Конспект к уроку Зодчество Владимиро-Суздальского княжества

Памятники суздальские прежде всего поражают своей стройностью, изысканностью и изяществом… Это искусство тонких пропорций, изящных линий и причудливых узорных плетений. Суздальское узорочье, несмотря на всё его обилие, не назойливо, проникнуто чудесным чувством меры и несравненным художественным тактом.              И. Грабарь        Может быть, самым могущественным княжеством раздробленной Руси в XII в. было Владимиро-Суздальское княжество. Искусство Владимирской земли прославилось главным обр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества


Гатальская Е.А., учитель

мировой художественной культуры

МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска

Ставропольского края


Памятники суздальские прежде всего поражают своей стройностью, изысканностью и изяществом… Это искусство тонких пропорций, изящных линий и причудливых узорных плетений. Суздальское узорочье, несмотря на всё его обилие, не назойливо, проникнуто чудесным чувством меры и несравненным художественным тактом.

И. Грабарь


Может быть, самым могущественным княжеством раздробленной Руси в XII в. было Владимиро-Суздальское княжество. Искусство Владимирской земли прославилось главным образом своими белокаменными храмами.

Успенский собор. В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор. На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов. Место для храма было выбрано на редкость удачно - на вершине крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства «Бог привёл мастеров со всех земель». Успенский собор - величественный пятиглавый собор. При строительстве Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.

Нарядный декор храма стал характерным для всего Владимиро-Суздальского зодчества второй половины XII - первой трети XIII в. Дверные проёмы украсили перспективные порталы. По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, а по горизонтали - аркатурно-колончатый пояс - непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения - женские головки, морды львов.

Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом, полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая «Владимирская Богоматерь». На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, Владимирский храм считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей владимирских князей. По сей день здесь покоится прах его строителей - Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен ещё один - одноглавый, названный в честь святого Дмитрия Солунского Дмитриевским. Строился собор на месте княжеского двора. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Даже колонки аркатурного пояса и арки порталов не были гладкими. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений - фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней! Каменная резьба владимирских ремесленников очень близка к русской народной деревянной резьбе.

Многочисленная, разнообразная скульптура Дмитриевского собора первоначально, по-видимому, представляла собой определённую смысловую систему. После неудачной реставрации исчезли окружающие храм галереи и лестничные башни, погибли многие рельефы. Главная идея, выраженная в рельефах Дмитриевского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своём крае.

Золотые ворота. Но не только культовое зодчество процветало во Владимире. В середине XII в. город был окружён деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые ворота, сохранились до наших дней. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружён одноглавый храм, а створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. В 1237 г. Золотые ворота принял главный удар татар, наступавших на город со стороны равнины. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.

Боголюбово. В 1158 г. в девяти километрах от Владимира князь Андрей заложил загородный замок-резиденцию. По преданию, место для него выбрала икона «Владимирской Богоматери» - отсюда название Боголюбово.

Вскоре в Боголюбове вырос удивительный архитектурный ансамбль: двухэтажный каменный дворец, храм, крытые на высоких арках переходы и две лестничные башни. Белокаменный, украшенный скульптурой замок был необычайно красив. Площадь перед церковью вымостили каменными плитами, а в середине, под нарядным шатром на восьми колоннах поставили каменную чашу для святой воды. В июньскую ночь 1174 г. Здесь разыгралась страшная трагедия. Кучка бояр, недовольных политикой Андрея Боголюбского, проникла во дворец, чтобы расправиться с ним. Весь израненный, истекающий кровью князь сполз по ступеням лестницы, пытаясь укрыться, но убийцы нашли его и добили.

Церковь Покрова на Нерли. В трёх километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведён храм невиданной красоты с необычным названием - Покрова. В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в XII в. в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города арабами. Она распростёрла над собравшимися своё покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий.

Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью. Если кубический по объёму Дмитриевский собор олицетворяет мужскую красоту, то церковь Покрова - изящное воплощение женской. В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. Археологические исследования середины ХХ в. показали, что первоначально храм окружала открытая галерея с аркадой. Холм, на которой стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившаяся за восемь столетий свой облик, церковь Покрова на Нерли осталась прекрасным памятником средневекового владимирского зодчества.

© 2010-2022