Конспект интегрированного урока по МХК Чехов и Левитан-отражение друг в друге

 Дорогие друзья, совершите  прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины 19 века- пейзажиста Левитана и прозаика Чехова. Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая жизнь многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту. Они жили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве вс...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Чехов и Левитан - отражение друг в друге







Интегрированный урок для 9 класса в рамках предметов МХК, ИЗО и литературы.

















Цель: познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и с картинами Левитана, рассказать о дружбе писателя и художника, попытаться обозначить параллели в их творчестве, научить устному описанию картин, показать взаимосвязь уроков литературы, МХК, ИЗО через изучение творчества художника.


Эпиграф к уроку:

« Это лучший пейзажист.»

А.П.Чехов.

Оборудование:

- портреты Чехова и Левитана,

- репродукции картин Левитана:

«Осенний день. Сокольники»

«Золотая осень»

«Март»

«Владимирка»

«Вечерний звон»

«Над вечным покоем»

«Тихая обитель»

Ведущий: Сегодня наш урок посвящен очень известному художнику- пейзажисту Исааку Ильичу Левитану. (портрет Левитана на экране).

Мастер Божьей милостью. Поэт Божьей милостью- так называли его современники. Он не писал рассказов и стихов, но его картины- пейзажи были так поэтичны, что были созвучны литературным произведениям. Поэтическим языком открыл Левитан скромную красоту русской природы и создал произведения, в которых отразилась любовь к волжским берегам, к рекам, оврагам и перелескам средней полосы России.

Рассказ о Левитане (рассказывает ученик).

В Москве на Солянке, на четвертом этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия , счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: два сына и две дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали. Сидит маленький Исаак у окна и глядит на крыши. А они- зеленые, бурые, коричневые- подымались, опускались, будто текли, волнами перебегали по взгорбленным переулкам близ Солянки.

Когда Исааку не исполнилось еще 13 лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды и умерла. Вслед за ней умер отец. Дети были вынуждены покинуть Москву ,и поселится в пригороде.

В предрассветной мгле зимой и осенью бежит маленький Левитан на станцию, чтобы забиться в угол нетопленного вагона. Прячась от кондуктора, добирается без билета до Москвы. Повисает на подножке переполненной конки- и пулей влетает в торжественный вестибюль училища. Его однажды исключили за неуплату за обучение. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов,- мальчика оставили.

Левитан, в заштопанном сестрой Терезой клетчатом пиджаке с пятнами от масляных красок, принес Саврасому небольшой холст «Вечер». Саврасов сказал: «Ты- художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай, Левитан Исаак, работай во всю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит». На второй ученической выставке Левитан показал «Осенний букет. Сокольники». Неожиданно для него картину купил сам Третьяков. Это была победа, а Левитану- всего 19 лет!

Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя плачет о ней.

Жизнь Левитана- цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно было поведать о том, что гнетет. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.

Много картин и этюдов художник написал на Волге. Левитан в течении всей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпуская кисти из рук.

Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не остается не замеченным…Сияет огнями Большой театр. В золоте, в малиновом бархате как бы запрятана колдовская сила, которая вот-вот, как только станет за пультом дирижер, хлынет потоком света, звуков, красок, движений, подхватит людей, находящихся в зрительном зале, и понесет их в иные миры. Левитан медленно проходи по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах не мягкий свет, не умиротворенная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.

Левитан- профессор пейзажного класса училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбегал, изгнанный из училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!

Ведущий: Не зря его пейзажи сравнивают с литературными произведениями Антона Павловича Чехова. Наверно этот союз, а они были друзьями, и дал такой поразительный эффект.

Рассказ о Чехове.( рассказывает ученик).

Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-ых годов, когда оба были бедными студентами. Но подлинно задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселевых в Бабкино, на реке Истре. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи.

А вот флигель Левитана,

Художник милый здесь живет.

Встает он очень-очень рано

И тотчас чай китайский пьет.

Позвав к себе собаку Весту,

Дает ей крынку молока,

И тут же , не вставая с места.

Этюд он трогает слегка.

Смеялись доупаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан, обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты и одиночества он был особенно чувствительным и ранимым. Левитан, весной того года, переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.

Правда , был в истории дружбы Левитана и Чехова крайне болезненно переживавшийся обоими эпизод, на некоторое время омрачивший их отношения и связанный с тем, что в сюжетной основе рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые грани реальных взаимоотношений Левитана, С. Кувшинниковой и ее мужа врача Д.Кувшинникова. после выхода рассказа Левитан усмотрел в нем обидные намеки и около двух лет не общался с Чеховым. Но эта обида была напрасной, потому что героиня Чехова далека от друга и ученицы Левитана Кувшинниковой, действительно незаурядной и одухотворенной женщины. И не случайно дружба писателя и художника возобновилась к радости их обоих. Чехов и Левитан близки по мироощущению.

В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с Левитаном. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же у Левитана:

Где человек у Левитана?

Березы тихо дрогнут у пруда,

И лошаденка тянет неустанно

Худые сани- неведомо куда,

А над безлюдьем светится звезда…

Да, человека нет у Левитана

Задумчиво я в этот мир вхожу

И чувствую, что счастье и печаль,-

А ими здесь пропитан воздух,-

Все от людей: рассвет, туман и даль;

А если я всмотрюсь, то разгляжу

Людские судьбы- в елях, в речках, в звездах,

Хоть ими здесь пропитан только воздух.

А.Вергелис.

Как Чехов умел в обыденном увидеть общечеловеческое и глубокое, так и Левитан способен открывать красоту в будничном и простом. Левитан дружески следит за литературной работой Чехова и делает ему свои замечания: «Я внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе очень интересных мыслей, но пейзажи в них- это верх совершенства, например в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец поразительны».

Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть Чехова «Степь», то поразишься похожести пейзажных зарисовок. кажется, что Левитан проиллюстрировал эти произведения .

Кроме этих картин сотни этюдов, пейзажей. Он много ездит по Италии, Швейцарии, Германии, но его всегда тянуло в Россию, и он тяготился пребыванием в чужих краях.

А дома он был очень знаменит! Будучи известным художником, Левитан как-то писал за городом этюд около дороги. Был праздник, из церкви возвращались крестьяне. Они останавливались, смотрели ,как он работает и проходили мимо. Шла старушка-крестьянка, остановилась, долго смотрела и начала истово креститься, потом вынула из кошелька копеечку и осторожно положила ее в ящик с красками, и пошла дальше. Левитан долго хранил эту медную монетку, как дар, полученный им от народной души и данный от чистого сердца. Заветы о любви к природе и легли в основу его картин.

Рассказы о картинах. (рассказывают ученики).

«Осенний день. Сокольники).

Далеко стелется дорожка парка. Осень щедро расплачивается за майские жемчужные дожди, за летнюю теплую радость, за лунные соловьиные вечера. Она целыми охапками разбросала золото на листву берез, позолотила верхушки тополей, дорожку усеяла золотыми листьями. Золотая осень! Но она не блестит, не звенит. Серые тона глушат золотые блики.

Навстречу оттуда, куда убежала дорожка, идет женщина. Печальная, одинокая, идет в темном платье, опустив голову. Но не в ней суть. Она пришла и уйдет, а лес, золотые березы, распростертое над ними небо вечны. В них- нетленная красота. А в красоте все: и восторг, и радость, и грусть, и мечта о счастье.

«Золотая осень».

В картине «Золотая осень» Левитан обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней деревенька у самого горизонта, краски свежи, ярки, радостны. Небо синее-синее. И легкие прозрачные облачка медленно проплывают. Речка тихая, тихая «словно вылитая из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло ,притаилось. Почему?

Не перед дождем ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? В левом углу картины видны на земле опавшие листья, и березка уже наполовину оголена.

Так входят в картину тревожные мотивы грядущего увядания. Они чуть слышны, но они могут вот-вот зазвучать сильнее, а потом, обретая силу, заглушить кратковременное торжество золотой осени.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

Пригретый солнечным теплом…

«Март».

В 1895 году Левитан написал картину «Март», в чем-то возвращающую художника к живой непосредственности восприятия природы, характерной для его ранних произведений. Картина написана под Москвой в Горке- имении Турчаниновых- друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Ранняя весна, тает снег. Яркая красочность работы проявляется в звонкой голубизне неба, синих и фиолетовых тенях, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу, в интенсивности желтого цвета в изображении стены дома и дорожки, в сложно разработанной теплой по тону зелени сосен и елей, в нежной, переходящей в розовое желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей.

Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях; с крыши над крыльцом вот-вот упадет подтаявший снег.

«Березовая роща».

Среди густой свежей зелени, весенней травы и листьев, еще не иссушенных летним зноем. Сияют перламутровой белизной стволы молодых берез с играющими на них солнечными пятнами. Ничто не ускользает от пристального внимания художника, даже цветы, синеющие в густой траве. На первый взгляд может показаться, что Левитан зафиксировал мимолетное впечатление, но эта кажущаяся мгновенность далась ему ценой долгой работы. Он рисовал ее 4 года.

Размер картины не велик, и кажется, ничто не препятствует взору проникнуть в прохладную прозрачную глубину рощи, погруженную в густую тень, в которой оказались и листва берез, и трава. Не мимолетное впечатление, а сложное богатое внутренним содержанием чувство рождает это скромное и задушевное произведение великого пейзажиста.

Ведущий: Как осени, так и весне Левитан посвятил много картин. Он открыл русским людям многие явления природы, и само понятие «левитановский мотив» стало нарицательным. Но периоды подъема часто сменялись периодами полного упадка от невозможности передать на полотне свои чувства. Были моменты депрессии, доводившие его до отчаяния. Вот картины написанные в этот период.

«Владимирка».

Элегическая поэма о дороге, убегающей к горизонту, эта дорога- путь ссыльных в Сибирь, дала не только название картине, но и преобразовала настроение пейзажного мотива. Темная фигурка странницы при дороге и церквушка у горизонта заставляют разом охватить огромное пространство, где человек кажется немой жертвой этой бескрайности безмолвия.

«Вечерний звон».

Две церкви, высокая колокольня тонут в зеленом море. Синие купола на фоне зеленовато-белых облаков. И все это опрокинуто в зеркальную гладь воды. Последний луч заката, отраженный в продолговатых оконцах церкви.

Н.Рубцов. «Левитан»

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола.

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн,-

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу-

Любого русского спроси!

Звонит, как колокол,- не глуше,-

Звон Левитановской Руси!

«Тихая обитель».

Картина послужила прообразом картины «Вечерний звон». Сам Левитан любил эту картину. Он изобразил осенний спокойный вечер на берегу реки, когда последние лучи солнца золотят противоположный берег, на котором виднеется монастырь с церковью и колокольней.

Через реку переправляются в лодке богомольцы. И действительно, кажется, что слышен колокол, зовущий молящихся к вечерней. Монах с двумя лодками ждет у берега других богомольцев. Картина пронизана солнечным светом, мягким и ласкающим.

«Над вечным покоем».

А эту картину Левитан писал под музыку Бетховена. Грандиозность природы воспринимается в этой картине, как торжественный реквием, а жизнь человека по сравнению с космосом ничтожной.

Н.Рубцов «Над вечным покоем»

Рукой, раздвинув темные кусты,

Я не нашел и запаха малины,

Но я нашел могильные кресты,

Когда ушел в малинник за овины.

Там фантастично тихо в темноте.

Там одиноко, боязно и сыро,

Там и ромашки будто бы не те-

Как существа уже иного мира.

И так в тумане омутной воды

Стояло тихо кладбище глухое,

Таким все было смертным и святым.

Что до конца не будет мне покоя

И эту грусть , и святость прежних лет

Я так любил во тьме родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки ,умирая…

Пускай меня за тысячу земель

Уносит жизнь! Пускай меня проносит

По всей земле надежда и метель,

Какую ,кто-то больше не выносит!

Когда ж почую близость похорон,

Приду сюда, где белые ромашки

Где каждый смертный свято погребен

В такой же белой горестной рубашке.

Ведущий: Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины 19 века- пейзажиста Левитана и прозаика Чехова. Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая жизнь многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту. Они жили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.






© 2010-2022