• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Тезисы. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО как условие повышения продуктивности творческой деятельности

Тезисы. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО как условие повышения продуктивности творческой деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО как условие повышения продуктивности творческой деятельности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) могут быть разделены на три группы:

1.коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

2.коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели);

3.коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и средством становления рефлексии.

В продуктивных видах деятельности, таких как изобразительное искусство, излишние коммуникации отвлекают от настоящего творческого процесса, мешают настроиться на нужную волну, попасть в атмосферу полета фантазии - то есть, в итоге, снижают продуктивность творческой деятельности. Именно поэтому важнейшим условием работы на уроках творческого цикла является тишина, но не как строгая дисциплина, тишина повиновения, которая сдерживает мысль, а как тишина со смыслом, которая и вызывает потребность говорить, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться, искать, открывать, удивляться, огорчаться и может быть даже отчаиваться.

В своей работе я стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между участниками учебно-творческого процесса: между учениками, учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы правильно определять зону ближайшего развития каждого обучающегося и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Для решения данных задач я выбрала метод изготовления и использования настольных театров в малых группах на уроках изобразительного искусства.

В работе я руководствуюсь следующими принципами:

1. Системно-деятельностный подход, который позволяет представить деятельность самих учащихся в виде схемы: думать-искать-приниматься за дело-сотрудничать-адаптироваться. 2.Концепция учебного сотрудничества, предполагающая, что большая часть обучения строится как групповое.

3.Дифференцированный подход

4.Использование ИКТ

Функции учителя

1.Создание условий для включения учащихся в самостоятельную творческую деятельность

2.Стимулирование ситуации успеха для каждого ребенка

3.Рефлексия деятельности, процесса самоизменения

Роли в группах или «театральные профессии»

1.Техник сцены (надежность, удобство)

2.Художник-декоратор (оформление спектакля и афиши)

3. Художник по костюмам (изготовление героев)

4.Режиссер (постановка спектакля)

С моей точки зрения данное распределение ролей позволяет не только организовать групповое сотрудничество внутри каждой роли, но и построить поэтапно весь процесс создания театра, а также обеспечить принятие на себя разного характера ролей (лидер, подчиненный, критик) каждым ребенком на разных этапах осуществления проекта

Содержание работы на уроках

Урок 1. Презентация идеи театра, сообщение темы, объединение в группы, знакомство с «театральными профессиями», распределение профессиональных ролей и соответствующих им обязанностей, согласование замыслов, выбор техники исполнения настольного театра, планирование работы группы на следующий урок, фиксация личного задания в ежедневнике.

Урок 2-4. Работа групп по планам, составленным на предыдущем уроке самостоятельно или с помощью учителя, самооценка с фиксацией в бланках самооценки, оценка одной из групп, рефлексия.

Урок 5. Репетиция спектаклей по ролям под руководством режиссера.

Урок 6. Изготовление театральной афиши.

Урок 7-8. Просмотр спектаклей, видеосъемка, оценка спектаклей зрителями по плану, рефлексия. В конце урока № 8 происходит голосование за самую лучшую театральную постановку, которая будет принимать участие в «Конкурсе настольных театров» от данного класса

Критерии оценки группы

  1. Готовность каждого к работе в группе

  2. Объем выполненной работы

  3. Продуктивное сотрудничество, взаимопомощь

  4. Порядок после работы

Критерии оценки театральной постановки (соответствуют качеству выполненной театральной роли)

  1. Красочность и оригинальность декораций.

  2. Выразительность образов героев

  3. Качество сцены (надежность и удобство)

  4. Выразительность выступления

Правила групповой работы могут быть следующими:

  • Говорим спокойно, ясно и только по делу.

  • Говорим по очереди.

  • Слушаем своих собеседников.

  • Убеждаемся, что в разговоре участвует каждый.

  • Обращаемся к товарищам по имени.

  • Уважаем мнение каждого участника группы

Правила сотрудничества

  1. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.

  2. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.

  3. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.

  4. Мы помогаем друг другу в работе.

  5. Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Методические рекомендации

Обязательна предварительная работа. Возможность всегда получить консультацию. Учитель в течении урока обязательно подходит к каждой группе и интересуется о ходе работы. У каждого учащегося обязателен блокнот-ежедневник (например «Ежедневник техника сцены» .Для удобства краткий план уроков находится на стенде , на доске на каждом уроке находятся таблицы для оценивания, памятки по ролям, бланки для самооценки. Необходимо развести понятия «роль в группе» и «роль в спектакле», поэтому лучше использовать термин «профессия» Звуковой или музыкальный сигнал за 6 минут до конца урока напоминает о том, что необходимо произвести самооценку и навести порядок. Критерии оценки работы в группах должны иметь графическое выражение, критерии оценки театральных постановок должны учитывать роль каждого участника.

Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников оптимальным количеством интересных заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности.

Учебный процесс, выстроенный данным образом, развивает креативность мышления, повышает продуктивность творческой деятельности, позволяет формировать все виды УУД, а главное и самое ценное, развивает творческую самостоятельность, и открывает широкие возможности для самореализации.


© 2010-2022