Урок по ИЗО «Тульский пряник»

"Описание материала: "Конспект открытого урока с использованием регионального материала «Тульский пряник». "Тула — уникальный город, с большими древними традициями, с интересными судьбами людей, которых по праву можно назвать продолжателями легендарного Левши и очень хочется, чтобы про историю нашего года, про интересных мастеров, а также о достопримечательностях Тулы знали не только в самом городе, но и за его пределами. "Данный конспект урока позволит познакомиться с историей создания Тульског...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Урок по ИЗО «Тульский пряник»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 50

город Тула, ул. Майская, д.4











Урок разработан учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-средней общеобразовательной школы № 50


Васильевой Наталией Алексеевной.








Адрес электронной почты: [email protected]
































Тема урока

изобразительного искусства

«Тульский пряник»

Класс: 3

Форма проведение: интегрированный урок

Цели и задачи урока:

  • знакомство с историей создания тульского пряника;

  • объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника;

  • развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию;

  • воспитывать уважение к народным традициям, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование:

-для учащихся: цветная, тонированная бумага, гуашь, акварель, кисти;

-для учителя: слайды, открытки, видео- и аудиозаписи.

Методическая литература:

  1. Богуславский В.В. Тульские древности. - Тула: Русский лексикон, 1995г.;

  2. 2. Осиевский С.Д. Тульский биографический словарь: В 2 т. - Тула , 1996г.;

  3. 3. Ашурков В.Н. Страницы русской старины (Очерки по истории Тулы). - Тула , 1998г.;

  4. 4. Берман В. Шедевры тульских оружейников. - М., Планета, 1981г.;

  5. 5. Кирюхин Н.К. Тулы золотые мастера. (Сказы, повести, новеллы, очерки). - Тула: Приокское издательство , 1991г.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

  1. Вводная беседа.

Урок начинается со стихотворения о Туле.

Выхожу на балкон я на зорьке

И любуюсь рождением дня

С высоты открывается взору

Ненаглядная Тула моя.

И налево взгляну и направо-

До чего же ты город, мне мил!

Золотой предрассветной оправой

Тулу всю горизонт окаймил.

Всем: и отсветами озаренья,

И цветами, что дарит весна,

И наследьем былых поколений-

Восторгает мне душу она.

Произнося название нашего города, мы сразу же вспоминаем о тульских мастерах, а всякий раз, когда речь заходит о них, невольно в памяти всплывает образ Левши из сказа Н. Лескова и образ мастера Тычки, которого создал наш тульский писатель Иван Панькин.

Рабочая Тула гордится не одним поколением своих мастеров, не одно столетие восхищаются люди творениями рук и ума золотых мастеров Тулы. Их изделия радовали знатоков, как в нашей стране, так и за рубежом.

-Ребята, а чем же славится наша тульская земля? (самоварами, оружием, гармонью, народными игрушками, пряниками, кружевоплетением)

-А знаете, у нас с вами сегодня необыкновенный урок. Представьте, что вы попали….

Прислушайтесь, к нам кто-то идёт (звучит тема «Петрушки» Брамса)

Входит ученик в костюме Петрушки.

- Я к вам с ярмарки пришёл. Приглашение принёс. Вместе с приглашением принёс я вам кроссворд. Разгадав его, сумеете вы многое узнать и на нашу ярмарку весёлую попасть.



С

И

Т

Е

М

М

И

С

Т

И

Р

О

Л

О

К

Я

И

Ц

З

О

П

М

К

Р

З

О

У

Я

И

Ц

А

З

И

Т

Л

И

О

Т

С

А

Р

НУрок по ИЗО «Тульский пряник»

К





Вопросы кроссворда:

  1. Составление, размещение предметов на листе бумаги в рисунке.

  2. Украшение предметов рисунком из растительных элементов.

  3. Изменение, упрощение формы предметов для составления орнамента.

  4. Противопоставление формы, цвета, размеров предмета.

  5. Одинаковость двух половинок предмета.

  6. Цветовая характеристика изображения.

При разгадывании кроссворда из выделенных букв получится слово «пряник».

На доску вывешивается тема урока и объявляется цель урока.

Учитель:

- Кто из нас не знает тульского пряника - этого вкусного, ароматного лакомства. С древних времён на Руси любили пряники. Пряник, как добрая песня, сопровождал человека.

А какая музыка, как вы думаете, могла сопровождать изготовление пряника? (прослушание музыки)

а) классическая;

б) русская народная;

в) современная.

Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. Для торжественных случаев выпекали пряники по специальным заказам в огромном количестве. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы. Иногда пряники были очень большие, они весили несколько пудов (1 пуд = 16 кг.), чтобы доставить такой пряник, его везли на санях, да не на одних, а на двух сразу. По народному поверью считалось, что пряники имели целебную силу и помогают в лечении болезней.

А в некоторых местах пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок собирались и кидали пряники, выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех, и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки выигрывали 15 - 20 пудов пряников.

Но прежде всего пряники - излюбленное лакомство, особенно его, любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыбок, петушков.

Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Эта профессия передавалась из поколения в поколение. Иногда она закреплялась в виде фамилии. Работы мастера Семёна Андреевича Прянишникова хранятся в музее Тульского пряника.

Красивы Тульские пряники: их лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных форм - печатные пряники.

Печатные пряники самые красивые. А кому они обязаны своей красотой? (резчикам пряничных форм). Это настоящие художники и поэты резьбы по дереву. Свои поэмы они писали в прошлом и пишут сейчас.

Процесс изготовления пряничной доски труден и если ошибёшься, то уже ничего не исправишь, не сотрёшь.

Для изготовления пряничной доски берут заготовку, пропитывают специальным раствором и сушат 5 лет, затем придают заготовке нужный размер, наносят рисунок и вырезают его глубоко, тщательно. А какой же формы может быть пряник?

- Ребята, а что ещё вы знаете о прянике?

Чтение стихотворения:

Где родился пряник «Тульский»?

Там, где мёдом в день июльский

Пахнут русские луга.

А зимой метут снега.

Там, где, словно на крылечке

Светлый лес стоит у речки.

И в Упу роняет он

Золотистых листьев звон

Пряник «Тульский» рос на поле.

Там, где пот рубаху солит,

Там, где дождик проливной

Клонит колос наливной.

Пряник «Тульский» там родился,

Где с любовью потрудился

Возле мельниц и печей

Хлебопёк страны моей.

Ты возьми его в ладони.

Аромат земли вдохни

И увидишь: мчатся кони,

Летний вечер в травах тонет,

По реке плывут они…

(В. Степанов)

Далее дети исполняют песню «Пряники русские».

Выбегает Петрушка с друзьями:

-Мы приглашаем Вас на весёлую ярмарку, где много музыки, песен, танцев, но ждём мы Вас с подарками, с пряниками тульскими.

-Ну, что Петрушка, может быть, ты нам покажешь, как же должен выглядеть наш подарок, чтобы с ним не стыдно было на ярмарке появиться (работа на доске, рисунок выполняется мелом, с одновременным показом слайдов, фотографий).

- А знаете, на ярмарку можно взять не только пряники, но и музыкальный подарок - частушки.

  1. Велика Россия наша, и талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.


  1. Любовались гости чудом, громко восхищались,

Вкусным пряником медовым сражены остались.


  1. Пряники, пряники,

И в Париже, в Нью - Йорке

Ими все любуются,

Пряники красуются.


  1. В Гжели делают посуду, в Туле пряники пекут.

В красоте, в таланте русском мастера не отстают.


  1. Тула, Тула, Тула, Тула! Тула очень хороша.

Пряник тульский ароматный, в нём народная душа.


  1. Я куплю себе свистульку, буду трели выводить

Мастеров из славной Тулы никогда мне не забыть.

  1. Объяснение этапов выполнения задания:

  • Взять заготовку пряника.

  • Продумать узор.

  • Начинать работу надо от общего к деталям:

а) крупный элемент в центре, мелкие элементы по краю.

б) буквенные элементы в центре, растительные элементы по краю.

  • Для цветового решения надо помнить, что цвет медового пряника красиво сочетается с украшениями, выполненными цветной глазурью.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

  2. Итог урока.

Анализ работ учащихся.

В конце урока дети читают стихотворение:

Метут ли метели, звенят ли ветра,

По улицам Тулы идут мастера:

Идёт оружейник, идёт хлебопёк,

Спешит за трамваями школьный звонок,

Сажают деревья в саду малыши.

Здесь город умельцев, потомков Левши

От умных машин до нехитрых свистулек

Всё делают с толком в красавице Туле…

(В. Степанов)

Вот и нам пора отправляться на ярмарку, нас там уже заждались. А как же свой товар мы будем рекламировать.

- Вот пряники «Тульские», сладкие, к чаю приятные!

-А у меня «Мишка медовый» с сахарной глазурью!

- А вот пряники знатные, к любому празднику подарки приятные!

Проводится выставка работ учащихся.

Учитель:

Да такие пряники и на ярмарку отвезти, на праздничный стол подать не стыдно.






САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Тема урока « Тульский пряник»

Новые социально - экономические условия и тенденции развития образования требуют создания этнохудожественного пространства и приобщения детей к основам народной культуры и искусства. В связи с этим предлагаемый урок является частью цикла уроков по изучению искусства и культуры родного края.

Методика урока направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления, воображения. На уроке используются игровые приёмы, кроссворд.

В ходе урока успешно решаются поставленные задач:

  • знакомство с историей создания тульского пряника;

  • объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника;

  • развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию;

  • воспитывать уважение к народным традициям, трудолюбие, усидчивость

На данном уроке используется краеведческий материал, который способствует развитию творческого потенциала учащихся, повышает внимание к духовному наследию, формирует систему ценностей и убеждений, гордости за свой народ,

воспитывает уважение к традициям и культуре родного края.

В соответствии с программой тема «Народные промыслы родного края» входит в раздел «Декоративно-прикладное искусство».

Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:

- количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся.

Эстетически подобраны декоративные образцы, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.

Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития учащихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов.

Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке «дробной» структуры (орг. момент, анализ слайдового материала и декоративных образцов; выявление имеющихся знаний учащихся, валеологическая пауза, указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока).

Старалась, чтобы градация этапов урока чётко прослеживалась, между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленным целям урока. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока. Методы и средства обучения соответствуют возрасту учащихся, усиливают мотивацию, соответствуют их уровню развития познавательных возможностей детей. Учащиеся хорошо владеют используемым на уроке изобразительным материалом.

Зрительное внимание развивалось в процессе анализа узоров, сравнения своей работы с образцом. Рассматривая и изучая узоры и орнаменты, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, как художник простыми средствами добивается необыкновенной выразительности. Учащиеся активно участвовали в работе. В процессе подготовки к уроку мною проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.

При проведении урока были реализованы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств, методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса. Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока.

© 2010-2022