Программа ДО для младших школьников «Солнышко»

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. С одной стороны, она дополняет учебный процесс трудового воспитания, расширяет и углубляет базовые знания. Активно помогает укреплению и углублению основ наук и навыков, полученных в школе. Одна из задач программы – развить эти навыки на материалах декоративно-прикладного искусства.  Концепция программы – не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных и эффективных поделок, а формирование высокого интеллекта  и духовности через мастерство. Ребенка нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное его выполнение.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Енисейского района

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Епишинская основная общеобразовательная школа №6




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На МС школы «_____»______2011г

___________2011 года ______Г.П.Мельникова


«Солнышко»


Образовательная программа

рассчитана на 2 года

(3 часа в неделю - 90 часов в год)





Педагог дополнительного образования

Мусатова Людмила Сергеевна






п.Епишино

2011 год



Пояснительная записка

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. С одной стороны, она дополняет учебный процесс трудового воспитания, расширяет и углубляет базовые знания. Активно помогает укреплению и углублению основ наук и навыков, полученных в школе. Одна из задач программы - развить эти навыки на материалах декоративно-прикладного искусства. С другой стороны, программа построена так, чтобы дать детям представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека, а также направлена на решение задач развития общей культуры личности.

Концепция программы - не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных и эффективных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство. Ребенка нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное его выполнение.

Возрастной диапазон программы - младший и средний школьный возраст. В младшем школьном возрасте продолжается начавшийся в дошкольный период процесс социализации, продолжают устанавливаться связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Это время становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Предлагаемая программа обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Предлагаемое содержание становится основой для развития самостоятельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд по изготовлению своими руками красивых и нужных предметов пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Проявляются и развиваются потенциальные способности ребенка, реализуется его творческий потенциал в максимально комфортной для развития личности ребенка атмосфере детского клуба.

НАЗНАЧЕНИЕ:

Знакомясь с различными видами прикладной деятельности, дети получают возможность полностью развить свой творческий потенциал, самореализоваться, удовлетворить свои разносторонние интересы и потребности.

ЦЕЛЬ:

Развитие творческого потенциала личности ребенка, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации ребенка.

ЗАДАЧИ:

- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, а также технику безопасности при работе с ними;

- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.

- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.

- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей родного края, культурой

Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе. Дети делятся на две возрастные группы - первого и второго года обучения, группа I и II соответственно.










Предполагаемый результат

  1. Дети научатся работать в различных техниках

  2. Разнообразие предложенных вариантов работ поможет детям выразить своё видение предмета.

  3. научатся различать изделия, выполненные в разных техниках.

  4. научатся уважать и понимать труд людей

  5. приобретут необходимые художественные навыки

Форма аттестации

итоговая - зачётные, итоговые работы по темам

промежуточная: выставки работ учащихся, участие в различных конкурсах




Содержание Программы

I год обучения (45 часов)

Вводное занятие (1,5 часа)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

Работа с бумагой (10 часов)

I. Плоскостные композиции из бумаги . Аппликация. (5 часов).

Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.

Знакомство с техникой аппликации народных мастеров Украины, Польши («вырезанки».)

Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».

II. Бумагопластика или объемное конструирование (5 часов).

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Беседа: «Вологодское кружево».

Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).

Роспись по дереву (10 часов)

Городецкая роспись.

Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.

Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).

Творческая работа: «Роспись разделочной доски».


Художественная обработка ткани (10 часов)

I.Аппликация из ткани (10 часов)

Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».

Лепка (8 ч)

Глина или пластилин


I. Народная игрушка (8ч)

Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии - «синее море», круги большие и маленькие - «солнышки» большие и маленькие, клетка.

Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)

Твор.раб.: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись)

Проект (2ч)


Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.

Работа по программе Power Point.

Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).

Создание и защита.

Выставки, экскурсии, праздники (3,5 ч).


«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.

II год обучения (45 ч)


Вводное занятие (1,5 ч).


Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.

Работа с бумагой (3ч).


Аппликация

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.

Знакомство с государственной Чувашской символикой.

Творческая работа: «Герб моей семьи».


Роспись по дереву (15 ч).


Хохломская роспись.

Городец.

Урало-Сибирская роспись.

Матрёшки.

Гжельская керамика.

История, материалы и инструменты, особенности росписи.

Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).

Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

Творческая работа: Роспись матрёшки по мотивам народной игрушки.

Творческая работа: Роспись керамической посуды по мотивам гжельской керамики.


Художественная обработка ткани (5 ч).

Основы обработки ткани.

Аппликация из ткани.

Фоторамки из ткани.

Приёмы декорирования с использованием ткани.

Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз.

Творческая работа: «Фоторамка на память».

Декоративная работа с использованием смешанных техник (4ч)

Маскарадные маски.

Изготовление сувениров.

Изготовление открыток.

Лепка.

Инструменты и приспособления. Технология изготовления.

Приемы работы: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».

Объёмные аппликации (9 ч)

Аппликации с использованием природных материалов.


Творческая работа: Создание аппликации на темы «Лесная сказка», «В гостях у морского царя»

Проект (10ч).


Создание ученического проекта по одной из тем.

Презентация и защита проекта.

Выставки работ учащихся (1,5ч)

Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.






Список литературы.


1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги - Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы - «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. - М.:Высшая школа, 1992г.

6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы -М.: Просвещение, 1985г.

7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. - М.:Просвещение, 1994г.










Тематический план,

1 год обучения 2011/2012 учебный год

Тема

Количество часов

Теория практика

1

Вводное занятие

1,5 ч

-


Работа с бумагой (10 часов)

2

3

4

Аппликация. Плоскостные композиции из бумаги.

1 ч

4,5 ч

5

6

7

Бумагопластика или объемное конструирование

-

4,5 ч

Роспись по дереву(10ч)

8

9

10

Городецкая роспись.

1,5 ч

3 ч

11

Упражнения.

-

1,5ч

12

13

14

Творческая работа

Художественная обработка ткани (10 ч)

15

Аппликация из ткани.

1,5 ч


16

17

18

Упражнения. Изготовление сувениров.

1,5 ч

3 ч

19

20

21

Творческая работа

-

4 ч

Лепка (8 ч)

22

Народная игрушка.

1,5 ч


23

24

Упражнения.

-

3 ч

25

26

Лепка и роспись игрушки по собственному эскизу.

1,5

2 ч

Творческий проект (2 ч)

27

28

Разработка и представление творческого проекта.

0,5 ч

1,5 ч

Выставки работ учащихся (3,5ч)

29

30

Выставки, экскурсии и праздники. Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.

0,5 ч

3 ч

всего

12 ч

33 ч

Тематический план,

2 год обучения 2012/2013 учебный год.

Тема

Теория


Практика

Вводное занятие

1,5 ч


Работа с бумагой (3ч).

2

Аппликация

1,5 ч

1,5ч

Роспись по дереву (15 ч).

3

Роспись по дереву.

1,5 ч


Хохломская роспись.

1,5 ч

1,5 ч

Городец.

1,5 ч

1,5 ч

Урало-Сибирская роспись

1,5 ч

3 ч

Матрёшки.

1,5 ч

1,5 ч

Художественная обработка ткани(5 ч)

4

Основы обработки ткани.

1 ч


Аппликация из ткани.


1,5 ч

Фоторамки из ткани.

1 ч

1,5 ч

Декоративная работа с использованием смешанных техник (4ч)

5

Маскарадные маски.

Лепка.

1 ч

1 ч

Изготовление сувениров.


1 ч

Изготовление открыток.


1 ч

Объёмные аппликации (9 ч)


Аппликации с использованием природных материалов. Упражнения.

1,5 ч

1,5

Творческая работа: Создание аппликации на темы «Лесная сказка»


3 ч

Творческая работа: «В гостях у морского царя»


3 ч

Проект (6 ч)

6

Создание и представление ученического творческого проекта по одной из тем.

1 ч

5 ч

Выставки работ учащихся (1,5ч)


Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.


1,5 ч

всего

16 ч

29 ч

11

© 2010-2022