Конспект урока по изобразительному искусству

В данной творческой разработке по изобразительному искусству  на тему: "Осенний пейзаж" представлен конспект урока-презентация для младших школьников (2 класс).Информационный урок по технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения. Составлен в соответствии с требованиями прграммы В. С. Кузина.  Данный урок расчитан на 2 часа  1-й час - изучение творчество художника-пейзажиста И. И. Левитана, составить композицию осеннего пейзажа  соблюдая правила изобразительного искусства; 2-й час ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рисование на тему: «Осенний пейзаж».

(2 класс).

Форма урока: урок - сообщение. (Презентация),

Цели урока: познакомить учащихся с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И. И. Левитана; развивать навыки композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление детей о красках осени; способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, карандаши, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, слайды.

Музыкальный ряд: запись фортепианной миниатюры П. И. Чайковского «Осенняя песня».

Литературный ряд: стихотворения: А. С. Пушкин «Осень» (отрывок), «Осень» Федоровской.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы и целей урока.

Показ первого слайда.

Тема урока - «Осенний пейзаж» (слайд 1).

Цель урока (слайд 2).

Дети с экрана считывают цели урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Мы с вами каждый день наблюдаем за природой, идя в школу, гуляя в школьном парке. Какие впечатления возникают у нас глядя, на природу? Днем еще тепло и солнце из своего поднебесного далека, посылает на землю прощальные нежные лучи. Какие чувства мы испытывали?

Но прежде, чем начать рисовать мы с вами поговорим о пейзаже.

- Что такое пейзаж? (Ответы детей). Слайд 3.

- Какие виды пейзажа вы знаете? (Ответы детей). Слайд 3.

Но, а сейчас мы познакомимся с произведением изобразительного искусства - картиной знаменитого художника - пейзажиста И. И. Левитана, а как называется картина, вы определите самостоятельно.

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Ребята послушайте, какое прекрасное стихотворение посвятил осени великий русский поэт А. С. Пушкин. Слайд 4.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса …

Красота природы во все времена была источником вдохновенья поэтов, художников, композиторов.

Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины - пейзажами.

Исаак Ильич Левитан (показ портрета художника) - один из самых проникновенных пейзажистов, умевший выразить в образах родной природы тончайшие оттенки настроений и переживаний, которая она вызывает в душе человека.

И. И. Левитан так же, как и А. С. Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменяются робким золотом, пурпуром или серебром. Изменяется не только цвет земли, но и воздух. Он становится чище, холоднее, дали гораздо глубже.

И. И. Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения и живописи. Его часто сравнивают с П. И. Чайковским, в музыке, которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение.

Музыкальное оформление рассказа - звучит музыка И. И. Чайковского фортепианная пьеса «Осенняя песня».

Слушая, рассказ и звучание музыки представьте, какая картина осени возникла в вашем воображении?

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860-1900). (Слайд 5). Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени.

- Что эта картина прославляет? Ответ детей (родную природу).

Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж.

- Что мы видим на картине? (Ответы детей).

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревья.

- Как художник изображает небо? Какие использует цвета? (Ответы детей). Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Какого цвета речка? (Ответы детей). Перед нами речка, и кажется, что ее густо - синяя вода медленно движется. Присмотритесь. Как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. (Ответы детей). Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.

- Как художник передает пространство в своей картине? (Ответы детей). Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут тоненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

- Как художник изображает землю, деревья в своей картине? (Ответы детей). Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая, нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

- Какие краски художник использовал для написания картины? (Ответы учащихся).

- Какими художественными приемами написана картина? (Ответы детей).

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывает краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны вода и трава. Но чем далее в глубину изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхности холста.

- Какие чувства и настроение передает художник? (Ответы учащихся).

Рассматривая картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

- Чем вам особенно понравился этот пейзаж? (Ответы учащихся).

- Слушая музыку, какая картина осени возникла в вашем воображении? (Ответы учащихся).

- Какой характер музыки использовал композитор для создания осеннего пейзажа? (Ответы учащихся).

Как видите, художнику и композитору, каждому средствами своего вида искусства удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.

- Какими выразительными средствами создал произведение искусства художник? А какими - композитор? (Ответы учащихся).

- Каких еще художников - пейзажистов вы знаете? (Ответы учащихся).

V. Теоретическая подготовка.

Любое произведение живописи имеет содержание и определяет его настроение, но вызвано это наше видение с помощью художественных средств, композиционных особенностей. Ведь любой вид искусства, живопись имеет свои средства, с помощью которых выражается определенный замысел автора.

Вы уже знаете, что каждая картина имеет композицию.

- Что такое композиция? (Ответы детей). Слайд 6.

Композиция в изобразительном искусстве - это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой выразить замысел. Хотя жестких законов и правил в композиции нет, существуют, однако, определенные закономерности. Они проявляются при выборе формата холста или листа бумаги, размера изображения, размещения предметов, фигур человека, симметричного и ассиметричного построения, которое при этом должно быть гармоничным и уравновешенным; а также при построении изображения в глубину, выборе точки зрения и определения линии горизонта, построении планов; выделении композиционного центра, выборе колорита и т. д.

Мы будем говорить о композиции как о произведении (картине), созданной художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения.

- Давайте вспомним, а что такое формат? (Ответы детей).

Под форматом следует понимать форму, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой, расположение, вертикальное или горизонтальное, и величину листа бумаги.

- Что такое масштаб? (Ответы детей).

Масштаб представляет собой соотношение размера изображения с величиной листа бумаги. Размер изображения предметов не должен быть слишком большим или слишком маленьким.

Давайте покажем, как мы будем располагать лист бумаги при выполнении нашего рисунка. (Дети показывают).

Покажите:

- правую часть листа бумаги;

- нижнюю часть листа бумаги;

- левую часть листа бумаги;

- верхнюю часть листа бумаги;

- центр.

Умение ориентироваться на листе поможет нам правильно расположить предметы на листе.

Для того чтобы правильно нарисовать рисунок мы должны знать с вами, что такое симметрия и асимметрия.

- Что мы называем симметрией? (Ответы детей). Слайд 7

Симметрия (в переводе с греческого означает соразмерность), в живописи обычно имеют в виду одинаковое или сходное расположение относительно центральной оси предметов, человеческих фигур, примерно равных по значимости, размеру, насыщенности тона, цвета.

- Что такое асимметрия? (Ответы детей). Слайд 7

Асимметрия не имеет такой четкости построения, поэтому в этом случае необходимо помнить об уравновешенности частей изображения. Важно, чтобы противоположные части рисунка выглядели относительно равными.

- А, что такое горизонт и как мы показываем это в рисунке? (Ответы детей).

Вы знаете, что горизонт - это линия, где небо сходится с землей. Это воображаемая линия, проходящая на уровне глаз рисующего. Относительно линии горизонта выстраиваются соответственно отношения «ближе - дальше». ( Показ на педагогическом рисунке) Так, предметы, расположенные дальше от нас, находятся ближе к линии горизонта, сдвинуты к верхнему краю листа бумаги и кажутся маленькими по размеру, их заслоняют частично предметы, расположенные ближе к нам. Линия горизонта может быть высокой или низкой, высота ее зависит от точки зрения, которая характеризует положение рисующего.

- А что такое центр композиции? (Ответы детей). Слайд 6.

В содержании каждого произведения живописи, каждой картины есть нечто важное, главное, без чего эта работа теряет свой смысл, - это композиционный центр.

Осмотр картины обычно начинают с середины, поэтому чаще всего помещают самое существенное, главное ближе к центру. Однако композиционный центр может быть смещен к одному из краев картинной рамки, листа бумаги. В любом случае центр композиции выделяется цветом, освещением, иногда размером.

Под цветовой гаммой (Слайд 11) подразумевается совокупность цветовых сочетаний. Цветовая гамма может быть теплой или холодной, яркой или блеклой, приглушенной. Значение ее в композиции огромно, потому, что во многом благодаря цветовым сочетаниям передается эмоциональный настрой пейзажа, сюжетной композиции и даже натюрморта.

Физминутка. Слайд 8.

Упражнение: «Мы листочки осенние».

Учитель: Поднялся сильный ветер, закружились листочки. Покажите, как они это сделали.

Мы листочки осенние.

На веточках сидели. (Дети приседают)

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели (кружатся на носочках)

И на землю тихо сели. (Приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил (кружатся на месте)

И на землю опустил.

Учитель: Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Но какой? И. И. Левитан изобразил яркий, солнечный день поздней осени.

- Как меняется погода осенью? (Ответы детей).

Осенью часто идут дожди, дует сильный ветер, срывая листья с деревьев.

- Как вы думаете, изменится ли пейзаж И. И. Левитана в пасмурную, ветреную погоду? Каким станет небо? Останется ли прежним цвет листьев? (Ответы учащихся).

1. Композиция рисунка.

Перед тем как приступить к рисованию по представлению (по памяти), необходимо представить себе, что вы хотите нарисовать, и определить композицию рисунка.

Первое, о чем надо подумать, - это композиция, то есть каждый из вас должен четко представить, как составить, расположить предметы на рисунке.

От того, как вы расположите важнейшие элементы своего рисунка, зависит его выразительность. Необходимо так заполнить формат листа красочным слоем, чтобы между небом и землей не было пустот, изображение не было бы загнано в угол и т. д. Поэтому, если вы будите изображать одиночное высокое дерево, то лист бумаги лучше развернуть как? (Ответы учащихся). Вертикально, а при изображении леса? (Ответы учащихся). Горизонтально.

2 Перспектива в рисунке.

А теперь посмотрите, как изображены на картине И. И. Левитана «Золотая» осень» деревья.

Обратите внимание, ближние предметы (деревья) нарисованы крупнее и ниже, чем удаленные. Чем дальше предмет, тем он мельче, и расположен выше на листе, чем ближний. Если мы рисуем тропинку, то нужно помнить, что, уходя, вдаль она сужается.

Этапы выполнения рисунка на 1-м уроке.

Композиция рисунка. Слайд 9.

  1. Определяем линию горизонта. Для этого проводим карандашом линию, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги. (Личный показ учителя).

  2. Затем определяем положение деревьев и их высоту, пригорки, тропинки, речку. Все детали, которые вы задумали в своем сюжете. (Личный показ учителя).

  3. После этого легкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов: стволы деревьев, крупные ветки, пригорки, речку, листики. (Личный показ учителя).

VI. Практическая работа.

Задание на 1-й урок: выполнить рисунок «Осенний пейзаж» в карандаше.

Рисунок этапов выполнения пейзажа. Слайд 10.

В ходе работы учитель дает учащимся методические рекомендации по работе, оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогает исправить недостатки.

По окончанию работы учитель проверяет правильность выполнения рисунка.

VII. Итог 1-го урока:

Учитель отмечает тех учащихся, которые правильно отвечали на вопросы. Активно участвовали в изучении нового материала. Выставляет оценки или баллы.

Продолжение изучение темы на 2-м уроке.

I. Организация класса.

II. Тема урока. Слайд 1. Постановка цели урока. Слайд 2.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Что мы изучали на прошлом уроке? (Ответы учащихся).

Краткий обзор изученного материала.

Давайте вспомним, что же называют цветовой гаммой? (Ответы учащихся). Слайд 11.

Какие замечательные красочные стихи написала поэтесса Федоровская «Осень». Слайд 12.

Осень на опушке В пурпуре осинки,

Краски разводила, Только дуб зеленый

По листве тихонько Утешает осень:

Кистью проводила. - Не жалейте лета!

Пожелтел орешник, Посмотрите - роща

И зарделись клены, Золотом одета.

Какой же цвет у осени? (Ответы учащихся.)

Правильно, осень - это желтые и бордовые деревья и кустарники, желто-коричневая от пожухлой травы земля и голубое небо.

Значит, какие цвета мы выберем для разукрашивания нашей картины? (Ответы учащихся).

1. Работа цветом.

Этапы выполнения работы. Слайд 13.

1) Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба. При этом надо помнить, что ближе к земле небо будет светлее. (Личный показ учителя на педагогическом рисунке.) Между небом и землей не оставляйте белых пятен! Если мы хотим, чтобы на небе были облака, что мы должны сделать? (Ответы учащихся). Можно воспользоваться следующим приемом: пока голубая краска не высохла, либо сухой кисточкой, либо ватным или марлевым тампоном прорисовывают контуры облаков.

- Что нам надо закрасить дальше? (Ответы учащихся).

2) Далее закрашивают землю, используя какую краску? (Ответы учащихся). Коричневую или, смесь с желтой.

3) Затем закрашиваем стволы деревьев и их крону. (Личный показ учителя - педагогический рисунок).

4). Отдельные деревья или кусты могут иметь бордовый оттенок. Чтобы его получить какие краски будем смешивать? (Ответы учащихся).

Рисунок поэтапного выполнения пейзажа в цвете. Слайд 14.

Физминутка. Слайд 8.

Упражнение: «Мы листочки осенние».

  1. Прорисовка деталей.

Прежде чем прорисовывать мелкие детали мы должны подождать, когда подсохнет наш рисунок, чтобы краска не слилась.

Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки, отдельные листочки, травинки. (Личный показ учителя - педагогический рисунок).

IV. Практическая работа.

Задание на 2-й урок: выполнить рисунок «Осенний пейзаж» в цвете. В ходе работы учитель дает учащимся методические рекомендации по работе, оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогает исправить ошибки.

По окончанию работы учитель проверяет правильность выполнения рисунка.

V. Анализ работ.

1. Выставка работ учащихся.

2. Самостоятельный анализ рисунков учащимися. Выбор самых удачных работ. Почему эти работы удачные? Какие изобразительные приемы выполнены в выбранных рисунках? (Ответы детей).

Дети учится выделять и анализировать работы, замечать и находить прекрасное в работах с целью дальнейшего обрабатывания художественного навыка. Придумывают название выставки. (Осенний вернисаж. Осенняя фантазия. Осенние узоры.)

VI. Итог урока.

Учитель отмечает тех учащихся, которые правильно отвечали на вопросы, были старательными во время работы, вложили много труда, своих личных чувств, передали свое видение природы и явлений погоды. Активно участвовали в изучении нового материала.

Выставляет оценки или баллы.





Презентация.

Приложение 3

Слайд 1.

Конспект урока по изобразительному искусству

Слайд 2

Конспект урока по изобразительному искусству




Слайд 3.

Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 4.

Конспект урока по изобразительному искусству





Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 5: Репродукция картины И. И. Левитана « Золотая осень».

Слайд 6.

Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 7.


Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 8.

Конспект урока по изобразительному искусству








Слайд 9.

Конспект урока по изобразительному искусству

Слайд 10.

Конспект урока по изобразительному искусству



Слайд 11.

Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 12.

Конспект урока по изобразительному искусству



Слайд 13.

Конспект урока по изобразительному искусству


Слайд 14.

Конспект урока по изобразительному искусству







© 2010-2022