Статья Игра, как средство эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ

В статье содержится содержание и перечень игр и упражнений способных помочь детям с ОВЗ научиться общаться с детьми и со взрослыми. В развитии личности детей наиболее важна игровая деятельность — Для таких детей характерны очень низкий настрой на игру, поэтому в первую очередь будет учитель должен вовлечь и заинтересовать, его цель — вызвать у детей интерес к игре, научить играть и общаться через жесты, с помощью пиктограмм, создать положительный эмоциональный настрой, поощрять участие. При подб...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Статья


Тема: Игра, как средство эмоционально-

личностного развития детей с ОВЗ.




Подготовила учитель: Скобенкова Н.А.

Эмоциональное развитие детей - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

У детей развитие эмоциональной жизни происходит главным образом в условиях свободной (спонтанной) либо организованной игровой деятельности. Среди психологов и педагогов общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка.

Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры-задачи к учебно-позновательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Психологическое воздействие игры: развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Во время игры со сверстниками, особенно ролевой игры, происходит становление важнейших личностных качеств ребенка, важнейшее из которых - эмпатия. Эмпатия - это способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого; это умение понять, что потребности другого так же важны, как и твои собственные.

Цель игры, два аспекта цели:

- Познавательный: обучение способам действия с предметами.

- Воспитательный: обучение способам сотрудничества, формам общения. Формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми, гармонизирующее развитие личности в целом. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Игровые правила: правила действия и правила общения.

Развитие в игре различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Виды психоразвивающих игр для детей: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования. Индивидуальные и совместные игры.

В игре осваиваются нравственные нормы и формируются моральные качества ребенка. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром социальных отношений, в результате чего он усваивает социальные нормы и правила, формирует эмоциональное отношение к ним (быть честным трудно порой, но надо; врать нехорошо: соврать иногда хочется, но потом бывает стыдно, и на тебя обижаются и т.п.).

Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний, а также предотвращения многих трудностей.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.


Поэтому главной задачей является эмоционально - личностное развитие детей:

-обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

-формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику;

- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

- обучение детей речевым средствам общения;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

В качестве основных методов и приемов можно использовать:

- упражнения (подражательно-испольнительского и творческого характера);

- этюды;

- импровизации;

- наблюдения, прогулки, экскурсии;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование, лепка, аппликация;

- Чтение и обсуждение художественных произведений;
- Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- сочинение историй;

- беседы;
- рассказ педагога и рассказы детей;

- мини-конкурсы.

Для поддержания интереса к играм можно использовать сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники. Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение. Каждый вид деятельности строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Очень хорошо в конце игры послушать приятную музыку, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к играм.
Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Работать над развитием эмоций и личности ребёнка в целом нужно на всех занятиях, также в обычном общении с детьми. Нужно помнить, что главный принцип педагогики строится на трёх китах: любовь, понимание, объяснение.

Примерный перечень игр и упражнений.

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель: Вырабатывает навык употребления «волшебных слов»

Вариант 1. Все участники игры становятся в круг. Педагог показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Игра «Хорошо-плохо»

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо?

Взрослый раздаёт детям фишки двух цветов - красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки - красными, а плохие - черными. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Танец «Стирка платочков»

Цели: создавать положительный эмоциональный фон в группе; учить использовать выразительные движения для передачи эмоций, передавать заданный образ движениями.

Ход: Дети под веселую музыкальное сопровождение выполняют имитацию стирки платков: стирают воображаемое белье, прополаскивают, встряхивают, развешивают, гладят, свободно пляшут с платочками.

Инсценировка

Цель: закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Задание: обыгрывание ситуации, когда дети по очереди показывают, как и чем могут помочь людям, животным, и т.д.

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Эту гимнастику можно проводить как вдвоем с ребенком, так и в группе из нескольких детей.

Участники стоят друг напротив друга, или в круге. Дети выполняют движения, повторяя за взрослым:

Вы - проснувшиеся котята. Потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

А сейчас вы - крадущиеся в джунглях тигры. Идем на носочках бесшумно, осторожно.

А теперь вы - осенние листочки. Покачаемся на ветру легко, воздушно: руки разведены в стороны, выполняются легкие покачивания из стороны в сторону.

Подул ветер и оторвал листочки - полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук.

Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики - подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках.

Сейчас мы - пилоты. Заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем: выполняется бег по кругу, руки разведены в стороны.

Течет прозрачная вода - мягко, плавно: выполняются «волны» поочередно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, «волны» впереди себя.

А теперь идем через чащу резко, четко - дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук.

Летаем, как бабочки, - легко, изящно: на носках кружимся.

А теперь отдыхаем - дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.

Покапаем, как мелкий и частый дождик - быстро, легко выполняется бег на носках.

Полетаем, как озорной воробей - мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках.

Походим, как старая бабушка: спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку - неторопливая походка.

Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно - дети, двигаясь по кругу, выполняют подскоки.

Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке: идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.

Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро - дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.

«Почему люди смеются?»

Цель: Развитие навыков общения, речи, знакомит с эмоциями.

Нарисуйте ребенку несколько кукол с разными выражениями лица: кукла смеется, кукла плачет, кукла сердится. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло ее рассмешить, вместе с ребенком придумайте веселую историю. Поговорите о том, что кажется смешным ребенку. Показывая на плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда кто-нибудь плачет (пожалеть). Так же обсудите, что может стать причиной слез и т.д.

«Два человечка»

Цель: Игра способствует развитию речи, навыков сопереживания.

Возьмите двух кукол и поговорите с ребенком от их имени. Одна кукла - веселая, другая - грустная. В соответствии с настроением кукол меняйте интонацию голоса. Пусть веселая кукла расскажет малышу что-нибудь смешное, а грустная кукла попросит ее пожалеть. Предложите крохе развеселить грустную куклу: спеть ей песенку, нарисовать что-нибудь яркое и веселое.

« Грустный, веселый»

Цель: Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Нарисуйте несколько человечков, на лицах которых отсутствует рот. Попросите ребенка дорисовать рты на изображениях, учитывая при этом, что один человечек веселый, второй грустный, третий недовольный. Помогайте детям наводящими вопросами: «Что человек делает, когда ему весело? (Улыбается, смеется). А когда грустно? (продемонстрируйте опущенные уголки рта). А сердитый человек хмурит брови и сжимает губы».

«Цветное настроение»

Цель: Игра способствует развитию ассоциативного мышления, эмоциональной сферы.

Нарисуйте что-нибудь желтой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, желтая краска - веселая или грустная? На что она похожа? «А как ты думаешь, каким цветом можно нарисовать грустный день? Веселое утро? И т.п.»

«Такая разная музыка»

Цель: Игра способствует развитию эмоциональной сферы, слухового восприятия.

Предложите детям послушать веселую песенку и потанцевать под нее. Потом поставьте спокойную музыку. Возможно, дети захотят подвигаться и под медленные звуки. Обратите внимание, что под быструю музыку движения получаются иные. Потом просто послушайте музыку. Поинтересуйтесь - на что она похожа. Покажите, как можно водить рукой в такт мелодии, попросите ребенка сделать то же самое.

«Зайчишка-трусишка»

Цель: Игра способствует развитию речи, эмоциональному развитию.

Вспомните героев любимых сказок: лисичку-сестричку, зайчишку-трусишку и серого волка. Спросите у детей, почему их так называют. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему: «Почему лису называют хитрой? Потому что она всех обманывает. А заяц - самый слабый, у него нет острых зубов и сильных лап, поэтому он всех боится и т.п.».

Спросите у детей, кто из перечисленных персонажей нравится им больше всех. Почему? А кто не нравится? Почему?

«Солнышко»

Цель: Игра способствует эмоциональному развитию.

Прочитайте стихотворение.

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое»

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Г. Бойко

Поговорите о том, почему солнышко называют добрым, чистым, почему хочется его расцеловать. Сравните солнечный день с ненастьем. Обсудите, что можно делать на улице в ясную погоду, в дождливую.

Литература:



  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2010;

  2. Страна Добра: социализация детей. Е.О. Севостьянова., -М.:ТЦ Сфера, 2012;

  3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ под ред. А.В. Можейко.-М.:ТЦ Сфера, 2010.



© 2010-2022