Методическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗОМетодическаие рекомендации по ИЗО игры на уроках ИЗО

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Республики Крым

«Крымский республиканский институт

последипломного педагогического образования»









Зачетная работа

по теории и методике преподавания изобразительного искусства в школе

слушателя курсов повышения квалификации

учителей ИЗО

Бакишевой Валентины Николаевны

(фамилия, имя, отчество полностью)























Сроки прохождения курсов:_20-24 апреля и 08-12 июня 2015_год_

Название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Азовская школа-гимназия»

Джанкойского района Республика Крым





Работа проверена:_______________________________________ (дата)

Результат:_______________________________________________ (зачет. незачет)

Подпись проверяющего _____________________________________________________/_______________





Симферополь. 2015




















































Приложение 3

Вопросы к зачету

  1. Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

  2. Формы уроков изобразительного искусства.

  3. Типы уроков изобразительного искусства.

  4. Характеристика современного урока искусства в школе

  5. Технология построения уроков искусства.

  6. Назовите основные формы внеурочной работы по ИЗО.

  7. Виды педагогического рисунка.

  8. Виды деятельности на занятиях ИЗО и художественного труда. (Б. М. Неменский).

  9. Формы педагогического контроля.

  10. Что такое рисунок. Дайте его определение.

  11. Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка.

  12. Что мы понимаем под простыми и сложными формами. Приведите примеры.

  13. Что такое осевая линия.

  14. Что мы называем линией горизонта.

  15. Что мы понимаем под точкой (или точками) схода.

  16. Объясните основные закономерности линейной и воздушной перспективы.

  17. Объясните понятия «блик», «полутень», «тень», «рефлекс».

  18. Что значит класть штрих по форме. Покажите это на примере рисунка предметов округлой и граненой формы.

  19. Дайте определение живописи. Назовите ее основные виды.

  20. Что такое спектр. Назовите спектральные цвета.

  21. Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими.

  22. Какие цвета называют холодными, а какие теплыми.

  23. Какие пары цветов дополняют друг друга.

  24. Орнамент и его виды.

  25. Формы художественно-практической деятельности на уроках ИЗО и художественного труда.

  26. Критерии и этапы оценки рисунка.

  27. Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

  28. Художественные материалы и техники в практике обучения изобразительному искусству.

  29. Виды деятельности на уроках ИЗО. Сравнительный анализ.

  30. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства.




Приложение №3 Вопросы и ответы к зачету.

1. Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах

Главная цель преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах - формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании и образовании учащихся. В соответствии с учебной программой, изобразительное искусство ставит следующие конкретные задачи:

-дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка;

-сформировать навыки рисования с натуры, по представлению, по памяти;

развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус;

развивать творческое воображение учащихся;

развивать эстетические чувства и понимание прекрасного;

воспитывать интерес и любовь к искусству.


  1. Формы уроков изобразительного искусства

«Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает цели с помощью специальных средств - содержания, форм и методов обучения. Существуют следующие формы уроков изобразительного искусства:

1 .фронтальная

2. индивидуальная

3. групповая

4. дифференцированная

5. работа парами

3. Типы уроков изобразительного искусства

Классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать на 5 основных типов урока:

  • урок введения

  • урок углубления и закрепления знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации

  • контрольный урок;

  • объединенный (комбинированный).

1.Урок изучения нового материала

Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

  • Урок - лекция

  • Урок - беседа

  • Урок с использованием учебного кинофильма

  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ исследовательского типа

  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

  • Урок самостоятельных работ

  • Урок практических работ

  • Урок - экскурсия

  • Семинар

3.Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4.Уроки учета и оценки знаний , умений и навыков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

  • письменная проверка

  • зачет

5.Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

Нестандартные уроки.

В последнее время среди учителей бытует понятие так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-путешествия", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы неумения" в "школу радости".

4.Характеристика современного урока искусства в школе


Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем . В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• время сбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы;

• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования:

5.ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ИСКУССТВА

Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего - с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного - с формированием нравственных качеств личности.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок искусства в школе выделяются следующие:

1. Наличие трех видов работ:

а) теория;

б) практическая;

в) анализ интерпритации художественного произведения

2. Итнерактивные технологии ( основы системно-деятельностного подхода)

3.Региональный материал ( наследие культуры Крыма)

4. Организация процесса переживания произведения искусства учащимися на уроке

5. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

6.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

  1. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  2. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  3. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

  4. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  5. Эффективное использование педагогических средств.

  6. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  8. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

  9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока

6. Назовите основные формы внеурочной работы по ИЗО

ИЗО - кружок - наиболее распространенный вид работы, является как бы продолжением классных занятий. Особенности - в нем занимаются те, кто интересуется ИЗО. Структура деятельности отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонности и интересов учащихся. Под внеурочной работой подразумеваются: беседы, лекции, доклады с показом репродукций, организация и руководство ИЗО кружками, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация различных выставок, выезды на пленэры, проведение факультативных занятий. Внеурочная работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся. Руководящая роль педагога сохраняется и на внеклассных занятиях, где так же необходимо составить план и наметить тематику занятия. Внеурочная работа развивает интерес и любовь к ИЗО, более полно знакомит с произведениями искусства.

Экскурсии - устраиваются с целью полнее раскрыть отдельные темы учебной программы, глубже ознакомиться с видами ИЗО, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

Беседы - проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес у учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу.

Лекции - применяются с показом репродукций. Может приводится с приглашенным специалистом.

Доклады - как правило, делают сам учащиеся, учитель дает темы за 2 недели.

Кинофильмы - посвященные художникам и технике изобразительного искусства

7. Виды педагогического рисунка

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрирующего учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисунком В течение длительного времени под педагогическим рисунком подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогический рисунок" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Особенностью художественной педагогики является необходимость изобразительной деятельности учителя на уроке в дополнение к устному объяснению. Это принято называть педагогическим рисунком. Виды педагогического рисунка:

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Второй - зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Третий - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.


8. Виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

Основные виды деятельности на уроках изобразительного искусства:

-Восприятие окружающего мира и произведения искусства;

- Художественно-практическая деятельность на основе обговаривания;

-Изучение художественной терминологии;

-Связь урока искусства с жизнью;

-Освоения художественного наследия;

-Воспитание гражданственности и патриотизма

рисование под впечатлением от х прочитаннылитературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;

рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;

изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

9. Формы педагогического контроля

Контроль в процессе обучения - как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный .Итоговый. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения .

10. Что такое рисунок. Дайте его определение

РИСУНОК - это нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. 2. Совокупность линейных элементов в картине

Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам « знамя» . « знамение», означавшим «создание образа», «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

11. Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка.

К материально- техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь , мел, пастель, гуашь, кисти, перья, палитра, фломастер , акварельные краски, маркеры.

12. Что мы понимаем под простыми и сложными формами. Приведите примеры

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы - несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот - цилиндрическую, а тот - шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов


Анализ строения формы кувшина

13. Что такое осевая линия.

Ось - это прямая (проходящая через геометрическую фигуру воображаемая линия, обладающая только ей присущими свойствами).

Чертим "правильные" осевые линии и метки центра окружностей

Во-первых, что значит "правильные"?

Дело в том, что при проставлении осевых линий окружности они должны образовывать ровное перекрестие в ее центре - метку центра. Если такой метки не получилось или она кривая, то осевые линии начерчены неправильно.

Обычно проблемы начинаются, когда осевые линии разной длины или пересекаются не по середине.





  1. Что мы называем линией горизонта.

В начале работы над рисунком надо определить положение горизонта. Это поможет дать правильное изображение. На берегу моря или в степи гори-, зонтом является граница между небом и видимой частью воды или почвы. Перспективным горизонтом называют воображаемую горизонтальную плоскость, проходящую на уровне глаз зрителя. Плоскость эту на рисунках изображают в виде прямой линии. Линию горизонта при изучении перспективы принято обозначать буквами Л. Г. В тех случаях, когда различные сооружения, постройки, холмы, горы, деревья загораживают линию горизонта, его положение легко определить, если поднести к глазам стакан с водой и держать так, чтобы уровень воды был виден как прямая линия.
Так как линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего, то, когда он поднимается на возвышенность, линия горизонта повышается, при спуске же горизонт опускается .


15. Что мы понимаем под точкой (или точками) схода.

Что такое точка схода?

И вот мы стоим между двумя блестящими рельсами и смотрим вдоль железнодорожного полотна.

.

Рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. Место, где они скрываются из виду, называется точкой схода.

Если параллельно предметной плоскости на уровне глаз наблюдателя провести другую, условную горизонтальную плоскость, то ее пересечение с картинной плоскостью даст линию горизонта (ЛГ). Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет главной или центральной точкой схода . Именно в этой точке сойдутся на картине линии. Все другие параллельные, но идущие под иными углами к картине линии, будут сходиться на линии горизонта в других точках схода, располагающихся справа и слева от центральной и обозначаемых.

16. Объясните основные закономерности линейной и воздушной перспективы.

Воздушная перспектива имеет мало общего с линейной перспективой. Степень контрастности света и тени, объемность предмета, четкость его очертаний, цветовая окраска при его удалении от рисующего резко изменяются. Это связано с тем, что окружающий нас воздух не абсолютно прозрачен: он всегда содержит в себе пыль, влагу и другие мельчайшие взвешенные частицы, которые делают его мутной средой. Эта мутная среда влияет на проходящие через нее лучи, определяя наше восприятие окутанных ею предметов. Удаляясь от нас, предметы не только зрительно уменьшаются в размерах. По мере удаления контрастность их темных и светлых мест постоянно все более смягчается, предметы становятся как бы более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте в однотонную дымку едва различимых силуэтов. Одновременно происходит и изменение их цветовой окраски. Это явление и называется воздушной перспективой.

Передача воздушной перспективы основана на тональных (светлотных) и цветовых отношениях, причем первые играют большую роль Долгий опыт наблюдений показал, что далекие темные предметы кажутся голубоватыми, так как отражают очень мало света, и потому их окраска определяется в большей степени теми холодными по тону лучами, которые всегда рассеяны в атмосфере. Однако белые или очень светлые предметы - смежные вершины гор или облака, отражающие много света, наоборот, кажутся нам теплыми, розоватыми, потому что лучи, отраженные от них, теряют по пути к нам свою холодную часть, наиболее рассеиваемую, и сохраняют наиболее устойчивую, теплую часть. Рассеянные в атмосфере холодные лучи в этом случае мало что могут сделать вследствие своей относительной слабости. Под влиянием воздушной среды восприятие цветов изменяется уже с относительно небольших расстояний. Примерно на расстоянии полукилометра желтые и особенно оранжевые цвета заметно краснеют, а на расстоянии около километра оранжевый уже почти невозможно отличить от красного. Так же сближаются зеленые и голубые цвета.

Это общие закономерности, но не всегда природа предлагает нам картины, где эти закономерности соблюдены, так сказать, в самом чистом, элементарно ясном виде. Бывает так, что именно дальний план ярко освещен, как бы выхвачен солнцем из общей мягкой картины, а первый план как бы более мягок, смутен в тени набежавших туч. ) Но как бы ни был труден такой мотив, если в нем очень внимательно разобраться, он окажется подчиненным изложенным закономерностям. Именно такой «коварный» мотив изобразил И. Левитан в картине «Вечерний звон». Белые стены монастыря и облака на дальних планах написаны в розовых и охристых тонах очень легко, а передний план выписан очень плотно, контрастно. Все поставлено на свое место, воздух, пространство переданы с необычайной силой.

17. Объясните понятия «блик», «полутень», «тень», «рефлекс».

Основная градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

свет - поверхности, ярко освещённые источником света;

блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими;

полутень - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

рефлекс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

  1. Что значит класть штрих по форме. Покажите это на примере рисунка предметов округлой и граненой формы.











  1. Дайте определение живописи. Назовите ее основные виды.

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, - объясняет Даль, - изображать верно и живо кистью или словами, пером».

Виды живописи:

1.Монументальная

2.Декоративная

3.Театрально-декоративная

4.Станковая



  1. Что такое спектр. Назовите спектральные цвета.

Спектр - все цвета, составляющие солнечный свет. В солнечном свете 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.



  1. Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими.

Помимо деления цветов на холодные и теплые существует классификация оттенков на ахроматические и хроматические цвета. В этой статье мы постараемся разобраться, что же собой представляют ахроматические и хроматические цвета и приведем несколько примеров, помогающих с легкостью определяться в этом многообразии.

Ахроматические и хроматические цвета получили свое название благодаря греческому языку, в переводе с которого это значит «бесцветные» и «цветные» соответственно. Помимо «цветности» ахроматические и хроматические цвета имеют еще ряд характеристик.

Итак, хроматические цвета характеризуются такими понятиями, как цветовой тон, светлота и насыщенность. Что касается цветового тона, то здесь, надеемся, все понятно - многообразие цветов и их оттенков и называется цветовым тоном. На нашем сайте вы также можете найти подробную информацию о том, что значит карий цвет и другие оттенки глаз. Насыщенность же - это более тонкое понятие, которое определяется степенью отличия того или иного тона от серого цвета, который равен с ним по светлоте. Например, считается, что чем больше отличий имеет цвет от серого, тем более насыщенным он является. Получить малонасыщенный цвет или оттенок очень просто - достаточно разбавить любой цвет серым, белым или черным.

Ахроматические цвета отличаются полным отсутствием цветового тона. Главным различием ахроматических цветов друг от друга является светлота. То есть ахроматические цвета могут быть светло-серыми, средне-серыми, темно-серыми, черными и белыми. Другими словами, началом ахроматического спектра является самый светлый оттенок (белый), а завершается этот ряд самым темным оттенком (черным). Стоит также понимать, что белых и черных ахроматических оттенков существует очень много, все зависит от светлоты того или иного оттенка.



  1. .Какие цвета называют холодными, а какие теплыми.

Цвета солнца, огня: красный ,оранжевый, желтый называются теплыми. Цвета голубого неба, льда, воды- холодные цвета.

23. Какие пары цветов дополняют друг друга.

Довольно давно художники, а затем и фотографы начали использовать понятие «комплементарных» цветов, которые органично смотрятся вместе и дополняют друг друга. Зрительное представление этой концепции закрепилось в образе «цветового колеса», в котором противоположно расположенные цвета составляют три пары. В современной терминологии, которая базируется на цветовом пространстве CMYK, это:

  1. (красный) - (светло-голубой, с неоновым оттенком)

2. (желтый) - (темно-синий, приближающийся к фиолетовому)

3. (зеленый) - (пурпурный)

Это не значит, что все другие цвета плохо сочетаются вместе, это означает, что если вы используете комплементарные цветовые соотношения в ваших работах, то создаваемые вами изображения (на холсте или фотографии) будут обладать большей притягательной силой,

24. Орнамент и его виды.

Орнамент- узор, построенный на ритмичном чередовании геометрических или изобразительных элементов

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм - с другой. Орнамент классифицируют:

1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме: плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный ( небольшое углубление внутрь).

25. Формы художественно-практической деятельности на уроках ИЗО и художественного труда.

  • рисование под впечатлением от х прочитаннылитературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;

  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;

  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент в процессе эксперимента ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов. Именно это и выявляет главное содержание работы.

26. Критерии и этапы оценки рисунка

Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

  1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;

  2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

  3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

  4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;

  5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

  6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

  7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

  8. участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.

По организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление.

По форме обсуждения:

  • «Что нравится в рисунке».
    У кого получилось лучше то или иное изображение. Например, в новогодней композиции: у кого самая нарядная ёлочка, самая пушистая ёлочка, много подарков, у какого Деда Мороза самый тяжёлый мешок с подарками, самая добрая Снегурочка, самая весёлая Снегурочка, самая современная Снегурочка, праздничный фейерверк, сильный снегопад, где дед Мороз со Снегурочкой очень спешат, дед Мороз со Снегурочкой замёрзли? и т.д.

  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

Вопросы 27 и 28 были



  1. Виды деятельности на уроках ИЗО. Сравнительный анализ.

Основные виды деятельности на уроках изобразительного искусства:

-Восприятие окружающего мира и произведения искусства;

- Художественно-практическая деятельность на основе обговаривания;

-Изучение художественной терминологии;

-Связь урока искусства с жизнью;

-Освоения художественного наследия;

-Воспитание гражданственности и патриотизма

Целевой установкой новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».


1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся должен знать для чего он учится.
2.Во время урока ученик должен развивать универсальные учебные действия.
3. Урок должен быть деятельностным. Урок только тогда будет деятельностным, когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на самостоятельную работу учеников.

Начиная работать по новым стандартам, мы придем к тому что: « Позиция педагогической поддержки должна быть таковой: Не делать за ученика, а помогать преодолевать его проблему.»
Учитель выступает в роли тьютера. Мы должны оказывать только адресную помощь ребенку.

То есть структура урока по новым стандартам наиболее приближена к структуре урока при системно - деятельностном подходе или при развитии критического мышления на уроках.

30. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому все, что сделано рукой человека, - всё является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Причем творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Кроме того, ребенок использует опыт других людей, он может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, с помощью воображения он усваивает чужой социальный опыт. Активное творческое воображение, самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формируют творческую личность.

Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка, а особенного ученика 5-7 классов. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.

  1. Упражнения на нахождение изображения в пятнах.

а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу - получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.

г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают - получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению.

д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению.

  1. Упражнения "Войди в образ".

а) "Солнечный луч".

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Дышите ровно, спокойно. Представьте себе, почувствуйте, что вы находитесь на лесной поляне. Выглянуло солнце, его луч коснулся вашего лица, вы ощутили мягкое тепло. Луч скользит вниз, греет, согревает все ваше тело. Лучик мягкий, приятный. Тепло наполняет вас. Вам становится тепло и радостно на душе. Побудьте немного в этом состоянии. Сохраните его, открыв глаза. Старайтесь, как можно дольше, сохранить в себе приятное состояние, передайте кусочек своего тепла людям вокруг. Берите краски и за работу!

б) "Путешествие в детство".

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Почувствуйте тепло в теле, дышите ровно. Попробуйте отправиться в путешествие в свое прошлое, счастливые мгновения детства. Почувствуйте себя маленьким ребенком. Вспомните и проживите заново самые счастливые, радостные ситуации вашего детства. Пусть вас снова наполнят ощущения радости, счастья, гармонии. Вы можете мысленно прокрутить эти мгновения, а может, вам удастся увидеть, услышать, войти в свою "картину" и действовать в ней во всей полноте ощущений. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Вернувшись из детства, запечатлите свои ощущения в рисунке. Вы окунулись в свое детство, и тот положительный эмоциональный опыт, что у вас был, вы сейчас актуализировали, "оживили", он сейчас с вами. В трудные минуты жизни вспоминайте о только что пережитых мгновениях - они помогут справиться со сложной ситуацией.

в) "Погружение".

Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа - растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы - полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг - нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!





© 2010-2022