованный показ проделанной работы.
а) Подведение итогов четверти.
Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.
1
Синтез искусств в архитектуре (10 часов)
8
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа
Баланс объемов между собой и с полем макета
Выполнение плоскостной композиции
1
9
Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях
Построение трех уровней рельефа
Прочтения линии проекции объекта
1
10
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.
Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства .
Создания макета дома.
1
11
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.
Создание зарисовки архитектурных элементов здания.
1
12
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Создание тематической инсталляции
1
13
Цвет в архитектуре и дизайне.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности
Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции
14
Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого.
Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания.
1
15
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки.
Зарисовка «архитектура будущего»
1
16
Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства
Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур.
1
17
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты
Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.
1