• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства Живопись (5 лет обучения) Программа по предмету Рисунок

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства Живопись (5 лет обучения) Программа по предмету Рисунок

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

нормативный срок обучения -5 лет


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО




ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.01.

«РИСУНОК»


















г. ТАЙШЕТ

Разработчик - Ялмурзина Галина Владимировна

преподаватель высшей категории МКОУ ДОД ТДХШ

Рецензент - Дюжева Вера Михайловна

преподаватель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Государственного образовательного бюджетного

учреждения дополнительного образования детей

«Иркутская областная детская школа искусств»


Пояснительная записка

Среди дисциплин, изучаемых в художественной школе, первостепенное значение придается рисунку, так как, рисунок является основой изобразительного искусства и основополагающей учебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».

Программа разработана на основе: примерной программы для детских художественных школ «Рисунок» для учащихся 7-9 лет Федерального агентства по культуре и кинематографии, Научно-методического центра по художественному образованию (автор: Арустамова Н.С., Москва 2008г.); примерной программы для детских художественных школ «Рисунок» для 1-4 классов Федерального агентства по культуре и кинематографии, Научно-методического центра по художественному образованию (автор: Елизаров В.Е., Москва 2008г.); реализуемой в «Тайшетской детской художественной школе» адаптированной программы по предмету «Рисунок» для обучающихся 1-4 кл., 5 кл. (автор: Домашина В.В. преподаватель «Тайшетской детской художественной школы» 2006г.)

Великий русский художник К.П. Брюллов говорил: «Рисовать надо уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства», а Микеланджело считал, что рисунок "есть высшая точка в живописи, скульптуре, архитектуре..."

Содержанием программы «Рисунок» является формирование необходимых теоретических знаний, умений и навыков овладения основами учебного рисунка. В программе соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Курс учебного рисунка в детской художественной школе включает в себя: изображение отдельных предметов, натюрмортов различной сложности (длительные задания), выполнение кратковременных зарисовок и набросков, сведения о пластической анатомии для рисования головы, фигуры человека. Большое значение придается обучение методу конструктивного про­странственного рисования геометрических тел, слепков голо­вы, гипсовых фигур, что окажет значительную помощь в подготовке обучающихся к поступлению в специальные учебные заведения при выборе будущей профессии.

Задачи учебного предмета включают в себя изучение натуры, приобретение необходимых знаний, практических навыков в её изображении на плоскости, в условном пространстве начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного его завершения. Обучающиеся усваивают правила графического изображения, законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах. Итогом изучения рисунка в течении года является выполнение контрольной работы.

Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 5 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Рисунок» - 5 лет (1-2-3-4-5 классы). Возраст обучающихся 10-16 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Рисунок» составляет 990 часов, из них на аудиторные занятия - 561 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся - 429 часов.

Распределение учебного времени по годам обучения

1 кл.

2 кл.

3кл.

4 кл.

5 кл.

Аудиторные занятия

99

99

99

132

132

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

66

66

99

99

99

Объем максимальной нагрузки

165

165

198

231

231

Недельная нагрузка (в час)


1кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

Аудиторные занятия

3

3

3

4

4

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

2

2

3

3

3

Объем максимальной нагрузки

5

5

6

7

7

Форма учебных аудиторных занятий по рисунку и проведения консультаций: мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек).

Виды занятий: аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).

Виды аудиторных занятий:

- урок,

- практическое занятие.

Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:

- выполнение домашнего задания обучающимися;

- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);

-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

По предмету рисунок предусмотрены консультации - 20 часов (4 часа в каждом классе). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзамену, просмотрам, творческим конкурсам и могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

Цели программы:

-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.

-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.

-Формирование у обучающихся профессиональных навыков, знаний и умений в реалистической передаче натуры, а именно человека и окружающей его предметной и природной среды.

Задачи программы:

- дать знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- дать знание законов перспективы;

- научить использованию приемов линейной и воздушной перспективы;

- научить моделированию формы сложных предметов тоном;

- научить последовательному ведению длительной постановки;

- научить рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-научить методу конструктивного пространственного рисования геометрических тел, слепков головы, гипсовых фигур;

- научить принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

- выработать навыки владения линией, штрихом, пятном;

- выработать навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

-выработать навыки и умения анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять выбор изобразительных средств (тональных, линейно-конструктивных, фактурных);

-выработать навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Структура программы:

Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ и содержит следующие разделы:

-Пояснительная записка.

-Содержание. Отражает распределение учебного материала по годам обучения, раскрывает задачи учебного процесса на каждый год обучения. Описывает формы, и продолжительность исполнения заданий с учетом распределения учебного времени на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятий. Количество заданий, материалы их исполнения.

- Требования к уровню подготовки обучающихся.

- Формы и методы контроля, система оценок.

Рисунок является базисом изобразительной грамоты. Чтобы правильно передать многообразие формы предметов, необходимо, прежде всего, понять ее строение. Чувство формы, понимание ее конструкции развивается в процессе практики, в процессе освоения изобразительной грамоты посредством рисунка.

Главный принцип обучения происходит поступательно - от простого к сложному, от плоского к объемному, по классической схеме: постановка руки, образно композиционное решение задания, работа над эскизом, компоновка в формат листа, законы перспективы и пропорций, решение ракурса, конструктивный рисунок, тональный рисунок, работа с формой и объемами, пластическая анатомия, наброски и зарисовки. Именно через рисунок художник постигает основы мастерства в реалистической передаче действительности.

Преподавание предмета «Рисунок» неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Скульптура», «Живопись», «Композиция».

Методы обучения:

-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).

-Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания).

Методические рекомендации:

Основным видом учебного задания является длительный учебный рисунок с неподвижной натуры. Он учит убедительно изображать видимые предметы, передавая при этом их положение на плоскости и в пространстве, характерные свойства их формы. На занятиях длительным учебным рисунком обучающиеся приобретают знания элементарных правил линейной и воздушной перспективы. В регулярных занятиях длительным рисунком обучающиеся овладевают навыками последовательной работы над изображением по принципу от общего - к частному, а затем от частного - к обобщению целого.

Второй вид учебных рисунков - это краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки. Наброски развивают быстроту наблюдения, особую остроту восприятия и анализа натуры, способность зрительно запомнить увиденное даже мельком, являются лучшим средством овладения способностью «цельно видеть», определять в увиденном главное, выделять характерное, выразительное и живое.

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с такими видами рисунка как:

-Линейный рисунок ставит своей задачей легко и свободно определять пропорции, размеры, характерные особенности формы предмета, применяется при построении предмета, композиции, в коротком наброске. Линейный рисунок имеет и самостоятельное значение, когда художник одной линией, в короткий миг на листе бумаги воспроизводит знак - символ или предмет, фигуру.

-Конструктивный рисунок дает нам полное представление о характере и особенностях формы предмета, передаёт пространство и внутреннюю структуру объектов, предметов. При рисовании нужно учитывать силу нажима карандаша, это помогает передавать пространство. Можно рисовать и с легкой светотенью. Конструктивно рисовать - значит отделять плоскости предмета от пространства и изображать его в перспективе.

-Объемный рисунок ставит своей задачей рисовать предмет объемно, придавая глубину при помощи штриховки.

-Светотеневой рисунок выполняется при конкретном освещении, когда источник света направлен на предмет. Светотеневой рисунок позволяет достигнуть больших художественных результатов, поскольку тон, то есть светотень, - относительная степень тёмного и светлого цвета - описывает форму объекта более объёмно, чем его внешний контур. При умелом использовании полутени рисунок приобретает особую выразительность.

-Тональный рисунок - вершина рисования, вмещает в себя все пять видов рисунка. Тон - это удаленность предмета от источника света. Как правило, рисовать тоном сложно. Такие задания требуют большого количества времени, терпения и внимательного изучения натуры. Основная задача тонального рисунка - это передача пространства - «глубины», передача формы предмета в пространстве за счет линейной и воздушной перспективы.

Нужно, чтобы обучающийся не только знал значение видов рисунка, но и умел пользоваться ими на практике.

При работе над натюрмортом, нужно помнить, что предметы натюрморта в процессе рисования должны быть все время узнаваемы, а проверка построения предметов должна быть вдумчивой и не превращаться в схему или контурное рисование. Как говорил французский художник Антуан Гро: «Выполняйте все части вашей работы одновременно так, что если представиться надобность её прервать, она имела бы однородность в любой стадии законченности рисунка». Каждый поставленный натюрморт ставит перед обучающимися определённые задачи, это:

-Выбор места: нужно найти наиболее выразительную точку, которая отвечает характеру данной постановки.

-Композиционное решение в листе: можно сделать в уголке листа или в альбоме. Разместить предметы натюрморта таким образом, чтобы выделялось главное и как можно меньше оставить незаполненных пустот. Композиционное решение выполняется линией и пятном, с учётом, белого и тёмного. Надо помнить, что лист, на котором размещены предметы, должен быть картинной плоскостью и одновременно пространством.

-Построение натюрморта: построение должно идти не через отдельные предметы, а от целого натюрморта, который нужно разместить на листе, выделяя главное.

-Лепка формы предметов: не нарушая общего видения натюрморта, следовать законам линейной и воздушной перспективы (построение, лепка, обогащение).

-Обобщение согласно цельному видению: выявить, что главное, что второстепенное, что читается, что нет. Самое трудное - это умение обобщать.

Занятия, имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведённое для работы с живой натурой, составляет не более 30 % от общего учебного времени, предусмотренного на аудиторные занятия.

Одним из составляющих успеха является самостоятельное домашнее рисование. Самостоятельная работа обучающихся должна быть построено как закрепление, развитие и решение изобразительных задач, решаемых на аудиторных занятиях. В домашних заданиях обучающимся предоставляется широкое поле деятельности для изучения свойств и возможностей материалов рисунка, воспитывается и развивается художественный вкус, раскрываются индивидуальные особенности почерка, вырабатывается техника, наиболее отвечающая его индивидуальности. Развивается познавательно-творческая активность, привычка наблюдать за окружающим миром, анализировать увиденное. Выполнение быстрых набросков и зарисовок с натуры поможет обучающимся правильно передать в рисунке форму, пропорции, очертание, конструктивное строение, пространственное положение, светотень изображаемых объектов, явлений. Еженедельный отчёт и обсуждение работ в классе обязателен.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

В учебном рисунке рекомендуется применение разнообразных графических материалов, что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач.

-Специальное оборудование: мольберты, планшеты, стулья, софиты, натюрмортные столики для постановок.

-Натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках: гипсовые предметы геометрической формы, гипсовые головы, розетки, чучела птиц и животных, предметы быта, драпировки.

-Материалы для занятий рисунком: бумага, картон, карандаши графитные (т., тм., м. и т.д.), карандаши цветные, акварельные, стирательные резинки, мягкие материалы: уголь, сангина, сухая и восковая пастель, тушь, кисти, перья, гелиевые ручки, зажимы для крепления бумаги, рамка видоискатель.

-Наглядные пособия: таблицы и схемы, работы из методического фонда обучающихся, преподавателей.

Содержание учебного предмета

1 класс


В 1 классе необходимо дать обучающимся основы учебного рисования: развитие зри­тельных восприятий, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработка навыков и умения грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги, осанка, правильная посадка за мольбертом. Первоначальное понятие о форме предметов (строение, пропорции, характер формы, т.е. ее неповторимый облик). Так же, познакомить обучающихся с изобразительными средствами рисунка (линия, штрих, тоновое пятно), научить пользоваться методом сравнения.

С первых заданий необходимо обучать умению выбирать формат в зависимости от характера постановки, решать задачу композиционной цельности листа. Постепенное повышение требований к выполнению заданий параллельно с усложнением учебных задач и увеличение количества предметов в поста­новках.

В 1 классе необходимо дать некоторые сведения о рисовании головы и фигуры человека, обратить внимание обучающихся на необходимость внимательного наблюдения пропорций, передаче характера форм фигуры человека, целесообразность парного рисования частей головы и фигуры человека; а так же элементарные сведения о перспективе, конструктивном построения объема шара и цилиндра. Знакомство с объёмом и светотеневыми градациями тона: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Беседы сопровождаются показом репродукций, лучших работ обучающихся ДХШ, зарисовками преподавателя.

Необходимо познакомить обучающихся с различными графическими материалами (уголь, сухая и восковая пастель, сангина, тушь, цветные карандаши, маркер, фломастер, восковые мелки), обучить правилам подготовки, использования, хранения и содержания графических инструментов, материалов.

С первого класса обучающиеся выполняют домашние задания: зарисовки всевозможных бытовых предметов легко воспринимае­мой формы (кружка, очки, комнатные растения, чайная ложка, обувь, сумка и др.), зарисовки растений, насекомых, животных, наброски фигуры человека.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки. Задания выполняются на 1/4, 1/3 листа. Освещение: верхнее боковое; обычное верхнее, рассеянное.

Результатом освоения программы 1 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • первоначального владения карандашом (линия, штрих, тоновое пятно);

  • знание специальных профессиональных терминов в области изобразительного искусства;

  • знать правила построения предметов;

  • умение выбирать формат в зависимости от изображаемого предмета;

  • умение вести работу с форэскизом;

  • умение компоновать предметы в листе;

  • умение передавать характер и пропорции формы предметов;

  • умение передавать линейную перспективу предметов цилиндрической формы и шара;

  • умение передавать тональные отношения в рисунке постановки.

Учебно-тематический план


№/№

Наименование темы


Мате-риал испол-нения/фор-мат листа

Общий объем времени

(в часах)

Аудиторные занятия

Самостоя-тель-ная рабо-та

Макси-

Маль-ная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами, инструментами, с приёмами работы карандашом. Организация рабочего места.

Упражнение на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части. Упражнения на владение техникой академического штриха с использованием растяжек тона: вертикальный штрих, горизонтальный, сетка -«серебряный» штрих; растяжка тона от тёмного к светлому и от светлого к тёмному. Знакомство с понятием тона в карандашной графике

Цель задания:

Приобретение технических навыков в работе с карандашом (правильная заточка карандаша, правильный размер карандаша, маркировка карандашей). Отработка техники штриха, тональной растяжки.

Каран-даш

/ А 4


1

3

4

2

6

2

Задание № 2

Зарисовки мелких одиночных предметов разной конфигурации, имеющих разный силуэт и харак­тер (карандаши, ключи, морские ракушки, конфеты и т.д. на белом фоне).

Цель задания:

Развитие умение вглядываться в окружающий мир и изображать его графическими средствами. Обучение основным приёмам изображения на плоскости. Знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия».

Представление о конструкции предметов.

Каран-даш

/А 3

0.5

5.5

6

6

12

3

Задание № 3

Несложный геометрический орнамент в квадрате на 3 тоновых отношения.

Цель задания:

Закомпоновать изображение в листе, показать тональную разницу элементов орнамента. Закрепление понятия «тона», знакомство с понятием «фактура».

Каран-даш

или

тушь, черная гуашь, кисть /А3

0.5

5.5

6

4

10

4

Задание № 4

Наброски по памяти отдельных предметов быта, одежды и т.п.

Цель задания:

Дать определение наброска, зарисовки.

Развитие зрительной памяти. Закрепление понятия «тона», «фактура».

По выбору обучающихся.А/4

0.5

2.5

3

2

5

5

Задание № 5

Конструктивное построение шара. Перспектива круга.

Цель задания:

Знакомство с пропорциями и навыками их построения. Знакомство с объёмом и светотеневыми градациями тона: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Использование тоновых растяжек (закрепление задания №1). Понимание композиции на листе. Изучение метода визирования.

Каран-даш

/А 3

1

5

6

4

10

6

Задание № 6

Натюрморт из фруктов и овощей, предмета простой круглой формы с натуры разных по тону. Темное на светлом, светлое на темном. Цель задания:

Знакомство с порядком ведения учебного рисунка, закрепление понятия «тона». Закрепление работы с телами вращения. Углубленное изучение света и теней. Композиционное решение листа.

Каран-даш

А3

0.5

5.5

6

4

10

7

Задание № 7

Перспектива круга. Рисунок каркасного цилиндра. Конструктивное построение цилиндра

Цель задания: Знакомство с основами линейной перспективы, понятиями точки зрения, линии горизонта.

Знакомство с пропорциями и навыками их построения.

Методом визирования: понятия - осевая линия, овал, эллипс и их оси. Тоновое решение цилиндра.

Каран-даш

/А 3

0.5

5.5

6

4

10

8

Задание № 8

Конструктивное построение кувшина, крынки.

Цель задания:

Составляющие части: шар и цилиндр, пропорциями и навыками их построения. Тоновое решение крынки Использование тоновых растяжек. Понимание композиции на листе. Изучение метода визирования.

Каран-даш

/А 3

0.5

5.5

6

4

10

9

Задание № 9

Натюрморт из 2-3-х предметов, контрастных по тону, симметричной формы, разных по характеру формы.

(Темный кувшин, белая кружка, фрукт). Рисунок без штриховки фона.

Цель задания:

Знакомство с порядком построения формы предметов с применением осевых и вспомогательных линий, понятиями «симметрия», «пропорции». Понятие о светотени, выявление формы средствами штриха,

пятна.

Каран-даш

/А3

0.5

5.5

6

4

10

10

Задание № 10

Натюрморт из 2-3 интересных по характеру предметов (дамские сапоги, спортивные ботинки, плетеная корзина, декоративная тыква и т.п.)

Цель задания:

Накопление знаний и практических навыков изобразительной грамоты в передаче характера формы предметов, выразительности линии и пятна.

Мягк-

ий матери-ал,

цвет-

ные каран-даши

/А3

0.5

8.5

9

6

15

II полугодие

11

Задание № 11

Зарисовки чучела птицы, зайца в 2-х положениях.

Цель задания:

Приобретение технических навыков в работе с мягкими материалами, знакомство с основами анатомического строения. Приобретение навыков в создании выразительного графического решения, передаче пропорций и характерного движения птиц, животных в пространстве. Передача фактуры оперения, шерсти.

цветные карандаши, пастель, соус, сангина /А3

0.5

7.5

8

4

12

12

Задание № 12

Натюрморт из 2-3 бытовых предметов (три тона).

Цель задания:

Закрепление знаний о порядке ведения учебного рисунка, закрепление понятия «тона». Композиционное решение листа.

Каран-даш

/А3

0.5

8.5

9

6

15

13

Задание № 13

Линейные наброски фигуры человека.

Цель задания:

Знакомство с

основными пропорциями фигуры человека. Приобретение навыков в передаче движения фигуры в пространстве.

Каран-даш, мягкий матер-иал /А3

0.5

2.5

3

2

5

14

Задание № 14

Наброски фигуры человека тоновым пятном. Зарисовки фигуры человека в спокойной позе.

Цель задания:

Закрепление знаний основных пропорций фигуры человека. Знакомство с понятием «силуэт». Приобретение навыков в работе от пятна. Передача харак­тера модели, ее пропорций. Компоновка на листе.

Каран-даш,

/А3

0.5

2.5

3

2

5

15

Задание № 15

Портрет. Автопортрет (зарисовка).

Цель задания:

Знакомство с основными пропорциями головы человека.

Каран-даш/

А3

0.5

5.5

6

4

10

16

Задание № 16

Итоговое задание.

Тональный натюрморт из 3-4 предметов быта с драпировкой без складок, в основе одного из них лежит цилиндрическая форма.

Цель задания:

Закрепление, выявление основных понятий, умений учебного рисунка: композиция в листе, пропорции предметов, характер формы предметов, конструктивное построение формы, тональное решение.

Каран-даш

/А2

0.5

11.5

12

8

20

Итого за 1 класс

9

90

99

66

165

Содержание учебного предмета

2 класс


Во 2 классе обучающиеся совершенствуют развитие умений и навыков, приобретенных в первом классе. Углубление восприятия формы за счет познания конструктивной основы при рисовании гео­метрических тел и других предметов. Продолжают изучать законы линейной перспективы - перспективу прямоугольной формы. Знакомятся с понятием конструкции, линии видимой и невидимой. Выполняют ряд линейно-конструктивных рисунков натюрмортов. Анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно стро­ить предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта. Рисование отдельных геометри­ческих тел, натюрмортов с геометрическими фигурами.

Совершенствование умений и навыков в работе свето­теневыми отношениями (тоном) как средством передачи объема и тональной характеристики постановки, фактуры предметов, их освещенности, понятие собственных и падающих теней и их взаимосвязь.

Следует дать обучающимся представление о последовательности ведения длительной работы: от общего - к частному и затем к обобщению.

Углубляются знания обучающихся по рисованию головы и фигуры человека, знакомство с наиболее распространенными пропорциями головы, фигуры человека, объясняется роль средней и поперечных линий в изображении человека. Учить работать выразительной «живой» линией в передаче пространственного положения фигуры человека.

Основными темами домашней, самостоятельной работы становятся наброски людей и животных, зарисовки предметов быта более сложной формы, различ­ных по фактуре (дерево, металл, стекло, керамика). Выполняются наброски, зарисовки предметов чётких геометри­ческих форм. Краткосрочные зарисовки, наброски выполняются мягкими материалами, цветными карандашами.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки. Задания выполняются на 1/4, 1/3, 1/2 листа. Освещение: верхнее боковое; обычное верхнее, рассеянное.

Результатом освоения программы 2 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • правильного последовательного ведения длительной постановки;

  • закрепление и накопление знаний в рисовании с натуры;

  • умение создавать объем предмета с помощью светотени (свет, полутон, тон, рефлекс, собственная и падающая тени);

  • умение строить предметы прямоугольной формы в пространстве;

  • умение правильно ставить предмет на плоскость в зависимости от уровня зрения;

  • навыки владения линией, штрихом;

  • умение рисовать предметы более сложной формы, различных по фактуре.


Учебно-тематический план

№/№

Наименование темы

Мате-риал испол-нения

Общий объем времени

(в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Линейный рисунок. Зарисовка крупных цветов, ветки дерева (рябина, клен, калина т.д)

Цель задания:

Закрепление понятия-пространственный линейный рисунок.

Каран-даш

/ А3

0.5

2.5

3

3

6

2

Задание № 2

Натюрморт из предметов быта разных по тону, по фактуре.

Цель задания: Освоение основных средств выразительности графики: линия, пятно, штрих.

Кисть, тушь, черная гуашь

/А3

1

8

9

6

15

3

Задание № 3

Натюрморт «Осенний. Овощи». Постановка ставится на полу. Цветной картон.

Цель задания:

Закрепление понятия «конструкция». Создание линейно-конструктивного рисунка, с пространственным расположением предметов. Передача фактуры, разной формы.

Цветные карандаши, пастель

/ А3

0.5

8.5

9

6

15

4

Задание № 4

Наброски фигуры человека в спокойной позе.

Цель задания:

Закрепление знаний основных пропорций фигуры человека. Приобретение навыков в работе над набросками без карандашной подготовки. Передача характера, пропорций человека.

Кисть, тушь,

чер-ный маркер /А4

0.5

2.5

3

2

5

5

Задание № 5

Конструктивное построение конуса.

Освещение искусственное, верхнебоковое.

Цель задания:

Знакомство с конструкцией. Познакомить с законами распределения света и тени, решением большого объема: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень.

Каран-даш /А3

0.5

8.5

9

6

15

6

Задание № 6

Перспективное построение предметов прямоугольной формы (лист бумаги, рамка, каркас куба, четырехгранная призма).

Цель задания:

Накопление знаний по основам линейной перспективы. Закрепление понятий точки зрения, линии горизонта, угла зрения.

Каран-даш

/ А3

1

5

6

4

10

7

Задание № 7

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок 2-3 геометрических тел с введением легкого тона.

Цель задания:

Накопление знаний по основам линейной перспективы и построения геометрических форм. Закомпоновать изображение на листе. Поставить предметы на плоскость, построить с учётом пропорций и перспективы.

Каран-даш

/ А3

0.5

8.5

9

5

14

II полугодие

8

Задание № 8

Зарисовка головы натурщика.

Цель задания:

Познакомить обучающихся с характером большой формы головы, объяснить роль средней и поперечных линий в изображении.

Каран-даш /А3

1

8

9

6

15

9

Задание № 9

Наброски фигуры человека.

Цель задания:

Закрепление знаний основных пропорций фигуры человека. Передача характера и движения натуры. Приобретение навыков в работе над набросками мягкими материалами.

Уголь, соус, санги-на, пастель /А3

0.5

2.5

3

2

5

10

Задание № 10

Натюрморт с предметом прямоугольной формы (книга, коробка, кофемолка и т.п.)

Цель задания:

Закрепление знаний по основам линейной перспективы. Закрепление понятий точки зрения, линии горизонта, угла зрения, пропорций, конструкции, композиции листа, основных понятий тонального рисунка.

Каран-даш /А3

1

11

12

8

20

11

Задание № 11

Натюрморт: чучело птицы, бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам (изучающее, подробное рисование).

Цель задания:

Приобретение навыков анализировать и обобщать натуру, передавать характер птицы, добиваться выразительного графического решения. Передача фактуры, материала предметов.

Цветные каран-даши

/ А3

0.5

8.5

9

6

15

12

Задание № 12

Итоговое задание.

Тональный натюрморт из 3-4 предметов быта цилиндрической и прямоугольной формы на фоне драпировок.

Освещение искусственное, верхнебоковое.

Цель задания:

Закрепление основных понятий учебного рисунка: композиция в листе, пропорции предметов, характер формы предметов, конструктивное построение формы, передача объема светотенью, тональное решение постановки. Суммирование приобретенных навыков и знаний за учебный год.

Каран-даш /А3

1

17

18

12

30

Итого за 2 класс

9

90

99

66

165

Содержание учебного предмета

3 класс


В 3 классе обучающиеся изучают построение сложной формы предметов на учебных постановках (натюрмортах), выполняют различные зарисовки, наброски с фигуры человека, осваивая разные техники и графические материалы. Повышаются требования к последовательности ведения работы и к конструктивному анализу формы предметов, их перспективное, объемное изображение. Происходит развитие чувства пространства, изучение средств передачи пространства и закрепление навыков перспективного построения предметов прямоугольной формы (линейная и воздушная перспектива), постановка их на плоскость и передача объема с помощью светотени. Обучающихся необходимо научить выявлению композиционного центра в рисунке, что является основой завершенности работы.

Продолжается изучение строения головы живой модели, практических навыков в передаче портретного сходства, даются знания о строении черепа. Рисунок черепа и головы ведется с помощью работы симметричными парными формами.

Обучающиеся делают зарисовки драпировок, изучают конструктивные и тональные особенности формообразования складок, влияние качества материалов на характер и динамику складок.

Рисование симметричных и асиммет­ричных постановок, составленных из сложных по форме, фактуре пред­метов, на различных уровнях, с контрастным или рассеянным освещением. Применение в по­становках драпировок.

Темами домашней, самостоятельной работы становятся портретные зарисовки, зарисовки с лежащих и висящих по-разному драпировок, наброски групп людей и животных. Рисование несложного интерьера.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки. Задания выполняются на 1/4, 1/3, 1/2 листа. Освещение: верхнее боковое; обычное верхнее, рассеянное.

Результатом освоения программы 3 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение правильно строить предметы прямоугольной формы в перспективе;

  • умение ставить предметы на плоскость в зависимости от уровня зрения;

  • умение моделировать форму сложных предметов светотенью, решать пространство тональными отношениями;

  • умение последовательно вести рисунок, выявлять композиционный центр, доводить рисунок до определенной степени завершенности;

  • умение самостоятельно анализировать рисунок на всех этапах работы над ним;

  • владение приемами рисунка, умение пользоваться графическими средствами;

  • знание и применение в рисунке основных правил пер­спективы;

  • навыки передачи фактуры и материальности предмета.

Учебно-тематический план


№/№

Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени

(в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

«Осенние зарисовки» (букет цветов, овощи, фрукты, грибы и т.п.)

Цель задания:

Задание на отработку штриха, материальность. Закрепление понятия пространственный тональный рисунок. Накопление знаний и практических навыков в передаче световоздушной среды.

Материал по выбору обучающихся

/А3

1

8

9

9

18

2.

Задание № 4

Рисунок орнамента (гипс) или розетки.

Освещение контрастное.

Цель задания:

Размещение на листе. Изучение конструкции орнамента, формы, пропорций. Конструктивное построение и моделировка формы, цельность изображения.

Каран-даш

/А 2

0,5

11,5

12

12

24

3

Задание № 3.

Рисунок драпировки.

Цель задания:

Изучить конструктивные и тональные особенности формообразования складок, как нерегулярной формы. Влияние качества материалов ткани на характер и динамику складок.

Карандаш / А 3

1

11

12

12

24

4

Задание №4.

Групповые наброски людей.

Цель задания:

Закрепление знаний основных пропорций фигуры человека, одежда. Передача характера и движения группы, как единого целого.

Каран-даш, пастель /А3

0,5

5,5

6

6

12

5

Задание № 5

Натюрморт. Гипсовый шар, конус, куб.

Цель задания:

Познакомить с законами распределения света и тени, решением большого объема: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень на шарообразной прямоугольной формах.

Каран-даш

/ А 2

0,5

11,5

12

12

24

II полугодие

6

Задание № 6

Натюрморт из предметов прямоугольной и цилиндрической формы на светлом фоне. Освещенный.

Цель задания:

Накопление знаний и практических навыков в передаче пространства в натюрморте, моделирования формы сложных предметов тоном.

Каран-даш

/А 2

1

14

15

15

30

7

Задание №7

Зарисовка черепа в двух поворотах ( спереди, сбоку или в три четверти).

Цель задания:

Накопление знаний по основам пластической анатомии головы. Знакомство с принципом конструктивного построения черепа. Основные кости черепа, влияющие на пластическую характеристику головы.

Каран-даш

/ А 2

1

11

12

12

24

8

Задание № 8

Портретные зарисовки.

Цель задания:

Закрепление знаний по основам пластической анатомии головы и практических навыков в передаче портретного сходства.

Каран-даш, пастель (на выбор)

/А3

0.5

2.5

3

3

6

9

Задание № 9

Итоговое задание .

Тематический натюрморт из 4-5 предметов быта, различных по материальности (металл, дерево, стекло и т. д.) на фоне драпировок со складками.

Освещение верхнебоковое, контрастное.

Цель задания:

Закрепление основных понятий учебного рисунка: композиция в листе, пропорции предметов, характер формы предметов, конструктивное построение формы, передача объема светотенью, выделение композиционного центра, тональное решение постановки, передача пространства в постановке и материальности предметов.

Каран-даш

/А 2

1

17

18

18

36

Итого за 3 класс

8

91

99

99

198





Содержание учебного предмета

4 класс

В 4 классе основная задача для обучающихся - рисование сложных тематических натюрмортов с передачей световоздушной среды, с предметами связанными между собой единством содержания, разных по форме, цвету, материалу, драпировки со складками. Ставится задача выразительного композиционного решения постановки, выполняются форэскизы, как пластическая идея будущей работы. Следует добиваться материальности предметов, прослеживая характер освещения, границу света и тени, выявлять объем и пластику предметов, добиваться цельности листа, прорабатывая, моделируя и подчеркивая главное и обобщая второстепенные планы. Обращать большое внимание на культуру работы штрихом.

Особенностью обучения в четвертом классе является переход к изображению предметов в интерьере. Группа предметов является составной частью окружающего пространства и решается как часть целого, объединена общим тоном, связана с окружающим пространством. В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамот­ное использование приемов линейной и воздушной перспективы, уверенное моде­лирование формы сложных предметов тоном.

Изучение строения головы человека, мимических мышц лица. Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и порт­рета. Владение линией, штрихом, пятном. Углубление знаний в области ознакомления с основами пласти­ческой анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека.

В рисовании фигуры человека - выявление самого характерного, индивидуального с соблюдением пропорций. Приобретенные навыки в рисовании головы и фигуры человека используются обучающимися в длительной зарисовке одетой фигуры человека в спокойной, ясно читаемой позе. Работа ведется выразительной «живой» линией с включением тональных пятен. Большое значение придается умению делать наброски самого различного характера и разными материалами.

Темами домашней, самостоятельной работы становятся зарисовки интерьеров, наброски групп людей и животных в интерьере, в различных ракурсах и движениях, рисование головы человека, копирование с работ старых мастеров (иллюстрации альбомов по искусству, интернет ресурсы). Выявление в домашних набросках самого характерного, соблю­дение пропорций. Обучающиеся нарабатывают умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения в композиционном рисовании различными материалами. Рисование по памяти предметов в разных несложных положениях.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки. Задания выполняются на 1/4, 1/3, 1/2 листа. Освещение: верхнее боковое; обычное верхнее, рассеянное.

Результатом освоения программы 4 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы;

  • умение сознательно моделировать форму сложных предметов;

  • умение последовательно вести длительную работу над постановкой (от общего к частному);

  • умение передавать объемы сложных форм, пространство средствами светотени;

  • умение передавать материал, фактуру предметов;

  • навыки владения линией, штрихом, пятном;

  • умение в набросках выявлять самое характерное;

  • умение выразительно решать постановки, передавать их эмоциональное звучание.

Учебно-тематический план


№№

Наименование темы


Мате-риал испо-лнен-ия

Общий объем времени

(в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Зарисовка интерьера.

Цель задания:

Изображение ограниченного пространства с перспективным построением. Накопление практических навыков в применении законов линейной и воздушной перспективы, передача пространства средствами штриха и светотени.

Каран-даш

/ А2

1

11

12

9

21

2

Задание № 2

Рисование отдельных частей лица гипсовой головы Давида (нос, глаз, рот).

Цель задания:

Компоновка на листе, конструктивные особенности, построение, переда­ча характера формы, легкое светотеневое решение.

Карандаш.

/ А 2

1

11

12

9

21

3

Задание №3

Объемно-конструктивное построение анатомической головы Экорше Гудона.

Цель задания:

Метод обобщения формы. Компоновка в заданном формате. Накопление опыта по последовательному ведению линейно-конструктивного рисунка гипсовой головы с соблюдением пропорциональных соотношений, выявление объёма, характера модели. Изучение анатомических особенностей.

Карандаш.

/ А2

1

11

12

9

21

4

Задание №4

Рисунок гипсовой античной маски Венеры, Апполона на светлом фоне.

Цель задания:

Конструктивное построение пластической формы маски, легкое светотеневое решение. Композиция на листе, точность пропорций, силуэта.

Карандаш.

/ А 3

1

15

16

12

28

5

Задание № 5

Натюрморт из и 3-4 предметов быта с одним крупным предметом, быта разных по форме и материалу, сложными драпировками со складками в интерьере.

Цель задания:

Накопление практических навыков в применении законов линейной и воздушной перспективы, в умении передать глубокое пространство. Группа предметов является составной частью окружающего пространства и решается как часть целого. Вся группа должна быть объединена общим тоном, увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него.

Цветные карандаши, пастель

/ А 2

1

23

24

18

42

II полугодие

6

Задание № 6

Длительная зарисовка фигуры человека в спокойной позе.

Цель задания:

Грамотная композиция рисунка. Закрепление знаний элементов пластической анатомии и навыков изображения фигуры человека, передача позы, пропорции, характера формы в пространстве, особенности одежды.

Каран-даш

/ А 2

0,5

11,5

12

9

21

7

Задание № 7

Натюрморт из геометрических тел сложных поворотах, ракурсах. Линейно конструктивное решение.

Цель задания:

Понятием «ракурса», понимание конструктивного анализа, объёмно-пространственного мышления. Закрепление знаний и навыков по линейно-конструктивному построению.

Выполнение упражнений на конструктивные врезки: свойства объёмно-пространственных форм, их сочетание на основе определённых соотношений.

Каран-даш

/А 2

1

15

16

12

28

8

Задание № 8

Итоговое экзаменационное задание. Тематический натюрморт.

Натюрморт из 4-5 предметов, связанных между собой единством содержания, но разных по тону, форме, материалу.

Освещение искусственное, верхнебоковое.

Цель задания:

Закрепление основных понятий учебного рисунка: выразительное композиционное решение, пропорции предметов, характер формы предметов, конструктивное построение формы, передача объема светотенью, выделение композиционного центра, тональное решение постановки, передача световоздушной среды в постановке и материальности предметов.

Каран-даш

/ А 2

1

27

28

21

49

Итого за 4 класс

9

123

132

99

231

Содержание учебного предмета

5 класс

Задачей 5 класса по рисунку является совершенствование полученных профессиональных навыков, знаний и умений в реалистической передаче натуры, а именно человека и окружающей его предметной и природной среды. Обучающиеся должны уметь вести работу последова­тельно, по этапам: компоновка, построение, выявление формы, обобщение; владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, выполнять композиционные форэскы к каждой постановке. Поиск различных вариантов, позволяющих добиваться наибольшей выразительности, цельности, образности кратковременных и длительных постановок.

Необходимо формировать у обучающихся понимание того, что законченность рисунка обуславливается не количеством сделанных деталей, а качеством решения по­ставленной учебной задачи. Тематические постановки сложные по содержанию, состоя­щие из предметов разнообразных форм и материалов.

Обучение методу конструктивного про­странственного рисования геометрических тел, слепков голо­вы, гипсовых фигур. Приобретение навыков в рисовании головы натурщика. Необходимо чтобы обучающийся закомпоновал объем головы в формате листа, определив количество фона с различных сторон, соразмерность его с массой головы, показал движение головы и шеи, их пластику, добился объемно-пространственного построения. С помощью светотени промоделировал части головы, подчиняя их большому объему и характеру головы, добился цельности освещения.

От всех работ требуется максимальная законченность и высокое качество исполнения.

Темами домашней, самостоятельной работы становятся зарисовки и наброски самого различного характера и разными материалами, рисование головы человека, фигуры человека в различных ракурсах и движениях, интерпретации, копирование с работ старых мастеров (иллюстрации альбомов по искусству, интернет ресурсы). Обучающиеся нарабатывают умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения в композиционном рисовании различными материалами.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки. Задания выполняются на 1/3, 1/2 листа. Освещение: верхнее боковое; обычное верхнее, рассеянное, естественное (работа с натурщиком).

Результатом освоения программы 5 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение выразительно решать постановки, передавать их эмоциональное звучание;

  • умение выполнять композиционные форэскизы, позволяющие добиваться наибольшей выразительности, цельности, образности кратковременных и длительных постановок;

  • умение последовательно вести длительную работу над постановкой, добиваться предельной завершенности работы;

  • умение осознанно и грамотно использовать приёмы линейной, воздушной перспективы, световоздушную среду;

  • умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения;

  • умение видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, то­ном;

  • умение анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выбор изобразительных средств (тональных, линейно-конструктив­ных, фактурных, перспективных);

  • правильное конструктивное построение, передача пропорций, объёма, характера, знание анатомических особенностей при работе с античными гипсовыми слепками.

Учебно-тематический план


№№

Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени

(в часах)

Аудиторные занятия

Самостоя-тель-ная рабо-та

Макси-

Маль-ная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Натюрморт с гипсовым орнаментом «Ионический, дорический, коринфский»

( или части фриза), драпировкой и предметами быта.

Цель задания:

Конструктивное построение, моделировка формы, цельность изображения. Закрепление практических навыков в применении законов линейной и воздушной перспективы, формообразования складок.

Каран-даш

/ А 2

1

23

24

18

42

2

Задание № 2

Несложная тематическая постановка: фигура человека или группы людей в интерьере (с передачей рода деятельности через атрибутику).

Цель задания:

Закрепление знаний основных пропорций фигуры человека. Передача характера и движения группы, как единого целого. Передача глубины пространства.

Каран-даш, мяг-кий материал/

А 2


1

7

8

6

14

3

Задание № 3

Рисунок гипсовой головы («Венера», «Го­мер», «Апполона») на светлом фоне.

Контрастное освещение.

Цель задания:

Передача большой формы го­ловы с выявлением анатомических особенностей ее строения. Закрепление знаний основных пропорций головы, компоновка в заданном формате, конструктивное построение гипсовой головы с соблюдением пропорциональных соотношений, выявления объема и характера модели.

Каран-даш.

/ А 2

2

18

20

15

35

II полугодие

4

Задание № 4

Портрет натурщика.

Фон серый.

Цель задания:

Закрепление знаний элементов пластической анатомии и навыков в рисовании головы человека. Компоновка головы в формате. Передача сходства и характерных особенностей модели, цельности освещения.

Каран-даш

/А 2

1

15

16

12

28

5

Задание № 5

Рисунок гипсовая голова-бюст. Плотный серый фон. Контрастное освещение.

Цель задания:

Компоновка рисунка в заданном формате, конструктивное построение гипсовой головы с соблюдением пропорциональ­ных соотношений, выявления объема и характера модели.

Анатомическое исследование новых связей (голова, шея, плечи).

Каран-даш

/ А 2

2

26

28

21

49

6

Задание № 6

Итоговое задание. Тематический натюрморт.

Натюрморт из 3-5 предметов с разной фактурой и четким композиционным центром.

Освещение искусственное, верхнебоковое.

Цель задания:

Закрепление основных понятий учебного рисунка: выразительное композиционное решение, пропорции предметов, характер формы предметов, конструктивное построение формы, передача объема светотенью, выделение композиционного центра, тональное решение постановки, передача световоздушной среды в постановке и материальности предметов. Закрепление практических навыков в умении выразительно решать постановки, передавать их эмоциональное звучание, используя основные средства выразительности графики - пятно, линия, штрих.

Каран-даш

/ А 2

2

30

36

27

63

Итого за 5 класс

9

123

132

99

231





Требования к уровню подготовки обучающихся


Содержание программы учебного предмета «Рисунок» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.

Результатом освоения программы по рисунку является:

-приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

-развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;

-умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

-формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

-умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способов достижения результата;

-уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Обучающиеся, освоившие программу по рисунку, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- знание законов перспективы;

- умение владеть материалами , инструментами;

-умение грамотно компоновать предметы, передавать пропорции;

- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

- умение моделировать форму сложных предметов тоном;

- умение последовательно вести длительную постановку;

-умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

-умение анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выбор изобразительных средств;

-умение добиваться цельности в изображении;

-навыки владения линией, штрихом, пятном;

-навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

-навыки передачи фактуры и материала предмета;

-навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль:

- просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ

совместно с обучающимися;

- контролирование исполнения домашних работ.

Промежуточная аттестация:

- выполнение контрольной работы, просмотры по полугодиям:2,4,6,10 (в конце 1, 2, 3, 5 классы).

- экзамен в 8-ом полугодии (4 класс).

По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета «Рисунок» выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

Лучшие работы обучающихся участвуют в итоговой выставке художественных работ, а в дальнейшем остаются на хранение в методическом фонде школы.

При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система оценок. Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Рисунок»:

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала. Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что обучающийся знает основные положения учебного материала, но не умеет их реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме исполнения работы.

Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.

Оценка «1» («плохо») ставится тогда, когда обучающийся не знаком с учебным материалом.

Методическое обеспечение учебного процесса


  1. Фонд лучших работ обучающихся ДХШ.

  2. Методические разработки преподавателей ДХШ по данному предмету.

  3. ДВД, видео фильмы, презентации по данному предмету.

  4. Библиотечный фонд школы, периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Художественный совет» и др.

  5. Фонд работ преподавателей ДХШ, студентов профильных ВУЗов и ССУЗов.

Список литературы

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.-М. Изобразительное искусство, 1985.

  2. Андроникова М.И. Об искусстве портрета.- М. Просвещение, 1975.

  3. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: Методическое пособие. Игровые методы обучения. - М. ТЦ Сфера, 2007.

  4. Анатомия для художника:совсем просто/перев.с анг. В.И.Кашкан. -М. ООО «Попурри», 2002.

  5. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М. Просвещение, 1974.

  6. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. - М. Просвещение, 1970.

  7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М. Просвещение ,1981.

  8. Бёрн Хогарт. Рисование динамичных рук для художников. Учебное пособие. -Тула, ООО «Родничок», 2001.

  9. Бёрн Хогарт. Рисунок человека в движении. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

  10. Бёрн Хогарт. Динамическая анатомия для художников. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

  11. Баммес Готфрид. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. Перевод с немецкого В.А.Виталса.- М. «Сварог и К», 1999.

  12. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учебное пособие для студентов вузов.- М.-Л., 2005.

  13. Бесчастнов Н. П. Портретная графика. Учебное пособие.- М. Мир книги, 2009.

  14. Беляева С.Е. Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов сред.проф.учебных заведений.-М. «Академия»,2006.

  15. Бондарева А. Гипсовая голова: уроки ИЗО искусства. - М. «Юный художник» №2, 1998.

  16. Волков Н.М. Восприятие предмета и рисунка.- М. Академия педагогических наук, 1950.

  17. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб. Азбука-классика, 2007.

  18. Гончаров А. Д. Мысли о рисунке. - М. Художник, 1973.

  19. Гаврилова Е. И. Русский рисунок XVIII века.- Л., 1983.

  20. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека.- М. ЭКСПО - Пресс, 2000.

  21. Готтфрид Баммес. Изображение человека. Основы рисунка с натуры . Для профессиональных художников, студентов художественных училищ и ВУЗов.-М. Дитон, 2012.

  22. Гордон Л.Рисунок фигуры человека. -М.ЭКСПО - Пресс, 2001.

  23. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.- М. ЭКСПО - Пресс, 2005.

  24. Графика. Подробный практический курс.- М. ОООТД «Мир книги», 2009.

  25. Джек Хамм. Как рисовать голову и фигуру человека. Учебное пособие.-

  26. Джованни Чиварди. Рисунок. Человеческое тело. Учебное пособие (электронная книга).

  27. Джованни Чиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании. Учебное пособие (электронная книга).

  28. Джордж Бриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры. Учебное пособие (электронная книга).

  29. Енё Барчаи. Анатомия для художников.- М.Эксмо,2010.

  30. Иванов А.О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно -дизайнерской школе.- Новосибирск, 2001.

  31. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов.-Обниск,Титул,1998.

  32. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М. «Просвещение», 1977.

  33. Королева. В.А. Учебный рисунок: Учебное пособие для художественных вузов. -М. Изобразительное искусство, 1981.

  34. Кузин B.C. Наброски и зарисовки.- М. «Академия», 2004.

  35. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  36. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Школа изобразительных искусств.- М.«Феникс»,2004.

  37. Композиция из геометрических тел: Пособие для поступающих в КХИ. - Красноярск, 2003.

  38. Коровина Т.Н. Рисуем портрет.- Харьков,ООО «Фактор-Друк»,2000.

  39. Левина Л. М. О рисунке. - М. Искусство, 1966.

  40. Лушников Б. В. Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учебное пособие.- М. Из-во ВЛАДОС,2006.

  41. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  42. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М. Эксмо, 2010.

  43. Материалы и техники рисунка.- М. Изобразительное искусство, 1987.

  44. Михайлов О.В. Заметки о рисовании человека: Рисунок головы.- М. Искусство, 1960.

  45. Макарова М.Н. Практическая перспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. Академический Проект, 2005.

  46. Надеждина В. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов.- Минск. Харвест, 2010.

  47. Никомеди Г.Б. Рисунок. Акварель и темпера. -М. Эксмо, 2005.

  48. Огиенко Н.А. Пастель. Подробный практический курс.- М. ООО «Мир книги»,2006.

  49. Основы рисунка. Начинающему художнику. - М. ООО АСТ,2001.

  50. Петерсон В.Е. Перспектива. - М. Искусство, 1970

  51. Пучков А., Трисилев А. Методика работы над натюрмортом.- М Просвещение,1982.

  52. Пушкарев А.В. Акварели и рисунки в Государственном Русском музее. XVIII - начало ХХ века. Альбом. - М. Изобразительное искусство, 1982.

  53. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка.- Ростов на Дону. Феникс, 2006.

  54. Паррамон Х.М. Как писать пастелью.- СПб. Аврора, 1996.

  55. Патекол Филипп. Как рисовать портрет. - М. ЭКСПО - Пресс, 2001.

  56. Радлов Н.Э. Рисование с натуры.- Ленинград. Художник РСФСР, 1972.

  57. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учебное пособие.- М.Изобразительное искусство, 1989.

  58. Ростовцев Н. Академический рисунок.- М. Просвещение, 1975.

  59. Ростовцева Н. Учебный рисунок - М. Просвещение,1976.

  60. Рисунок. Композиция: Пособие для абитуриентов / сост. А.И.Кулаков, Г.Н. Колодий, А.В. Корзун.- Иркутск. ИрГТУ, 2011.

  61. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.- М. Высшая Школа, 1978.

  62. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования.- М. Просвещение, 1982.

  63. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека.- М. Изобразительное искусство, 1989.

  64. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учебник для студентов худ. граф. факультетов пединститутов. - М. Просвещение, 1995.

  65. Советский станковый рисунок.- М. Советский художник, 1981.

  66. Смирнов Г.Б. Рисунок головы, портретные задания.- Л., Просвещение, 1963.

  67. Соколов Н.А. Наброски по памяти. - М. Искусство, 1987.

  68. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. В 4-х ч.- М. «Титул»,1998.

  69. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка.- М. Искусство, 1989.

  70. Степанов А.В. Объёмно-пространственная композиции.- М. Архитектура, 2004.

  71. Терентьев А.В. Изображение животных и птиц.- М. Просвещение, 1969.

  72. Тихонов С.В. Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок.- М., Искусство, 1983.

  73. Унковский А.А. Рисунок - наброски. - М. Просвещение, 1982.

  74. Уотсон Э.У. Искусство карандашного рисунка. Перевод с англ. Е.Л.Орлова. - Минск. ООО «Попурри», 2004.

  75. Хитров А.Е. Рисунок.- М. «Лёгкая индустрия», 1964.

  76. Шорохов Е. Основы композиции.- М. Просвещение, 1979.

  77. Шешко И.Б. Построение и перспективы рисунка.- М. Высшая школа,1981.

  78. Эджертон Чармиан. Как научиться рисовать цветы. - М. ЭКСМО - Пресс, 2001.

  79. Эрнест Норлинг. Объемный рисунок и перспектива. Учебное пособие (электронная книга).

  80. Ягодовская А. О натюрморте.- М. Советский художник, 1977.

  81. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок и Основы композиции».- М. Высшая школа, 1989.

Список электронных ресурсов

rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презинтаций

ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

openclass.ru/wiki-pages/50648 страничка учителя ИЗО shod.ru/?id=44 страничка школьного сайта «Так идут к звёздам»

news.1september.ru/ первое сентября: все новости образования

festival.1september.ru/articles/100326/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству

lib.rus.ec/b/315766/read

arxit.ru/animals.html




© 2010-2022