Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Рабочая программа по предмету ИЗО для 5 класса.составлена в соответствии с требованиями:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству базового уровня Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под редакцией Б.М. Неменского – М: ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

  2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству базового уровня Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвящение, 2008;

  3. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы (автор Б.М. Неменский);

  4. Учебного плана МБОУ «Красноключинская СОШ» на 2014-2015 учебный год;

  5. Положения о рабочих программах МБОУ «Красноключинская СОШ»

Цели изучения курса изобразительного искусства: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на художественные традиции и конкретные промыслы.

Задачи изучения курса изобразительного искусства:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; формирование интереса и уважительного отношения к сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Стандарт выполняется в полном объеме.

Уровень обучения: базовый.

Внесенные изменения в программу.

В разделах введен национально-региональный компонент 4 часа.

Формы организации образовательного процесса: традиционный урок, урок-презентация, урок практическая работа, контрольный урок, урок-игра.

Формы контроля: практическая работа, сообщение по заданной теме, текущий (устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, защита индивидуального и группового проекта, реферат).


Учебно-тематический план.

Четверть

Всего часов

Практические работы

Тесты и проверочные

1

9

8

1

2

7

6

1

3

10

9

1

4

9

8

1

Итого:

35

31

4

Содержание тем учебной программы.


Древние корни народного искусства (9 час)

Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта. Внутренний мир русской избы. Особенности убранства татарского дома. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (7 час)

Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Искусство Жостова. Искусство Хохломы. Народные промыслы Татарстана. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.

Декор, человек, общество, время (10 час)

Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративное искусство в современном мире (9час)

Современное выставочное искусство. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Народные промыслы родного края. Многообразие национальностей Республики Татарстан. Ты сам мастер.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения ИЗО учащиеся должны знать:

  • древние корни народного искусства (узоры, ритмы орнаментов, символику цветов), особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

  • характерные признаки того или иного промысла, бесконечную вариативность образов и изобразительных мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая свои темы, образы и мотивы из сокровищницы природы (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);

  • четкую социальную регламентацию форм, материала, цвета, декора одежды и предметов быта;

  • роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

В результате изучения ИЗО учащиеся должны уметь:

  • выполнять творческие задания, используя традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.

  • пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);

  • осознавать функции декора в разные времена, у разных народов, его возможности в обозначении определенных общностей, групп людей, а также роли, которую играет человек, как в сословной, так и в современной среде (ремесленник, вельможа, король, врач, спортсмен, солдат, невеста и т. д.);

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.


Учебно-методический комплект.

Основная литература:

  1. примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс, под руководством Б.М.Неменского «Посвещение», 2009 (Горячева Н.А.,Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса под ред. Б.М.Неменского «Просвещение», 2007.)

  2. Учебник Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-9 класс. - М: Просвящение, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Всеобщая история искусств. Электронный учебно-методический комплекс: Красноярск ИПК СФУ, 2008.

  2. Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 2009.

  4. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 2008.

  5. Самин Д.К. 100 великих художников. Вече, 2004.

  6. Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 2005

  7. Ширканчук С.А. История России живописи: Ушедшие времена на великих полотнах. Издательский дом «Литера», 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. edu.ru/index. Федеральный портал Российское образование

  2. edu - «Российское образование» Федеральный портал

  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  4. school.edu - «Российский общеобразовательный портал»

  5. ege.edu - «Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена»

  6. fepo - «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования»

  7. allbest - «Союз образовательных сайтов»

  8. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  9. ed.gov - «Федеральное агентство по образованию РФ».

  10. obrnadzor.gov - «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки»

  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  12. rost.ru/projects - Национальный проект «Образование».

  13. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Учебно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс

1 час в неделю (35 часов в год)

№п/п

Тема раздела

(Урока)

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата

план

факт

«Древние корни народного искусства» (9 ч.)

I четверть.

1

Роль искусства и художественной деятельности в развитии культуры.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей.

6.09

2

Истоки и смысл искусства. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами.

13.09

3

Искусство и мировоззрение. Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Овладение средствами художественного изображения.

20.09

4

Народное традиционное искусство. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции, и ее украшении. Уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков использование полученных знаний об орнаменте в украшении модели прялки

26.09

5

Роль изобразительной символики традиционных образов в развитии культуры. Различение национальных особенностей русского орнамента (русская вышивка).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

03.10

6

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уважительное отношение к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальной среде.

10.10

7

Характер и особенности убранства татарского дома.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Любовь к Родине и народной культуре.

13.10

8

Исторические эпохи и художественные стили. Народный праздничный костюм.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Воспитание художественного вкуса, как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

20.10

9

Народные праздничные обряды.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций.

27.10

«Связь времен в народном искусстве» (7 ч.)

II четверть.

10

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках (дымковская, филимоновская игрушки).

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь практически применять различные художественные материалы, техники и приемы в

собственной художественной деятельности.

10.11


11

Истоки и современное развитие народных промыслов Росси. Гжель.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать разнообразие посудных форм, особенности росписи.

17.11


12

Истоки и современное развитие народных промыслов Росси.

Искусство Городца.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств, с функциональностью предмета.

24.11


13

Истоки и современное развитие народных промыслов Росси.

Искусство Жостова

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать истоки народных промыслов.

01.12


14

Особенности и декоративность жостовской росписи.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь использовать гуашь в творческой работе.Выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.

08.12


15

Истоки и современное развитие народных промыслов Росси.

Искусство Хохломы.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.

15.12


16

Народные промыслы Татарстана. Керамика, аппликация из кожи.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь применять художественные материалы и язык декоративного прикладного искусства в творческой работе.

22.12


«Декор - человек, общество, время» (10 часов).

III четверть

17

Роль народных промыслов в современной жизни.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Активно относиться к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

12.01


18

Декор, человек, общество, время. Зачем людям украшения.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

19.01


19

Изготовление куклы - обереги в русском народном костюме (урок - практикум)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь работать с тканью и другими материалами. Уметь эстетически подходить к любому виду деятельности.

26.01


20

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского и татарского народного костюма.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Уметь выполнять орнамент на основе русской вышивки.

02.02


21

Русский и татарский костюм и современная мода.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать, о традициях древнерусского костюма, в стилизованных образах современной моды. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности.

09.02


22

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок- практикум)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать, о главных русских народных праздниках, их символические значения и место в жизни наших предков. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).

16.02


23

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека.

23.02


24

Народные промыслы родного края. Многообразие национальностей Республики Татарстан (урок-конференция)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать народные промыслы родного города, области, их историю и современное звучание.

02.03


25

«Красота земли родной» (обобщающий урок - практикум)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Национальная культура, как система общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Приобщение к истокам родной культуры.

09.03


26

«Красота земли родной» (обобщающий урок - праздник)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций.

16.03


«Декоративное искусство в современном мире» (9часов).

IV четверть.

27

Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать о роли декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. Иметь представление о символике украшений и одежды этого периода.

30.03


28

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции. Иметь представление об основных элементах костюма Древней Греции.

06.04


29

Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать виды растительного и геометрического орнаментов Древней Греции, их предназначение.

13.04


30

Освоение художественной культуры, как сферы выражения духовных ценностей

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать, о предназначении одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья.

20.04


31

О чем рассказывают гербы. Герб города Нижнекамска.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать основные части классического герба, символическое значение цвета и формы. Иметь представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей.

27.04


32

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать символический характер декоративного искусства на примере эмблем.

04.05


33

Декоративное искусство в современном мире.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Понимать роль декоративного искусства в освоении человеком мира, познания природы.

11.05


34

Современное выставочное искусство.

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Знать крупнейшие музеи мира: Европы, России и своего региона. Роль музееведения и его место в современной культуре.

18.05


35

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

1

Ответы на вопросы. Практическая деятельность

Выработать активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической ценности

25.05


Приложение

Нормы оценки по изобразительному искусству

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.


© 2010-2022