Статья ФГОС - проблемы реализации

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС - проблемы реализации

Реализация ФГОС шагает по просторам нашей Родины пятый год. На эту тему написано много, сказано еще больше. Я добавлю свой взгляд на проблемы реализации новых стандартов.

К технологиям ФГОС относят:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

коммуникативное обучение;

проектная технология;

игровые технологии;

диалог культур;

Я пробовала практически все эти технологии и пришла к некоторым выводам, но о них позже. Как все учителя, знакомясь с ФГОС, просматривала не только методички, но и опыт других учителей. По большей части в статьях переписаны те самые методички и победные реляции, что уже все замечательно. И только однажды натолкнулась на такую фразу:

«Метод проблемного обучения часто применяется на уроках изобразительного искусства и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО» Супринович С.Е., Лысых Н.В. «Использование проблемного обучения на уроках изобразительного искусства» (журнал «Современные наукоемкие технологи»)

Полностью согласна с утверждением авторов. Не очень себе представляю самостоятельную поисковую работу учеников на некоторые темы уроков

Как и в любом роде занятий, в изобразительном искусстве, большое значение имеют повторение и закрепление навыков, изображение по образцу, копирование и т.д. Именно на таких упражнениях тренируется глазомер, твердость руки, художественная интуиция или то, что называют мышечной памятью.

К примеру, в народных промыслах обучение базируется на копировании традиционных элементов изображения, повторении работ мастеров.

На мой взгляд, групповые формы обучения, которые рекомендуются ФГОС и используются в проблемном обучении, имеют свои минусы. Если ребята недостаточно мотивированны на работу, чаще всего они прячутся за группу. Работа в группе учит коммуникабельности, умению координировать работу, лидерству, но второй план уходит индивидуальная работа с ребенком. Каждый учитель знает особенности ученика и может вовремя отреагировать на его затруднения.

Такая сложная тема, как изображение головы человека, на мой взгляд, невозможна без педрисука. С трудом представляю себе самостоятельный поиск учеников. В одном из вебинаров был предложен способ с фотографированием, но одно дело советовать, а другое применить на практике.

Еще один момент, не способствующий качеству образования - это то, что программа Шпикаловой Т.Я. построена без учета возрастных особенностей. Зачем в 1 классе изучение жанров живописи, а во 2 классе - многосюжетной композиции лаковой миниатюры? Первый класс (особенно 1 четверть) тратится на то, чтобы научить работать материалами, правильно организовывать лист и т.д. Благие намерения авторов программ приходится воплощать тем, кто «работает в поле».

Теперь к структуре урока. Мне непонятно, почему дети должны обязательно «отгадать» тему? Зачем опять вводить единообразие? Урок, спланированный иначе, бывает более эффективным.

И, наконец, самая больная тема - это оснащение. Презентация на уроке дает хорошую наглядность на хорошем экране. Учителям приходится изворачиваться, чтобы найти выход. Оснащение кабинетов не финансируется, поэтому большинство учителей покупает телевизоры (или компьютеры) за свой счет или за счет родителей. Но нельзя рассчитывать только на презентации, личные работы чаще более убедительны, так же как и педрисунок.

Проблемное обучение эффективно при обучении, например, рисованию с натуры несложных по форме предметов, когда можно самостоятельно исследовать объект изображения. Подробный сравнительный анализ предметов постановки дает более четкое представление о взаимодействии предметов.

Подвести к пониманию, почему надо рисовать «от простого - к - сложному» можно на примере изображения животных. Предлагаю изображение зайца - срисуйте. Рисуют большую голову, не знают, куда приделать ноги, чаще всего рисуют «мультяшку». Конфликт несоответствия жизненного опыта с реальной задачей. Пробуем оттолкнуться от простых форм. Полученные знания можно тут же применить при изображении другого животного.

Ландшафтная архитектура. Сравнительный анализ пейзажного и регулярного парка. Групповая работа подразумевает выбор типа парка, разумное размещение объектов.

Хорошие результаты дает составление схем. Умение составлять схемы дает возможность правильно понимать законы композиции, правильному и грамотному выполнению эскизов и набросков, а это основа обучения изобразительному искусству.

Мой личный опыт подсказывает, что обучение должно вестись разными методами, в том числе и теми, которые сегодня, в угоду новой концепции образования, считаются неактуальными. Работа должна быть на результат.



© 2010-2022