Тема занятия: Хохломская роспись

Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи,научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Хохломская роспись. Хохломская уточка

Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.

Задачи занятия:
• Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
• Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
• Подбирать цвет

Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:
• ноутбук
• предметы хохломской росписи
• таблицы элементов росписи

Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды


План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
4. Техника исполнения элементов Хохломы
- показ руководителем приемов хохломского письма
-цветовая гамма хохломской росписи
5. Творческая работа детей
- роспись изделия
6. Проверка руководителем выполненных работ.
-самооценка качества выполнения росписи изделия.
7.Подведение итогов занятия
- рефлексия
8. Уборка рабочего места

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.
- Здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу на столе, я обнаружила деревянную ложку.
- Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в путешествие в страну, где расписывают вот такие ложки.

Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.

Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.

-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.

3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)

Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
Почему она вам понравилась?

-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?
Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
Значит , кисть художника была необычной - она была из солнечных лучей.

Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

3. Техника исполнения хохломской росписи
-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)


Сколько здесь прекрасных чаш

- это Вам подарок наш!
Семеновская хохлома
Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.
В нем алых ягод россыпь,
Отголоска лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост -корма.
Нос -петушиная головка
Плывет по лесу хохлома.
Расписанная очень ловко

Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой - не простые
Прогремели на весь мир.

Все листочки как листочки.
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!

Процесс изготовления хохломской посуды

- Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?

Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.


- Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите
-Какие основные цвета используются в росписи?
-Какой орнамент присутствует в росписи?

Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый - цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»

Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.



Тема занятия: Хохломская роспись.



В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо - сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.

Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )

Тема занятия: Хохломская роспись.

Тема занятия: Хохломская роспись.
В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля.
Тренировочное упражнение
-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.

4. Творческая работа детей. (Роспись изделия)
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется
По-пробуй, сумей-ка.

- Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.
Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.
- Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».

Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.
• Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
• Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
• Не мешай соседу
• Краски смешивай на палитре
• После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой

Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)
-руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.

• Физминутка
Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.

6.Проверка руководителем выполненных работ. (Выставка работ)

Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)
Я предлагаю пополнить нашу выставку нашими выполненными работами.


7. Подведение итогов .Рефлексия.
- Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?
- Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
На столе у вас лежат два цвета красный -занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.

Литература:
1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970
2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980
3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись
4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.

Тема занятия: Хохломская роспись.

Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.



Тема занятия: Хохломская роспись.Тема занятия: Хохломская роспись.

© 2010-2022