- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа МХК 10 класс Емохонова
Рабочая программа МХК 10 класс Емохонова
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усольцева Н.Г. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по курсу
Мировая художественная культура:
«От истоков до XVII века»
10 класс
(уровень: общеобразовательный, базовый)
Учитель - Усольцева Наталия Геннадьевна
Молодой специалист
Рабочая программа составлена на основе:
Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу Мировая художественная культура для 10 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный базисный учебный план, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004)
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
-
Приказ Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);
-
Примерный учебный план Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
-
Рабочая программа разработана на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.
-
Программе соответствуют учебники: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
-
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
-
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;
-
формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
-
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
-
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
-
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
-
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
-
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
-
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
-
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
-
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
В авторскую программу изменения не вносились.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия - воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя.
Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ - основное средство отражения и познания мира
в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира
Месопотамия. Месопотамский зиккурат - жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор - основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы - специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм - символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия. Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка. Жертвенный ритуал во имя жизни - основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане - прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция. Мифология - основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон - образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия - вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме.
Древний Рим. Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика - основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
Раздел 3. Художественная культура Средних веков
Византия и Древняя Русь. Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» - символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.
Западная Европа. Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кельне. Готический храм - образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство - Арс нова. Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века
Китай. Вечная гармония инь и ян - основа китайской культуры. Ансамбль Храма Неба в Пекине как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония. Культ природы - кредо японской архитектуры. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть Омейедов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Место предмета в базисном учебном плане:
В 10 классе на изучение мировой художественной культуры на базовом уровне выделяется 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).
Прогнозируемые результаты:
На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное - выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных педтехнологий:
• технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
• компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса и использование CD-дисков по предмету;
• технологии проектной деятельности.
Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
• лекции с использованием презентаций по отдельным темам;
• домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся)
• индивидуальная (консультации);
• групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения - при изучении нового материала, по уровню учебных достижений - на обобщающих по теме уроках);
• фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе);
• парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Контроль уровня знаний, умения, навыков учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
• для выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.
Учебно - тематический план
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе
Контр-е
работы
Зачет
1
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
3
2
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира
14
1
3
Раздел 3. Художественная культура Средних веков
14
4
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века
4
1
Итого:
35
2
перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект учителя:
-
Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.
-
Л.Г., Емохонова. Н.Н., Малахова. Мировая художественная культура (базовый уровень): 10 класс: ФГОС: Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. М.: Изд-кий центр «Академия». - 2014 гг.
-
Коллекция «Мировая художественная культура» artclassic/edu.ru
-
Музыкальная коллекция music.edu.ru
-
Архитектура России archi.ru
-
«Культура России» russianculture.ru
-
Музеи России museum.ru
-
Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии greekroman.ru
-
Archi-tec.ru- история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура archi-tec.ru
-
ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. artyx.ru
-
Belcanto.Ru- в мире оперы. belcanto.ru
-
Классическая музыка classic-music.ru
-
Мировое искусство world.ar t
-
Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению e-project.ru/mos/
-
Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. petrov-gallery.narod.ru
-
Виртуальный каталог икон. wco.ru/icons/
-
Виртуальный музей живописи museum-online.ru
-
Виртуальный музей Лувр. louvre.historic.ru
-
Государственный Русский музей. rusmuseum.ru
-
Государственная Третьяковская галерея. tretyakov.ru
-
Государственный Эрмитаж. hermitagemuseum.org
-
Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. mhk.spb.ru
-
Замки Европы www/castles.narod.ru
-
Импрессионизм .impressionism.ru
-
История изобразительного искусства. arthistory.ru/
-
Московский Кремль:виртуальная экскурсия. moscowkremlin.ru
-
Музеи Московского Кремля. kremlin.museum.ru
-
26.Народы и религии мира. cbook.ru/peoples/
-
Репин Илья Ефимович. ilyarepin.org.ru
-
Российская история в зеркале изобразительного искусства. sgu.ru/rus_hist/
-
Современная мировая живопись. wm-painting.ru
-
Энциклопедия Санкт-Петербурга. encspb.ru
-
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Учебный комплект учащихся 10-го класса:
-
Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Мировой художественной культуре
Класс ___10__
Учитель Усольцева Наталия Геннадьевна
Количество часов
Всего __35___часа; в неделю ___1__час.
Плановых контрольных уроков _2_, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Планирование составлено на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10-11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 48 с.
Учебник: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». - 2012-2014 гг.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | Корректировка |
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира | ||||||||
1 | Миф - основа ранних представлений о мире | 1 | Урок изучения нового материала | Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия - воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса. | Устный опрос | Урок 1 чит., | 04.09 |
|
2 | Славянские земледельческие обряды | 1 | Комбинированный | Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. | Устный опрос | Урок 2 чит., | 11.09 |
|
3 | Зарождение искусства. Художественный образ - основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве | 1 | Комбинированный | Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж | Устный опрос | Урок 3 чит., | 18.09 |
|
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира | ||||||||
4 | Месопотамский зиккурат жилище бога. | 1 | Комбинированный | Зиккураты в Уре и Вавилоне. глазурованный кирпич и ритмический узор: основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы - специфика месопотамского изобразительного искусства | Устный опрос | Урок 4 чит., | 25.09 |
|
5 | Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. | 1 | Комбинированный | Пирамиды в Гизе. Наземный храм символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амон-Ра в Карнаке | Устный опрос | Урок 5 чит., | 02.10 |
|
6 | Роль магии в заупокойном культе. | 1 | Комбинированный | Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей | Индивидуальная работа | Урок 6 чит., | 09.10 |
|
7 | Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. | 1 | Комбинированный | Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. | Устный опрос | Урок 7 чит., | 16.10 |
|
8 | Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. | 1 | Комбинированный | Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты | Задания по карточкам | Урок 8 чит., | 23.10 |
|
9 | Жертвенный ритуал во имя жизни - основа культовой архитектуры и рельефа. | 1 | Комбинированный | Пирамида Солнца в Теотиуакане - прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке | Устный опрос | Урок 9 чит., | 30.10 |
|
10 | Крито-микенская культура | 1 | Комбинированный | Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах | Устный опрос | Урок 10 чит., | 13.11 |
|
11 | Мифология - основа мировосприятия древних греков. | 1 | Комбинированный | Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон - образец высокой классики. | Устный опрос | Урок 11 чит., | 20.11 |
|
12 | Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики | 1 | Комбинированный | Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. | Устный опрос | Урок 12 чит., | 27.11 |
|
13 | Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. | 1 | Комбинированный | Куросы и коры. Статуя Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия - вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. | Задания по карточкам | Урок 13 чит., | 04.12 |
|
14 | Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. | 1 | Комбинированный | Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пераме | Устный опрос | Урок 14 чит., | 11.12 |
|
15 | Архитектура как зеркало величия государства. | 1 | Комбинированный | Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. | Устный опрос | Урок 15 чит., | 18.12 |
|
16 | Планировка римского дома | 1 | Комбинированный | Фрески и мозаика - основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий | Индивидуальные задания | Урок 16 чит., | 25.12 |
|
17 | Раннехристианское искусство | 1 | Комбинированный | Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме | Устный опрос | Урок 17 чит., | 15.01 |
|
Раздел 3. Художественная культура Средних веков | ||||||||
18 | Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле | 1 | Комбинированный | Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. | Устный опрос | Урок 18 чит., | 22.01 |
|
19 | Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. | 1 | Комбинированный | Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. | Устный опрос | Урок 19 чит., | 29.01 |
|
20 | Византийский стиль в мозаичном декоре | 1 | Комбинированный | Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. | Устный опрос | Урок 20 чит., | 05.02 |
|
21 | Византийский стиль в иконописи. Иконостас. | 1 | Комбинированный | Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. | Задания по карточкам | Урок 21 чит., | 12.02 |
|
22 | Московская школа иконописи. Русский иконостас. | 1 | Комбинированный | Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» - символ национального единения русских земель. | Устный опрос | Урок 22 чит., | 19.02 |
|
23 | Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа | 1 | Комбинированный | Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. | Устный опрос | Урок 23 чит., | 26.02 |
|
24 | Фресковые росписи на тему Величия Богородицы | 1 | Комбинированный | Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев. | Устный опрос | Урок 24 чит., | 04.03 |
|
25 | Дороманская культура: «каролингское Возрождение» | 1 | Комбинированный | Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. | Устный опрос | Урок 25 чит., | 11.03 |
|
26 | Кредо романской культуры | 1 | Комбинированный | Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кельне. | Задания по карточкам | Урок 26 чит., | 18.03 |
|
27 | Готический храм - образ мира. | 1 | Комбинированный | Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. | Индивидуальные задания | Урок 27 чит., | 25.03 |
|
28 | Основные этапы развития готического стиля | 1 | Комбинированный | Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции | Устный опрос | Урок 28 чит., | 08.04 |
|
29 | Проторенессанс в Италии | 1 | Комбинированный | «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. | Устный опрос | Урок 29 чит., | 15.04 |
|
30 | Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти | 1 | Комбинированный | Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. | Устный опрос | Урок 30 чит., | 22.04 |
|
31 | Специфика Арс нова на Севере | 1 | Комбинированный | Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте | Устный опрос | Урок 31 чит., | 29.04 |
|
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века | ||||||||
32 | Вечная гармония инь и ян - основа китайской культуры | 1 | Комбинированный | Ансамбль Храма Неба в Пекине - как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая | Устный опрос | Урок 32 чит., | 06.05 |
|
33 | Культ природы - кредо японской архитектуры | 1 | Комбинированный | Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото | Устный опрос | Урок 33 чит., | 13.05 |
|
34 | Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений | 1 | Комбинированный | Колонная мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде | Устный опрос | Урок 34-35 чит., | 20.05 |
|
35 | Итоговое повторение | 1 | Обобщающий урок | Обобщение по курсу «Мировая художественная культура» | Творческое задание | Урок 1-35 повторить | 27.05 |
|