Рабочая программа по МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Красное»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

11 класс

базовый уровень



Учитель МХК

Хатанзейская Валентина Ивановна



2015-2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре, программы общеобразовательных учреждений предмета МХК под редакцией Г.И. Даниловой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 11 классе из расчета 1 учебный час в неделю. По учебному плану школы на изучение МХК в 2015-2016 учебном году отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Цель программы:

Воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности, осознание нравственных ценностей и идеалов.

Задачи реализации:

  • освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве, создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе, дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

  • овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства,

  • воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, их образного и ассоциативного мышления.

Образовательные цели и задачи курса

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса

  • помочь обучающемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развивающие цели и задачи курса

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  • Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстративным материалом, демонстрируемым с помощью мультимедийных средств.

  • Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о музыке, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно - обобщающей.

  • Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется самостоятельная работа обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.

Организация сопровождения обучающихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению программы;

  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

  • Урок усвоения нового материала.

  • Повторительно-обобщающий урок.

  • Урок закрепления изученного материала.

  • Урок обобщающего контроля

  • Комбинированный урок

Формы организации работы обучающихся:

  • Индивидуальная.

  • Коллективная:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Разноуровневое обучение;

  • Обучение в сотрудничестве (групповая работа);

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Виды деятельности обучающихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Творческая работа;

  • Викторина;

  • Рефлексия.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» соответствуют «Требованиям к уровню подготовки выпускников», что полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Предметными результатами занятий по курсу «МХК» являются:

  • формирование основ эстетических потребностей;

  • развитие толерантных отношений к миру;

  • актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

  • развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры;

  • организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.


Личностные результаты.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, сопоставлять и распознавать.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  • вводный;

  • промежуточный;

  • текущий;

  • тематический;

  • итоговый.

Методы контроля

  • письменный;

  • устный.

Формы контроля

  • тесты;

  • зачеты;

  • устный опрос;

  • опрос в парах;

  • творческие работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных тем, разделов, так и всего курса МХК в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:




Процент выполнения задания

Отметка

1.

85 % и более

Отлично

2.

84-70 %

Хорошо

3.

51-69 %%

Удовлетворительно

4.

менее 50 %

Неудовлетворительно

  • Тестовые работы по выполнению текущего контроля предлагаются ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников:
    Задания с выбором ответов.
    Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
    Задания на соответствие.
    Задания на установление взаимосвязей.
    Заполнение сравнительных таблиц.
    Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
    Задания с использованием рисунков и схем.


Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала);

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

    Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний обучающихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
    Оценка устных ответов обучающихся
    Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно (без наводящих вопросов учителя);

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала.
    Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, в схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.


























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование

разделов

Кол-во

часов

Контрольные

работы

1

Искусство Нового времени

19

2

2

Искусство конца 19 - 20 века

12

1

Итого:

31

3































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения обучающийся должен:

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

  • ценность художественного образования как средства развития культуры личности.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества;

  • работы с ИКТ;

  • поиска информации в области искусства из различных источников.















Учебно-методический комплекс

1.

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы. - Автор: Данилова Г.И. - Москва: Дрофа, 2009 год.

2.

Учебник

Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений\ Г.И. Данилова. - 4-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 399, (1) с. :ил.

4.

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков»

5.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2007



Основное содержание

Раздел 1. Искусство Нового времени

Стилевое многообразие искусства 17-18 веков. Искусство маньеризма. Художественные стили и направления в искусстве. Разграничивание понятия «стиль» и

«историческая эпоха». Сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.

Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко. Творчество Л. Бернини.

Архитектурные достижения России. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные творения Ф.Б. Растрелли.

Изобразительное искусство барокко. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение.

Реалистическая живопись Голландии. Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.

Музыкальная культура барокко.

Классицизм в архитектуре Западной Европы. Характерные черты архитектуры классицизма.

Изобразительное искусство классицизма и рококо. От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма, характерные черты его

живописи.

Композиторы Венской классической школы. Шедевры музыкальной культуры барокко. Разнообразие наследия Венской классической школы.

Музыкальный мир Моцарта.

Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русский портрет 18 века. Шедевры русских портретистов.

Неоклассицизм и академизм в живописи.

Романтизм. Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 - начала 19 века.

Изобразительное искусство романтизма. Шедевры изобразительного искусства романтизма. Герой романтической эпохи.

Русская музыкальная культура. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской

музыкальной классики.

Реализм - художественный стиль эпохи. Реализм и романтизм, их связь и отличие.

Изобразительное искусство реализма. Шедевры изобразительного искусства реализма.

Западноевропейская живопись реализма.

Русские художники-передвижники.

Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Раздел 2. Искусство конца 19 - 20 века.

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях

Э. Дега, О. Ренуара.

Триумф модернизма. Модерн - «последняя фаза искусства прошлого века». Особенности модерна в различных видах искусства. «Стиль метро» в архитектуре

парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма.

Архитектура: от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры начала 20 века. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры.

Искусство символизма. Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.

Художественные течения модернизма в живописи.

Основные направления развития зарубежной живописи. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства.

Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

В. Татлин - основоположник живописного конструктивизма.

Театральное искусство 20 века.

Российский театр 20 века. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе

Станиславского».

Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра. Русский драматический театр. Русский театр романтизма

и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин).

« Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова.

Зарубежный театр 20 века. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие

эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

Становление и расцвет мирового кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 века.

Музыка России 20 столетия. Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и

И. Ф. Стравинского.

Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.

Зарубежная музыка 20 века. Музыкальный мир 20 века, разнородность его стилей и направлений. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки.

Рок-музыка.

Художественная культура коренных народов Севера. РС. Различие культуры коренных народов Севера. Вклад культуры в мировую художественную культуру.

Творчество художников Севера. РС. Жизнь коренных народов НАО в произведениях художников. Природа края на полотнах художников.



Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе на 2015-2016 учебный год



№ п/п



Тема урока



Кол-во часов

Требования стандарта.

Базовый уровень

Знания и умения

Элементы содержания

Федерального государственного образовательного стандарта



Словарь






План



Факт

Раздел 1. Искусство Нового времени.

1

Искусство барокко

1

Знать художественные стили и направления в искусстве. Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха». Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма

Эстетика и главные темы искусства барокко.

Архитектурные шедевры Л. Бернини и Ф.Б. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.П. Рубенс, А. Дейк, Рембрандт ван Рейн, В. Делфтский, Ф. Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Творчество Рембрандта - вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений Творчество Вермера, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев

Искусство, Возрождение; художественные стили барокко.



2

Архитектура барокко

1

Знать характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского, русского барокко. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Архитектура,

Барокко

3

Изобразительное искусство барокко

1

Знать особенности живописи барокко, основную тематику.

Уметь узнавать изученные произведения.

Барокко



4

Реалистические тенденции в живописи Голландии

1

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.

Уметь узнавать изученные произведения

Реалистическая живопись.

5

Музыкальное искусство барокко

1

Знать шедевры музыкального искусства барокко. Уметь узнавать изученные произведения

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора

Партесное пение


6

Искусство классицизма и рококо

1

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь узнавать изученные произведения.

Знать происхождение термина «классицизм», «рококо», «сентиментализм», характерные черты стилей. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Классицизм, рококо, сентиментализм



7

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

Знать характерные черты архитектуры классицизма. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции. Просветительский классицизм и его мастера

Классицизм в искусстве; архитектура.



8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь узнавать изученные произведения.

Вершина классицизма. Мастера «галантного» жанра (А. Ватто, Ф. Буше,

Н. Пуссен). Главные темы искусства рококо. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

«Галантный» жанр



9

Композиторы Венской классической школы

1

Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Знать основную тематику, основные этапы творчества композиторов. Уметь узнавать изученные произведения

Высшее выражение эстетики классицизма. Создатели классической симфонии. Музыкальный мир Й. Гайдна,

В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена.

Симфония



10

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета. Русский драматический театр и его творцы

(А.П. Сумароков, Ф.Г. Волков,

Д.И. Фонвизин, театр крепостных актеров). Знать особенности архитектуры классицизма в России. Уметь соотносить изученные произведения с определенным стилем

Классицистическая архитектура,

«Архитектурный» театр

11

Искусство русского портрета. РС

1

Знать шедевры русских портретистов.

Уметь узнавать изученные произведения

Шедевры русских портретистов:

Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого,

В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой

Портрет, портретист.



12

Контрольная работа № 1 по теме «Русские портретисты»

1

Продолжить формировать навыки критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Уметь анализировать и давать художественную оценку произведениям искусства.



13

Неоклассицизм и академизм в живописи

1

Выявить характерные черты неоклассицизма и академизма в живописи Западной Европы и России.

Основоположники неоклассицизма. Характерные черты живописи неоклассицизма и академизма. Уметь проводить исследовательскую работу

Неоклассицизм, академизм,

14

Живопись романтизма

1

Знать основные этапы жизни и творчества художников романтизма

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX - начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи. Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве. Романтизм в русском театре и музыке.

Романтизм, эстетический принцип романтизма


14.12


15

Романтический идеал и его отражение в музыке

1

Знать особенности и своеобразие романтизма в музыкальном искусстве 19 века.

Значимые шедевры романтизма в западноевропейской и русской музыке. Уметь воспринимать музыкальные произведения.



16

Зарождение русской классической музыкальной школы.

М. И. Глинка

1

Знать особенности и своеобразие русской классической музыки.

Знать основные этапы жизни и творчества гениальных русских композиторов.

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки». Многообразие творческого наследия

П.И. Чайковского. Уметь воспринимать музыкальные произведения; выступать перед аудиторией

Русская национальная опера



17

Реализм - направление в искусстве второй половины 19 века.

1

Знать особенности художественного стиля, художественные принципы реализма; связь и отличие романтизма и реализма, реализма и натурализма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Реализм, натурализм



18

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

1

Знать особенности западноевропейской живописи реализма.

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи. Натурализм во французской литературе и театре. Реалистические искания на оперной сцене. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье. Знать примеры западноевропейской живописи реализма. Уметь работать с текстами, воспринимать произведение искусства.

История, реальность, литография



19

Русские художники-передвижники. РС

1

Знать особенности социальной тематики в русской живописи реализма

«Товарищество передвижных художественных выставок». Жанр реалистического пейзажа. Шедевры русской живописи реализма. Уметь анализировать произведение искусства.

Художники-передвижники



20

Развитие русской музыки во второй половине 19 века

1

Знать особенности развития русской музыки во второй половине XIX века

Композиторы «Могучей кучки». Ведущие композиторы 19 века и их произведения. Уметь прочитывать информацию, заключённую в музыкальном произведении.

Вокальная и симфоническая музыка



21

Контрольная работа

№ 2 по теме «Искусство Нового времени»

1

Продолжить формировать навыки критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Уметь анализировать и давать художественную оценку произведениям искусства.



Раздел 2. Искусство конца 19 - 20 века.

22

Импрессионизм и

постимпрессионизм в живописи

1

Раскрыть особенности живописи импрессионизма и постимпрессионизма.

Импрессионизм и постимпрессионизм, их выразительные средства. Пейзажи - впечатления, портретный и бытовой жанр, натюрморт. Русские последователи импрессионистов

Импрессионизм, постимпрессионизм, пленэр, пастель



23

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1

Раскрыть особенности стиля

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна

Модерн



24

Символ и миф в живописи и музыке.

1

Знать художественные принципы символизма. Знать характерные особенности творчества художников-символистов

Художественные принципы символизма. Единство реального и фантастического, символа и мифа.

Символ



25

Художественные течения модернизма в живописи

1

Знать разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства

Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Мастера зарубежной живописи. Фовизм

А. Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм

С. Дали. Особенности живописной манеры. Знать основные этапы жизни и творчества гениальных художников.

Модернизм, фовизм, кубизм,

сюрреализм



26

Русское изобразительное искусство 20 века.

1

Знать особенности изобразительного искусства 20 века

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. Искусство советского периода. Знать основные этапы жизни и творчества гениальных художников.

Авангард,

абстракционизм, супрематизм,



27

Архитектура 20 века

1

Знать основные принципы новой архитектуры

В. Татлин - основоположник живописного конструктивизма Знать особенности манеры архитекторов конструктивизма

Конструктивизм



28

Театральное искусство 20 века. РС

1

Знать главные художественные принципы «системы» Станиславского и Немировича-Данченко

История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность.

МХТ



29

Шедевры мирового кинематографа

1

Знать основные этапы развития кинематографа

Первые шаги кинематографа. Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн,

Ч.С. Чаплин. Киноавангард ХХ века. Выдающиеся режиссеры отечественного кинематографа.



30

Музыкальное искусство России 20 века

1

Знать основные жанры и задачи советских композиторов

Многообразие творческого наследия

С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева,

Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке. Создание стиля фортепианной музыки

Бардовская и авторская песня



31

Музыкальное искусство России 20 века. РС

1



32

Контрольная работа № 3 по теме «Искусство конца 19 - 20 века».

1

Продолжить формировать навыки критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Анализировать и давать художественную оценку произведениям искусства.



33

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

1

Знать основные стили и направления организации музыки

Разнородность стилей и направлений западноевропейской музыки 20 в., ее общность с литературой, живописью, театром и кино.

Искусство джаза и его истоки.

Рок- и поп-музыка

Рок- и поп-музыка



34

Обобщение по теме:

«Искусство конца 19 - 20 века»

1

Продолжить формировать навыки критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Анализировать и давать художественную оценку произведениям искусства.





© 2010-2022