Программа внеурочной деятельности по художественной культуре Искусство и Я

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности учащихся

по художественной культуре

«ИСКУССТВО И Я»

на 2011-2012 учебный год

(1 - 4 класс)





Учитель: Морозова Л.В.

Срок реализации 4 года

Возраст 7-10 лет







КИРИШИ 2011



Пояснительная записка.

Рабочая программа по изучению художественной культуры «Искусство и я» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе основной образовательной программы школы, с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр). Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, стратегий и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне. Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.

В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью.

Выбор тем, материала и форм для проведения занятий определяется возрастными особенностями учеников. Курс направлен на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используется связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Новизна программы

Новизна данной программы в том, что роль педагога заключается не только в передаче знаний, умений, навыков, но и в организации среды обучения, которая основана на принципах: уникальности индивидуальной самоценности каждого обучающегося, первичности образовательной продукции обучающегося, ситуативности обучения, интеграции с народоведением и музейной педагогикой, разноуровневого обучения.

Обучение понимается как совместная деятельность обучающегося и педагога, направленная на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств в ходе освоения им знаний. В такой среде каждый ребёнок может раскрыть свой личностный потенциал.

Цель курса - начать формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры. Приоритетной областью содержания данной программы является русская художественная культура .

Создание наиболее благоприятных условий для обучения детей основам изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

Отличительной особенностью программы является то, что в методике обучения детей художественной деятельности широко используются разнообразные игровые формы.

Жизнь ребенка тесно связана с игрой. Игра - это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению.

Игра - это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память.

Данная программа удовлетворяет социальный запрос родителей и обучающихся на данный вид творческого развития детей.



Задачи курса:

  1. Раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

  2. Выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

  3. Познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

  4. Проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.

Обучающие:

 знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

 развитие колористического видения;

 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

 умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Воспитательные:

 формирование уважения к труду;

 выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;

 развитие коммуникативных навыков;

 воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного.

Развивающие:

 развитие художественного вкуса;

 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

 развитие инициативности, любознательности, активности;

  • развивать фантазию и воображение;

  • побуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры.



Режим занятий

Программа кружка «Искусство и я» предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Форма занятий - групповая.



В результате обучения школьники должны знать:

  • Виды искусства

  • Искусство мультипликации

  • Жанры изобразительного и музыкального искусства

  • Народные традиции и промыслы

  • Русские народные музыкальные инструменты

  • Духовную культуру (икона, православные святыни, праздники…)

  • Архитектурные памятники

  • Великих композиторов и художников, их произведения ( В. Моцарт, С. Прокофьев, И. Левитан, И. Репин, М. Шагал…)

  • Живописные средства изображения - точка, штрих, линия, мазок, пятно.

  • Графические и живописные материалы - карандаш, пастель, гелевые ручки, акварель, гуашь…

  • Основные и дополнительные цвета, уметь их смешивать.

  • Приемы «Украшения». Основные элементы орнамента: геометрический, растительный, фантазийный.

  • Приемы лепки простейших объемных форм.

  • Виды аппликации : простая, объемная, обрывная, модульная. Приемы торцевания…

  • Простые приемы компьютерной графики и умение выполнить простой рисунок, применяя простые геометрические фигуры и палитру красок.

  • Знать приёмы построения фигуры и лица человека, навыки в изображении животных.

  • Учитывать при компоновке изображения цвет, тон, масштаб, месторасположение и количество элементов композиции.

  • Владеть художественными приёмами выделения композиционного центра.

  • Уметь передать определённое эмоциональное состояние работы.

Формы проведения.

  • Игры

  • Лекции применяя наглядность (презентации, видео, анимацию…)

  • Соревнования

  • Викторины

  • Выставки

  • Коллективное творчество

  • Конкурсы





Ожидаемые результаты



В конце учебного года:


Предполагаемые знания:

  1. Знание приёмов работы в различных техниках изобразительного искусства;

  2. Знание простой терминологии изобразительного искусства;

  3. Знание основных видов изобразительного искусства;

  4. Знание основных понятий изобразительного искусства;

  5. Знание выдающихся русских художников, музыкантов.

Предполагаемые умения:

  1. Уметь организовывать рабочее место;

  2. Уметь писать изобразительные работы;

  3. Уметь пользоваться палитрой и составлять новые оттенки;

  4. Уметь работать в разных техниках изобразительного искусства;

  5. Уметь составлять простые композиции;

  6. Уметь работать с ножницами, клеем, цветной бумагой, пластилином…

Способы проверки ожидаемых результатов


  • Опрос.

  • Самостоятельная практическая работа.

  • Викторина.

  • Конкурс.

  • Тематическая игра.

Методическое обеспечение.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • Словесный: беседа, рассказ, объяснение, дискуссия;

  • Наглядный: демонстрация, наблюдение, просмотр;

  • Практический: практическая работа, тематическая игра, викторина, конкурс, выставка.

  • Репродуктивный.



Дидактический материал.

  • Репродукции.

  • Пособия по изобразительному искусству.

  • Видео материал.

  • Мультимедийные презентации.

  • Справочная литература.

  • Таблицы, плакаты.

  • Образцы работ обучающихся.



Технические средства обучения (ТСО).

  • Компьютер;

  • Интерактивная доска.



Учебно-материальная база.



Для занятий по изобразительному искусству необходимо иметь:

  • Помещение с хорошим освещением.

  • Рабочие столы и стулья.

  • Учебную доску.

  • Художественные материалы: карандаши, краски, мелки, гелевые ручки, кисти, резинки;

  • Бумагу различного формата и качества;

  • Материал для декоративно - прикладной работы: ножницы, клей, ткань, бумагу разного качества и цвета, природный материал, пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, ватные диски, палочки…

  • Посуду для работы с красками;

  • Рабочий материал.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.






1

Как прекрасен этот мир. Мир глазами художника.

1

1


2

Мир глазами художника.

1


1

3

Пейзаж.

2

1

1

4

Натюрморт.

2

1

1

5

Портрет.

2

1

1

6

Первые художники Земли.

1

1


7

Художники-мультипликаторы.

1

1


8

Кукольный мультфильм.

1

1


9

Куклы обереги.

1


1

10

Пластилиновая анимация.

2

1

1

11

Компьютерная анимация.

4

1

3

12

Искусство Уолта Диснея.

2

1

1

13

В кукольном театре.

3

1

2

14

Театр теней (аппликация черное и белое)

3

1

2

15

Мир игрушек.

1

0,5

0,5

16

В гостях у сказки. Творчество В. Васнецова

3

1

2

17

Экскурсия в музей.

1

1



Всего

31

14,5

16,5


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.






1

Искусство Древней Руси

1

1


2

Жанры изобразительного искусства

1

1


3

Художники- маринисты

3

1

2

4

Художники-анималисты

3

1

2

5

В концертном зале. Русские народные инструменты.

1

0,5

0,5

6

Виды искусства. Цирк.

3

1

2

7

Виды искусства. Балет.

2

1

1

8

Новогодние традиции. «Откуда елка к нам пришла».

2

1

1

9

Образ матери в искусстве.

3

1

2

10

Вундеркинды в искусстве.

1

1


11

Что такое скульптура.

3

1

2

12

Народные праздники и искусство.

1

1


13

Кошки в искусстве.

2

1

1

14

Архитектура.

1

0,5

0,5

15

Звуки как краски. Космическая музыка.

3

1

2

16

День смеха. Карикатура.

1

0,5

0,5

17

Искусство моды.

1

1


18

Искусство фотографии.

1

1


19

Весна под музыку Вивальди.

2

1

1


Всего

35

17,5

17,5


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.





1

Виды искусств.

1

1


2

Краски осени.

1


1

3

Декоративно-прикладное искусство. Матрешки.

2

1

1

4

Дымковские барыни.

2


2

5

Майданские тарарушки.

1


1

6

Синь России.

2

1

1

7

Художники России (И. Левитан, И.Репин.).

3

1

2

8

Новогодние и рождественские куклы.

3

1

2

9

Портреты детей в изобразительном искусстве.

2

0,5

1,5

10

Старинные города России в творчестве художников.

4

1

3

11

Торжественный натюрморт.

3

1

2

12

Разная природа в творчестве русских художников.

3

1

2

13

Времена года в творчестве композиторов.

1

1


14

Художники-сказочники. И. Билибин.

3

0,5

2,5

15

Силуэт.

1


1

16

Витраж.

2


2

17

В мастерской художника.

1

1



Всего

35

11

24


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.




1

Виды и жанры ИЗО.

1

1


2

12 месяцев в творчестве художника-пейзажиста Б. Щербакова.

0,5

0,5


3

Мы изображаем пейзаж.

2,5


2,5

4

Искусство натюрморта.

1


1

5

Портрет моего друга.

2


2

6

Бытовой жанр в ИЗО.

3

0,5

2,5

7

Москва в изобразительном искусстве.

1

1


8

Художники России (Саврасов, Шишкин).

1

1


9

Художники-сказочники (Н.Рерих, М. Врубель).

2

0,5

1,5

10

Крестьянский труд в изобразительном искусстве.

2

0,5

1,5

11

Красота моря в произведениях художников.

2

0,5

1,5

12

Пластилиновая аппликация.

2


2

13

Исторический и батальный жанр.

3

0,5

2,5

14

Пасхальные куклы.

2


2

15

Звуки дождя в живописи.

2

0,5

1,5

16

Рисуем диких животных.

1


1

17

Рисуем домашних животных.

1


1

18

Поделка из ниток. Лошадка.

1


1

19

Великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов.

0,5

0,5


20

Рисуем портрет солдата, ветерана.

1,5


1,5

21

Облака в живописи.

2

0,5

1,5

22

Экскурсия в музей.

1

1



Всего

35

8,5

26,5



© 2010-2022