Рабочая программа по черчению

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по черчению для 10 класса составлена на основе авторской программы «Черчение». Данная программа ориентирована на использование учебника «Черчение» для учащихся общеобразовательных учреждений подредакцией А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Астрель АСТ-2014 г.)

Программа рассчитана 35 часов в год ( один час в неделю), из них 1 час резервный урок.

Структура документа

Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. Всего за год 34 часа.

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Правила оформления чертежей

7

Способы проецирования

9

Чтение и выполнение чертежей деталей

18

Обобщение знаний

1

Всего

35

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Правила оформления чертежей (7 часов)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Графическая работа №1. Линия чертежа

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Графическая работа №2.Чертеж плоской детали.

Способы проецирования (9 часов).

Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Чтение и выполнение чертежей деталей (1 8часов).

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Резервный урок (1 час).

Обязательный минимум графических и практических работ

Содержание работы

Примечание

1

Линии чертежа

---------

2

Чертеж плоской детали

---------

3

Моделирование по чертежу

Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов

4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр.

5

Построение третьей проекции по двум данным

----------

6

Чертеж детали

С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений)

7

Устное чтение чертежей

----------

8

Чертеж предмета в трех видах

С преобразованием формы предмета

9

Эскиз и технический рисунок детали

----------

10

Эскиз деталей с включением элементов конструирования

С преобразованием формы предмета

11

Чертеж предмета (контрольная работа)

По аксонометрической проекции или с натуры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.10 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Формируемые понятия

Тип урока. Краткое содержание урока

Дата
проведения

По плану

фактически

1

  1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

Введение. Из истории развития чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.

7

1

Чертеж. История развития чертежа

Усвоение новых знаний Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графических знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. Практическая работа «Проведение линий»

4.09

2

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.

1

Стандарты ЕСКД. Форматы, их назначении и размеры;

Типы линий

Комбинированный.

Стандарты ЕСКД, их назначение. Беседа, графические и практические упражнения

11.09

3

Графическая работа №1

«Линии чертежа»

1

линии чертежа;

виды форматов.

Графическая работа

(проверка знаний)

Отработка знаний и формирование умений

На листе формата А4 вычертить рамку и графу основной надписи по размерам. Провести различные линии и окружности.

18.09

4

Чертежный шрифт.

1

Чертежный шрифт

Чертежный шрифт: размер, ширина букв, расстояние между буквами, словами, строками. Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения Практическая работа «Выполнение чертёжного шрифта», надписей

25.09

5

Нанесение размеров на чертежах. Масштабы.

1

Масштаб. Стандарты масштабов.

Нанесение размеров

Комбинированный Назначение размеров на чертежах.

Линейные и угловые размеры.

Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.

Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.

Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.

Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже. Тестирование.

Практическая работа «Нанесение размеров»

2.10

6

Сопряжения

1

Сопряжения

Комбинированный

Сопряжение: определение, примеры на чертежах. Построение сопряжения двух параллельных прямых, углов: нахождение центров, точек и радиусов сопряжений

Практическая работа «Построение сопряжений»

9.10

7

Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали»

1

Плоская деталь Проекция. плоскость, Проецирование.

Графическая работа (проверка знаний).

Закрепление основных правил оформления чертежей, нанесение размеров

16.10


8

2. СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

Общие сведения о способах проецирования.

9

1

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.

Усвоение новых знаний Процесс проецирования, элементы проецирования (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.

Плоскости проекций.

Прямоугольные проекции отрезков прямых линий. Практическая работа «Построение плоскостей проекций»

Проекционная связь.

23.10

9

Проецирование на две плоскости проекций

1

Фронтальная, горизонтальная, профильная плоскости и проекции

Комбинированный.

Рассказ с показом. Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Графические упражнения

30.10

10

Прямоугольное проецирование. Виды. Местные виды.

1

Прямоугольное проецирование. Виды. Местные виды. Главный вид, вид сверху, слева.

Комбинированный

Рассказ с показом с демонстрационной моделью Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций. Графические упражнения

6.11

11

Виды. Количество и расположение видов на чертежах.

1

Виды. Проекционная связь

Комбинированный Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Практическая работа «Нахождение главного вида»

13.11

12

Практическая работа №3

Моделирование по чертежу

1

Моделирование, конструирование

Беседа, последовательность работы по моделированию. Моделирование из проволоки по чертежу. Практическая работа.

20.11

13


Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций плоских фигур.

1

Аксонометрическая проекция. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции

Усвоение новых знаний Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрия плоских фигур.

Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоских фигур»

27.11

14

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Аксонометрическая проекция, плоскогранные предметы


Чтение чертежа.

Комбинированный . Плоскогранные предметы. Правила построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов»


Комбинированный Последовательность чтения чертежа.

Чтение чертежа.

Практическая работа «Устное чтение чертежей»

4.12

15

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Эскизы

1

Овал. Эллипс.


Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза.

Комбинированный

Тела вращения. Построение изометрической проекции окружности.

Тела вращения.

Построение аксонометрических проекций Практическая работа «Построение овала»тел вращения.

Комбинированный

Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза.

Требования к эскизам.

Инструменты для обмера деталей.

Последовательность выполнения эскиза.

Использование условных знаков, обозначений. Практическая работа «Построение эскизов»

11.12

16

Технический рисунок.

1

Технический рисунок. ШтриховкаШраффировка.

Комбинированный Технический рисунок.

Придание формы с помощью оттенения.

Применение. Практическая работа «Выполнение технических рисунков деталей»

18.12


17

3. Чтение и выполнение чертежей

Анализ геометрической формы предмета. Развертка геометрических тел

18

Анализ геометрической формы предмета

Комбинированный

Беседа, анализ геометрической формы предмета, графические упражнения.

25.12

18

Чертеж детали в трех видах.

1

Виды

Комбинированный. Построение детали в трех видах с натуры детали.

15.01

19

Проекции вершин, ребер, граней и точек

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Постоянная прямая чертежа

Усвоение новых знаний Проекции точки, лежащей на поверхности предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Постоянная прямая чертежа

22.01

20

Графическая работа №4

Чертеж и наглядное изображение детали

Чертеж, аксонометрическая проекция

Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Графическая работа.

29.01

21

Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.

Вырезы.

Выполнение чертежа деталей имеющих вырезы, преобразование формы детали.

Закреплять знания по теме: «Проецирование».

Графическое упражнение

5.02

22

Графическая работа №5

Чертеж детали в трех видах по двум данным.

Виды

Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным.

Закрепление навыков построения проекций предметов. Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.

Графическое упражнение

12.02

23

Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.

Диаметр, радиус.

Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.

Графическая работа.

19.02

24

Практическая работа №7

Чтение чертежей


Чтение чертежей

Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.

Закрепление знаний по пройденным темам.

Индивидуальная работа по карточкам-заданиям.

26.02

25

Эскиз детали

Понятие об эскизах.

Усвоение нового учебного материала. Дать понятие об эскизах.

Учить последовательной работе над эскизами,

4.03

26

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок.

Эскиз, технический рисунок

Закрепление знаний о построении трех видов с нанесением размеров.

Графическая работа

11.03

27

Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой.

Преобразование формы предмета

Комбинированный.

Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Графическая работа.

18.03

28

Графическая работа №8

Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы

Виды. Преобразование формы.

Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета.

Графическая работа.

7.04

29

Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию.

1

Комбинированный.

Закрепление навыков построения видов и технического рисунка.

Графический диктант.

15.04

30

Геометрически построения. Сопряжения.

1

Сопряжения.

Комбинированный.

выполнение геометрического построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении.

Практическая работа

.

22.04

31

Графическая работа

№9

Чертеж детали с сопряжением

1

Сопряжение.

Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. Графическаяработа.

29.04

32

Графическа работа №10.

Чертеж детали с элементами конструирования

1

Конструирование

Проверка полученных знаний Выполнение чертежа детали с конструированием по наглядному изображению. Графическая работа

6.05

33

Графическа работа №11 (контрольная)

Чертеж детали

1

Чертеж

Проверка полученных знаний. Выполнение чертежа детали с нанесением размеров. Графическая работа

13.05

34

Графическая работа №11 (контрольная)

Чертеж детали

1

Чертеж


Проверка полученных знаний. Выполнение чертежа детали с нанесением размеров. Графическая работа

20.05

35

Резервный урок.

1

27.05
























Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 10 класса

Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.





Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.












Перечень учебно-методического обеспечения.

Методическая литература:

Для учителя

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. - М.: Просвещение. 1990.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. - М.: Просвещение,1990.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2004.

5.Хакимов Г.Ф. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение,1991.

Для учащихся

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.

Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. - М.: Просвещение,1990.

Учебные таблицы:

Макарова М.Н. Таблицы по черчению: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»; Тетрадь в клетку формата А4 без полей; Чертежная бумага плотная нелинованная

- формат А4 Миллиметровая бумага; Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный); Линейка деревянная 30 см.; Чертежные угольники с углами; 90, 45, 45 -градусов; 90, 30, 60 - градусов. Рейсшина; Транспортир; Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов; Простые карандаши - «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); Ластик для карандаша (мягкий); Инструмент для заточки карандаша.


17

© 2010-2022