• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока изо Узоры народов нани. Роспись праздничного халата. (5 класс)

Технологическая карта урока изо Узоры народов нани. Роспись праздничного халата. (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока изо Узоры народов нани. Роспись праздничного халата. (5 класс)


Исполнитель: Манастырлы Светлана Викторовна

Должность: учитель ИЗО

Образовательное учреждение: МБОУ ООШ №53



Технологическая карта урока.

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: Узоры народов нани. Роспись праздничной одежды.



Цель урока:

Образовательный аспект

-Научиться выполнять роспись в одежде народов Дальнего Востока.

Развивающий аспект

-Закрепить знания о с символическом значении элементов вышивки в одежде народов Дальнего Востока

Воспитательный аспект

- Воспитывать чувство прекрасного; бережного отношения к национальной культуре малой родины

Задачи урока:

  • Познакомить с историей и традициями малых народностей ДВ .

  • Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.

  • Научить самостоятельно, составлять композицию, используя при этом изученные элементы национального орнамента.

  • Развивать умение подбирать цвет.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Необходимое оборудование:

  • мультимедиа проектор, экран, компьютер.

  • Предметы одежды.

  • предметы для рисования - кисти, краски, вода, шаблоны халата.

  • Раздаточный материал на столы - фото изделий и элементов.

  • мультимедийная презентация « Узоры народов нани»

Материалы и инструменты: шаблоны изделий, кисти, гуашь, баночка для воды

Музыкальный ряд: народная музыка (варган и горловое пение).

Литературный ряд: стихотворения о нанайской мастерицы .

Цель для учителя

Цель для учащихся

Планируемый результат

Создание условий для творческого выполнения рисунка по теме « Узоры народов нани. Роспись праздничной одежды».

Выполнение орнамента на шаблоне одежды, учитывая особенности национального орнамента.

Орнаментальный рисунок на на шаблоне одежды с учётом особенностей национальной росписи (элементы и цветовые нюансы) и композиционного построения.

Задачи

Задачи

1.Организовать знакомство с промыслом, с особенностями росписи.

2.Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

3.Способствовать развитию образного мышления.

4.Сохранять и поддерживать индивидуальность учащихся.

5.Содействовать развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику народного творчества, выражать своё отношение художественными средствами.

6.Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

7.Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

8.Воспитывать интерес к предмету.

1.Познакомиться с изделиями народного промысла на слайдах, предметах выставки и раздаточного материала.

2.Познакомиться с особенностями росписи, колористикой и символикой.

3.Определить последовательность рисования орнамента.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

(Проверка готовности к занятию)

(1 мин.)

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространст-во деятель-ности на уроке.

-Здравствуйте, ребятки!

Всё ли у вас в порядке:
Альбомы, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!

Проверка готовности к уроку

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

2

Этап мотивации и актуализации знаний.

(3 мин)













Цель: Повто-рение изученного материала, необходимо-го для «открытия нового знания».



Моя бабушка вышивает ковер,
Ровной лентой ложится узор,

Возьми в руки иголку, попробуй дитя,
И увидишь, как сказка родиться сама.

Вышивая узор можно много сказать,
Здесь традиции нани, их нельзя забывать.

В мягких волнах амура изогнулся дракон
Звери птицы и рыбы охраняют наш дом.

Так стежок за стежком познавала я труд.
Испокон веков нани мастерами зовут

Ребята, как вы думаете, что я вам сегодня принесла на урок?

Давайте вместе с вами посмотрим, что это и кто был прав.

- Посмотрите, какая красивая одежда, а какая она красочная и яркая.

Что же придаёт ей такую красоту?

-В этой одежде особый орнамент. Он не похож на другие, которые мы с вами уже изучали.

-Что здесь изображено?

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.

- (1слайд без надписи промысла)





-Пытаются понять , что приготовил учитель.



-Вспоминают о различных видах орнаментов.

-Работа с элементами.

Л: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; нравственно- мотивация к изучению нового учебного материала, умение применить его в жизни.

Р: контролируют правильность ответов учащихся;

П: умение структурировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание. принятие цели и постановка задач урока.

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

3

Постановка цели и задач урока

3 мин

Цель: Моти-вация к учебному действию в индивидуаль-ной деятель-ности.

-Поднимите руку, кому захотелось узнать больше об этих красивых изделиях.

-Тогда сформулируйте цель нашего урока.

- А что именно можно узнать?

Т.е. давайте сформулируем задачи урока.

-А где мы можем достать такую информацию?


- Где мы можем применить полученные знания?


Предлагает детям совместно с ним составить план урока.

-Дети поднимают руку.

- Узнать о данном орнаменте и его уникальных особенностях и научится самим их изображать.

- место образования

- история

- элементы, цвета.

- Называют источники - учебник, презентация, примеры изделий на разд. материале и выставке, Интернет, книги на выставке, в краеведческом музее г. Бикина и г. Хабаровска.

-Называют области жизненного применения знаний и умений (украсить предмет, кто-то поступит учиться по данному направлению, будет находиться в данной местности, знание культурного наследия и.т.д.)

- Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план.

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения

П: умение структуировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание;

принятие цели и постановка задач урока.

Р: планирование учебных действий.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

(5мин)

Цель: Организация коммуникативного взаимодей-ствия для усвоения нового материала.

1.Стихотворение Анны Ходжер о мастерице (см прил.№1)

Цель - вызвать познавательный интерес к работе.

2.Предлагает самостоятельную работу с карточками.(5 минут)

- Какие цвета использовались?

- Какие традиционно использовались элементы?

- Назовите три основных вида орнамента.


Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации.



Ответы детей

П: построение логической цепи рассуждения;

анализ, сравнение, обобщение; находят решение поставленных задач.

Л: нравственно- эстетическое оценивание

К: планирование способов взаимодействия,

выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения; осуществление

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Р: контролируют правильность ответов обучающихся и своих.

5

Обобщение и система-тизация знаний.

(6 мин)

Цель: Построение нового способа действия.

Рассказ о мастерицах нани и их изделиях. (см. видеоролик)

- Какие цвета используются нанайскими мастерицами в орнаментах.


Определение цветов.

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

П: создание алгоритмов деятельности.

6

Динамическая пауза

(3 мин)

Выполнение упражнений для отдыха

«Как приятно в речке плавать»

Повторяют движения за учителем.

Л: личностное переживание

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

(17 мин)

Цель: Зафик-сировать в практичес-кой работе новые учебные действия.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний. В очередной раз обращает внимание на цель и задачи урока (целеполагание).

-Ваша задача: выполнение орнамента на шаблоне халата по мотивам нанайских узоров с соблюдением законов композиции.

Работа выполняется под народные песни (5 слайд )

Контроль правильности и последовательности выполнения.

Индивидуальный подход- коррекция и отметка удачного в работах.

Нацеленное прослушивание задания.

Выполняют творческое задание.

Л:самоопределение

Р: осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств.

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

(3 мин)

Цель: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Выставка удачных работ.

Анализ рисунков мы будем проводить по следующим критериям:

-Правильность выбора элементов-2балла

-Их размещения- 1 балл

-Цветовая гамма - 1 балл

- Аккуратность - 1 балл

- Согласен ли ты с оценкой ?

(если нет) - Как бы сам оценил свою работу?

Анализируют работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывают своё мнение.


Взаимооценка.

Самооценка.

П: анализ работы товарища и самоанализ

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Р: контроль.

Л: нравственно- эстетическая оценка.

9

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Предлагает вернуться к цели и задачам урока.

-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)

Закончи фразу:

-Я узнал …

-Я понял…

-У меня получилось…

-Мне было трудно…

-Мне понравилось…

Заключительное слово учителя

Вспоминают цель и задачи.

Ответы детей.

Осуществляют самооценку


Р: удержание целей и задач урока

Л:смыло-образование

П: рефлексия

К: умение выражать свои мысли.

Л: нравственно-эстетическое оценивание, самоопределение

10

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

(1 мин.)

Инструкцию по выполнению домашнего задания.

Подобрать иллюстративный материал о творчестве других народов ДВ.

- Если есть желание узнать больше о народах ДВ и их творчестве советую познакомиться с книгой «Краски земли Дерсу» Хабаровское книжное издательство 1982.

Благодарю за работу.

Записывают и задают вопросы, если есть.

Р.самоконтроль

Приложение №1.

Острие воображенья -
Мой волшебный яоко.
Мысль - до головокруженья
Улетает далеко.

И дыханья не хватает,

И не знаю до сих пор,
Как на шкурах проступает,
Появляется узор.

Силуэт дракона, тигра,
Птицы, травы, дерева…
Я пока что не постигла
Ложь и правду волшебства.

А пока я постигала,
Очутился далеко,
Сотворил чудес немало
Мой чудесный яоко.

Вижу я на рыбьих шкурах
Очертанья сопок хмурых,
Утки плюхнулись на плёс,

Рыбка в озере играет,
К Древу жизни подбегает
С молодым лосёнком лось…
Я склонилась над узором,
Занята извечным спором,
И понять мне нелегко:
Я ли это рисовала
Или дремлющий устало
Мой волшебный яоко?

Анна Ходжер

Ответ:

жёлтый - цвет солнца

красный - цвет огня

зелёный - цвет травы

голубой - цвет воды, воздуха,

а также используются белый, чёрный и их оттенки.

Физ. минутка «Как приятно в речке плавать»

Как приятно в речке плавать! - плавательные движения

Берег слева, берег справа. - повороты в лево, в право.

Речка лентой впереди. -потягивания - руки вперед.

Сверху мостик - погляди. -потягивание - руки вверх.

Чтобы плыть еще скорей, - плавательные движения

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

А теперь пора нам, братцы, - Ходьба на месте.

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем - релаксация «Слушаем тишину» А теперь все тихо, послушаем тишину

- Отдохнули? А теперь, продолжим.

© 2010-2022