Рабочая программа МХК 10 класс Емохонова

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по курсу


Мировая художественная культура:


«От истоков до XVII века»


10 класс

(уровень: общеобразовательный, базовый)


Учитель - Усольцева Наталия Геннадьевна

Молодой специалист



Рабочая программа составлена на основе:

Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.










2015/2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу Мировая художественная культура для 10 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный базисный учебный план, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004)

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  7. Приказ Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);

  8. Примерный учебный план Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

  9. Рабочая программа разработана на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.

  10. Программе соответствуют учебники: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

В авторскую программу изменения не вносились.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия - воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя.

Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ - основное средство отражения и познания мира

в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

Месопотамия. Месопотамский зиккурат - жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор - основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы - специфика месопотамского изобразительного искусства.

Древний Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм - символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

Древняя Индия. Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Древняя Америка. Жертвенный ритуал во имя жизни - основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане - прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Крито-микенская культура. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Древняя Греция. Мифология - основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон - образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия - вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме.

Древний Рим. Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика - основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.

Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

Византия и Древняя Русь. Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» - символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.

Западная Европа. Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кельне. Готический храм - образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Новое искусство - Арс нова. Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века

Китай. Вечная гармония инь и ян - основа китайской культуры. Ансамбль Храма Неба в Пекине как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

Япония. Культ природы - кредо японской архитектуры. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

Ближний Восток Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть Омейедов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

Место предмета в базисном учебном плане:

В 10 классе на изучение мировой художественной культуры на базовом уровне выделяется 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).

Прогнозируемые результаты:

На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное - выработать представление о целостных художественных моделях мира.

Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных педтехнологий:

• технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

• компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса и использование CD-дисков по предмету;

• технологии проектной деятельности.

Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

• лекции с использованием презентаций по отдельным темам;

• домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся)

• индивидуальная (консультации);

• групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения - при изучении нового материала, по уровню учебных достижений - на обобщающих по теме уроках);

• фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе);

• парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Контроль уровня знаний, умения, навыков учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

• основные виды и жанры искусства;

• изученные направления и стили мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

• для выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;

• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

• самостоятельного художественного творчества.


Учебно - тематический план



(1 час в неделю, всего 35 часов)


п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Контр-е

работы

Зачет

1

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

3



2

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

14

1


3

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

14



4

Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века

4

1



Итого:

35

2



перечень учебно-методического обеспечения


Учебно-методический комплект учителя:


  1. Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.

  2. Л.Г., Емохонова. Н.Н., Малахова. Мировая художественная культура (базовый уровень): 10 класс: ФГОС: Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. М.: Изд-кий центр «Академия». - 2014 гг.

  3. Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic/edu.ru

  4. Музыкальная коллекция music.edu.ru

  5. Архитектура России archi.ru

  6. «Культура России» russianculture.ru

  7. Музеи России museum.ru

  8. Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии greekroman.ru

  9. Archi-tec.ru- история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура archi-tec.ru

  10. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. artyx.ru

  11. Belcanto.Ru- в мире оперы. belcanto.ru

  12. Классическая музыка classic-music.ru

  13. Мировое искусство world.ar t

  14. Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению e-project.ru/mos/

  15. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. petrov-gallery.narod.ru

  16. Виртуальный каталог икон. wco.ru/icons/

  17. Виртуальный музей живописи museum-online.ru

  18. Виртуальный музей Лувр. louvre.historic.ru

  19. Государственный Русский музей. rusmuseum.ru

  20. Государственная Третьяковская галерея. tretyakov.ru

  21. Государственный Эрмитаж. hermitagemuseum.org

  22. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. mhk.spb.ru

  23. Замки Европы www/castles.narod.ru

  24. Импрессионизм .impressionism.ru

  25. История изобразительного искусства. arthistory.ru/

  26. Московский Кремль:виртуальная экскурсия. moscowkremlin.ru

  27. Музеи Московского Кремля. kremlin.museum.ru

  28. 26.Народы и религии мира. cbook.ru/peoples/

  29. Репин Илья Ефимович. ilyarepin.org.ru

  30. Российская история в зеркале изобразительного искусства. sgu.ru/rus_hist/

  31. Современная мировая живопись. wm-painting.ru

  32. Энциклопедия Санкт-Петербурга. encspb.ru

  33. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Учебный комплект учащихся 10-го класса:


  1. Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.

Приложение 1



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по Мировой художественной культуре

Класс ___10__

Учитель Усольцева Наталия Геннадьевна


Количество часов

Всего __35___часа; в неделю ___1__час.

Плановых контрольных уроков _2_, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Планирование составлено на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.

Учебник: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Корректировка

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

1

Миф - основа ранних представлений о мире

1

Урок изучения нового материала

Миф как факт мироощущения.

Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора,

дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия - воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса.

Устный опрос

Урок 1 чит.,

04.09


2

Славянские земледельческие обряды

1

Комбинированный

Святки. Масленица. Русальная

неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне.

Устный опрос

Урок 2 чит.,

11.09


3

Зарождение искусства. Художественный образ - основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве

1

Комбинированный

Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных

первоэлементов. Стонхендж

Устный опрос

Урок 3 чит.,

18.09


Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

4

Месопотамский зиккурат ­ жилище бога.

1

Комбинированный

Зиккураты в Уре и Вавилоне. глазурованный кирпич и ритмический узор: основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы - специфика месопотамского изобразительного искусства

Устный опрос

Урок 4 чит.,

25.09


5

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

1

Комбинированный

Пирамиды в Гизе. Наземный храм ­ символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амон-Ра в Карнаке

Устный опрос

Урок 5 чит.,

02.10


6

Роль магии в заупокойном культе.

1

Комбинированный

Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Индивидуальная работа

Урок 6 чит.,

09.10


7

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения.

1

Комбинированный

Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.

Устный опрос

Урок 7 чит.,

16.10


8

Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия.

1

Комбинированный

Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты

Задания по карточкам

Урок 8 чит.,

23.10


9

Жертвенный ритуал во имя жизни - основа культовой архитектуры и рельефа.

1

Комбинированный

Пирамида Солнца в Теотиуакане - прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке

Устный опрос

Урок 9 чит.,

30.10


10

Крито-микенская культура

1

Комбинированный

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

Устный опрос

Урок 10 чит.,

13.11


11

Мифология - основа мировосприятия древних греков.

1

Комбинированный

Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон - образец высокой классики.

Устный опрос

Урок 11 чит.,

20.11


12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

1

Комбинированный

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

Устный опрос

Урок 12 чит.,

27.11


13

Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики.

1

Комбинированный

Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия - вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада.

Задания по карточкам

Урок 13 чит.,

04.12


14

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

1

Комбинированный

Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пераме

Устный опрос

Урок 14 чит.,

11.12


15

Архитектура как зеркало величия государства.

1

Комбинированный

Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон.

Устный опрос

Урок 15 чит.,

18.12


16

Планировка римского дома

1

Комбинированный

Фрески и мозаика - основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий

Индивидуальные задания

Урок 16 чит.,

25.12


17

Раннехристианское искусство

1

Комбинированный

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Устный опрос

Урок 17 чит.,

15.01


Раздел 3. Художественная культура Средних веков

18

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле

1

Комбинированный

Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного

храма. Порядок размещения декора.

Устный опрос

Урок 18 чит.,

22.01


19

Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие.

1

Комбинированный

Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине.

Устный опрос

Урок 19 чит.,

29.01


20

Византийский стиль в мозаичном декоре

1

Комбинированный

Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве.

Устный опрос

Урок 20 чит.,

05.02


21

Византийский стиль в иконописи. Иконостас.

1

Комбинированный

Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля.

Задания по карточкам

Урок 21 чит.,

12.02


22

Московская школа иконописи. Русский иконостас.

1

Комбинированный

Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» - символ национального единения русских земель.

Устный опрос

Урок 22 чит.,

19.02


23

Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа

1

Комбинированный

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в

Коломенском. Дионисий.

Устный опрос

Урок 23 чит.,

26.02


24

Фресковые росписи на тему Величия Богородицы

1

Комбинированный

Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.

Устный опрос

Урок 24 чит.,

04.03


25

Дороманская культура: «каролингское Возрождение»

1

Комбинированный

Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.

Устный опрос

Урок 25 чит.,

11.03


26

Кредо романской культуры

1

Комбинированный

Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кельне.

Задания по карточкам

Урок 26 чит.,

18.03


27

Готический храм - образ мира.

1

Комбинированный

Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал.

Индивидуальные задания

Урок 27 чит.,

25.03


28

Основные этапы развития готического стиля

1

Комбинированный

Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции

Устный опрос

Урок 28 чит.,

08.04


29

Проторенессанс в Италии

1

Комбинированный

«Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе.

Устный опрос

Урок 29 чит.,

15.04


30

Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти

1

Комбинированный

Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова.

Устный опрос

Урок 30 чит.,

22.04


31

Специфика Арс нова на Севере

1

Комбинированный

Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте

Устный опрос

Урок 31 чит.,

29.04


Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века

32

Вечная гармония инь и ян - основа китайской культуры

1

Комбинированный

Ансамбль Храма Неба в Пекине - как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая

Устный опрос

Урок 32 чит.,

06.05


33

Культ природы - кредо японской архитектуры

1

Комбинированный

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи.

Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото

Устный опрос

Урок 33 чит.,

13.05


34

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений

1

Комбинированный

Колонная мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде

Устный опрос

Урок 34-35 чит.,

20.05


35

Итоговое повторение

1

Обобщающий урок

Обобщение по курсу «Мировая художественная культура»

Творческое задание

Урок 1-35 повторить

27.05



© 2010-2022