• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока по дисциплине рисунок на тему: Изображение портрета в технике сухая кисть

Разработка урока по дисциплине рисунок на тему: Изображение портрета в технике сухая кисть

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по дисциплине: «Рисунок»

Дата: 04.02.2015

Группа: ДПИ 13

Тема урока: «Изображение портрета в технике сухая кисть»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок закрепления и усвоения новых знаний.

Цели:

  • ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов

Задачи:

  • развитие творческих способностей и навыков в работе;

способствовать творческому отображению окружающего мира;

  • развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;

  • научить овладению техникой сухая кисть;

  • воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Формирование ОК: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК8.
Художник народных художественных промыслов должен обладать профессиональными компетенциями: ПК1.1,ПК1.2, ПК1.3,ПК1.4, ПК1.5, ПК 1.6, ПК 1.7.

Методы:

- Информационный (словесный)

- Наглядный

- Иллюстративный.

- Репродуктивный (индивидуальная практическая работа)

Межпредметные связи:

- Перспектива

- Пластическая анатомия

- История искусств

Обеспечиваемые-спецпредметы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

План урока

Организационный момент (5 мин.)

Изучение нового материала.

Практическая работа.

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

А. Наглядные пособия: презентация, видеоролик, репродукции картин

Б.Раздаточный материал: бумага, масляная краска, кисточки, карандаш, ластик, кнопки.

В. Учебные места - художественная мастерская

Г. Технические средства обучения: видеопрезентация, видеопроектор, компьютер.

Д. Литература: основная - Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ



Время

5

10

15

20


25

30

35

40

45




Элемента

Организационный момент

Сообщение новых знаний

Практическая работа

подведение итогов

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых вопросов

Форма и методы обучения

  1. Организационный момент.

Проверка готовности и домашней работы учащихся. Приветствие.

Повторение материала.

1.Вот пред тобою образ мадонны,

Он также прекрасен,

как лик на иконе.

В нём вечного света любви красота,

И нежной, наивной души чистота.

Художник лишь краской

и кисточкой тонкой

Сумел жизнь вдохнуть

в вечный образ мадонны,

Оставив его как прекрасный завет,

Чтоб знали мы жанр на картине (портрет)

Видов у жанра портрета не мало.

Искусство портрета власть прославляло,

И не заметив в картине иронии,

Богач любовался собою довольный

На этих портретах всё поражает -

Богатством атласа одежды сверкают.

Здесь в стиле барокко сложны интерьеры,

Здесь вкуса высокого всюду примеры.

И место картины в торжественном зале.

Его, не заметив, пройдёшь ты едва ли.

Себя в ней герой ощущает громадным,

Ну а портрет назовём мы парадным.

Счастливые лица на этом портрете.

Здесь вместе влюблённые, чтобы отметить

Рожденье семьи в году юбилейном,

И этот портрет назовём мы семейным.

Здесь автор сумел сквозь время шагнуть

И пристально в наши глаза заглянуть.

И хочется «здравствуйте» -

тихо сказать,

И руку ему благодарно пожать

За то, что искусство своё этот гений

Сумел передать для других поколений.

На автора глядя, сумей дать ответ:

Жанр картины автопортрет.

2. «Соедини изображение с названием вида портретного жанра». 3.Какая и в каком рисунке допущена ошибка?

беседа













слайды

1-9



















Слайд 10

Слайды 11-12

II. Сообщение новых знаний:

Сегодня продолжим с вами изображения портрета в необычной технике, техника сухая кисть.

Кто-нибудь встречался с этой техникой?

Ответы студентов.

Техника портрета и методы рисования сухая кисть - растертые кистями краски на бумаге или ткани. Почему же называют эту технику Сухая кисть?- На палитре выдавлено немного черной масляной краски, например, совсем немного мокнув кистью в краску растираем ее на палитре, так, чтобы кисть была на самом деле почти сухая, потом на основу акварельной бумаги или ткани растиранием этой кистью наносится очень тонкий слой краски. Темные места в портрете используем больше краски, соответственно больше нажим на кисть, светлые тени легкий нажим и совсем мало краски. Втертая на основу, например акварельной бумаги краска почти не мажется на ощупь, например, только, что нарисованный портрет сухой кистью можно вставить в рамочку или свернуть в рулон для транспортировки без рамы/

Технологией письма сухой кистью пользовались ещё в XIV веке китайские художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Материалами в этих работах были китайская тушь, вода и бумага. Они использовали кисти разной формы и длины, которые благодаря технике сухой кисти оставляли на бумаге специфическое игольчатое письмо, образуя своеобразную фактуру.

Известный «неофициальный» художник В. Я. Ситников применял, начиная с 1950-х годов, своеобразную сухую кисть, орудуя на больших листах сапожной щёткой с незначительным количеством чёрной масляной краски. Тонкость создаваемой светотени была просто поразительной для такого инструмента.

Популярность и развитие этой технике дали художники, рисовавшие портреты на ул. Арбат в Москве и в курортный сезон на побережье. На Арбате техника рисования сухой кистью на акварельной бумаге появилась в середине 1980-х годов. Приёмы нанесения краски сухой кистью на бумагу использовался гораздо раньше, чем это стали делать уличные художники, хотя некоторые ошибочно считают местом зарождения приёма сухой кисти ул. Арбат в Москве. Например, сухую кисть уже с середины XIX века в ретушировании фотографий активно использовали фотохудожники. Сама техника сухая кисть имеет более широкий спектр применения, чем так называемая в среде уличных портретистов «сухотёрка», основными материалами в которой являются масляная краска (обычно одного цвета), акварельная бумага и солярка.

Дело в том, что классическая живопись маслом на холсте - трудоёмкий и длительный процесс, а технология сухой кисти позволяет выполнять портрет маслом или рисунок в течение нескольких часов, а быстрый набросок или шарж - за несколько минут. Эта техника позволяет добиваться детализации форм, достигая фотографического эффекта. Графика сухой кистью не требует закрепления, так как масло в нанесённой на поверхность краске высыхает и частично впитывается. Эта техника уступает в диапазоне возможностей классической живописи маслом, поэтому некоторыми художниками также используется смешанная техника с различными сочетаниями живописных и графических материалов.

Уличные художники Арбата начали писать быстрые монохромные портреты в технике сухая кисть, а именно в сочетании масло на акварельной бумаге-торшоне, как правило используя сажу газовую и индиго, а позже и в цвете. Итак благодаря этим художникам появился совершенно отдельный, самостоятельный живописный способ изображения, который продолжает развиваться. Раньше в этой технике можн этой технике можно было увидеть только портреты, однако написание других мотивов, как натюрморт, ландшафт и т.д. также вполне возможно и вносит в картину особое настроение.

Сейчас посмотрим видеоролик изображения портрета в технике сухая кисть.

IV. Практическая работа.

Перед тем как приступить к изображению портрета человека, еще раз проверим наличие материалов:

  • кисти (довольно жесткие разных размеров)

  • лист бумаги

  • немного масляной краски (например, сажа газовая)

  • белила гуашевые

  • ластик (жесткий)

  • ну и, конечно же, натура (можно рисовать с фотографии)

Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, т.к. слой краски достаточно прозрачный и жирные линии могут через него просвечивать. На этом этапе стараемся не пользоваться ластиком, т.к. при нанесении (втирании) краски могут образоваться комочки.
Когда уловлены общие пропорции, начинаем набирать в тоне.
Выдавите на палитру нужный вам цвет, можно пломкой палочкой краску хорошо растереть. Этим мы добьемся однородной массы, и избавим себя от "приятных" сюрпризов в виде комочков краски.
Главное, чтобы кисть была практически сухая. Если на кисти осталось слишком мало краски - можно процесс повторить несколько раз. Если краски слишком много, она может испортить всю работу. Наносим на кисть немного краски и кистью проводим несколько раз по палитре чтобы краска равномерно расположилась по ворсу кисти.
Найдите общие тоновые соотношения. Набирайте большой кистью общие тоновые соотношения. Постепенно, как бы втирая краску в бумагу (но без сильного нажима) набирайте тон, переходя от общего к проработке более мелких деталей. Когда все детали достаточно прорисованы, ластиком акцентируйте детали и блики
Блики можно поставить гуашевыми белилами (они достаточно быстро сохнут).

Во время практической работы включаем музыку.



Объяснение

Слайды

13-23





























































































практическая работа








V. Под ведение итога.

  • С какой новой техникой вы познакомились?

  • Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

  • Где в первые возникла эта техника?
    (Просмотр работ, выявление достоинств и недостатков)

VI. Рефлексия:

  • Понравился ли вам изображения портрета в технике сухая кисть?

  • Насколько трудно/легко было выполнять?

  • Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?


VI. Домашнее задание.

Выполнение набросков портрета человека.



Беседа

Слайды

24-26













© 2010-2022