- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока изо Узоры народов нани. Роспись праздничного халата. (5 класс)
Технологическая карта урока изо Узоры народов нани. Роспись праздничного халата. (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манастырлы С.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исполнитель: Манастырлы Светлана Викторовна
Должность: учитель ИЗО
Образовательное учреждение: МБОУ ООШ №53
Технологическая карта урока.
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока: Узоры народов нани. Роспись праздничной одежды.
Цель урока:
Образовательный аспект
-Научиться выполнять роспись в одежде народов Дальнего Востока.
Развивающий аспект
-Закрепить знания о с символическом значении элементов вышивки в одежде народов Дальнего Востока
Воспитательный аспект
- Воспитывать чувство прекрасного; бережного отношения к национальной культуре малой родины
Задачи урока:
-
Познакомить с историей и традициями малых народностей ДВ .
-
Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.
-
Научить самостоятельно, составлять композицию, используя при этом изученные элементы национального орнамента.
-
Развивать умение подбирать цвет.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Необходимое оборудование:
-
мультимедиа проектор, экран, компьютер.
-
Предметы одежды.
-
предметы для рисования - кисти, краски, вода, шаблоны халата.
-
Раздаточный материал на столы - фото изделий и элементов.
-
мультимедийная презентация « Узоры народов нани»
Материалы и инструменты: шаблоны изделий, кисти, гуашь, баночка для воды
Музыкальный ряд: народная музыка (варган и горловое пение).
Литературный ряд: стихотворения о нанайской мастерицы .
Цель для учителя
Цель для учащихся
Планируемый результат
Создание условий для творческого выполнения рисунка по теме « Узоры народов нани. Роспись праздничной одежды».
Выполнение орнамента на шаблоне одежды, учитывая особенности национального орнамента.
Орнаментальный рисунок на на шаблоне одежды с учётом особенностей национальной росписи (элементы и цветовые нюансы) и композиционного построения.
Задачи
Задачи
1.Организовать знакомство с промыслом, с особенностями росписи.
2.Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
3.Способствовать развитию образного мышления.
4.Сохранять и поддерживать индивидуальность учащихся.
5.Содействовать развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику народного творчества, выражать своё отношение художественными средствами.
6.Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
7.Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.
8.Воспитывать интерес к предмету.
1.Познакомиться с изделиями народного промысла на слайдах, предметах выставки и раздаточного материала.
2.Познакомиться с особенностями росписи, колористикой и символикой.
3.Определить последовательность рисования орнамента.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент.
(Проверка готовности к занятию)
(1 мин.)
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространст-во деятель-ности на уроке.
-Здравствуйте, ребятки!
Всё ли у вас в порядке:
Альбомы, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
Проверка готовности к уроку
Л: самоорганизация
Р: способность регулировать свои действия
2
Этап мотивации и актуализации знаний.
(3 мин)
Цель: Повто-рение изученного материала, необходимо-го для «открытия нового знания».
Моя бабушка вышивает ковер,
Ровной лентой ложится узор,
Возьми в руки иголку, попробуй дитя,
И увидишь, как сказка родиться сама.
Вышивая узор можно много сказать,
Здесь традиции нани, их нельзя забывать.
В мягких волнах амура изогнулся дракон
Звери птицы и рыбы охраняют наш дом.
Так стежок за стежком познавала я труд.
Испокон веков нани мастерами зовут
Ребята, как вы думаете, что я вам сегодня принесла на урок?
Давайте вместе с вами посмотрим, что это и кто был прав.
- Посмотрите, какая красивая одежда, а какая она красочная и яркая.
Что же придаёт ей такую красоту?
-В этой одежде особый орнамент. Он не похож на другие, которые мы с вами уже изучали.
-Что здесь изображено?
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
- (1слайд без надписи промысла)
-Пытаются понять , что приготовил учитель.
-Вспоминают о различных видах орнаментов.
-Работа с элементами.
Л: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; нравственно- мотивация к изучению нового учебного материала, умение применить его в жизни.
Р: контролируют правильность ответов учащихся;
П: умение структурировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание. принятие цели и постановка задач урока.
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
3
Постановка цели и задач урока
3 мин
Цель: Моти-вация к учебному действию в индивидуаль-ной деятель-ности.
-Поднимите руку, кому захотелось узнать больше об этих красивых изделиях.
-Тогда сформулируйте цель нашего урока.
- А что именно можно узнать?
Т.е. давайте сформулируем задачи урока.
-А где мы можем достать такую информацию?
- Где мы можем применить полученные знания?
Предлагает детям совместно с ним составить план урока.
-Дети поднимают руку.
- Узнать о данном орнаменте и его уникальных особенностях и научится самим их изображать.
- место образования
- история
- элементы, цвета.
- Называют источники - учебник, презентация, примеры изделий на разд. материале и выставке, Интернет, книги на выставке, в краеведческом музее г. Бикина и г. Хабаровска.
-Называют области жизненного применения знаний и умений (украсить предмет, кто-то поступит учиться по данному направлению, будет находиться в данной местности, знание культурного наследия и.т.д.)
- Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план.
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения
П: умение структуировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание;
принятие цели и постановка задач урока.
Р: планирование учебных действий.
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
(5мин)
Цель: Организация коммуникативного взаимодей-ствия для усвоения нового материала.
1.Стихотворение Анны Ходжер о мастерице (см прил.№1)
Цель - вызвать познавательный интерес к работе.
2.Предлагает самостоятельную работу с карточками.(5 минут)
- Какие цвета использовались?
- Какие традиционно использовались элементы?
- Назовите три основных вида орнамента.
Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации.
Ответы детей
П: построение логической цепи рассуждения;
анализ, сравнение, обобщение; находят решение поставленных задач.
Л: нравственно- эстетическое оценивание
К: планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения; осуществление
сотрудничества с учителем и одноклассниками
Р: контролируют правильность ответов обучающихся и своих.
5
Обобщение и система-тизация знаний.
(6 мин)
Цель: Построение нового способа действия.
Рассказ о мастерицах нани и их изделиях. (см. видеоролик)
- Какие цвета используются нанайскими мастерицами в орнаментах.
Определение цветов.
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
П: создание алгоритмов деятельности.
6
Динамическая пауза
(3 мин)
Выполнение упражнений для отдыха
«Как приятно в речке плавать»
Повторяют движения за учителем.
Л: личностное переживание
7
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
(17 мин)
Цель: Зафик-сировать в практичес-кой работе новые учебные действия.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. В очередной раз обращает внимание на цель и задачи урока (целеполагание).
-Ваша задача: выполнение орнамента на шаблоне халата по мотивам нанайских узоров с соблюдением законов композиции.
Работа выполняется под народные песни (5 слайд )
Контроль правильности и последовательности выполнения.
Индивидуальный подход- коррекция и отметка удачного в работах.
Нацеленное прослушивание задания.
Выполняют творческое задание.
Л:самоопределение
Р: осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств.
8
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
(3 мин)
Цель: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
Выставка удачных работ.
Анализ рисунков мы будем проводить по следующим критериям:
-Правильность выбора элементов-2балла
-Их размещения- 1 балл
-Цветовая гамма - 1 балл
- Аккуратность - 1 балл
- Согласен ли ты с оценкой ?
(если нет) - Как бы сам оценил свою работу?
Анализируют работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
Взаимооценка.
Самооценка.
П: анализ работы товарища и самоанализ
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Р: контроль.
Л: нравственно- эстетическая оценка.
9
Рефлексия деятельности
(3 мин)
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Предлагает вернуться к цели и задачам урока.
-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)
Закончи фразу:
-Я узнал …
-Я понял…
-У меня получилось…
-Мне было трудно…
-Мне понравилось…
Заключительное слово учителя
Вспоминают цель и задачи.
Ответы детей.
Осуществляют самооценку
Р: удержание целей и задач урока
Л:смыло-образование
П: рефлексия
К: умение выражать свои мысли.
Л: нравственно-эстетическое оценивание, самоопределение
10
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
(1 мин.)
Инструкцию по выполнению домашнего задания.
Подобрать иллюстративный материал о творчестве других народов ДВ.
- Если есть желание узнать больше о народах ДВ и их творчестве советую познакомиться с книгой «Краски земли Дерсу» Хабаровское книжное издательство 1982.
Благодарю за работу.
Записывают и задают вопросы, если есть.
Р.самоконтроль
Приложение №1.
Острие воображенья -
Мой волшебный яоко.
Мысль - до головокруженья
Улетает далеко.
И дыханья не хватает,
И не знаю до сих пор,
Как на шкурах проступает,
Появляется узор.
Силуэт дракона, тигра,
Птицы, травы, дерева…
Я пока что не постигла
Ложь и правду волшебства.
А пока я постигала,
Очутился далеко,
Сотворил чудес немало
Мой чудесный яоко.
Вижу я на рыбьих шкурах
Очертанья сопок хмурых,
Утки плюхнулись на плёс,
Рыбка в озере играет,
К Древу жизни подбегает
С молодым лосёнком лось…
Я склонилась над узором,
Занята извечным спором,
И понять мне нелегко:
Я ли это рисовала
Или дремлющий устало
Мой волшебный яоко?
Анна Ходжер
Ответ:
жёлтый - цвет солнца
красный - цвет огня
зелёный - цвет травы
голубой - цвет воды, воздуха,
а также используются белый, чёрный и их оттенки.
Физ. минутка «Как приятно в речке плавать»
Как приятно в речке плавать! - плавательные движения
Берег слева, берег справа. - повороты в лево, в право.
Речка лентой впереди. -потягивания - руки вперед.
Сверху мостик - погляди. -потягивание - руки вверх.
Чтобы плыть еще скорей, - плавательные движения
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы, - Ходьба на месте.
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем - релаксация «Слушаем тишину» А теперь все тихо, послушаем тишину
- Отдохнули? А теперь, продолжим.