• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по МХК для 10 класса по теме «Сравнение украинского барокко с западноевропейским вариантом стиля»

Урок по МХК для 10 класса по теме «Сравнение украинского барокко с западноевропейским вариантом стиля»

"Описание материала: Барокко... Самый спорный и таинственный стиль, в котором человек осознает себя «» чем-то средним между всем и ничем»»; стиль, который продиктован желанием наслаждаться дарами жизни и природы, который распространился по всему свету благодаря своей неординарности и причудливости, но который до сих пор многие страны (Россия, Франция) избегают определять как свой, боясь сложных и неясных форм. Что же это за стиль и как он отобразился в западноевропейском искусстве и культуре сл...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Украины

Авдеевский городской отдел образования











Урок для 10 класса на тему:

«Сравнение украинского барокко с

западноевропейским вариантом стиля»



Подготовила учитель мировой

художественной культуры

Авдеевской общеобразовательной школы №6

Косович Анастасия Леонидовна

















Авдеевка - 2013



Тема: Сравнение украинского барокко с западноевропейским вариантом

стиля.

Цели: обучающие:

- сформировать и систематизировать представление учащихся о

барокко в художественной культуре Западной Европы и Украины;

- учить находить элементы барокко при анализе различных видов

произведений искусства;

развивающие:

- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать

выводы, компанировать элементы барокко в единое целое;

- развивать поликультурные и творческие компетенции учащихся;

воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус учащихся;

- воспитывать интерес к изучению культуры и искусства в стиле

барокко в разных странах;

- воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу в

процессе работы в группах;

- воспитывать чувство уважения и гордости к наследию украинского

народа.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны научиться определять черты украинского и европейского барокко, объяснять особенности барочного стиля в искусстве Украины и Западной Европы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, сравнивать и обобщать, выполнить творческое задание, связанное с развитием ассоциативного мышления и творческих компетенций.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Формы работы: групповая и коллективная, составление коллажа и ассоциативных ромбов.

Термины и понятия: барокко, пилястра, теламон, кариатида, маскарон, портал, фронтон, геральдика, парсуны, партесный концерт, кант, моралите, вертеп.

Виды художественной деятельности: выполнение коллажа, создание эскиза орнамента в барочном стиле.

Оборудование, материалы: эмблемы для работы в группах, правила работы в группах, раздаточный материал (ассоциативные ромбы для практического практикума), репродукции произведений барокко украинских и зарубежных авторов, набор канцелярских принадлежностей для выполнения практической работы, видеоматериалы, ноутбук (или проектор).

Наглядность: презентация, выполненная учителем Косович А.Л. «Искусство барокко» (видеовикторина), музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Шторм», А. Вивальди «Весна», И. С. Бах «Токката», Г. Сковорода «Всякому городу нрав и права», Казацкая Хорея.

Ход урока

І Организационный момент

(Учащиеся выбирают логотип, соответствующий виду искусства, над которым они хотят работать на уроке, и занимают места в определенной группе.)

Учитель. В ходе изучения темы «Барокко в искусстве» каждый из вас увлекся определенным видом искусства. Согласно вашим интересам вы избрали тот логотип, который соответствует виду искусства, над которым вы сегодня будете работать в своей группе: «Архитектура барокко», «Скульптура барокко», «Живопись барокко», «Музыка барокко», «Театр барокко».

ІІ Мотивация учебной деятельности

Учитель. Барокко…Самый спорный и таинственный стиль, в котором человек осознает себя «чем-то средним между всем и ничем, лишь тем, кто улавливает видимость явлений, но не способен понять их». Стиль, который продиктован желанием наслаждаться дарами жизни и природы, который распространился по всему свету благодаря своей неординарности, причудливости и экстравагантности, но который до сих пор многие страны избегают определять как свой, боясь сложных и неясных форм. Что же это за стиль и как он отобразился в западноевропейском и украинском искусстве мы постараемся определить сегодня.

ІІІ Объявление темы и целей урока

Учитель. На нашем уроке мы повторим, что означает термин «барокко», сравним проявившиеся барочные стилистические особенности в культуре и искусстве Западной Европы и Украины, а также выполним творческое задание: составим коллажи, в которых вы покажете то, чему вы научились.

IV Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Фронтальный опрос

- Что означает термин «барокко»? (Причудливый, странный, жемчужина неправильной формы, грубый, фальшивый)

- Где и когда зародился этот стиль? (В Италии, в конце 16 века)

- Каковы были предпосылки для возникновения барокко? ( В эпоху перехода от феодальных отношений к буржуазным становится непримиримой борьба религиозного и светского начал. Знать и церковь нуждалась в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройку палаццо (дворцов-особняков) не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства)

- Чем обусловлено появление и развитие барокко в Украине? (Постоянные войны за национальную независимость, создание Казацкой республики, развитие науки и искусства, переход от религиозного к светскому, рациональному мировоззрению)

- Назовите характерные особенности стиля. (Парадность, пышность, динамичность, стремление к синтезу искусств, контрастность, напряженность, совмещение реальности и иллюзии)

2. Видеовикторина (учащиеся определяют произведение искусства)

Видеоряд: Церковь Андрея Первозванного в Киеве, арх. Бартоломео Растрелли; «Покрова Божьей Матери» с портретом Богдана Хмельницкого, с. Дашки, автор неизв.; фонтан «Четыре реки» в Риме, ск. Лоренцо Бернини; портрет Петра Могилы, автор неизв.; собор Св. Юра во Львове, арх. Меретин, Фесинджер; Успенский собор Киево-Печерской лавры, арх. Гофман; Иконостас в церкви Воздвижения Черного Креста в Ските Манявском, ск. Иова Кондзелевич; «Возвращение блудного сына», Рембрандт ван Рейн; «Самсон разрывает львиную пасть», ск. Иоганн Георг Пинзель; Мариинский дворец в Киеве, арх. Бартоломео Растрелли; «Распятие Христа», ск. И.Г.Пинзель; «Экстаз Святой Терезы», ск.Л.Бернини; фонтан «Треви», ск. Л.Бернини; «Менины», Диего Веласкес; портрет Григория Сковороды; «Нарцисс», Микельанджело да Караваджо; Вертеп, «Приношение младенцев царю Ироду»; потрет И.С.Баха; Михайловский Златоверхий собор в Киеве, Б Растрелли, И. Григорович-Барский; Театр Запорожской Сечи; Площадь собора Святого Петра в Риме, арх. и ск. Лоренцо Бернини; муз. сопровождение - Антонио Вивальди «Шторм».

V Обобщение и углубление знаний по теме

  1. Работа в группах (учитель напоминает о правилах работы в группах). Сравнительный практикум. Каждая группа учащихся: «Архитектура барокко», «Скульптура барокко», «Живопись барокко», «Музыка барокко», «Театр барокко» - составляет ассоциативные ромбы (находит общее и различное в определенном виде искусства Западной Европы и Украины). ( Приложение к уроку 1,2,3,4,5)



  1. Презентация работ учащихся.



  1. Составление коллажей ( группы «Скульптура барокко» и «Музыка барокко» распределяют репродукции художественных произведений, относящихся к западноевропейскому и украинскому барокко; группа «Архитектура барокко» составляет коллаж «Западноевропейское барокко»; группа «Театр барокко» составляет коллаж «Украинское барокко»; группа «Живопись барокко» создает эскиз орнамента западноевропейского и украинского барокко).



  1. Презентация работ учащихся.

VI Подведение итога урока

  1. Беседа

- Сравнив черты барокко, которые проявились в искусстве Западной Европы и Украины, какой мы можем сделать вывод? (Украинские мастера многое позаимствовали в своем творчестве у авторов Западной Европы, но украинское искусство 17-18 веков самобытно, оно развивалось на основе славянских традиций и стало самым значительным в истории украинской культуры).



2.Заключительное слово учителя

Как мир прекрасен! Оглянись -

Все необъятно. Все бескрайно.

Все - неразгаданная тайна,

Все - торжествующая жизнь!

( Н. Устинов)

Мир наполнен прекрасным искусством - его только необходимо увидеть. И если вы сегодня почувствовали душевное волнение, чистую радость, увидели красоту и ощутили ее всем сердцем, значит, недаром мы проводили этот урок.

3.Оценивание учащихся.

VII Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме «Барокко в украинском

искусстве» (повторить конспект).







Дополнительный материал. Викторина «Вспомним имена»

  1. Назовите известных европейских архитекторов эпохи барокко. (Лоренцо Бернини, Франческо Броммонини, Джовано Тревано )

  2. Назовите известных архитекторов, которые работали в Украине в 17-18вв. (Б.Растрелли, Меретин, Фесинджер, Гофман, И.Григорович-Барский, И.Г.Шедель, Шелудько, Погребняк)

  3. Назовите известных европейских скульпторов эпохи барокко.

(Л.Бернини, Доминико Гвиди, Алессандро Альгарди, Ян Брокоф, Мельхиоре Кафа)

4. Назовите известных скульпторов 17-18вв., которые работали в Украине

(Иоганн Георг Пинзель, Ян Пфистер, Оброцкий, Белостоцкий,

Стефанский)

5.Назовите известных европейских художников эпохи барокко.(Д.Веласкес, Караваджо, Рембрандт, Рубенс Д. ди Бондоне)

6. Назовите известных украинских художников эпохи барокко. ( Иова Кондзелевич, Иван Руткович, Леонтий и Александр Тарасевич, Гр. Левицкий, Апостол Илья)

7. Назовите известных европейских композиторов эпохи барокко. ( И.С. Бах, А.Вивальди,Г.Ф.Гендель)

8. Назовите известных украинских композиторов эпохи барокко. (Г.Сковорода, Артемий Вендель, Дм. Бортнянский, Максим Березовский)



© 2010-2022