• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс

Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Волошинская ООШ





План-конспект

Изобразительное искусство в соответствии с ФГОС НОО 5 класс



« Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края ».

Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.



Выполнила учитель ИЗО

1 категории

Карпенко Мария Юрьевна

2016 г.

Тема урока: « Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края ».

Цель урока: Формирование знаний о специфических особенностях народных игрушек Воронежского края. Показать значение символики и колорита. Способствовать включению в собственную деятельность представлений об окружающем мире, полученных через игрушку.

Вид урока: Урок открытия новых знаний.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Планируемые достижения:

Личностные:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.


Предметные:

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;


Метапредметные:

Регулятивные: ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда.

коммуникативные: умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

познавательные: умение находить нужную информацию и пользоваться ею.

Оборудование: бумажные заготовки моделей игрушек, цветные иллюстрации с изображением игрушек Воронежского края, мультимедийная презентация.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.

Литературный ряд: Стихи о народной игрушке, сообщения учащихся выполненные дома.

Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определённого момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами - географией, историей, литературой, музыкой.

План урока:

  1. Организационный блок (2 мин)

  2. Мотивационный блок (6 мин)

  3. Информационный блок(7 мин)

  4. Аналитический блок (практический) (20 мин)

  5. Выставка и оценивание работ (3 мин)

  6. Информация о домашнем задании (2 мин)

  7. Рефлексия (2 мин)



Ход работы.

  1. Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

Учитель предлагает проверить подготовку к уроку каждого ученика и класса в целом.

Ученики рассаживаются по рабочим группам.

  1. Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством.

Деревянные сестрёнки,
Все одёжки расписные;
И мальчишки, и девчонки
Знают, кто они такие.

Вот их было целых восемь,
А теперь одна осталась;
У сестрёнки этой спросим,
Что же с остальными сталось?

И она нам рассказала,
Что когда-то на Руси
Эту хитрую игрушку
Мастера изобрели.

- Дать могу одну подсказку,
Хватит вам её вполне:
Все мои сестрёнки сразу
Помещаются во мне.

Ну-ка, что это за крошки?
Деревянные… (матрёшки)

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится;

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая,

Просто диво-безделушка,

Зовут её… (народная игрушка)

Верно ребята! Но народная игрушка, только ли предмет для развлечения? (не только) Правильно, народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру.

  1. Воронежский край издавна славился своими мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Перед вами на доске показаны варианты игрушек, которые создавались нашими земляками. Мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Мы сегодня подробнее узнаем о них.

Чтобы лучше узнать об этих мастерах, мы разделили класс на 4 группы, и каждой группе было дано своё задание. Группы определяют цели своей деятельности и зачитывают их.

  1. История возникновения.

  2. В чём различия орнамента росписи этих игрушек?

  3. В чём сходство?

  4. Узнать, почему мастера использовали именно такой орнамент и цветовое решение?

  5. Узнать к какому виду искусства относятся эти игрушки?

Учитель записывает цели на доске.

Ученики в группах составляют план работы.

  1. Что означают используемые цвета, орнамент.

  2. Провести сравнение.

  3. Найти общее и различное.

  4. Дорисовать игрушку в соответствии своему заданию.

  5. Сделать описание.

Первая группа готовила сообщение о пряниках Воронежского края.

Вторая группа - о местной матрёшке.

Третья группа - о куклах из золы и тряпичных куклах из Богучара.

Четвёртая группа - о лыковых и глиняных игрушках.

Пряники Воронежского края.

Издавна почитали на Воронежской земле фигурные пряники. Они являлись излюбленным лакомством многих людей. Но особую радость подобные изделия доставляли детям. Для них пряники были, прежде всего, забавными игрушками, помогавшими в специфической форме получить представление об окружающем мире. В руки детишек они попадали чаще всего с шумных ярмарок и многолюдных базаров. Пряники изготавливали двух видов: печатные и вырезные. Печатные пряники не получили широкого распространения на Воронежской земле. А вырезные пряники бытовали во многих местах. Удивительные по красоте вырезные пряники создавала в Новохопёрске вплоть до тридцатых годов прошлого столетия Мария Фёдоровна Пивоварова. Мастерица могла великолепно перерабатывать в обобщённые формы декора пряников различные варианты крестьянской одежды, конской упряжки и т. д. Её творения называли « живыми » пряниками. Пряники расписывались сразу после выпечки. Рельефная роспись в виде завитков, каннелюр, точек, выполнялась чаще всего крахмалом, разведённым сырой водой. Густота крахмальной массы напоминала кисель. Роспись выполнялась быстро и только по горячему прянику. На остывшем прянике крахмал не затвердевал и узор расплывался.

Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Когда изделия попадали в детские руки, они долгое время оставались не съеденными: пряники доставляли радость ребёнку, пополняли его представления об окружающем мире.

Местная матрёшка.

В Воронеже местная матрёшка зародилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60-х годов нынешнего столетия. Это, очевидно, объясняется относительно небольшими запасами древесины липы в Черноземье - традиционного сырья для изготовления заготовок куклы. Эта игрушка появилась благодаря творческому поиску учеников воронежского художника П. Д. Пономарёва - Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины Кострыкиной, Елены Матвеевой. Все они, став художниками-прикладниками, на протяжении многих лет разрабатывали эскизы разных вариантов воронежской матрёшки, выполняя изделия в сувенирных цехах леспромхоза фабрики « Игрушка».

Характер росписи матрёшек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Роспись игрушки строится на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове матрёшки красный платок с синими цветами. Такие платки производились в XIX веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии и успешно конкурировали с павловопосадскими. Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Если в росписи матрёшки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, то орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших её в земной жизни. Понёва матрёшки- подчёркивает связь с землёй, частью окружающего мира. Знатоки говорят, что чёрный цвет понёвы означает чёрнозём, а клетки - земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы участков. Подобное понимание предками связи человека с окружающим миром умело сохранено авторами в росписи воронежской матрёшки.

Куклы из золы.

Вплоть до 30-х годов прошлого столетия подобными куклами одаривали молодожёнов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая её на завязке под прикреплёнными грудями.

При кукле находился маленький куклёнок. Его тулово завёртывали в пелёнку и свивальник. И кукла, и куклёнок изготавливались с «пустым» лицом. Детали опускались сознательно,иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребёнка.

Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почетающие сложившиеся обычаи, не разбрасывабт золу, где попало, а ссыпают её в укромное место неподалёку от своего жилья. Постепенно холм нарастает всё выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Кукла несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Вручая её жениху и невесте, родственники приговаривали: «Чтобы дети у вас были хорошие да много». Молодожёны с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времён, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой и её куклёнком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.

Тряпичные куклы из Богучара.

Богучарские куклы не предназначены для детских забав или совершения ритуалов, а скорее являются сувенирами, имеют яркую «энтографическую окраску». Эти поделки получили известность далеко за пределами Воронежской области.

Выполнялись они в лучших традициях тряпичной набивной куклы: используется простейшая конструкция народной игрушки, применяется подручный материал, строго выдерживаются энтографические особенности народного костюма конкретного региона.

При изготовлении кукольной одежды внимание мастериц в основном концентрируется на образном строе народного костюма Воронежско-Белгородского пограничья: Новоусманьского, Хохольского, Нижнедевицкого, Репьевского, Каменского, Острогожского районов. Стремление мастеров следовать в одежде кукол идее трёхчастного строения мироздания является своеобразным отражением отголоска представлений предков об окружающем мире.

Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Лыковые куклы.

Такие куклы также не предназначены для детских игр. Они - сувенирные. Их обычно изготавливают из липового лыка. Воробьёвские умельцы сгибают узкие полоски липового лыка, перевязывают материал в нужном месте, легко превращая сырьё в предельно обобщённую фигурку человека. Лыковую основу куклы наряжают в народный костюм. Традиционное цветовое и орнаментальное решение ансамбля одежды сохраняет влияние языческого восприятия образов окружающего мира, делает лыковую куклу привлекательной.

Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Глиняные игрушки.

В прошлом были широко распространены на территории нашей Воронежской области. В конце XIX века глиняные игрушки часто продавали на многочисленных ярмарках и базарах. Мастера-игрушечники воспроизводили в них образы окружающего мира: военных и барынь, оленей, коров, коней и т. д. Разработка по изобразительному искусству Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках Воронежского края 5 класс.

Игрушки украшали наколками «глазков». На их поверхность наносили красные, жёлтые, синие, лиловые, золотые и серебряные краски.

На гончарном круге мастера «вытягивали» глиняных кукол. Эти полые фигурки напоминали сосуды. Они были с большими головами, привлекательными руками и широкими колоколами юбок. Детали лиц лишь намечались спичкой. По своей форме куклы были спокойны, устойчивы и плавны. Изображение фигур наполнены добротой и задумчивостью.

Сообщения учащихся сопровождаются слайдами.

Обобщение учителем.

  1. Мы выслушали всех подготовившихся, а теперь давайте представим себя мастерами народных игрушек и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигурку или заготовку из картона.

Когда эскизы будут готовы, то они вырезаются, красиво располагаются на листе ватмана и приклеиваются.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

  1. Подведение итогов.

Вывод-проблема урока.

Вы все справились с заданием, а чтобы закрепить ваши знания, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Каковы общие черты игрушек?

  2. Для каких целей они выполнялись?

  3. На что ориентировались мастера, выполняя их?

Обсуждение работ, оценивание.

  1. Информация о домашнем задании.

  2. Рефлексия:

  1. Где мы с вами сегодня «побывали»?

  2. Что вы узнали нового?

  3. Какие образы вам запомнились? Объясните почему?

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, все вы были оценены, на этом наш урок закончен.

Спасибо всем за активную работу!



© 2010-2022