Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 54 «Воскресение» г.о. Самара


Кафедра «Культурология»

Предметная неделя

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 3 классе

Тема урока: «Буквица. Оформление рукописных книг»


Дата проведения: - 21. 11. 2012 г.

Учитель: Сидякина Наталья Юрьевна







Конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду в 3 классе

Паспорт урока

Учитель: Сидякина Наталья Юрьевна

Тема урока: «Буквица. Оформление рукописных книг»

Цель урока: формирование у обучающихся представления о буквице как части русской культуры и элементе оформления книги на основе коллективной проектной и творческой художественной деятельности.

Задачи:

  1. Приобщать к русской художественной культуре на основе православных традиций в книжной графике на примере буквицы.

  2. Познакомить с понятиями буквица и инициал, с видами начертания рукописных буквиц, с историей рукописной книги.

  3. Развивать навыки декорирования силуэта (буквица) в технике аппликация, используя прием сложения.

  4. Развивать и закреплять умения компоновки на листе (странице) элементов книжной графики и составления орнамента.

  5. Формировать бережного и уважительного отношения к книге и слову.

  6. Формировать навыки коллективного творчества.

Планируемые образовательные результаты

Ученик по окончанию изучения темы:

- определяет и называет основные орнаментальные украшения страниц рукописных книг;

- описывает и анализирует произведения изобразительного искусства (рукописные книги);

- понимает и объясняет смысл понятий буквица и инициал, сравнивает их между собой;

- использует различного вида тексты и иллюстрации с целью поиска и извлечения информации;

- подбирает текстовый материал согласно выбранной букве;

- разрабатывает макет страницы по мотивам рукописных книг в смешанной технике;

- выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;

- украшает силуэт буквицы орнаментом по заданному алгоритму;

- планирует и подводит итоги собственной и совместной деятельности.


Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

уважать и принимать традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родной страны.

Извлекать необходимую информацию из книг, иллюстраций и других источников для решения учебной задачи;

осваивать нормы коммуникативного взаимодействия и способы решения проблем творческого и поискового характера;

развивать художественно-образный, эстетический тип мышления.

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах;

использовать стилизацию форм для создания орнамента;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (орнамент);

продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации;

использовать художественные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Программное содержание:

Искусство книжной графики и история создания рукописных книг. Славянская азбука. Внешнее и внутреннее оформление старинных книг. Орнамент рукописных книг. Буквица как произведение искусства. Отличие буквицы от инициала. Виды оформления буквицы.

Основные понятия: буквица, инициал, орнамент, виды оформления буквиц (древнерусский, звериный, плетеный, растительный стили).

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

  3. Изучение нового материала (беседа «Рукописная буквица»).

  4. Введение в практическую работу (объяснение задания и инструктаж по технологической карте).

  5. Актуализация знаний (принципы построения орнамента).

  6. Творческая практическая работа в парах (украшение буквиц).

  7. Представление результатов в парах.

  8. Подведение итогов. Рефлексия.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Мизансцена урока: класс делится на пары

Оборудование урока:

Визуальный ряд: компьютерная презентация с изображением рукописных книг, буквиц, инициалов, видов оформления буквиц, св. Кирилла и Мефодия и славянского алфавита, технологической карты; образец творческого задания - страницы азбуки «Добрые слова», буквица в технике аппликация.

Литературный ряд: художественные книги с ярким оформлением.

Материальное обеспечение для учащихся:

Цветной картон и цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, фломастеры, подготовленная ранее страница (лист формата А-3, оформленный орнаментами), найденный текстовый материал.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 минута)

Настрой на работу

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверка готовности рабочих мест.

Мотивация. Определение темы урока и постановка учебной задачи

(3 минуты)

Уважать и принимать традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родной страны.











Определять и называть основные орнаментальные украшения страниц рукописных книг.


Обращает внимание детей на книги, лежащие на партах, и предлагает их рассмотреть.

Задает вопросы:

- Книга - одно из величайших изобретений человечества. А всегда ли они выглядели так, как сейчас?

- Когда на Руси появились первые книги, они не печатались, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Они пришли к нам вместе с принятием христианства.

- А как вы думаете, какие книги были первыми на Руси?

Первые рукописные книги были большей частью религиозными (духовного содержания). Это Евангелие, Жития святых, Псалтырь.

Предлагает рассмотреть русские рукописные книги и описать, как украшены их страницы.

- К какому виду изобразительному искусству относится художественное оформление и иллюстрации книг?

(книжная графика)

Напоминает, что на прошлом уроке, посвященном русскому орнаменту, начата работа над коллективным проектом «Страницы азбуки добрых слов».

- Что мы уже подготовили для наших «страничек»?

(орнаментальные полосы)

- Для того чтобы продолжить работу нам необходимо познакомиться с другими элементами оформления книг. Как вы думаете, что это?

(красивые заглавные буквы - буквицы)

Фронтальная работа

Рассматривают предложенные книги и обдумывают слова учителя.

Отвечают на вопросы.










Рассматривают предложенные изображения и описывают их.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Изучение нового материала (8 минут)


Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства.



















Понимать и объяснять смысл понятий буквица и инициал, сравнивает их между собой.












Воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства.





- Самым главным украшением книг были красивые заглавные буквы - буквицы.

Проводит беседу на тему «Рукописная буквица»

- История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. Основателями славянской письменности являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Каждая буква славянской азбуки имеет название - имя. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке.

Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской (киноварью), отсюда и название "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами.

Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль.

- Буквицу очень часто путают с инициалом, хотя это не совсем одно и то же.

- А как вы думаете, чем они отличаются?(слайд № 8)

Буквица - производное от слова "буква", а инициал, как первоначальная буква имени от латинского инициал (initialis - начальный). Но самое главное отличие - в том, что буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а инициал может, украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы - инициалу.

С развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы.

Предлагает рассмотреть и определить особенности каждого стиля начертания буквицы.

Буквицы древнерусского стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов с мотивами растительного царства.

Звериный стиль - использовались изображения животных или птиц.

Буквицы плетеного стиля как бы стянуты в разных частях узлами.

В растительном (гуслицкий или поморский) стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы.

Фронтальная работа


Слушают учителя, смотрят мультимедийную презентацию, участвуют в беседе.


















Рассматривают, анализируют и сравнивают предложенные изображения, отвечают на вопрос.










Слушают учителя, смотрят презентацию, изучают и анализируют предложенную информацию.

Выделяют особенности каждого стиля и выбирают подходящий для своей будущей работы.


Введение в практическую работу (4 минут)

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Освоение способов решения проблем творческого характера.

- А сейчас мы с вами продолжим работу над нашей рукописной книгой - азбукой «Добрые слова».

Мы уже подготовили странички, украсив их орнаментами, так как нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях, а в начале текста помещались орнаментальные заставки.

Предлагает детям работать в парах (в тех же, что и на прошлом уроке) над созданием буквиц в технике аппликация (или смешанной технике), чтобы быстрее и дружнее шла работа.

Объясняет задание:

(укрась страничку красивой буквицей, с которой будет начинаться доброе слово)

Комментирует технологическую карту (алгоритм работы) (слайд № 14)

Работа в парах.


Настраиваются на практическую деятельность.












Слушают задание и инструктаж по алгоритму работы.


Физминутка (1 минут)


- Прежде чем мы выполнять работу, давайте немного разомнёмся и взбодримся.

Проводит физкультминутку.

Фронтальная работа

Выполняют комплекс упражнений

Актуализация ранее изученного материала (3 минуты)

Развивать художественно-образный, эстетический тип мышления.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.


Предлагает повторить принципы построения орнамента для применения их в творческой практической работе - украшения силуэта буквицы.

(повторение, чередование, инверсия или обратное расположение узора, симметрия)

Вспоминают и называют принципы построения орнамента.

Определяют, какие из них можно использовать в практической работе.

Творческая практическая деятельность (17 минут)

Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (орнамент).

Использовать художественные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Организует самостоятельная работа детей в парах

Раздает на каждую парту шаблоны силуэта выбранной буквы.

Направляет и корректирует работу детей, помогает советом.

По окончании работы предлагает наклеить буквицы на «странички» и дописать доброе слово, выбранное детьми.

Индивидуальная работа в парах

Распределяют работу в паре (один вырезает силуэт буквицы из картона, другой элементы орнамента, вместе составляют композицию орнамента и наклеивают его)

Подбирают бумагу по цвету и определяются с элементами орнамента.

Украшают силуэты буквиц орнаментом в смешанной технике и наклеивают их на «странички» (листы бумаги формата А-3)

Представление результатов (5 минут)

Извлекать необходимую информацию из книг, иллюстраций и других источников для решения учебной задачи.

Презентовать результаты своего труда и оценивать других.

- Домашним заданием вам было задано подобрать добрые слова к выбранной букве и найти или описание данного слова или пословицу, поговорку, загадку, стихотворение с ним.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Организует представление своих «страничек» детьми в парах

Предлагает оценить работы друг друга

Каждая пара представляет творческую работу: демонстрирует свои «странички», называют свое доброе слово и зачитывают подобранный дома текстовый материал.

Остальные дети задают вопросы и оценивают представленные работы.

Подведение итогов. Рефлексия (3 минуты)

Излагать свое мнение в диалоге.

Подводить итоги собственной деятельности.

Оценивать свою работу.

Предлагается ответить на вопросы:

- почему известный историк литературы и искусства Ф. И. Буслаев сказал «Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни»?

- что нового вы узнали на уроке?

- что в творческой работе вам наиболее удалось?

- что вызвало затруднения?

- оцените свою работу на уроке (смайлики)

- Молодцы ребята, но наша работа на этом не закончена. На следующем занятии мы продолжим работу над проектом «Страницы Азбуки добрых слов»: дополним наши странички шрифтовой композицией (текстом, который вы подготовили) и небольшими иллюстрациями.

Индивидуальная работа


Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу (саморефлексия).



















Используемая литература.

  • Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. XII-XV вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

  • Прописные славянские буквы / Воскресная школа «Златарница» - Санкт-Петербург: Изд-во «Знаки», 2004.

  • Бородина А. С. Основы православной культуры. - М.: «Православная педагогика», 2004.

  • Крупин В. Н. Литературный церковный алфавит. - М., 2010.

  • Екимова Е. Православная азбука в стихах. - Минск, 2010.

  • Орлова Н. Азбука для православных детей. - Издательство Сретенского монастыря, 2007.

  • Азбука в пословицах русского народа. / худ. С. Н. Ефошкин - М., 2009.

  • Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Просвещение, 1974.

  • Янушкявичюс Р. В., Янушкявичене О. Л. Основы нравственности. - М., 2002.




Приложения

Слайды из презентации:

Слайд № 3

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

Слайд № 8

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

(ответы появляются по щелчку)

Слайд № 9

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

Слайд № 11

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»




Слайд № 13

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

Слайд № 14

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»


Работы детей по итогам урока

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»

Готовые страницы (выполненные в рамках коллективного проекта «Азбука добрых слов»)

Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»Урок «Буквица. Оформление рукописных книг»


Подобранный детьми текстовый материал к буквицам

Ангел

Ангел Хранитель невидимо с нами -

Ночью и днем ограждает от зла

Добрым советом, святыми мольбами,

Чтобы душа наша к Богу пришла.

(Наталия Синюк)

Бог

Сколько смыслов в слове «Бог»

Он и Мир и он Порог

Он вершиною стоит

Он и мир всегда творит

Бог на месте не стоит

Он Любовь и он Начало

И еще сказать немало

Все равно нам будет мало.

(Марина Суханова)

Вежливость

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Голубь

Голубь белый в небе вился

Неслучайно в день Крещенья -

Это Дух Святой явился

В славный день Богоявленья!

(Наталия Синюк)

Добро

Чтобы поверить в добро надо начать его делать.

(Л. Н. Толстой)

Икона

Икону можно сравнить с окном в мир духовный: чем чище стекло, тем меньше искажений.

Красота

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.

(Михаил Глинка)

Любовь

Где любовь да совет, там и горя нет.

Монах

Монах смиренно у иконы

Слова молитвы произносит

С усердием творит поклоны

И милости у Бога просит.

(Наталия Синюк)

Правда

Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит.

Русь

Русь называют святою.

Поле, да лес, да вода.

Церковь над тихой рекою,

И в два оконца изба.

(Архидиакон Роман Тамберг)

Храм

Храм - корабль, в котором мы переплываем из жизни временной в жизнь вечную.


© 2010-2022