- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа ДО для младших школьников «Солнышко»
Программа ДО для младших школьников «Солнышко»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мусатова М.В. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Енисейского района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Епишинская основная общеобразовательная школа №6
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На МС школы «_____»______2011г
___________2011 года ______Г.П.Мельникова
«Солнышко»
Образовательная программа
рассчитана на 2 года
(3 часа в неделю - 90 часов в год)
Педагог дополнительного образования
Мусатова Людмила Сергеевна
п.Епишино
2011 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. С одной стороны, она дополняет учебный процесс трудового воспитания, расширяет и углубляет базовые знания. Активно помогает укреплению и углублению основ наук и навыков, полученных в школе. Одна из задач программы - развить эти навыки на материалах декоративно-прикладного искусства. С другой стороны, программа построена так, чтобы дать детям представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека, а также направлена на решение задач развития общей культуры личности.
Концепция программы - не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных и эффективных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство. Ребенка нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное его выполнение.
Возрастной диапазон программы - младший и средний школьный возраст. В младшем школьном возрасте продолжается начавшийся в дошкольный период процесс социализации, продолжают устанавливаться связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Это время становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Предлагаемая программа обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Предлагаемое содержание становится основой для развития самостоятельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд по изготовлению своими руками красивых и нужных предметов пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Проявляются и развиваются потенциальные способности ребенка, реализуется его творческий потенциал в максимально комфортной для развития личности ребенка атмосфере детского клуба.
НАЗНАЧЕНИЕ:
Знакомясь с различными видами прикладной деятельности, дети получают возможность полностью развить свой творческий потенциал, самореализоваться, удовлетворить свои разносторонние интересы и потребности.
ЦЕЛЬ:
Развитие творческого потенциала личности ребенка, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации ребенка.
ЗАДАЧИ:
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, а также технику безопасности при работе с ними;
- формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.
- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей родного края, культурой
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе. Дети делятся на две возрастные группы - первого и второго года обучения, группа I и II соответственно.
Предполагаемый результат
-
Дети научатся работать в различных техниках
-
Разнообразие предложенных вариантов работ поможет детям выразить своё видение предмета.
-
научатся различать изделия, выполненные в разных техниках.
-
научатся уважать и понимать труд людей
-
приобретут необходимые художественные навыки
Форма аттестации
итоговая - зачётные, итоговые работы по темам
промежуточная: выставки работ учащихся, участие в различных конкурсах
Содержание Программы
I год обучения (45 часов)
Вводное занятие (1,5 часа)
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Работа с бумагой (10 часов)
I. Плоскостные композиции из бумаги . Аппликация. (5 часов).
Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.
Знакомство с техникой аппликации народных мастеров Украины, Польши («вырезанки».)
Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».
II. Бумагопластика или объемное конструирование (5 часов).
Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.
Беседа: «Вологодское кружево».
Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).
Роспись по дереву (10 часов)
Городецкая роспись.
Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.
Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).
Творческая работа: «Роспись разделочной доски».
Художественная обработка ткани (10 часов)
I.Аппликация из ткани (10 часов)
Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.
Беседа: «Из истории Древнего Египта».
Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».
Лепка (8 ч)
Глина или пластилин
I. Народная игрушка (8ч)
Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии - «синее море», круги большие и маленькие - «солнышки» большие и маленькие, клетка.
Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)
Твор.раб.: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись)
Проект (2ч)
Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.
Работа по программе Power Point.
Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).
Создание и защита.
Выставки, экскурсии, праздники (3,5 ч).
«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.
II год обучения (45 ч)
Вводное занятие (1,5 ч).
Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.
Работа с бумагой (3ч).
Аппликация
Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.
Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.
Знакомство с государственной Чувашской символикой.
Творческая работа: «Герб моей семьи».
Роспись по дереву (15 ч).
Хохломская роспись.
Городец.
Урало-Сибирская роспись.
Матрёшки.
Гжельская керамика.
История, материалы и инструменты, особенности росписи.
Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).
Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.
Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».
Творческая работа: Роспись матрёшки по мотивам народной игрушки.
Творческая работа: Роспись керамической посуды по мотивам гжельской керамики.
Художественная обработка ткани (5 ч).
Основы обработки ткани.
Аппликация из ткани.
Фоторамки из ткани.
Приёмы декорирования с использованием ткани.
Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.
Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз.
Творческая работа: «Фоторамка на память».
Декоративная работа с использованием смешанных техник (4ч)
Маскарадные маски.
Изготовление сувениров.
Изготовление открыток.
Лепка.
Инструменты и приспособления. Технология изготовления.
Приемы работы: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.
Стилизация форм. Создание эскизов.
Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).
Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».
Объёмные аппликации (9 ч)
Аппликации с использованием природных материалов.
Творческая работа: Создание аппликации на темы «Лесная сказка», «В гостях у морского царя»
Проект (10ч).
Создание ученического проекта по одной из тем.
Презентация и защита проекта.
Выставки работ учащихся (1,5ч)
Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.
Список литературы.
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги - Ташкент 1988г.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы - «РОСМЕН», Москва 1996г.
3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001г.
4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006г.
5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. - М.:Высшая школа, 1992г.
6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы -М.: Просвещение, 1985г.
7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. - М.:Просвещение, 1994г.
Тематический план,
1 год обучения 2011/2012 учебный год
№
Тема
Количество часов
Теория практика
1
Вводное занятие
1,5 ч
-
Работа с бумагой (10 часов)
2
3
4
Аппликация. Плоскостные композиции из бумаги.
1 ч
4,5 ч
5
6
7
Бумагопластика или объемное конструирование
-
4,5 ч
Роспись по дереву(10ч)
8
9
10
Городецкая роспись.
1,5 ч
3 ч
11
Упражнения.
-
1,5ч
12
13
14
Творческая работа
1ч
3ч
Художественная обработка ткани (10 ч)
15
Аппликация из ткани.
1,5 ч
16
17
18
Упражнения. Изготовление сувениров.
1,5 ч
3 ч
19
20
21
Творческая работа
-
4 ч
Лепка (8 ч)
22
Народная игрушка.
1,5 ч
23
24
Упражнения.
-
3 ч
25
26
Лепка и роспись игрушки по собственному эскизу.
1,5
2 ч
Творческий проект (2 ч)
27
28
Разработка и представление творческого проекта.
0,5 ч
1,5 ч
Выставки работ учащихся (3,5ч)
29
30
Выставки, экскурсии и праздники. Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.
0,5 ч
3 ч
всего
12 ч
33 ч
Тематический план,
2 год обучения 2012/2013 учебный год.
№
Тема
Теория
Практика
Вводное занятие
1,5 ч
Работа с бумагой (3ч).
2
Аппликация
1,5 ч
1,5ч
Роспись по дереву (15 ч).
3
Роспись по дереву.
1,5 ч
Хохломская роспись.
1,5 ч
1,5 ч
Городец.
1,5 ч
1,5 ч
Урало-Сибирская роспись
1,5 ч
3 ч
Матрёшки.
1,5 ч
1,5 ч
Художественная обработка ткани(5 ч)
4
Основы обработки ткани.
1 ч
Аппликация из ткани.
1,5 ч
Фоторамки из ткани.
1 ч
1,5 ч
Декоративная работа с использованием смешанных техник (4ч)
5
Маскарадные маски.
Лепка.
1 ч
1 ч
Изготовление сувениров.
1 ч
Изготовление открыток.
1 ч
Объёмные аппликации (9 ч)
Аппликации с использованием природных материалов. Упражнения.
1,5 ч
1,5
Творческая работа: Создание аппликации на темы «Лесная сказка»
3 ч
Творческая работа: «В гостях у морского царя»
3 ч
Проект (6 ч)
6
Создание и представление ученического творческого проекта по одной из тем.
1 ч
5 ч
Выставки работ учащихся (1,5ч)
Оформление и представление выставочного материала, творческие отчёты.
1,5 ч
всего
16 ч
29 ч
11