Рабочая программа по ИЗО 7 класс (по Неменскому)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: учитель ИЗО Билохвост А.Ю.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. / Сост. Б.М. Неменский.- М. : Просвещение, 2013.

В данной программе предложены разделы изучения курса изобразительного искусства в 7 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам указывается количество годовых и недельных часов.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2015 г.

Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена методическим объединением учителей,

протокол № ____ от «____» __________ 2015 г.

Руководитель ________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О.)



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. / Сост. Б.М. Неменский. - М. - : Просвещение, 2013.

Цель курса:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна

Задачи курса:

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 35 часов в год в 5 - 7 классах. I четверть - 9 часов, II четверть - 7 часов, III четверть - 10 часов, IV четверть - 9 часов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Рассказ, беседа, работа с произведениями художников, показ отдельных фрагментов кино.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, выполнения творческих заданий.

МЕТОДЫ:

  • словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные - наблюдение, демонстрация;

  • практические - творческие задания;

  • методы изложения новых знаний;

  • методы повторения, закрепления знаний;

ТИПЫ УРОКА:

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Тематическое планирование по ИЗО для учащихся 7 класса

№ п/п

Тема раздела (блока)

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

1.

Изображение фигуры человека и образ человека

9

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском искусстве.

Знать: изображение человека в древности. Уметь: выполнять зарисовки фигур человека, характерных для древних культур.

Знать: конструкцию фигуры человека и основные пропорции. Уметь: выполнять зарисовки схем фигуры человека и основные движения человека.

Знать: изображение фигуры человека в истории скульптуры. Уметь: выполнять фигуру человека в движении из пластилина с использованием каркаса.

Знать: набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Уметь: выполнять наброски с натуры фигуры человека.

Знать: понимание красоты в античном искусстве, Средних веках, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Уметь: использовать знания на практике.

2.

Поэзия повседневности

7

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Государственная Третьяковская галерея.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Знать: бытовые темы Китая, Японии, Индии.

Уметь: выполнять изображения, мотивы из жизни разных народов.

Знать: понятия «жанр» в живописи, графике, скульптуре (бытовой, мифологический, исторический).

Уметь: разбираться в жанрах.

Знать: крупные художественные музеи России.

Уметь: разбираться в жанрах.

Знать: понятия сюжета, темы и содержания в произведениях искусства.

Уметь: работать над композицией с простым сюжетом.

Знать: произведения ряда художников, изучаемых на уроке.

Уметь: выполнять наброски с натуры, по памяти и представлению.

3.

Великие темы жизни

10

Жизнь в моём городе в прошлых веках.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

Картины на темы истории.

С чего начинается картина.

В каждой картине есть главные герои.

Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени

Знать: произведения ряда художников, изучаемых на уроке.

Уметь: создавать композиции на темы жизни в прошлом.

Знать: что такое коллаж.

Уметь: выполнять коллаж.

Знать: причины обращения к данной теме.

Уметь: понимать настроение картины.

Знать: понятия тематической картины. Уметь: самостоятельно анализировать изученные произведения на уроке.

Знать: понятия темы, сюжета и содержания, этапы создания картины, роль главного героя.

Уметь: выбирать интересные темы для работы над тематической картиной.

Знать: роль среды в картине.

Уметь: выполнять композицию на заданную тему.

4.

Реальность жизни и художественный образ

9

Композиция - обобщение своих знаний и отношений.

Библейские темы в живописи.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества.

Знать: понятие композиции.

Уметь: создавать композиции эскизов исторического события.

Знать: выдающихся представителей зарубежного и русского изобразительного искусства.

Уметь: анализировать библейскую тему в живописи.

Знать: конструктивное начало - как организующее начало в изобразительном произведении.

Уметь: конструктивно анализировать произведения изобразительного искусства.

Знать: язык искусства и средства выразительности, понятие «художественный образ».

Уметь: разбирать произведения изобразительного искусства.

Знать: что такое стиль и его особенности.

Уметь: разбираться в различных стилях.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО для учащихся 7 класса (35ч)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип

урока

Цель

Содержание

деятельности

Обязательный

минимум

Методы урока

I четверть (9 ч)

Изображение фигуры человека и образ человека.

1-2

Изображение фигуры человека в истории искусства.

2

Комбинированный

Познакомить с представлением о красоте человека в истории искусства.

Беседа о представлении красоты человека в истории искусства.

Просмотр мультимедийной галереи картин изображений человека в различные эпохи, обсуждение.

Выполнение зарисовки фигур человека, характерных для древних культур (индивидуально или коллективно).

Знать: изображение человека в древности.

Уметь: выполнять зарисовки фигур человека, характерных для древних культур

Словесный и практический

3-4

Пропорции и строение фигуры человека

2

Комбинированный

Дать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры.

Беседа о пропорциях и строении фигуры человека, основные каноны, понятия.

Игра «Измерь меня и себя»

Выполнение зарисовок схем фигуры человека, основные движения человека.

Знать: конструкцию фигуры человека и основные пропорции.

Уметь: выполнять зарисовки схем фигуры человека и основные движения человека.

Словесный и практический

5-6

Лепка фигуры человека.

2

Комбинированный

Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека из пластилина с передачей характерного движения.

Работа с тестом (повторение ранее изученного).

Беседа-обсуждение изображение фигуры человека в истории.

Просмотр видеоматериала мастер-класс по лепке фигуры человека.

Выполнение задания по лепке фигуры человека из пластилина или глины.

Знать: изображение фигуры человека в истории скульптуры.

Уметь: выполнять фигуру человека в движении из пластилина с использованием каркаса.

Словесный и практический

7-8

Набросок фигуры человека с натуры.

2

Комбинированный

Дать представление о наброске, как виде рисунка, его особенности видах выразительности фигуры человека.

Ответы на вопросы (повторение материала об изображении движения человека).

Просмотр картинной галереи с изображениями фигуры человека, движения. Обсуждение.

Выполнение наброска с натуры фигуры человека.

Знать: набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.

Уметь: выполнять наброски с натуры фигуры человека.

Словесный и практический

9

Понимание красоты человека в европейском искусстве.

1

Комбинированный

Воспитывать уважение и восхищение художественными произведениями.

Беседа о понимании красоты в различных эпохах.

Просмотр галереи известных произведений искусства различных эпох. Обсуждение.

Выполнение творческого задания: написание эссе о своих впечатлениях.

Знать: понимание красоты в античном искусстве, Средних веках, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Уметь: использовать знания на практике.

Словесный

II четверть (7ч)

Поэзия повседневности.

10-11

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

2

Комбинированный

Познакомить с возникновением и развитием бытового жанра в изобразительном искусстве разных народов на примере известных произведений.

Беседа о бытовом жанре в различных культурах, отличия, особенности.

Просмотр мультимедийной галереи картин бытового жанра. Обсуждение.

Работа с тестом (закрепление изученного).

Выполнение рисунка повседневной жизни любой из стран.

Знать: бытовые темы Китая, Японии, Индии.

Уметь: выполнять изображения, мотивы из жизни разных народов.

Словесный и практический

12

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

Комбинированный

Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

Ответы на вопросы (повторение изученного).

Беседа о бытовом и историческом жанре в произведениях искусства.

Просмотр произведений искусства в различных жанрах.

Провести анализ материала и написать эссе о понравившемся жанре произведений.

Знать: понятия «жанр» в живописи, графике, скульптуре (бытовой, мифологический, исторический).

Уметь: разбираться в жанрах.

Словесный и практический

13

Государственная Третьяковская галерея

1

Комбинированный

Знакомство с жизнью и деятельностью Павла Михайловича Третьякова, произведениями Третьяковской галереи.

Беседа о П.М. Третьякове, Третьяковской галерее.

Просмотр эпизода фильма «Третьяковская галерея».

Проанализировать материал, выразить свое впечатление о музее, о произведениях.

Знать: крупные художественные музеи России. Уметь: разбираться в жанрах

Словесный и практический

14

Сюжет и содержание в картине.

1

Комбинированный

Раскрыть тему композиции через сюжет, соединить в творческом рисунке жанры искусства.

Беседа о понятии сюжета картины, содержание.

Разгадывание кроссворда .

Просмотр подготовленных иллюстраций, произведений искусства.

Выполнение рисунка с проработанным сюжетом.

Знать: понятия сюжета, темы и содержания в произведениях искусства.

Уметь: работать над композицией с простым сюжетом.

Словесный и практический

15-16

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

2

Комбинированный

Познакомить с произведениями бытового жанра.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного по жанрам искусства).

Просмотр картинной галереи на тему бытового жанра.

Рассуждения над произведениями искусства, выявление отличительных особенностей.

Выполнение наброска рисунка в бытовом жанре по памяти и представлению.

Знать: произведения ряда художников, изучаемых на уроке.

Уметь: выполнять наброски с натуры, по памяти и представлению.

Словесный и практический

III четверть (10ч)

Великие темы жизни.

17-18

Жизнь в моём городе в прошлых веках

2

Комбинированный

Познакомить с историей родного города, с архитектурными особенностями.

Рассказ об истории родного города.

Просмотр фотогалереи, произведений мастеров родного края.

Подготовка сообщений об истории родного города.

Представление подготовленных сообщений, фотографий.

Выполнение наброска рисунка родного города в прошлом.

Знать: произведения ряда художников, изучаемых на уроке.

Уметь: создавать композиции на темы жизни в прошлом.

Словесный и практический

19-20

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

2

Комбинированный

Формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Беседа о праздниках, карнавал в произведениях искусства.

Просмотр фотогалереи, произведений искусства. Обсуждение.

Выполнение эскиза коллажа на тему карнавала в искусстве.

Изготовление коллажа (коллективная работа).

Знать: что такое коллаж.

Уметь: выполнять коллаж.

Словесный и практический

21

Картины на темы истории.

1

Комбинированный

Познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова, сформировать представление об историческом жанре в живописи.

Беседа о жизни и творчестве В.И. Сурикова, об историческом жанре в искусстве.

Просмотр галереи картин на тему исторических событий. Обсуждение.

Под музыкальное сопровождение написать краткое сочинение о картине, которая произвела наибольшее впечатление.

Знать: причины обращения к данной теме.

Уметь: понимать настроение картины

Словесный и практический

22

С чего начинается картина

1

Комбинированный

Познакомить с основными этапами создания произведения искусства.

Просмотр видеофрагмента, отражающего этапы создания картины.

Беседа об основных этапах написания картины.

Просмотр галереи картин на разную тематику, обсуждение.

Работа с инструкционной картой «Этапы написания».

Выбрать произведение живописи, проанализировать, составить этапы работы над данным произведением, объяснение.

Знать: понятия тематической картины.

Уметь: самостоятельно анализировать изученные произведения на уроке.

Словесный и практический

23-24

В каждой картине есть главные герои.

2

Комбинированный

Дать представление о значении главных и второстепенных героев в общем смысле произведения.

Просмотр картинной галереи, ответы на вопросы (подведение к теме занятия).

Рассказ об основных элементах произведения. Сюжета и содержания.

Работа с учебником. составление несколько вопросов для одноклассника для закрепления темы.

Выбрать тему для работы над картиной. Нарисовать и разобрать по основным элементам.

Знать: понятия темы, сюжета и содержания, этапы создания картины, роль главного героя.

Уметь: выбирать интересные темы для работы над тематической картиной.

Словесный и практический

25-26

Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени

2

Комбинированный

Продолжить формирование представления об историческом жанре в живописи. Познакомить с историческими событиями родного города.

Беседа об историческом жанре произведений.

Просмотр картинной галереи на историческую тематику.

Под музыкальное сопровождение выполнение композиции исторического события.

Знать: роль среды в картине. Уметь: выполнять композицию на заданную тему.

Словесный и практический

IV четверть (9ч)

Реальность жизни и художественный образ

27-28

Композиция - обобщение своих знаний и отношений

2

Комбинированный, обобщающий

Обобщение изученного материала, сформировать представление о композиции в произведениях.

Решение теста (повторение ранее изученного).

Беседа о композиции, правилах построения, распределения.

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Выполнение композиции эскизов.

Знать: понятие композиции.

Уметь: создавать композиции эскизов исторического события.

Словесный и практический

29

Библейские темы в живописи.

1

Комбинированный

Показать возможность изучения Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи.

Просмотр галереи картин на библейскую тему.

Беседа-рассуждение о Библии, об изображениях библейских тем, выражение своих эмоций, свое понимание.

Под музыкальное сопровождение написать анализ одного либо нескольких произведений, объяснить свой выбор и понимание.

Знать: выдающихся представителей зарубежного и русского изобразительного искусства.

Уметь: анализировать библейскую тему в живописи.

Словесный и практический

30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1

Комбинированный

Создание образа, иллюстрации к произведению.

Беседа об иллюстрации, слово и изображении, роли иллюстрации в понимании произведения.

Просмотр подобранных иллюстраций произведений, обсуждение.

Выполнение иллюстрации к своему любимому литературному произведению. Обоснование, анализ.

Знать: конструктивное начало - как организующее начало в изобразительном произведении.

Уметь: конструктивно анализировать произведения изобразительного искусства.

Словесный и практический

31-32

Зрительские умения и их значение для современного человека.

2

Комбинированный

Дать представление о зрительских возможностях человека, его способностях.

Рассказ о зрительских умениях человека, языке искусства, средствах выразительности.

Просмотр картин разной тематики, обсуждение.

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Разбор предложенного произведения.

Знать: язык искусства и средства выразительности, понятие «художественный образ».

Уметь: разбирать произведения изобразительного искусства.

Словесный и практический

33-35

История искусства и история человечества.

3

Комбинированный

Познакомить с художниками, которые создавали картины о войне, о переживаниях людей, об их жизни во время Великой Отечественной войны; показать духовные и нравственные ценности произведений искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного).

Рассказ о художниках, которые писали о войне, стиле их работы.

Просмотр произведений известных художников, анализ, обсуждение.

Под музыкальное сопровождение написать эссе на тему связи прошлого и будущего посредством картин.

Выбрать понравившееся произведение, подготовить сообщение об истории написания данного произведения.

Знать: что такое стиль и его особенности.

Уметь: разбираться в различных стилях.

Словесный и практический



© 2010-2022