- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Мотивационная деятельность учащихся на занятиях изобразительного искусства и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса
Мотивационная деятельность учащихся на занятиях изобразительного искусства и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малышкина Г.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Мотивационная деятельность учащихся на занятиях изобразительного искусства и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса».
Малышкина Галина Васильевна,
преподаватель ИЗО МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»,
высшая категория
2016 г
В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Сократ.
Одна из главных задач современного образования - повышение качества обучения, воспитания учащихся, поэтому преподаватель ДШИ ставит перед собой основную цель - создание благоприятных условий, направленных на саморазвитие, самореализацию, самоорганизацию учащихся, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Учащиеся должны уметь:
- ставить цель и добиваться ее;
- общаться;
- адаптироваться к ситуации;
- ориентироваться в мире;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- заботится о других и о своем здоровье.
При изучении курса ИЗО и ДПИ необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности. В результате качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.
Как повысить интерес к уроку ИЗО и ДПИ? Как найти подход к каждому ученику? На уроках ИЗО и ДПИ у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах?
Я считаю, в первую очередь, нужно мотивировать деятельность учащихся. Взгляд на проблему мотивации учебной деятельности меня особо заинтересовал. Я поставила перед собой ключевые вопросы:
-Что такое мотивация?
-Классификация мотивов
-Виды мотивов и мотивации учебной деятельности (какие существуют способы мотивации).
-Факторы мотивации.
Что же такое мотивация?
Мотивация- побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.
-
Классификация мотивов по Т.А.Ильиной
-
Другой вариант классификации мотивов учения по Т.А.Ильиной
-
Вариант классификации мотивов по А.К.Марковой
-
Вариант классификации мотивов по Е. П. Ильину
-
Способы мотивации по Д.Г.Левитесу
Существует несколько видов мотивации.
1. Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
К внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологиях, наглядных пособиях, новых формах работы с учащимися, например, формы Н. Е. Щурковой, доктора педагогических наук:
- «Презентация мира».
- «Пять минут с искусством»
- «Калейдоскоп».
- «Разговор с портретом».
- «В гостях у муз»
2. Внутренняя мотивация- мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Меня радует, что достаточно многим учащимся доставляет сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.
На уроке ИЗО и ДПИ необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие - чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью. В этом нам помогут информационно - коммуникативные технологии, исследовательская, проектная деятельность. Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Хороший результат дают модульное обучение, использование новых форм Н. Е. Щурковой, доктора педагогических наук:
«Волшебный стул».
«Цветик - семицветик».
«Три желания».
«Чему уловляется мир?»
Факторы мотивации.
Очень важно, чтобы на уроках ИЗО и ДПИ звучали ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. В этом нам помогут факторы мотивации:
1. Оттенки чувств.
Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения. Большее воздействие на детей произведет классическая музыка, фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.
2. Интерес.
Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении. Помогут нам в этом игровые технологии. Обучение через игру позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Сегодня актуальны коллективные и групповые формы работы, метод открытий, дифференцированный подход к каждому ученику.
3. Успех.
Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
4. Новизна. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала, творческий подход учителя к каждому этапу занятия, смена деятельности, системно - деятельностный подход.
Используя разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.
5. Комфорт.
Комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от преподавателя
6. Компетентность учителя.
Компете́нтность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю областные, Всероссийские, Международные конкурсы, Интернет - конкурсы. Грамоты, дипломы, сертификаты на работы учащихся стимулирует творческое совершенствование.
7. Связь с жизнью.
Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.
Таким образом, знания преподавателя о мотивации, видах мотивации учащихся помогут решить главную задачу современного образования в повышении качества обучения, воспитания учащихся,
Литература
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: «Просвещение», 1982.
-
А.Б. Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. М.: «Русская энциклопедия», 1998.
-
Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998.
-
Т.А.Ильина. Педагогика. М.: «Просвещение», 1984.
-
Е.П.Ильин. Мотивация и мотивы. С-Пб.: «Питер», 2000.
-
Д.Г.Левитес. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск: «Пазори», 1997.
-
М.Лукьянова. Учебная мотивация как показатель качества образования. Журнал «Народное образование» №8 2001 г.
-
Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель: пер. с англ. - Л.: Недра, 1991.
-
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира, 1991.
-
Федосеева Н.И. - Психолог Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы. Кудинова В.И. n Результаты диагностики сформированной учебной мотивации.
-
Щуркова Н. Е., доктор педагогических наук «Собрание пестрых дел.