- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа детского школьного объединения по интересам Палитра
Программа детского школьного объединения по интересам Палитра
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буйновская И.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Инзенский районный Центр детского творчества
на базе МО Неклюдовская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД РЦДТ
В.Н. Зайченкова__________
«____» ____________ 2015 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ПАЛИТРА» (ИЗО)
Всего часов: 144
1 год обучения:
144 часа (2 часа 2 раза в неделю), возраст обучающихся: 7-13 лет
Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработала
Педагогического совета МОУ ДОД РЦДТ Буйновская Ирина
Александровна
Протокол №_________ от___________ педагог дополнительного
Секретарь ________________________ образования
Программа разработана
в 2015году
Доработана в _________ г.
Инза
Рецензенты:
________________________________ педагог дополнительного образования МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории
______________________________ методист МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
Возраст обучающихся - 7-13лет
Программа рассмотрена и рекомендована на методическом объединении отдела
начального технического моделирования
Протокол № _______ от _____________________ г.
Методист ___________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Вернисаж» разработана для детей среднего школьного возраста и подразумевает организацию работы по овладению приемов рисования, построения композиции, знакомство с прекрасным миром красоты, с творчеством выдающихся мастеров живописи, скульптуры, гарфики.
Целью образовательной программы является: воспитание художественного вкуса, духовной культуры, приобщение к миру искусства.
Программа актуальна, так как удовлетворяет запросы общества (в развитии духовно-нравственного человека) и заинтересованность родителей, детей в содержательном досуге, получении практических навыков рисования. Изобразительное искусство по-прежнему остается приобщением к миру искусства, культуры, как части культуры духовной. Освоение каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно - творческой деятельности в двух формах - в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно -образных замыслов.
Новизна программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, путешествия, с применением мультимедийных презентаций и др.).
Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации художественных знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в школе.
В программе предусмотрена практическая работа : рисование по памяти; по представлению; с натуры; оформление стендов и плакатов к различным общешкольным праздникам.
Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими принципами:
-
научности (материал программы строится на основе научных фактов, положений которые даются в упрощенной, доступной форме);
-
индивидуализации (индивидуальный подход к каждому воспитаннику)
-
связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определенном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
-
систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределен по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
-
доступности и посильности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям детей);
-
наглядности (на занятиях применяются различные виды наглядности: фотографии, иллюстрации и др.)
В программе используются следующие ключевые понятия:
-
натура;
-
цветоведение.;
-
скульптура;
-
набросок;
-
орнамент и др.
При реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные
-
научить выражать красоту через композиционные законы ритма, пропорциональности симметрии и асимметрии;
-
совершенствовать технику ИЗО предметов, улучшать полученные ИЗО знания, умения, навыки, осваивать ИЗО грамоту.
Развивающие
-
развивать умение видеть красоту вокруг себя;
-
развивать понимание тесной взаимосвязи национального и интернационального, способствовать взаимообогащению культур разных народов;
-
развивать творческое воображение, способствовать расширению границ творческих замыслов, умения использовать увиденное;
-
развивать способность рисовать по памяти, по представлению.
Воспитательные
-
воспитывать интерес к ИЗО, к детскому объединению, к совместному творчеству;
-
воспитывать художественный вкус;
-
воспитывать любовь к прекрасному, уважение к предметам народного искусства
Программа «Вернисаж» предназначена для детей 10-14 лет и рассчитана на один год обучения (144 часа). Обучающиеся занимаются по 4 часа в неделю (два раза по 2 часа) Количество занимающихся в группе - не менее 15 человек. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения и соответствующими нормативными актами СанПиНа.
Обучение ведется с использованием различных методов и приемов работы (традиционная классификация), таких как:
-
словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение текста, звукозапись),
-
наглядные (демонстрация готовых изделий, рисунков, иллюстраций, диафильмов),
-
практические (трудовые упражнения, выполнение практических работ).
Большое значение придается использованию дидактических и познавательных игр, занимательных заданий.
Данная образовательная программа построена на следующих принципах воспитания:
- воспитание в коллективе через коллектив;
- воспитание в творчестве ;
- личностный подход;
- гумманизация воспитания (уважение ребенка);
- единство воспитательных воздействий;
- учет возрастных особенностей;
- общественная направленность воспитания.
Образовательная область программы - искусство
Направленность - художественно-эстетическая
Вид деятельности - художественное творчество
Уровень освоения программы от общекультурного до углубленного.
Направленность учебного материала - вертикальная.
Способ подачи материала - модульный.
Формами организации образовательного процесса являются групповая, индивидуальная (в рамках учебного времени).
Виды занятий:
- комбинированные занятия - даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
- занятия - путешествия - учебный материал дается в занимательной игровой форме;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения, первоначальные понятия, некоторые элементы графической подготовки и т.д. дети получают в процессе практической работы.
Занятия начинаются с репродуктивного («делай как я») и постепенно переходят к репродуктивно-творческому виду деятельности.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста.
Краткая характеристика курса
Содержание программы определяется поставленными задачами на год обучения. Программа разбита на разделы.
Также есть вспомогательные - «Вводное занятие», «Итоговое занятие».
Каждый раздел состоит из отдельных тем, которые можно чередовать, менять местами, что позволяет снизить утомляемость детей, удовлетворить их запросы, подготовиться к мероприятиям школы (выставкам, конкурсам ) и т.д.
В процессе обучения по данной программе дети приобретут следующие знания и умения:
Основными условиями реализация программы являются:
-
наличие помещения и оборудования, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также места для хранения необходимого инвентаря и материалов;
-
достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- материалы, необходимые для работы
- альбомные листы
- инструменты, необходимые для работы
- кисти
- гуашь, акварель и др.
- карандаши простые и цветные, фломастеры;
-
методическое обеспечение программы (методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, планы-конспекты занятий, сценарии конкурсов и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Цель: познакомить с работой объединения
Задачи: - дать представление об образовательной программе
Познакомить детей с образовательной программой
- заинтересовать детей работой кружка;
- познакомить с приемами рисования;
- познакомить с правилами техники безопасности, пожарной безопасности, ПДД;
- способствовать формированию интереса к деятельности объединения;
- воспитывать культуру поведения в объединении.
Теория:
Знакомство с художественным творчеством. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Решение организационных вопросов. Ознакомление с условиями безопасной работы. Беседа по охране труда на занятиях.
Практическая работа:
Подготовка и организация рабочего места; рисование на свободную тему
Формы контроля: проведение входной диагностики.
2. Раздел «Осенняя пора…»
Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами.
Задачи: - дать представление об истоках и современном развитии народных промыслов;
- расширить знания воспитанников о жанрах ИЗО.
Теория:
Рассказать об истоках и современном развитии народных промыслов, о декоративно - прикладном искусстве России.
Практика:
Рисование осеннего пейзажа.
3. Раздел «Осенние праздники»
Цель: развивать чувство товарищества, коллективизма
Задачи: - формирование чувства ответственности, дружбы, самостоятельности;
- помочь в оформлении при организации осенних праздников .
Теория: рассказ об осенних праздниках
Практика: Оформление стендов, открыток, сувениров
4. Раздел «В мире животных»
Цель: развивать умение видеть прекрасное
Задачи: - воспитать бережное отношение и любовь к братьям нашим меньшим;
- развитие творческого воображения.
Теория: дать понятие «скульптура»
Практика: изготовление скульптуры животного на проволочном каркасе.
5. Раздел «Зимушка - зима»
Цель: развивать творческое воображение
Задачи: - научить выражать красоту через композиционные законы;
- способствовать расширению границ творческих замыслов.
Теория: Что такое сюжет? Дать понятие «работа в цвете»
Практика: оформление новогодних плакатов, раскрашивание гуашью
6. Раздел «Жизнь замечательных людей»
Цель: знакомство с прекрасным миром красоты
Задачи: - познакомить с творчеством выдающихся мастеров живописи, скульптуры, графики
- воспитать художественный вкус.
Теория: рассказать о выдающихся мастерах художественного творчества
Практика: рисование
7. Раздел «Праздники февраля»
Цель: воспитать интерес к ИЗО, совместному творчеству
Задачи: - дать представление о праздниках февраля;
- развитие творческого воображения.
Теория: рассказать об истории возникновения праздников
Практика: плакаты, открытки ко дню Валентина, военную тему
8. Раздел «Веселая капель»
Цель: развивать умение видеть прекрасное
Задачи: - воспитать бережное отношение ко всему живому;
- развитие умение использовать увиденное, развивать умение рисовать по памяти, по представлению.
Теория: тема весны в произведениях великих художников
Практика: выполнение лирического пейзажа
9. Раздел «Народные праздники»
Цель: углубить представление о народном искусстве
Задачи: - развивать понимание тесной взаимосвязи культур разных народов;
- расширить знания воспитанников о различных жанрах ИЗО.
Теория: дать понятие о народном декоративно-прикладном искусстве
Практика: выполнение рисунков по памяти, с натуры
10. Раздел «Героям войны посвящается…»
Цель: воспитать уважение к героическому прошлого русского народа
Задачи: - сформировать чувство ответственности, взаимоподдержки, взаимовыручки;
- развитие творческого воображения.
Теория: Что такое подвиг?
Практика: рисование в цвете, по произведениям, кинофильмам
11. Раздел « Заключительное занятие.»
Цель: выявить знания, умения, навыки, полученные за прошедший период.
Задачи: - повторить пройденный материал за год; оценить деятельность каждого ребенка;
- развивать интерес к деятельности объединения;
- воспитывать дружеские отношения, уважение к старшим и сверстникам.
Теория:
Подведение итогов работы за год. Анализ выставки.
Практическая работа: Игры и конкурсные задания.
ЛИТЕРАТУРА
для педагога :
-
«Изобразительное искусство по программе В.С. Кузина» - 2007 год
-
«Изо в школе продленного дня» - Я.Я. Чарнецкий, 2007 год
-
Изобразительное искусство в школе» В.Г. Виноградова, 1990 год
-
«Рисунок, живопись, композиция» - В.С. Сокольникова, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1996 год
-
«Беседы об искусстве» - В.Б. Розенвассер, 1979 год
-
«Декоративное искусство» - Е.В. Шорохов, 1991 год.
-
«Шедевры русской живописи» - энциклопедия мирового искусства, 2006 год
-
Серия событий:
-
«Светотень»
-
«Графика»
-
«Живопись»
-
«Пейзаж» - Ю.А. Небукин, 2006 год
-
Журналы:
-
«Поем, рисуем и танцуем» - 2008 год
-
«Сценарии и репертуар» - 2009 год
-
«После уроков» - 2006 - 2009 год
-
«Шаг за шагом. Рисование» - А.Гир, 2009 год
-
«Портреты цветов в акварели» - Билл Шоутлл, 2008 год
-
DVD-фильмы о художниках, музеях России
ЛИТЕРАТУРА:
для детей:
-
«Раскрась свою жизнь» - Э.Райн, 2006 год
-
«Уроки рисования с натуры» - Г.Г. Виноградова, 1980 год
-
«Каждый может научиться рисовать» - Г.Я. Павлинов, 1966 год
-
«Самоучитель по рисованию акварелью» - О. Шматова, 2007 год
-
«Красивая мозика» - А.М. Андреев, 2006 год
-
Журнал «Коллекция идей» - 2008-2009 год
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕРНИСАЖ»
Методическое обеспечение программы - одно из условий ее реализации. Методическое обеспечение программы - это методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, планы-конспекты занятий, сценарии конкурсов и др.).
О материально-техническом обеспечении программы можно ознакомиться в пояснительной записке
Приемы и методы обучения также подробно раскрыты в пояснительной записке.
Виды учебных занятий:
- комбинированное занятие - (теория + практика) на котором даются теоретические знания и сразу закрепляются в практической деятельности;
- занятия - путешествия - знания даются в занимательной игровой форме;
- экскурсии;
- практические и т.д.
Виды контрольных занятий:
- Конкурс - проводятся для расширения кругозора детей, воспитательного воздействия и др.
- выставка - осуществляемая с целью определения уровня мастерства, развития творческих способностей.
Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля за знаниями, умениями, навыками. Проверка и оценка знаний, умений и навыков воспитанников является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего учебного года.
Блок, раздел программы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический и наглядный материал
Техническое оснащение, оборудование и материалы
Форма подведения итогов (диагностика)
1
2
3
4
5
6
«Осенняя пора…»
Беседа, доклад,практическая работа, экскурсия
Словесный (беседа с элементами рассказа)
(Практические (выполнение практической работы - рисование на свободную тему)
- Инструкции по ТБ и ПБ (- Справочные материалы:
«Инструменты для рисования»
20)
Альбом, краски, кисти, карандаш
Входная диагностика
«Осенние праздники»
Практическая работа
Оформление стендов, изготовление сувениров
- Справочные материалы:
«Технология изготовления сувениров ««Виды, образцы сувениров» «Способы соединения деталей» «Виды графических изображений деталей (изделий)» «Графические обозначения»
« «Геометрия в картинках» «Организация рабочего места для работы с бумагой и картоном» -
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая
«В мире животных»
Объяснение, практическая работа
Словесный (беседа, объяснение, рассказ)
Практические (выполнение практической работы - создание скульптуры на проволочном каркасе)
Игровые (включение игр и занимательных заданий)
- Образцы различных видов скульптур
«Технология изготовление скульптуры животного на проволочном каркасе»
Методическая разработка «Игры и занимательные задания на занятиях ИЗО»
Проволока, ножницы, карандаш
Текущая
«Зимушка - зима»
Беседа,Практическая работа
Словесный ((беседа, объяснение)Практические (выполнение практической работы - рисование - раскрашивание гуашью, наброски
«Технология раскрашивания гуашью»
«Приемы рисования»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая
«Жизнь замечательных людей»
Доклады, практическая работа
Словесный (доклад, объяснение), Практические (выполнение практической работы - выполнение рисунка
DVD- фильм о выдающихся художниках, об известных музеях мира
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая
«Праздники февраля»
Беседа, объяснение, практическая работа
Словесный ((беседа, объяснение)Практические (выполнение практической работы - оформление валентинок, плакатов на военную тему
Методическая разработка «История возникновения праздников»
«Технология изготовления Валентинок»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Выставка
«Веселая капель»
Доклад, практическая работа
Словесный (доклад )Практические (выполнение практической работы - рисование весеннего пейзажа по памяти
DVD- фильм о жанрах в изобразительном искусстве
«Технология рисования пейзажа по памяти и по представлению»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая
«Народные праздники»
Беседа, экскурсия, практическая работа
Словесный (беседа, о)Практические (выполнение практической работы - рисование с натуры, раскрашивание
Наглядные пособия:
- образцы орнаментов
- фотографии с изображением народных костюмов
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая
«Героям войны посвящается…»
Дискуссия, практическая работа
Словесный (дискуссия) Практические (выполнение практической работы - рисование в цвете по произведениям, кинофильмам
DVD- фильм о подвигах русских людей в дни Великой Отечественной войны.
Альбом, краски, кисти, карандаш
выставка
Планируемые результаты обучения
ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
-
в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
-
в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
-
в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:
-
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);
-
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
-
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
-
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
-
в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
-
в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
-
в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
-
в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
ФГОС начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства. Характеристика художественно-творческой деятельности школьников представлена в таблице 2.
Характеристика деятельности обучающихся
на уроках изобразительного искусства в начальной школе:
Таблица 2
Характеристика деятельности обучающихся
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)
воспринимать произведения искусства;
анализ, синтез, сравнение (П),
личностное переживание (Л)
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);
выражение своих мыслей (К),
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
участвовать в обсуждении;
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)
понимать условность художественного образа;
анализ, синтез, сравнение (П)
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
моделирование и преобразование объекта (П)
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;
поиск и выделение необходимой информации (П)
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
использование знаково-символических средств (П)
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;
использование знаково-символических средств (П)
овладеть на практике основами цветоведения;
выполнение действий по алгоритму (П)
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
овладеть приемами работы различными графическими материалами;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;
использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
извлечение необходимой информации (П)
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
изображать в объеме выразительные образы человека;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,
роль художника в театре;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
моделировать маску, костюм, макеты;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
создавать эскизы и модели игрушек;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
называть ведущие художественные музеи России и региона
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)
Требования к оснащению образовательного процесса
В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Рекомендации включают: наименование натурных объектов, макетов и средств материально-технического обеспечения, их количество на ступенях начального и среднего обучения, систематизацию в разделах. Так же в требования включены следующие разделы: перечень печатных пособий, информационно-коммуникативных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения (компьютер, проектор, программы, DVD и CD диски), учебно-практических (УМК, наглядные пособия), программно-методических (примерные программы, авторские программы) средств, список специализированной учебной мебели и художественных материалов.