Рабочая программа по МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

- Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре;

- Методических рекомендаций для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2015/2016 учебном году

- Учебного плана МОУ «Мирновская школа» Джанкойского района;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, кружков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель курса мировой художественной культуры - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

В рабочую программу включено региональное содержание с целью учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Количество учебных часов. В соответствии с учебным планом МОУ «Мирновская школа» на изучение предмета «МХК» в 10 и 11 классах выделено 1 час в неделю : 10 класс - 35 часов, 11 класс - 34 часа.

Сроки реализации программы: 2015 - 2017 уч. г.

Для реализации рабочей программы используются учебники:

  1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть. МХК. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  2. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М. : ВЛАДОС, 2014.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС

РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (10)

Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. (2). Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции. (2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. (2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой. (2) Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2) Нравственные зако­ны ислама. Коран - основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14)

Тема 6. Античность - колыбель европейской художественной культуры. (2) Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ - «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архи­тектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция - родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X - XVIII вв.) (11)

Тема 13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (3). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 КЛАСС

Раздел 1. ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ : ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX- НАЧАЛА XX века. (12 часов)

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего человека». (3) Д.Байрон - властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яр­кого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. (2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Вена и Париж - крупнейшие европейские центры развития музы­кального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. (2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма (1). Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX - начала XX в. (4) Постимпрессионистические искания французских худож­ников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм - новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Кор­бюзье. Сюрреализм.

Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX - XX вв. (10 часов)

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века. (2) Художественная картина мира в искусст­ве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литерату­ре, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка - основоположник русской классической му­зыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектур­ные ансамбли - новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про­екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов - родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Тема 7. Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. (2) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. (2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Ива­нова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Бори­сова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (2). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лен­тулова. Абстракт­ноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Ма­левича. Футуризм в поэзии. Творче­ство Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев - антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел 3. ЕВРОПА И АМЕРИКА : ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ века. (6 часов)

Тема 11. Литературная классика ХХ в. : полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. (2 ч) «Музыкальный авангард»20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок-н- ролла.

Тема 13. Театр и киноискусство ХХ века: культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Тема 14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африкан­ского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы - символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эсте­тика импровизации. Искусство Латинской Америки.

Раздел 4. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ века :

ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ (6 часов)

Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. (2) Русская художественная культура 20 - 30-х гг. Рож­дение советского искусства и доктрины социалистического реа­лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Тема 16. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины ХХ века (1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Алек­сандров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Пес­ни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.

Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». (2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты - песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий ХХ века. (1) Храм Христа Спасителя в Москве. Противо­речивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАССА

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов по рабочей программе

Обязательные виды оценивания (ОВО)

I

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

10

ХПД - 2, Теория -1, Анализ-интерпретация ХП - 1

II

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

14

Анализ-интерпретация ХП - 2, ХПД - 1, Теория - 2

III

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)

11

Теория - 1, Анализ-интерпретация ХП - 1, ХПД - 1


ИТОГО

35

12


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАССА

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов по рабочей программе

Обязательные виды оценивания (ОВО)

I

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX в.

12

Анализ-интерпретация ХП - 2, ХПД - 2

II

Художественная культура России XIX - начала XX в.

10

Теория - 2, Анализ-интерпретация ХП- 1,

III

Европа и Америка: художественная культура XX в.

6

Теория - 1, ХПД -1

IV

Русская художественная культура ХХ в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

6

Анализ-интерпретация ХП - 1, ХПД - 1, теория - 1


ИТОГО

34

12



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

n\n

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов


Тип урока

Дата проведения

План

Факт


Раздел I. Художественная культура Древнего мира и средневекового Востока (9 ч)

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

1

Изучение нового материала

07.09

2

Египетское изобразительное искусство и музыка.

1

Комбинированный

14.09

3

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

ОВО : Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

21.09

4

Храмовое зодчество Индии.

1

Комбинированный

28.09

5

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. ОВО : ХПД

1

Комбинированный

05.10

6

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

1

Комбинированный

12.10

7



Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

ОВО : Теория

1

Комбинированный

19.10

8











Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Восточный Крым. ОВО : ХПД

1

Комбинированный

02.11

9

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

1

Комбинированный

09.11

Раздел II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции (12 ч)

10

Античность: колыбель европейской художественной культуры. Крым в античную эпоху. ОВО : Анализ-интерпретация ХП

1

Изучение

нового

материала

16.11

11

Римская художественная культура.

1

Комбинированный

23.11

12

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. ОВО : Теория

1

Комбинированный

30.11

13

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

1

Комбинированный

07.12

14

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

1

Комбинированный

14.12

15

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

1

Комбинированный

21.12

16

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

1

Комбинированный

11.01

17

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. ОВО:Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

18.01

18

Художественная культура Франции.

1

Комбинированный

25.01

19

Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей. ОВО : Теория

1

Комбинированный

01.02

20

Художественная культура Италии и Франции XVII в.

1

Комбинированный

08.02

21

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

1

Комбинированный

15.02

22

«Венская классическая школа»

1

Комбинированный

22.02

Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X - XVIII в.) (10 ч.)

23

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.

Христианские культовые памятники Крыма. ОВО : ХПД

1

Комбинированный

29.02

24

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

1

Комбинированный

07.03

25

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

1

Комбинированный

14.03

26

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

1

Комбинированный

21.03

27

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля ОВО : Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

04.04

28

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.

1

Комбинированный

18.04

29

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. ОВО : Теория

1

Комбинированный

25.04

30

Музыка и изобразительное искусство XVII в.:

1

Комбинированный

16.05

31

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

1

Комбинированный

23.05

32

Музыка и изобразительное искусство XVIII в.

1

Комбинированный

30.05



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС


n\n

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

План

Факт


Раздел 1.Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в художественной европейской культуре 19 - начала 20 века

. 12 часов.

1

Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие «внутреннего человека»

1

Изучение нового материала

04.09

2





Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.

Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

11.09

3





Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

1

Комбинированный

18.09

4





Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

1


Комбинированный

25.09

5






Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

ХПД

1

Комбинированный

02.10

6

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

Теория

1

Комбинированный

09.10

7

Импрессионизм в музыкальном искусстве.

Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

16.10



8

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

1

Комбинированный

23.10

9



Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 -20 веков.

1

Комбинированный

06.11

10

Эстетика символизма

1

Комбинированный

13.11

11

Эстетика постимпрессионизма. ХПД

1

Комбинированный

20.11

12



Фовизм. Творчество А. Матисса. Новые направления в живописи и скульптуре. Теоретики новой архитектуры

1

Комбинированный

27.11


Раздел 2. Художественная культура России XIX - начала XX в. (10 ч)

13

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Крым в восточной поэме А. С. Пушкина Теория

1

Комбинированный

04.12


14

Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.

1

Комбинированный

11.12


15

Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

1

Комбинированный

18.12


16

Изменение общественного статуса живописи. Крым на полотнах И.К. Айвазовского, И. И. Левитана

1

Комбинированный

25.12


17

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Анализ-интерпретация ХП

1


Комбинированный

15.01


18

Символизм в русской живописи.

1

Комбинированный

22.01


19

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

1

Комбинированный

29.01


20

«Русский футуризм»

1

Комбинированный

05.02


21

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Архитектура родного края

1

Комбинированный

12.02


22

Творческое объединение «Мир искусств»

1

Комбинированный

19.02



Раздел 3 . Европа и Америка: художественная культура 20 века. 6 часов.

23



Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.

1

Комбинированный

26.02


24


Музыкальное искусство в нотах и без нот. Теория

1

Комбинированный

04.03


25

«Музыкальный авангард» 20 века.

1

Комбинированный

11.03


26


Театр и киноискусство ХХ века; культурная дополняемость.

ХПД

1

Комбинированный

18.03


27




Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1

Комбинированный

25.03


28

Искусство Латинской Америки.

1

Комбинированный

08.04


Раздел 4. Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.

29




Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Анализ-интерпретация ХП

1

Комбинированный

15.04

30





Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. ХПД

1

Комбинированный

22.04

31



Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие культуры в Крыму

Теория

1

Комбинированный

29.04

32

Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

1

Комбинированный

06.05

33

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.

1

Комбинированный

13.05

34

Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия

1

Комбинированный

20.05




ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ, НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В 10 КЛАССЕ

Виды и формы контроля

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.

Количество обязательных отметок за полугодие - 6 (2 - за знание теоретического материала, 2 - за качество выполненных практических работ, 2 - за анализ-интерпретацию художественного произведения). Текущая отметка по предметам искусства не является обязательной.

При выставлении итоговой оценки учитель должен руководствоваться показателями успешности обучающегося на конец семестра и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл.

Домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке. Домашние задания называют домашней учебной работой и носят исследовательский характер.

Творческие задания включают в себя: создание рисунков, поделок; танцевальные номера; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизацию, инсценирование; создание презентаций, кроссвордов; творческие проекты с последующей защитой и пр.

Нормы оценивания

Отметка

Критерии оценивания устного ответа

«5»


- обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;

- понимает сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделяет

главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами;

- самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы;

- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал, формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, делает собственные выводы;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

- допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

«4»


- обучающийся показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала;

- определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

- в основном усвоил учебный материал, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- наличие неточностей в изложении материала;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

- связное и последовательное изложение;

- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

«3»


- обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

«2»**

- обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

«1»

- обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

- полностью не усвоил материал.

Критерии оценивания творческих заданий

Анализ-интерпретация художественного произведения.

Основные критерии:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа;

3) точность формулировок и использование специальной терминологии;

4) развернутость суждений об искусстве;

5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.

«5»

- учащийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует художественное произведение;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное;

- проявляет знания об авторе произведения искусства, указывает принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению;

- использует знания об основных средствах создания художественного образа:

в музыке: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр;
в живописи: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма;
в архитектуре: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка,

масштаб;

- указывает принадлежность к жанру:

в музыке: по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения;
в живописи: к историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру;

- указывает принадлежности к видам: в архитектуре: объемных сооружений (общественные, жилые, промышленные),

ландшафтной (садово-парковая, малых форм), градостроительной;




в скульптуре: монументальной, монументально-декоративной, станковой;

- при анализе произведения музыки, указывает принадлежность к музыкальной форме:

одно-, двух- и трехчастная, вариация, рондо, цикл;

- при анализе произведений архитектуры: связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, как оно вписывается в окружающую среду, использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика;

- при анализе произведения скульптуры: использование материалов и техника их обработки лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла);

- высказывает личные впечатления от произведений искусства.

«4»


- обучающийся внимательно, эмоционально-образно воспринимает и характеризует художественное произведение;

- правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями, допускает отдельные неточности;

- устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- умеет сравнивать, выявлять общее и особенное.

«3»


- обучающийся невнимательно воспринимает художественное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций;

- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;

- значение терминов используется не всегда верно;

- поставленные задачи выполнены частично, средства выразительности раскрыты недостаточно;

- допускаются фактические ошибки.

«2»**


- обучающийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного произведения, часто отвлекается;

- затрудняется дать ответ;

- поставленные задачи не выполняет.

Драматизация и театрализация

Основные критерии:

1) увлечённость деятельностью;

2) естественность поведения;

3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа;

4) воображение и оригинальность образных действий;

5) соответствие образных действий тексту и сюжету;

6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры;

7) выразительность исполнения задуманного движения.

«5»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации;

- естественно и выразительно исполняет творческое задание;

- быстро реагирует на смену настроения во время развития образа;

- находит оригинальное решение реализации творческого задания;

- реализует образ в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры;

- хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации;

- самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение.

«4»

- обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности.

«3»

- обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

- не естественно и монотонно исполняет творческое задание;

- с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа;

- с трудом реализует образ;

- затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры.

«2»

- обучающийся не проявляет интереса к данному виду работы, бездействует, мешает работе коллектива.


3. Сочинение-эссе

Основные критерии:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования искусствоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

«5»

- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- грамотно применяется категория анализа;
- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- обоснованно интерпретируется текстовая информация;

- изложение ясное и четкое;
- приводимые доказательства логичны;
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

«4»

- рассматриваемые понятия определяются недостаточно полно;
- используемые понятия соответствуют теме;
- используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему;
- интерпретируется текстовая информация;

- изложение понятное;
- приводимые доказательства логичны;
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- раскрыта своя точка зрения и личная оценка.

«3»

- используемые понятия недостаточно соответствуют теме;
- проблема раскрыта на бытовом уровне;

- не применяется категория анализа;
- приемы сравнения и обобщения слабо проявляются;

- изложение недостаточно ясное и четкое.

«2»

- работа не выполнена.



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА

Для реализации рабочей программы используются:

учебники:

1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 375 с. : ил.

2. . Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 2 часть. РКХ. - М.: :ВЛАДОС, 2014. - 315 с. : ил.

пособие для учителя:

1. Леухина, Н. А. Мировая художественная культура. 10 -11 классы : уроки учительского мастерства. - Волгоград : Учитель, 2014. - 318 с.

техническое средство:

персональный ноутбук

ресурсы сети Интернет для использования на уроках

moscowkremlin.ru - «Московский Кремль»

nesusvet.narod.ru - Иконы. Иконография. Иконопочитание.

russia.rin.ru/ - Россия Великая

mify.org/ - Мифы Древней Греции

vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html - Виртуальная экскурсия по первобытной культуре

europa.km.ru - Виртуальная Европа


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 11 КЛАССА

Для реализации рабочей программы используются

учебники:

1. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. МКХ. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 384 с. : ил.

2. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 2 часть. РХК. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 315 с. : ил.

пособие для учителя:

1. Леухина, Н. А. Мировая художественная культура. 10 -11 классы : уроки учительского мастерства. - Волгоград : Учитель, 2014. - 318 с.

техническое средство:

персональный ноутбук

ресурсы сети Интернет для использования на уроках

russia.rin.ru/ - Россия Великая

europa.km.ru - Виртуальная Европа

22

© 2010-2022