- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО 3 класс
Рабочая программа ИЗО 3 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чумаченко Т.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ Чумаченко Т.А.
Протокол № ___________
от «____»________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора
лицея по УВР
__________ Орищенко Н.С.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ лицей № 4
г. Россоши
___________ Хиценко А.И.
Приказ № _______________
от «___»___________ 2015 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
в 3-х классах
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Чумаченко Татьяна Алексеевна
2015 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:
-
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
-
Примерной Программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2007;
-
Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Кузина В.С., - М.: Дрофа, 2009;
-
Учебного плана лицея на 2015-2016 учебный год.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект (УМК):
Учебник «Изобразительное искусство», 3 класс, (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа, 2013)
Тетрадь: «Изобразительное искусство», 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа,2009.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. (М.: Дрофа, 2007) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (второго поколения); БУПа РТ - 2012 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе рассчитана на 34 часа в год, по одному часу в неделю.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
-
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
-
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
-
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
-
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
С
Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля
-
Наблюдение природы и отдельных предметов
-
Анализ формы предметов и явлений природы.
-
Пересказ отрывков из литературных произведений
-
Коллективная работа учащихся
-
Самостоятельное выполнение заданий
-
Беседы по произведениям художников
-
Работа в парах, по рядам и группам.
-
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).
-
Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.
-
Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный контроль.
-
Тестовая работа.
-
Практическая работа.
-
Решение ребусов и кроссвордов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»
к концу первого года обучения
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
-
понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
-
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
-
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
-
начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
названия известных центров народных художественных ремесел России;
-
ведущие художественные музеи России;
-
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
-
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
-
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
-
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Уметь
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства).
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
3. Тематическое планирование
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1 четверть
9
1
В гостях у красавицы осени
9 ч.
2 четверть
7
2
В мире сказок
7 ч.
3 четверть
10
3
Красота в умелых руках
10 ч.
4 четверть
8
4
Пусть всегда будет солнце
8 ч.
Итого
34
Всего
34
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
урока
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
1
2
3
4
5
6
1. В гостях у красавицы осени. (9 ч)
1
Вступительная беседа. «В гостях у красавицы осени» «Мой прекрасный сад». Рисование на тему.
1
Беседуют о красоте прошедшего лета. Составляют маленький рассказ о летних впечатлениях. Выполняют композицию любимого уголка сада.
03.09.15
2
«Летние травы». Выполнение осенних листьев в технике эстамп. Рисование по представлению.
1
Дают сравнительный анализ летних трав. Знакомятся с понятием «эстамп» - отпечаток. Выполняют задание.
10.09.15
3
«Прощание с летом». Рисование по памяти и представлению насекомых (стрекоза, шмель, муравей)
1
Делают сообщение о насекомых: их видах, пользе, вреде, форме, окраске и т.д. Выполняют наброски насекомых.
17.09.15
4
«Дивный сад на подносах»
Декоративное рисование. Упражнение : элементы жостовской росписи.
1
Знакомятся с историей и особенностями, последовательностью росписи подносов из села Жостово Московской области. Выполняют упражнение элементов жостовской росписи. Видео.
24.09.15
5
«Осенние фантазии»
Художественное конструирование и дизайн. Эскиз росписи предмета (гжель, хохлома)
1
Конструируют предметы сервиза из одноразовой посуды. Выполняют эскиз росписи посуды по мотивам гжели или хохломы. Видео.
01.10.15
6
«Осенний букет».
Рисование с натуры листа клена.
1
Анализируют форму и цвет листа клена. Знакомятся с различными способами работы акварелью. Выполняют рисунок листа клена с натуры.
08.10.15
7
8
«Портрет красавицы осени». Выполнение композиции по памяти пейзажа: «Дорогое сердцу место»
2
Беседуют о богатстве и красоте родного края, о правилах воздушной перспективы, горизонте. Выполняют пейзаж «Мой любимый уголок природы»
15.10.15
9
10
«Труд людей осенью». Рисование на тему.
2
Беседуют о различных видах труда человека, анализируют произведения художников. Выполняют композицию.
22.10.15
29.10.15
2. В мире сказок. (7 ч)
11
Мы рисуем животных.
Рисование по памяти и представлению (кошка, лошадь)
1
Беседуют о красоте , форме и пропорциях животных. Различают два состояния в изображении животных: статика и динамика. Видео. Выполняют рисунок.
12.11.15
12
13
«Животные на страницах книг». Иллюстрирование книги С.Маршака «Цирк» или П.Бажова «Серебряное копытце»
2
Беседуют по содержанию сказки, выбирают сюжет, выполняют иллюстрацию с передачей настроения.
19.11.15
26.11.15
14
«Где живут сказочные животные». Рисование замка по памяти (графика).
1
Изучают виды и конструкцию русской избы. Знакомятся с элементами избы. Выполняют рисунок замка.
03.12.15
15
«Сказочные кони». Эскиз росписи тарелки. Городец. Декоративное рисование.
1
Беседуют об образе коня в изобразительном искусстве, особенностях городецкой росписи. Видео. Выполняют эскиз.
10.12.15
16
17
«Сказочное перевоплощение»
Беседа.
Выполнение эскиза карнавального костюма.
2
Знакомятся с историей празднования Нового года в разных странах. Повторяют пропорции фигуры человека, выполняют подготовительный рисунок, завершают работу цветом.
17.12.15
24.12.15
3.Красота в умелых руках. (10 ч)
18
«Дорогая моя столица!» Зимний городской пейзаж (в теплом или холодном колорите).
Рисование на тему.
1
Рассказывают о жанре - пейзаж городской. Анализируют картины А.Васнецова,Ф.Алексеева.
Выполняют композицию.
14.01.16
19
«Звери и птицы в городе» Изображение белки или дятла (акварель).
1
Беседуют о художниках-анималистах. Повторяют последовательность построения рисунка. Самостоятельно выбирают сюжет и выполняют рисунок.
21.01.16
20
«Видит терем расписной» Художественное конструирование и дизайн.
1
Знакомятся с архитектурой Кремля, конструируют из пластиковых бутылок макет башни, терема.
28.01.16
21
22
«Великие полководцы России» Рисование на тему: «Слава русского воинства»
2
Рассматривают произведения искусства, описывают понравившуюся картину. Выполняют подготовительный рисунок композиции. Анализируют доспехи и оружие воинов. Выполняют цветом.
04.02.16
11.02.16
23
«Красота в умелых руках». Эскиз росписи салфетки или Павловской шали. Декоративное рисование.
1
Видео. Знакомятся с русской ручной набойкой. Выполняют эскиз росписи.
18.02.16
24
«Самая любимая». Рисование по памяти портрета мамы.
1
Рассматривают произведения художников на тему «Материнство». Выполняют портрет своей мамы.
25.02.16
25
26
«Подарок маме - открытка» Художественное конструирование и дизайн.
2
Знакомятся с историей появления открытки, праздника 8-марта. Выполняют подготовительный рисунок открытки. Выполняют эскиз открытки цветом.
03.03.16
10.03.16
27
«Забота человека о животном» (наброски зайца).
1
Беседуют об анималистическом жанре. Видеоряд. Выполняют наброски зайца по памяти .
17.03.16
4.Пусть всегда будет солнце (8 ч)
28
«Полет на другую планету»
Рисование на тему
1
Беседуют о космосе, космонавтах, Выполняют сюжет гуашью.
07.04.16
29
30
«Рисуем сказки Пушкина»
Иллюстрирование.
2
Знакомятся с головными уборами русских красавиц, с творчеством художников-иллюстраторов. Выбирают сюжет, выполняют иллюстрацию.
14.04.16
21.04.16
31
Весенняя веточка (береза).
Рисование с натуры.
1
Просматривают видеоряд «Весна». Выполняют этюд веточки с натуры.
28.04.16
32
«Праздничный салют». Рисование на тему.
1
Беседуют об истории фейерверков. Выполняют композицию гуашью.
05.05.16
33
«Красота моря». Маринистический жанр. «Родная природа. Облака» Пейзаж : море и облака.
1
Беседуют по картинам художников о красоте русской природы. Выполняют пейзаж: море и облака с передачей состояния природы.
12.05.16
34
«Пусть всегда будет солнце»
Рисование на тему.
1
Слушают стихотворение, рассматривают видео, репродукции с картин. Подбирают средства выразительности для своих рисунков. Выполняют композицию акварелью
19.05.16
4. Содержание программы учебного предмета
Виды занятий:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 7 часов
-
Рисование на темы - 10 часов
-
Декоративная работа - 9 часов
-
Рисование по памяти и представлению - 6 часов
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 2 часа
Раздел 1: «В гостях у красавицы осени» 9 часов
-
Вступительная организационная беседа. «Мой прекрасный сад». Рисование на тему.
-
«Летние травы». Выполнение осенних листьев в технике эстамп. Рисование по представлению.
-
«Прощание с летом». Рисование по памяти и представлению насекомых (стрекоза, шмель, муравей)
-
«Дивный сад на подносах» Декоративное рисование. Упражнение: элементы жостовской росписи
-
«Осенние фантазии» Художественное конструирование и дизайн. Эскиз росписи предмета (гжель, хохлома)
-
«Осенний букет». Рисование с натуры листа клена
-
Линии и пространство. Художественное конструирование и дизайн.
-
«Портрет красавицы осени». Выполнение композиции по памяти пейзажа: «Дорогое сердцу место.
-
«Труд людей осенью». Рисование на тему
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 2: «В мире сказок» 7 часов
-
Мы рисуем животных. Рисование по представлению.
-
Животные на страницах книг. Иллюстрирование.
-
Где живут сказочные животные. Рисование по памяти.
-
Сказочные кони. Декоративное рисование.
-
По дорогам сказки. Иллюстрирование.
-
По дорогам сказки. Иллюстрирование.
-
Сказочное перевоплощение. Художественное конструирование и дизайн..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 3: «Красота в умелых руках» 10 часов
-
Дорогая моя столица! Рисование на тему.
-
Звери и птицы в городе. Рисование на тему.
-
«Видит терем расписной». Художественное конструирование и дизайн.
-
Создаем декорации. Иллюстрирование.
-
Великие полководцы России. Рисование на тему.
-
Красота в умелых руках. Декоративное рисование..
-
Самая любимая. Рисование по памяти.».
-
Подарок - маме. Эскиз открытки «8 марта
-
«Забота человека о животных». Иллюстрирование.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 4: «В каждом рисунке Солнце» 8 часов
-
«Полет на другую планету». Рисование на тему.
-
Головной убор русской красавицы. Рисование по представлению.
-
Рисуем сказки Пушкина. Иллюстрирование.
-
«Весна пришла». Весенняя веточка. Рисование с натуры.
-
«Праздничный салют». Рисование на тему.
-
«Красота моря». Рисование на тему.
-
Родная природа. Облака. Рисование с натуры.
-
«Пусть всегда будет солнце». Рисование на тему.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
5. Формы и средства контроля
-
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).
-
Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.
-
Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный контроль.
-
Практическая работа.
-
Тестовая работа.
-
Решение кроссвордов и ребусов
6. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
ТСО Слайдопроектор NOWAMAT, DVD, Монитор «kraftwau», системный блок, экран
Наглядные пособия. Набор гипсовых геометрических тел. Набор муляжей для рисования. Набор муляжей. Ветки фруктов и овощей. Русский орнамент в быту. Русский орнамент в быту. Пример национального орнамента в быту (Белорусский). Узор в квадрате. Элементы цветоведения. Стилизация. Рисование квадрата по точкам схода. Построение рисунка по одной точке схода. Последовательность рисования акварелью. Рисование бидона, кофейника. Построение рисунка комнаты. Последовательность рисования чучела и птицы. Последовательность рисования фигуры человека. Рисование натюрморта из предметов труда. Перспектива круга и квадрата. Рисование кувшина. Рисование скворечника. Последовательность рисования утки Рисование натюрморта Наброски фигуры человека. Рисование кувшина карандашом. Рисование кувшина акварелью. Узор в полосе (ветка вишни). Узор в полосе (ромашка). Дымковская (вятская) глиняная расписная игрушка. Жостовский расписной поднос. Рисование человека с натуры Пейзаж. Комплект цветных Список репродукций:
Юон И.Э. «Мартовское солнце», Левитан И.И «Золотая осень», Бродский И.И. «Опавшие листья», Серов В.А. « Портрет Ермоловой», Репин И.И. « Запорожцы». Набор репродукции Палехская миниатюра. Набор репродукций Русское искусство. Левитан И.И.«Владимирка». Венецианов А.Г. « На пашне. Весна». Васильев Ф.А. «Оттепель». Тропинин В.А. « Портрет сына». Венецианов А.Г. «Захарка» Тропинин В.А.» «Кружевница». Васнецов В.М. « Богатыри». Суриков В.И. «Боярыня Морозова». Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни». Брюллов К.П. « Последний день Помпеи», Васнецов В.М. «Девочка с персиками». Нестеров М.В. « Портрет академика Павлова». Васнецов В.М. « Ковер-самолет». Греков М.Б. «В отряд к Буденному». Левитан И.И. « Март». Переплетчиков В.В. «Зимой в лесу». Репин И.И. « Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван Грозный и сын его Иван». Федотов П.А. «Сватовство майора». Суриков В.И. « Меньшиков в Березове». Венецианов А.Г. «Крестьянская девушка с теленком». Нестеров М.В. «Портрет скульптора Шадра». В.В. Серов «Заросший пруд». Федотов «Сватовство майора».
Основная литература
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник - М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2010;
-
Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику;
Дополнительная литература
-
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 2007;
-
Коростина Е.А. «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград: Учитель - АСТ, 2006;
-
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. - 2-е изд. - М., 2009;
-
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009;
-
50 биографий мастеров западноевропейского искусства. - Л., 2009;
-
50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008;
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М., 2007;
-
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2008;
-
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.
Библиотека кабинета
№
Автор, наименование, год издания
1.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть I. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
2.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть II. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
3.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 3 класс, учебник
4.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 4 класс, учебник
5.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград. 2012 г.
6.
Виноградова Г.Г Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
7.
Шампарова Л.А. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. 1 класс. Волгоград.2012 г.
8.
Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. - М.: Искусство, 1984.
9.
Некрасов Н.А. Стихи.
10.
Пушкин А.С. Стихи, сказки, поэма «Руслан и Людмила»
11.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 классы». Часть 1, II части - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
12.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 3 - 4 классы». Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
13.
Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.
14.
Островский Т.С. Перед загадками старых картин.
15.
Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». Программа 1 - 4. Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
16.
Кузин В.С, Сиротин В.И. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Москва. «Дрофа», 2000 г.
17.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.
18.
Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы, В.С.Кузин 8 класс. Волгоград. 2006 г..
19.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. Москва Просвещение 2012г.
20
Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
21.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Москва Просвещение 2012г.
22.
Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1-3 классы). - М.: Просвещение, 1984.
23.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: Просвещение, 1992.
24.
Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1985.
25.
Резникова Е.А. Воронежский областной музей изобразительных искусств: Альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1984.
26.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.
27.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса. Москва Просвещение 2012г.
28.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство родного края и младший школьник. Материалы областного семинара. Воронеж. 2009 г.
29.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир. Программа (1-3 и 1-4 классы). - Воронеж: ВОИПКРО, 1998.
30.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Москва Просвещение 2012г.
31.
Губанова Е.Н. Декоративно прикладное искусство Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2003 г.
32.
Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству для 6- 7 - 8 классов. Москва. «ВАКО». 2012 г.
33.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
34.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 5-8 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
35
Стандарты второго поколения. 2011г. Примерные программы по учебным предметам ИЗО 5-7 классы, Музыка 5-7 классы, Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение».2010 г.