- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 5 класс)
Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мороз И.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Дальнереченска
«Согласовано» «Утверждаю»
руководитель городского МО ______ (__________________) директор МОУ «СОШ № 5»_________ (С.Ю. Летовальцева)
Протокол № ___ от «_____»_________________ 201___г. Приказ №____ от «_____»_________________ 201___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5»
_______ ( ________________)
«____»____________201___ г.
Рабочая программа
по учебному курсу: «Изобразительное искусство»
5 (общеобразовательный) класс
на 2011-2012 учебный год
Программа составлена учителем изобразительного искусства Мороз И.В.
I квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 10-21
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год
Количество часов в неделю-1 ч.; за год- 34 (35)ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения: сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования на второй ступени обучения является:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
В 5 классе мы ставим следующие задачи:
• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
• раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
• показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
• развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Основное содержание образования в 5 классе
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве. 8 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник - творец - гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве. 10 часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством. 8часов. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник и других доступных художественных материалов.
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента.
Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сообщение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
-
виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика);
-
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, анималистический жанр)
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);
-
отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) .
-
значение изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
уметь:
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
-
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).
Литература:
-
И.Н. Шувалова. Иван Иванович Шишкин - Л.: Художник РСФСР, 1990
-
Как научиться рисовать лица- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2004
-
И.Г. Мосин. Рисование. Екатеринбург: У-Фактория, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998
-
С. Соколова. Оригами: Игрушки из бумаги. -М.: РИПОЛ КЛАССК; СПб.: Валери СПД, 2002
-
С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. Орнаменты народов мира: практическое пособие.- СПб.: Кристалл, 1998
-
Поурочное планирование по изобразительному искусству (5 класс)
№ урока
Наименование раздела, темы, урока
Кол-во часов
Краткое содержание
Практическая работа (опыт творческой деятельности)
Тип урока
Форма урока
Дата
Раздел 1 : Образ матери-земли в искусстве.
8
Блок 1: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.
3
1
Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи.
И. Левитан, И. Шишкин.
1
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)
Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».
Осенний пейзаж (гуашь)
2
Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.
1
Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.
Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)
3
Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.
1
Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.
Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)
Блок 2: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
5
4
Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова
1
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.
Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)
5
Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
1
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.
Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)
6
Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.
1
Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)
7
Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.
1
Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.
Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)
8
Древние образы в искусстве. Древо жизни.
1
Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.
Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)
Раздел 2 : Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
8
Блок 3: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.
4
9
Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.
1
Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание художественных произведений.
Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)
10
Осенние посиделки
1
Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства.
Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»
11
Осенние посиделки
1
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (линейный рисунок)
12
Осенние посиделки
1
Художник - творец - гражданин. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (живописное решение)
Блок 4: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.
2
13
Зимние причуды
1
Времена года - любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».
Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)
14
Зимние причуды
1
Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
Завершение работы.
Блок 5: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.
2
15
Портрет героев сказок и былин
1
Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.
Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)
16
Портрет героев сказок и былин
1
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись - искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.
Выполнение портретов былинно-сказочных героев (завершение работы)
Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.
10
Блок 6: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
5
17
Крестьянский дом
1
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
Просмотр видеофильма «Русская изба»
18
Фасад- лицо избы
1
Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.
Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома:полотенца, наличники, ставни и т.д.
19
Фасад- лицо избы
1
Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.
Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы).
20
Русская изба
1
Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры. Изба - произведение русских древоделов.
Инструменты плотника.
Изображение пейзажа; создание макета деревенской улочки (бумага, картон, клей ПВА)
21
Русская изба
1
Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Продолжение работы
Блок 7: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
2
22
Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
1
Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.
Эскиз декорации «Сказочный облик Берендеевки» (акварель, гуашь, кисть, бумага).
23
Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки
1
Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)
Блок 8 : Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
3
24
Широкая Масленица.
1
Масленица - народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.
Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)
25
Широкая Масленица.
1
Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.
Линейный рисунок
26
Широкая Масленица.
1
Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.
Завершение в цвете сиспользованием коллажа
Раздел: Образ единения человека с природой и искусством.
8
Блок 9: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.
2
27
Братья наши меньшие
1
Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.
Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер - по выбору учащихся)
28
Братья наши меньшие
1
Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.
Изображение животных живописными материалами
Блок 10 : Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате
2
29
Плакат как вид графики- беседа
1
Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.
Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)
30
Экологическая тема в плакате
1
Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.
Продолжение работы над плакатом.
Блок 11: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.
4
31
Народные праздники- беседа
1
Древнерусская иконопись. Икона
А. Рублева «Троица»;
День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.
Просмотр видеофильма «Древнерусская икона»
32
Национальные особенности орнамента в одежде- беседа
1
Части женской и мужской одежды у народов России.
Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента.
Просмотр видеофильма «Русский народный костюм»
33
Обрядовая кукла
1
Обрядовые куклы Троицыной недели.
Эскиз Троицкой куклы
(графика)
34
Обрядовая кукла
1
Технология изготовления тряпичной куклы.
Конструирование Троицкой куклы (текстильные материалы)
35
Резервный урок
1
Экскурсия
Планирование составлено по программам общеобразовательных учреждений
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 10-21
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год