• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Применение информационно-коммуникационных

технологий на занятиях ИЗО, МХК





















Промышленная 2015

Содержание


Введение………………………………………………………………………3

1. Информационно-коммуникационные технологии как условие организации уроков в школе..……………………..…………….………….5

1.1 Анализ понятия ИКТ…………..…………………………………….....5

1.2 Использование ИКТ в учебном процессе………………………………8

2. Практическое использование ИКТ на занятиях ………..……………...16

Заключение……………………………………………………………….. ..16

Список литературы………………………………………………………….17

Приложения…………………………………………………………………20































Введение


Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью обучающегося в информационной компьютерной среде. Использование информационно- коммуникационных технологии в учебном процессе является актуальной проблемой и современного образования [3].

Цель данной работы показать возможность использования информационно-коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии на занятиях в школе.

Задачи:

  • рассмотреть понятие информационно-коммуникационные технологии;

  • выявить возможности использования ИКТ в учебном процессе;

  • обобщить личный опыт использования ИКТ на занятиях ИЗО, МХК.

Интерес к использованию информационных технологий в обучении возник практически с момента появления ЭВМ. Специалистами уже в 50-60-х гг. XX в. была отмечена важнейшая черта программного обеспечения компьютера - возмож­ность организации диалога между педагогом и обучающимся, что принципиально отличало его от таких традиционных средств, как учебник, телевидение или радио. Именно это принципиальное обстоятельство вызвало волну интереса к возможности автоматизации процесса обучения. За прошедшие десятилетия менялись поколения ЭВМ, многократно возросли мощности и возможности самого компьютера, а также средств информатизации на его базе. На смену простейшим формам диалога обучающегося и компьютера пришла новая парадигма информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств ИКТ, обладающим интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, возможностью предоставления огромных объемов аудиовизуальной информации адекватно интересам обучающегося.

В настоящее время продолжается интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс образования. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование и современного человека.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающегося к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание обучающихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, внимание, развивает воображение и фантазию. Но использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать его там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения [8].

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда педагогов и обучающихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.

Одно из условий эффективной подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе - применение информационных коммуникационных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее.





  1. Информационно-коммуникационные технологии как условие организации уроков в школе

    1. Анализ понятия ИКТ

Время шло, менялась и развивалась терминология, связанная с использованием средств ИКТ в системе образования: «компьютер в обучении», «автоматизированные обучающие системы», «новые информационные технологии в образовании» и т. д.

Что же включает в себя понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИКТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы[1].

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно - аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяет на технические средства:

  • передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.);

  • контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны);

  • тренажерные (клавиатура на тренажере);

  • обучения и самообучения (телевизор и учебная программа);

  • вспомогательные (электронная доска, электромагнитофоны);

  • комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы).

По принципу устройства и работы технические средства обучения бывают:

  • механические (макет часов);

  • электромеханические (швейная машинка);

  • оптические (телескопы);

  • звукотехнические (проигрыватель);

  • электронные (мультимедийный телевизор);

  • комбинированные (магнитофон).

По логике работы технические средства обучения могут быть:

  • с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи);

  • с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники).

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

  • визуальные (картины);

  • аудиосредства (проектор);

  • аудиовизуальные (телевизор) технические средства обучения.

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на:

  • экранные (картины);

  • звуковые (запись, проектор);

  • экранно-звуковые (видеозапись).













1.2 Использование ИКТ в учебном процессе

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на занятиях существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к занятию, позволяет педагогу в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда педагогов и обучающихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.

Одно из условий эффективной подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе - применение информационных коммуникационных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. Происходит активное внедрение в образовательный процесс ИКТ.

С помощью ИКТ на уроках можно:

  • создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения;

  • способствовать формированию самостоятельности в добывании знаний;

  • развивать их познавательные способности;

  • развивать их логическое мышление;

  • поддерживать мотивацию обучающихся к предмету.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют обеспечивать обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, и, что особенно важно, развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, т.е. развитие у обучающегося универсальных учебных действий.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий [6]:

  • презентации;

  • обучающие игры и развивающие программы;

  • дидактические материалы;

  • программы - тренажеры;

  • системы виртуального эксперимента;

  • электронные учебники;

  • электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой педагог, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов[6].

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре[12].

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у обучающихся целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания и повысить качество обучения.[13]

ИКТ позволяет сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством занятий с применением ИКТ активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактическое достоинство занятия с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше[11].





  1. Практическое использование ИКТ на занятиях

Как уже говорилось выше, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.

Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил".

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.

Компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютер не заменяет живого общения с педагогом и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Использование ИКТ на занятиях дает возможности для решения таких проблем.

Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд педагога. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок занятий. Например, при прохождении тем по истории искусства используется разнообразный текстовый материал. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой - а не только текстовый - материал, и в нужный момент использовать на уроке. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Единственное что понадобится это упорядочить весь материал по темам в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, схемами и таблицами, картами, картинами, аудиоматериалами или видеосюжетами, вопросами и заданиями.

Во-вторых, имея компьютер, педагог получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для занятий можно создать учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Обучающиеся могут работать с ними как на занятии, так и дома. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office Word и PowerPoint (Приложение 1).

В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тд. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их недостатком является невозможность систематического использования на уроках.

Можно использовать готовые электронные учебники, составлять электронные приложения к занятию, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составлять тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекать обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней (Приложение 2).

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа (англ. - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе:

  • этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у обучающихся;

  • формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке;

  • повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность [26].

На занятиях по искусству для большей эффективности используются предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора (Приложение 3).

В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес school-collection.edu.ru. В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному предмету. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на занятии.

В-четвёртых, компьютер позволяет педагогу создавать свои образовательные ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, известная и вполне доступная каждому педагогу, имеющему элементарные знания в области ИКТ, - программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой занятия или творческой работой обучающихся.

В процессе преподавания можно использовать презентации нескольких видов.

Среди них:

  • "Лекции" - это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу занятия, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги (Приложение 4).

  • "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют обучающимся ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении.

  • "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют обучающимся приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах (Приложение 5).

  • " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на занятии.

Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные картины, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь и тд (Приложение 6).

Это создаст благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах - должно) сопровождаться презентацией.

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у обучающихся логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку обучающегося, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.

Такие занятия проходят наглядно, интересно, никто не остается в стороне.

В-пятых, компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет.

Важное значение в работе имеют Интернет-ресурсы. Ресурсы музеев помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий - интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на занятии

Огромную помощь в подготовке занятия оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на занятии либо целиком, либо какую-то часть его (Приложение 7).

Интернет-технологии на занятии могут рассматриваться как источник дополнительной информации, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что педагог должен руководить обучающимися в их путешествии по сети. Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на занятиях позволяет повысить эффективность деятельности педагога и обучающихся.

И подводя итог хочется отметить, что с использованием средств ИКТ мы можем:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;

  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

  • повысить качество обучения, желания учиться;

  • сделать занятие наглядным, динамичным.




Список литературы

  1. ito.su Материалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006);

  2. ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  3. Басурматорова, Л.А., Хуснутдинова, Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М. : Изд-во ИТО - Томск, 2009;

  4. Бондаренко, Е. А., Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. [Текст] / Под. ред. А.А. Журина. - М.: "ЮНВЕС": 2004;

  5. Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий [Текст]/ Е.М. Ганичева. - М.: 2007;

  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2005;

  7. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6(12));

  8. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003;

  9. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001;

  10. Кореко, А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников : проект «Азбука выбора», рекомендации, диагности­ческий материал / авт.-сост. А. В. Кореко. - Изд. 2-е. - Волго­град : Учитель, 2011. - 199 с.;

  11. Новрузова, О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О. М. Новрузова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.;

  12. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;

  13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).





Приложение 1

В этом ребусе зашифровано название архитектурного сооружения, которое было признано в древности вершиной зодчества.

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК





Как называется японская азбука для которой характерны короткие прямые линии и острые углы?

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК



Прекрасная дева, сотворенная из камня

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК



Как звали самого известного царя Критского государства?

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК













ПСтатья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХКриложение 2



Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК


Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК



Приложение 3

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХКСтатья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК








Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК
















Приложение 4

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК





























Приложение 5

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК










Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК



















Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК






























Приложение 6

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК


Схема оригами

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК



Приложение 7

Статья по теме Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях ИЗО, МХК

© 2010-2022