- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по МХК
Рабочая программа по МХК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усиенова Э.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре;
- Методических рекомендаций для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2015/2016 учебном году
- Учебного плана МОУ «Мирновская школа» Джанкойского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, кружков.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель курса мировой художественной культуры - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Задачи курса:
-
развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-
формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
В рабочую программу включено региональное содержание с целью учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Количество учебных часов. В соответствии с учебным планом МОУ «Мирновская школа» на изучение предмета «МХК» в 10 и 11 классах выделено 1 час в неделю : 10 класс - 35 часов, 11 класс - 34 часа.
Сроки реализации программы: 2015 - 2017 уч. г.
Для реализации рабочей программы используются учебники:
-
Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть. МХК. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
-
Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М. : ВЛАДОС, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (10)
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. (2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции. (2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. (2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой. (2) Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2) Нравственные законы ислама. Коран - основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14)
Тема 6. Античность - колыбель европейской художественной культуры. (2) Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ - «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция - родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X - XVIII вв.) (11)
Тема 13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема 16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (3). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
Раздел 1. ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ : ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX- НАЧАЛА XX века. (12 часов)
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего человека». (3) Д.Байрон - властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. (2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж - крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. (2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма (1). Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX - начала XX в. (4) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм - новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX - XX вв. (10 часов)
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века. (2) Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли - новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов - родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Тема 7. Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. (2) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. (2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (2). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев - антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. ЕВРОПА И АМЕРИКА : ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ века. (6 часов)
Тема 11. Литературная классика ХХ в. : полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. (2 ч) «Музыкальный авангард»20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок-н- ролла.
Тема 13. Театр и киноискусство ХХ века: культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема 14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы - символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ века :
ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ (6 часов)
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. (2) Русская художественная культура 20 - 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема 16. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины ХХ века (1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». (2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты - песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий ХХ века. (1) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
знать / понимать:
-
основные виды и жанры искусства;
-
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
-
шедевры мировой художественной культуры;
-
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
-
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
-
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
-
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
-
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
-
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выбора путей своего культурного развития;
-
организации личного и коллективного досуга;
-
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-
попыток самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
знать / понимать:
-
основные виды и жанры искусства;
-
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
-
шедевры мировой художественной культуры;
-
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
-
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
-
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
-
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
-
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
-
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выбора путей своего культурного развития;
-
организации личного и коллективного досуга;
-
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-
попыток самостоятельного художественного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАССА
-
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов по рабочей программе
Обязательные виды оценивания (ОВО)
I
Художественная культура Древнего и средневекового Востока
10
ХПД - 2, Теория -1, Анализ-интерпретация ХП - 1
II
Художественная культура Европы: становление христианской традиции
14
Анализ-интерпретация ХП - 2, ХПД - 1, Теория - 2
III
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)
11
Теория - 1, Анализ-интерпретация ХП - 1, ХПД - 1
ИТОГО
35
12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАССА
-
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов по рабочей программе
Обязательные виды оценивания (ОВО)
I
Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX в.
12
Анализ-интерпретация ХП - 2, ХПД - 2
II
Художественная культура России XIX - начала XX в.
10
Теория - 2, Анализ-интерпретация ХП- 1,
III
Европа и Америка: художественная культура XX в.
6
Теория - 1, ХПД -1
IV
Русская художественная культура ХХ в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам
6
Анализ-интерпретация ХП - 1, ХПД - 1, теория - 1
ИТОГО
34
12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
-
№
n\n
Наименование разделов программы и тем уроков
Кол-во часов
Тип урока
Дата проведения
План
Факт
Раздел I. Художественная культура Древнего мира и средневекового Востока (9 ч)
1
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
1
Изучение нового материала
07.09
2
Египетское изобразительное искусство и музыка.
1
Комбинированный
14.09
3
Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции
ОВО : Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
21.09
4
Храмовое зодчество Индии.
1
Комбинированный
28.09
5
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. ОВО : ХПД
1
Комбинированный
05.10
6
Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.
1
Комбинированный
12.10
7
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.
ОВО : Теория
1
Комбинированный
19.10
8
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Восточный Крым. ОВО : ХПД
1
Комбинированный
02.11
9
Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.
1
Комбинированный
09.11
Раздел II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции (12 ч)
10
Античность: колыбель европейской художественной культуры. Крым в античную эпоху. ОВО : Анализ-интерпретация ХП
1
Изучение
нового
материала
16.11
11
Римская художественная культура.
1
Комбинированный
23.11
12
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. ОВО : Теория
1
Комбинированный
30.11
13
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
1
Комбинированный
07.12
14
«Пламенеющая готика» европейских соборов.
1
Комбинированный
14.12
15
Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма
1
Комбинированный
21.12
16
Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
1
Комбинированный
11.01
17
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. ОВО:Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
18.01
18
Художественная культура Франции.
1
Комбинированный
25.01
19
Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей. ОВО : Теория
1
Комбинированный
01.02
20
Художественная культура Италии и Франции XVII в.
1
Комбинированный
08.02
21
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
1
Комбинированный
15.02
22
«Венская классическая школа»
1
Комбинированный
22.02
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X - XVIII в.) (10 ч.)
23
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.
Христианские культовые памятники Крыма. ОВО : ХПД
1
Комбинированный
29.02
24
Музыкальное искусство и литература Киевской Руси
1
Комбинированный
07.03
25
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты
1
Комбинированный
14.03
26
Новгородская живопись и музыкальное искусство.
1
Комбинированный
21.03
27
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля ОВО : Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
04.04
28
Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.
1
Комбинированный
18.04
29
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. ОВО : Теория
1
Комбинированный
25.04
30
Музыка и изобразительное искусство XVII в.:
1
Комбинированный
16.05
31
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов
1
Комбинированный
23.05
32
Музыка и изобразительное искусство XVIII в.
1
Комбинированный
30.05
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№
n\n
Наименование разделов программы и тем уроков
Кол-во часов
Тип урока
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1.Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в художественной европейской культуре 19 - начала 20 века
. 12 часов.
1
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие «внутреннего человека»
1
Изучение нового материала
04.09
2
Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.
Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
11.09
3
Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
1
Комбинированный
18.09
4
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
1
Комбинированный
25.09
5
Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
ХПД
1
Комбинированный
02.10
6
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Теория
1
Комбинированный
09.10
7
Импрессионизм в музыкальном искусстве.
Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
16.10
-
8
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
1
Комбинированный
23.10
9
Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 -20 веков.
1
Комбинированный
06.11
10
Эстетика символизма
1
Комбинированный
13.11
11
Эстетика постимпрессионизма. ХПД
1
Комбинированный
20.11
12
Фовизм. Творчество А. Матисса. Новые направления в живописи и скульптуре. Теоретики новой архитектуры
1
Комбинированный
27.11
Раздел 2. Художественная культура России XIX - начала XX в. (10 ч)
13
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Крым в восточной поэме А. С. Пушкина Теория
1
Комбинированный
04.12
14
Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.
1
Комбинированный
11.12
15
Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
1
Комбинированный
18.12
16
Изменение общественного статуса живописи. Крым на полотнах И.К. Айвазовского, И. И. Левитана
1
Комбинированный
25.12
17
Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
15.01
18
Символизм в русской живописи.
1
Комбинированный
22.01
19
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
1
Комбинированный
29.01
20
«Русский футуризм»
1
Комбинированный
05.02
21
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Архитектура родного края
1
Комбинированный
12.02
22
Творческое объединение «Мир искусств»
1
Комбинированный
19.02
Раздел 3 . Европа и Америка: художественная культура 20 века. 6 часов.
23
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.
1
Комбинированный
26.02
24
Музыкальное искусство в нотах и без нот. Теория
1
Комбинированный
04.03
25
«Музыкальный авангард» 20 века.
1
Комбинированный
11.03
26
Театр и киноискусство ХХ века; культурная дополняемость.
ХПД
1
Комбинированный
18.03
27
Художественная культура Америки: обаяние молодости.
1
Комбинированный
25.03
28
Искусство Латинской Америки.
1
Комбинированный
08.04
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.
29
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Анализ-интерпретация ХП
1
Комбинированный
15.04
30
Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. ХПД
1
Комбинированный
22.04
31
Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие культуры в Крыму
Теория
1
Комбинированный
29.04
32
Развитие живописи и музыки в 60-е годы.
1
Комбинированный
06.05
33
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
1
Комбинированный
13.05
34
Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия
1
Комбинированный
20.05
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ, НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В 10 КЛАССЕ
Виды и формы контроля
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.
Количество обязательных отметок за полугодие - 6 (2 - за знание теоретического материала, 2 - за качество выполненных практических работ, 2 - за анализ-интерпретацию художественного произведения). Текущая отметка по предметам искусства не является обязательной.
При выставлении итоговой оценки учитель должен руководствоваться показателями успешности обучающегося на конец семестра и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл.
Домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке. Домашние задания называют домашней учебной работой и носят исследовательский характер.
Творческие задания включают в себя: создание рисунков, поделок; танцевальные номера; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизацию, инсценирование; создание презентаций, кроссвордов; творческие проекты с последующей защитой и пр.
Нормы оценивания
Отметка
Критерии оценивания устного ответа
«5»
- обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
- понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделяет
главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами;
- самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы;
- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал, формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, делает собственные выводы;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
- допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.
«4»
- обучающийся показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
- допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала;
- определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
- в основном усвоил учебный материал, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении материала;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
«3»
- обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
«2»**
- обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
«1»
- обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- полностью не усвоил материал.
Критерии оценивания творческих заданий
Анализ-интерпретация художественного произведения.
Основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений об искусстве;
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
«5»
- учащийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует художественное произведение;
- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;
- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное;
- проявляет знания об авторе произведения искусства, указывает принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению;
- использует знания об основных средствах создания художественного образа:
в музыке: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр;
в живописи: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма;
в архитектуре: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка,
масштаб;
- указывает принадлежность к жанру:
в музыке: по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения;
в живописи: к историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру;
- указывает принадлежности к видам: в архитектуре: объемных сооружений (общественные, жилые, промышленные),
ландшафтной (садово-парковая, малых форм), градостроительной;
в скульптуре: монументальной, монументально-декоративной, станковой;
- при анализе произведения музыки, указывает принадлежность к музыкальной форме:
одно-, двух- и трехчастная, вариация, рондо, цикл;
- при анализе произведений архитектуры: связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, как оно вписывается в окружающую среду, использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика;
- при анализе произведения скульптуры: использование материалов и техника их обработки лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла);
- высказывает личные впечатления от произведений искусства.
«4»
- обучающийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует художественное произведение;
- правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями, допускает отдельные неточности;
- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;
- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное.
«3»
- обучающийся невнимательно воспринимает художественное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций;
- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;
- значение терминов используется не всегда верно;
- поставленные задачи выполнены частично, средства выразительности раскрыты недостаточно;
- допускаются фактические ошибки.
«2»**
- обучающийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного произведения, часто отвлекается;
- затрудняется дать ответ;
- поставленные задачи не выполняет.
Драматизация и театрализация
Основные критерии:
1) увлечённость деятельностью;
2) естественность поведения;
3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;
4) воображение и оригинальность образных действий;
5) соответствие образных действий тексту и сюжету;
6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;
7) выразительность исполнения задуманного движения.
«5»
- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации;
- естественно и выразительно исполняет творческое задание;
- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;
- находит оригинальное решение реализации творческого задания;
- реализует образ в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры;
- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;
- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение.
«4»
- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности.
«3»
- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;
- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;
- с трудом реализует образ;
- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры.
«2»
- обучающийся не проявляет интереса к данному виду работы, бездействует, мешает работе коллектива.
3. Сочинение-эссе
Основные критерии:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования искусствоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
«5»
- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- грамотно применяется категория анализа;
- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- обоснованно интерпретируется текстовая информация;
- изложение ясное и четкое;
- приводимые доказательства логичны;
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
«4»
- рассматриваемые понятия определяются недостаточно полно;
- используемые понятия соответствуют теме;
- используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- интерпретируется текстовая информация;
- изложение понятное;
- приводимые доказательства логичны;
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- раскрыта своя точка зрения и личная оценка.
«3»
- используемые понятия недостаточно соответствуют теме;
- проблема раскрыта на бытовом уровне;
- не применяется категория анализа;
- приемы сравнения и обобщения слабо проявляются;
- изложение недостаточно ясное и четкое.
«2»
- работа не выполнена.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА
Для реализации рабочей программы используются:
учебники:
1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 375 с. : ил.
2. . Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 2 часть. РКХ. - М.: :ВЛАДОС, 2014. - 315 с. : ил.
пособие для учителя:
1. Леухина, Н. А. Мировая художественная культура. 10 -11 классы : уроки учительского мастерства. - Волгоград : Учитель, 2014. - 318 с.
техническое средство:
персональный ноутбук
ресурсы сети Интернет для использования на уроках
moscowkremlin.ru - «Московский Кремль»
nesusvet.narod.ru - Иконы. Иконография. Иконопочитание.
russia.rin.ru/ - Россия Великая
mify.org/ - Мифы Древней Греции
vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html - Виртуальная экскурсия по первобытной культуре
europa.km.ru - Виртуальная Европа
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 11 КЛАССА
Для реализации рабочей программы используются
учебники:
1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 384 с. : ил.
2. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 2 часть. РХК. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 315 с. : ил.
пособие для учителя:
1. Леухина, Н. А. Мировая художественная культура. 10 -11 классы : уроки учительского мастерства. - Волгоград : Учитель, 2014. - 318 с.
техническое средство:
персональный ноутбук
ресурсы сети Интернет для использования на уроках
russia.rin.ru/ - Россия Великая
europa.km.ru - Виртуальная Европа
22