- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по ИЗО «Тульский пряник»
Урок по ИЗО «Тульский пряник»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Н.А. |
Дата | 13.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 50
город Тула, ул. Майская, д.4
Урок разработан учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-средней общеобразовательной школы № 50
Васильевой Наталией Алексеевной.
Адрес электронной почты: [email protected]
Тема урока
изобразительного искусства
«Тульский пряник»
Класс: 3
Форма проведение: интегрированный урок
Цели и задачи урока:
-
знакомство с историей создания тульского пряника;
-
объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника;
-
развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию;
-
воспитывать уважение к народным традициям, трудолюбие, усидчивость.
Оборудование:
-для учащихся: цветная, тонированная бумага, гуашь, акварель, кисти;
-для учителя: слайды, открытки, видео- и аудиозаписи.
Методическая литература:
-
Богуславский В.В. Тульские древности. - Тула: Русский лексикон, 1995г.;
-
2. Осиевский С.Д. Тульский биографический словарь: В 2 т. - Тула , 1996г.;
-
3. Ашурков В.Н. Страницы русской старины (Очерки по истории Тулы). - Тула , 1998г.;
-
4. Берман В. Шедевры тульских оружейников. - М., Планета, 1981г.;
-
5. Кирюхин Н.К. Тулы золотые мастера. (Сказы, повести, новеллы, очерки). - Тула: Приокское издательство , 1991г.
Ход урока:
-
Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
-
Вводная беседа.
Урок начинается со стихотворения о Туле.
Выхожу на балкон я на зорьке
И любуюсь рождением дня
С высоты открывается взору
Ненаглядная Тула моя.
И налево взгляну и направо-
До чего же ты город, мне мил!
Золотой предрассветной оправой
Тулу всю горизонт окаймил.
Всем: и отсветами озаренья,
И цветами, что дарит весна,
И наследьем былых поколений-
Восторгает мне душу она.
Произнося название нашего города, мы сразу же вспоминаем о тульских мастерах, а всякий раз, когда речь заходит о них, невольно в памяти всплывает образ Левши из сказа Н. Лескова и образ мастера Тычки, которого создал наш тульский писатель Иван Панькин.
Рабочая Тула гордится не одним поколением своих мастеров, не одно столетие восхищаются люди творениями рук и ума золотых мастеров Тулы. Их изделия радовали знатоков, как в нашей стране, так и за рубежом.
-Ребята, а чем же славится наша тульская земля? (самоварами, оружием, гармонью, народными игрушками, пряниками, кружевоплетением)
-А знаете, у нас с вами сегодня необыкновенный урок. Представьте, что вы попали….
Прислушайтесь, к нам кто-то идёт (звучит тема «Петрушки» Брамса)
Входит ученик в костюме Петрушки.
- Я к вам с ярмарки пришёл. Приглашение принёс. Вместе с приглашением принёс я вам кроссворд. Разгадав его, сумеете вы многое узнать и на нашу ярмарку весёлую попасть.
С
И
Т
Е
М
М
И
С
Т
И
Р
О
Л
О
К
Я
И
Ц
З
О
П
М
К
Р
З
О
У
Я
И
Ц
А
З
И
Т
Л
И
О
Т
С
А
Р
Н
К
Вопросы кроссворда:
-
Составление, размещение предметов на листе бумаги в рисунке.
-
Украшение предметов рисунком из растительных элементов.
-
Изменение, упрощение формы предметов для составления орнамента.
-
Противопоставление формы, цвета, размеров предмета.
-
Одинаковость двух половинок предмета.
-
Цветовая характеристика изображения.
При разгадывании кроссворда из выделенных букв получится слово «пряник».
На доску вывешивается тема урока и объявляется цель урока.
Учитель:
- Кто из нас не знает тульского пряника - этого вкусного, ароматного лакомства. С древних времён на Руси любили пряники. Пряник, как добрая песня, сопровождал человека.
А какая музыка, как вы думаете, могла сопровождать изготовление пряника? (прослушание музыки)
а) классическая;
б) русская народная;
в) современная.
Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. Для торжественных случаев выпекали пряники по специальным заказам в огромном количестве. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы. Иногда пряники были очень большие, они весили несколько пудов (1 пуд = 16 кг.), чтобы доставить такой пряник, его везли на санях, да не на одних, а на двух сразу. По народному поверью считалось, что пряники имели целебную силу и помогают в лечении болезней.
А в некоторых местах пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок собирались и кидали пряники, выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех, и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки выигрывали 15 - 20 пудов пряников.
Но прежде всего пряники - излюбленное лакомство, особенно его, любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыбок, петушков.
Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Эта профессия передавалась из поколения в поколение. Иногда она закреплялась в виде фамилии. Работы мастера Семёна Андреевича Прянишникова хранятся в музее Тульского пряника.
Красивы Тульские пряники: их лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных форм - печатные пряники.
Печатные пряники самые красивые. А кому они обязаны своей красотой? (резчикам пряничных форм). Это настоящие художники и поэты резьбы по дереву. Свои поэмы они писали в прошлом и пишут сейчас.
Процесс изготовления пряничной доски труден и если ошибёшься, то уже ничего не исправишь, не сотрёшь.
Для изготовления пряничной доски берут заготовку, пропитывают специальным раствором и сушат 5 лет, затем придают заготовке нужный размер, наносят рисунок и вырезают его глубоко, тщательно. А какой же формы может быть пряник?
- Ребята, а что ещё вы знаете о прянике?
Чтение стихотворения:
Где родился пряник «Тульский»?
Там, где мёдом в день июльский
Пахнут русские луга.
А зимой метут снега.
Там, где, словно на крылечке
Светлый лес стоит у речки.
И в Упу роняет он
Золотистых листьев звон
Пряник «Тульский» рос на поле.
Там, где пот рубаху солит,
Там, где дождик проливной
Клонит колос наливной.
Пряник «Тульский» там родился,
Где с любовью потрудился
Возле мельниц и печей
Хлебопёк страны моей.
Ты возьми его в ладони.
Аромат земли вдохни
И увидишь: мчатся кони,
Летний вечер в травах тонет,
По реке плывут они…
(В. Степанов)
Далее дети исполняют песню «Пряники русские».
Выбегает Петрушка с друзьями:
-Мы приглашаем Вас на весёлую ярмарку, где много музыки, песен, танцев, но ждём мы Вас с подарками, с пряниками тульскими.
-Ну, что Петрушка, может быть, ты нам покажешь, как же должен выглядеть наш подарок, чтобы с ним не стыдно было на ярмарке появиться (работа на доске, рисунок выполняется мелом, с одновременным показом слайдов, фотографий).
- А знаете, на ярмарку можно взять не только пряники, но и музыкальный подарок - частушки.
-
Велика Россия наша, и талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
-
Любовались гости чудом, громко восхищались,
Вкусным пряником медовым сражены остались.
-
Пряники, пряники,
И в Париже, в Нью - Йорке
Ими все любуются,
Пряники красуются.
-
В Гжели делают посуду, в Туле пряники пекут.
В красоте, в таланте русском мастера не отстают.
-
Тула, Тула, Тула, Тула! Тула очень хороша.
Пряник тульский ароматный, в нём народная душа.
-
Я куплю себе свистульку, буду трели выводить
Мастеров из славной Тулы никогда мне не забыть.
-
Объяснение этапов выполнения задания:
-
Взять заготовку пряника.
-
Продумать узор.
-
Начинать работу надо от общего к деталям:
а) крупный элемент в центре, мелкие элементы по краю.
б) буквенные элементы в центре, растительные элементы по краю.
-
Для цветового решения надо помнить, что цвет медового пряника красиво сочетается с украшениями, выполненными цветной глазурью.
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
Итог урока.
Анализ работ учащихся.
В конце урока дети читают стихотворение:
Метут ли метели, звенят ли ветра,
По улицам Тулы идут мастера:
Идёт оружейник, идёт хлебопёк,
Спешит за трамваями школьный звонок,
Сажают деревья в саду малыши.
Здесь город умельцев, потомков Левши
От умных машин до нехитрых свистулек
Всё делают с толком в красавице Туле…
(В. Степанов)
Вот и нам пора отправляться на ярмарку, нас там уже заждались. А как же свой товар мы будем рекламировать.
- Вот пряники «Тульские», сладкие, к чаю приятные!
-А у меня «Мишка медовый» с сахарной глазурью!
- А вот пряники знатные, к любому празднику подарки приятные!
Проводится выставка работ учащихся.
Учитель:
Да такие пряники и на ярмарку отвезти, на праздничный стол подать не стыдно.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Тема урока « Тульский пряник»
Новые социально - экономические условия и тенденции развития образования требуют создания этнохудожественного пространства и приобщения детей к основам народной культуры и искусства. В связи с этим предлагаемый урок является частью цикла уроков по изучению искусства и культуры родного края.
Методика урока направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления, воображения. На уроке используются игровые приёмы, кроссворд.
В ходе урока успешно решаются поставленные задач:
-
знакомство с историей создания тульского пряника;
-
объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника;
-
развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию;
-
воспитывать уважение к народным традициям, трудолюбие, усидчивость
На данном уроке используется краеведческий материал, который способствует развитию творческого потенциала учащихся, повышает внимание к духовному наследию, формирует систему ценностей и убеждений, гордости за свой народ,
воспитывает уважение к традициям и культуре родного края.
В соответствии с программой тема «Народные промыслы родного края» входит в раздел «Декоративно-прикладное искусство».
Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:
- количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся.
Эстетически подобраны декоративные образцы, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития учащихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов.
Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке «дробной» структуры (орг. момент, анализ слайдового материала и декоративных образцов; выявление имеющихся знаний учащихся, валеологическая пауза, указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока).
Старалась, чтобы градация этапов урока чётко прослеживалась, между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленным целям урока. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока. Методы и средства обучения соответствуют возрасту учащихся, усиливают мотивацию, соответствуют их уровню развития познавательных возможностей детей. Учащиеся хорошо владеют используемым на уроке изобразительным материалом.
Зрительное внимание развивалось в процессе анализа узоров, сравнения своей работы с образцом. Рассматривая и изучая узоры и орнаменты, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, как художник простыми средствами добивается необыкновенной выразительности. Учащиеся активно участвовали в работе. В процессе подготовки к уроку мною проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.
При проведении урока были реализованы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств, методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса. Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока.