Мишовы Галина. ЗОЛОТАЯ КИСТЬ УЛЬЯНОВСКА

Часть 1Галина Ивановна МишоваВ воронежской области течёт река с очень красивым и поэтическим названием Тихая сосна. На берегу этой реки мирно приютился старинный город Острогожск, в котором родился и вырос великий русский художник И. Н. Крамской.В этом же городе прошло детство Г.И. Мишовой. Здесь в кружке рисования она получила первые навыки изобразительного мастерства. Родители Галины Ивановны были простые люди. Отец- И.Ф. Толстоноженко-рабочий механического завода, мать В.А. Никифорова-Царевши...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В воронежской области течёт река с очень красивым и поэтическим названием Тихая сосна. На берегу этой реки мирно приютился старинный город Острогожск, в котором родился и вырос великий русский художник И. Н. Крамской.

В этом же городе прошло детство Г.И. Мишовой. Здесь в кружке рисования она получила первые навыки изобразительного мастерства. Родители Галины Ивановны были простые люди. Отец- И.Ф. Толстоноженко-рабочий механического завода, мать В.А. Никифорова-Царевшинская- медсестра в городской больнице. Интерес в семье к искусству передался от деда Ф.М. Толстоноженко, который был строителем и вместе с местным архитектором возводил Ильинскую церковь в Острогожске. Она и по сей день принимает прихожан под своими сводами.

Галина Мишова оканчивает знаменитое Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, имеющее крепкие традиции национальной реалистической школы. Многие выпускники училища становились известными художниками. Сюжетом дипломной работы Галины явился эпизод возращения солдата с войны в мае 1945 года. Молодой художнице удалось передать состояние печали и радости людей, переживших трагедию Второй мировой войны.
В Пензенском художественном училище Галина встретила своего суженого - Виктора Мишова. И дальше по жизни они идут вместе. Их объединяют не только простые глубокие человеческие чувства, сын Андрей, но и общая профессия, одинаковое образование - Киевский Государственный художественный институт, факультет живописи. После успешного окончания института в 1974 году семья Мишовых приехала по распределению Виктора в Ульяновск. Волжские просторы произвели на Галину огромное впечатление, пожалуй, сопоставимое только с впечатлением от работ Пластова. Вдохновленная Волгой, она пишет портреты волжан, голубоглазых и светловолосых. Но не забывает и о своей родной речке Тихой Сосне. Пейзажи, напитанные прелестью среднерусской природы, ей удаются всегда. Впрочем, не только пейзажи и портреты. Тематические картины тоже в зоне действия ее таланта, Сколько полотен побывало на выставках за долгую творческую жизнь художницы! Они объездили всю страну - Москва, Казань, Чебоксары, Горький, Волгоград, родной Острогожск.

Одна из последних выставок прошла в Ульяновском художественном музее. Причем стала семейной. Следуя традиции семьи Мишовых, сын Андрей стал художником и женился на представительнице того же цеха - Ольге Левченко. Правда, в отличие от родителей второе поколение Мишовых выбрало для учебы Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Кем будет их сын Владик? Кажется, у него уже нет выбора. Последнее увлечение Владика - Египет. Интересом к этой стране древней культуры его заразила бабушка. Совершив круиз по Средиземноморью, Мишовы попытались передать все увиденное на холсте. Каждый по-своему. Яркие, карнавальные краски "итальянских" картин Виктора Мишова соседствуют со спокойными, философскими, навеянными размышлениями об истории цивилизации и смысле человеческого существования полотнами Галины Мишовой. Работы этого цикла непроизвольно ассоциируются со средиземноморскими этюдами В.Д. Поленова. Величие и загадочность древних стран, звенящее ощущение вечности, кажется, нисходят с этих картин. Однако Египет художница выделяет особо. Ее "египетские" картины не продаются. Как говорит сама Галина Ивановна, они станут семейной реликвией.

После экзотического путешествия, увидев великолепие Востока своими глазами, художники еще раз убедились - ничего прекраснее родной природы нет. Ее красота не только не померкла в их душах, глазах, и руках, но засверкала новыми гранями и оттенками. Все Мишовы очень разные. Манера письма Виктора энергичная, размашистая и в то же время пластичная. Ольгу отличает внимание к детали, ювелирная отточенность, умение увидеть в неброских сюжетах тонкую красоту. Для Андрея характерна яркая и звучная палитра. И все их творческие голоса складываются вместе в Песнь любви к России, ее природе, людям.

В 197 году Галина становится студенткой факультета живописи Киевского государственного художественного института. Киев поразил её византийской мозаикой и росписями Софийского собора, Киево-Печёрская Лавра несла в себе многовековое наследие православной культуры. Владимирский собор с росписями В. М. Васнецова, М. А. Врубеля,М. В. Нестерова стали для Галины духовной опорой и образцом мастерства.
В то время в институте преподавала целая плеяда выдающихся мастеров. Среди них была бесспорным авторитетом Т. Н. Яблонская, похвала из её уст много стоила.
Уже на 4 курсе работы Галины экспонировались на художественных выставках в Киеве. Это было её дебютом на профессиональном поприще. Киевский период учёбы знаменателен ещё тем , что она обрела здесь семью выйдя замуж за Виктора Мишова , родила сына Андрея.
1947 году Галина успешно заканчивает институт, мастерскую В.В. Шаталина. В этом же году семья Мишовых переезжает в Ульяновск. Для молодых художников это, прежде всего, была родина великого А. А. Пластова. Переезд в Ульяновск молодой семьи не обошёлся без бытовых проблем и сложностей. Очень важной была поддержка ульяновских художников Е. П. Родина, А. И. Дягилева, В. А. Сафронова, Ю.Н. Панцырева. Мишовы всегда будут благодарны этим отзывчивым людям и талантливым живописцам. «Это были художники, для которых карьерная лестница не представляла никого интереса. Они помогали нам противостоять тем трудностям, в которых мы оказались»-вспоминает Галина Мишова.
В то время Ульяновский Союз художников возглавлял А. В. Моторин. Будучи талантливым администраторам, он укреплял Союз, добивался строительства мастерских и жилья для художников.

На республиканской выставке в Москве в 1976 году Галина Ивановна Мишова представила картину « В учебном классе» , посвящённую курсанту танкового училища Г.Н. Кучкину, будущему Герою Советского Союза. Работа была отмечена знаменитым художником Г.М. Коржевым, курировавшим работу молодых художников. Картина была приобретена Дирекцией выставок СССР. Галина Ивановна получила возможность стать на два года стипендиатом от Академии художеств СССР.
В 1977 ГОДУ Галина Мишова вступает в Союз художников СССР, становится участником многочисленных выставок в Ульяновске, Москве, других городах страны. Было проведено десять персональных выставок художницы.

Знаковый в творчестве Г.И. Мишовой является картина « Волжанки» В ней ощущается следование традициям А.А. Пластова. Перебирающих сети на песчаном берегу Волги пожилую женщину и окруживших её молодых девушек объединяют покой и гармония. В полотне старость и молодость существуют как единое целое. Значительный этюдный материал позволил написать убедительную, жизнеутверждающую, полную света и солнца картину. Она экспонировалась на многих выставках, в том числе на республиканской выставке «Голубые дороги России» в Санкт-Петербурге, затем в Калининграде.

Галина Ивановна работает в разных жанрах. Одним из её ведущих в её творчестве становится портрет. В середине 1970-х годов портрет студента Н. Акбердина экспонировался на республиканской выставке в Академии художеств СССР . Мишову интересует не только внешность, но прежде всего, внутреннее состоянии человека. В портрете И.В. Арябкиной подкупают выразительно написанные глаза, раскрывающие сложный и чистый мир молодой женщины.

Групповой портрет Н. В. Куликова, Ветерана гражданской войны, в окружении курсантов танкового училища психологически точно передаёт преемственность поколений. Работа отличается точно выверенным колористическим решением. Произведение находится в собрании Ульяновского художественного музея и часто экспонируется на тематических выставках.

Значительное место в творчестве Галины Ивановны занимают пейзажи и натюрморты. Пейзажи, написанные из окна мастерской, подкупают правдивостью и верно переданным настроением. На многих выставках экспонировались «Засвияжье зимой», «Осенний пейзаж», «Весна в Засвияжье». Чаще всего художница пишет пейзажи с натуры, по свежему впечатлению. Одна из лучших работ- «Орлик. Март»- с широкой пастозной живописью, гармонически выверенным колоритом.

Последние картины «Волжанки, принёсший большой успех, Г.И. Мишова уделяетмного внимания жанровой живописи. Картина «Хлеба», где молодые люди сортируют только что выпеченный хлеб, наполнена светом. Золотисто-жёлтый колорит, радостное настроение персонажей, кажется, способны передать запах свежеиспечённого хлеба.

Картина «Перед вылетом» посвящена Великой Отечественной войне. По сюжету она перекликается с известным послевоенным фильмом «Небесный тихоход». Три девушки-лётчицы готовят самолёт к вылету в тыл врага. «Война -не женское занятие, -говорит художница, - но жизнь заставляет и женщин браться за оружие». Картина экспонировалась на Международной выставке в Польше в городе Новы Сонч в 1991 году.

К Зональной выставке в Чебоксарах «Большая Волга» была написана картина «Пора сенокоса». Как всегда ей предшествовал большой этюдный материал. У стога сена уставшие мужчины-косари за нехитрым ужином и неспешным разговором о прожитом дне наблюдают за угасающим небом. Кажущаяся простота композиционного замысла несёт в себе вечные истины: неразделимость человека и природы. Картина после участия в выставке была подарена Ульяновским управлением культуры музею совхоза имени Н.К. Крупской. В жизни каждого художника есть события, оставляющие след в их творчестве. Для Г.И. Мишовой это поездки, в которых она смогла духовно обратится к вершинам мировой культуры.

Поездки в Италию, Египет, Израиль, Францию не могли не отразится в Творчестве Галины Ивановны. Этюды, написанные в этих поездках, послужили основой для серии пейзажей. Их можно разделить «Египетскую», «Итальянскую», «Палестинску». «Жаль что поездка состоялась так поздно, - говорит Галина Ивановна. - Молодые художники просто обязаны увидеть шедевры мировой культуры».

Египет поразил Мишову своей заснувшей монументальностью, граничащей с мистикой. В работе «Пирамида Джосера» ощущается вечность сыпучих песков, спрессованных веками. Фиолетово-серое небо нависло над ступенями полуразрушенной временем пирамиды. Наездник на верблюде кажется гостем из прошлого, здесь время словно остановилось.

В небольшой работе «Карнанский храм» древние развалины поражают своей монументальностью. «Туристы в белых одеждах с полиэтиленовыми бутылками в руках на фоне всего этого величия воспринимаются чем-то лишним и случайным», -вспоминает Галина Ивановна.

В работе «хозяин пустыни» современный молодой араб в солнцезащитных очках ждёт туристов. Галине Ивановне удалось передать атмосферу раскалённого африканского солнца и песка, звенящую пустоту огромного пространства, где фигура человека кажется случайной и покинутой.

В пейзаже «Голубой Нил» за обыденном сюжетом- ожидание египтянами парохода на пристани при последних лучах заходящего солнца- художница мастерски передаёт мгновенный переход от дня к ночи, характерный для Египта.

В «Египетскую » серию входит большое число этюдов «Коптатский храм в Фивах», «закат на Ниле» и другие.

«итальянская» серия начинается с пейзажа Флоренции. Один из значительных -«Холмы Тасканы»- с зарослями кипарисовых рощ, средневековой степной , уходящей вверх по горному склону, на котором приютилась Флоренция. Работа экспонировалась на Зональной выставке «Большая Волга» в Чебоксарах. Пейзаж «Холмы Тосканы» представлен в собрании Ульяновского областного художественного музея. Полотно «Флоренция. Река Арно» наполнена поэзией. Художник мастерски передаёт ощущение марева уходящего дня, где мосты, переброшенные через реку Арно, словно тают в подступающих сумерках.

Пейзаж «Флоренция. Санта-Мария-дель-Фьоре» раскрывает панораму города, где архитектурной доминантой является знаменитый собор с колокольней Джотто.

В поездке по Италии Мишовой Галиной Ивановной написано много этюдов, среди них «Колизей», «Морской этюд с видом на Сицилию».

«Палестинская » серия начинается с пейзажа «Восход солнца на Синае» Галина Ивановна передаёт ощущения приподнятости и величия в минуты рождения дня в горах, в крае, с которым связано много библейских притч. Пейзаж словно воссоздаёт исторические горячие краски восхода.

Поездка в Святую землю-важное событие для каждого человека. Здесь искали себя, надежду и смысл жизни А. Иванов, В. Поленов, Д. Байрон.

После поездки Галина Ивановна написала картину «Паломники. Пустыня Мисея» На полотне два священника, старый и молодой, уходят с магистральной дороги, что бы уступить на землю, впитавшую в себя всю историю человечества. Светлый колорит соответствует настроению картины, как бы предполагающей очищение души человека.

В «Палестинскую » серию вошли пейзажи «Монастырь святой Екатерины», «Восточный Иерусалим», «Рассвет в горах Синая» и этюды «Отель в горах Синая», «Иерусалим на закате», «Вифлеем».

Большое значение в творчестве Галины Ивановны занимает рисунок. Портреты современников, выполненные углём и сангиной, подтверждает мастерство и профессионализм и мастерство художницы. Графические работы, посвящённые сельской жизни, полны острой наблюдательности и тёплого отношения к изображаемым людям.

Почти двадцать лет Галина Ивановна занимается педагогической деятельностью. В Ульяновском государственном университете профессор Галина Ивановна Мишова возглавляет кафедру живописи, рисунка и скульптуры факультета культуры и искусства. Галину Ивановну окружает новое поколение художников, награда для неё - горящие глаза студентов, готовых служить искусству.

В декабре 2011 года за цикл пейзажных работ последних лет Галина Ивановна Мишова была удостоина премии А.А. Пластова.

В мастерской Галины Ивановны ждут незаконченные работы, и хочется верить, что все её творческие замыслы будут реализованы.


© 2010-2022