Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


Исполнитель: Трапезникова Карина Валерьевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СШ №31 г. Сургут

Теоретический анализ методов преподавания изобразительного искусства в школе позволяет особым образом заострить проблемный характер целого ряда учебно-методических и воспитательных явлений. Речь идет о таком важном феномене методики преподавания изобразительного искусства, как организация учебного процесса в школе, взаимосвязь, преемственность, способность преподавателей нового поколения осуществлять эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Проблемы преподавания изобразительного искусства стали одной из важных тем многих исследователей в области образования. Важность этих исследований обусловлена тем, что они позволяют проникнуть в самый глубинный пласт формирования духовности.

В соответствии с современными тенденциями развития искусства текстиля, назрела необходимость в концептуальном пересмотре содержания курса «Гобелен и основы декоративной композиции» во внеурочной деятельности, при применении основ технических приёмов детьми.

В современных условиях применения новых технологий художественной деятельности учащихся и расширения возможности массового тиражирования произведений прикладного искусства, повышается значимость ручного художественного мастерства, а в художественном оформлении - наследие исторических стилей.

В современном мире у человека возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком, как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Способность одухотворять, приближать к человеку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук.

Искусство гобелена генетически связано с наследием художественного ремесла. То, что современный российский гобелен выполнен из того же материала, и в той же технике, как и много веков назад, делает его ценным и востребованным.

В искусстве гобелена происходят изменения, это живой, развивающийся вид искусства. Несмотря на глубокие корни, он имеет колоссальные возможности для развития.

В мире искусства для обозначения художественного текстиля в современном русском языке существуют два равноправных термина: «шпалера» и «гобелен». На протяжении истории этот вид искусства назывался по-разному: «шпалера», «вердюра», «аррасы», «гобелен». В XX веке появились новые названия - «настенный ковер», «таписсерия», «новая таписсерия», «текстильное панно».

Классическая западноевропейская шпалера - это односторонний безворсовый ковёр с сюжетными или орнаментальными изображениями. Создаётся она при помощи одного из простейших ткацких приёмов: перекрёстного переплетения нитей.

Первые шпалеры, создавались по заказу церкви на исторические или библейские темы. С конца XIV века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного ремесла. Самыми прославленными своим мастерством в XVI веке, были французские, английские и бельгийские мануфактуры, которые создавали свои гобелены по картонам таких великих мастеров как Буше, Гойя, Боттичелли.

Самыми ранними из дошедших до нас тканых стенных ковров являются немецкие шпалеры XI-XIII веков из церкви св. Гереона в Кёльне и из Гальберштатского собора, а также норвежская шпалера из Балдисхолла.

Понятие «шпалера» (от нем. Spalier) закрепилось за этим видом искусства до XX века.
В XIV веке в Аррасе ткачи изобрели технику так называемого «кипрского золота». Она заключалась в том, что для выделения и особой подсветки определенных мест гобелена стали использовать специальные утки - льняные и шелковые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота и серебра. Благодаря этому их искрящиеся шпалеры получили всемирную известность, а вид искусства получил еще одно название - «аррасы» (в Италии - Arazzo). В Польше это название прочно закрепилось за произведениями этого искусства, как и в России - «гобелен».

Название «вердюры» эти произведения получили в XVI веке, в связи с возросшим интересом к пейзажному жанру в живописи, а вслед за этим и в гобеленовом искусстве. Изначально «вердюрами» (от фр. Verdure - зелень, трава, листва) называли собственно изображения животных и птиц на фоне растительности. Но довольно быстро это название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. Пейзаж в жанре «вердюр» строился по принципу кулис, как в живописи того времени. Впечатление пространства достигалось последовательной сменой по планам доминирующего цвета от тёмного к светлому.

На Руси первый гобелен появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол.

Сегодня гобелены доступны не только монархам, но и простым людям. Каждый может позволить приобрести себе или в подарок - высококачественный гобелен.

В зависимости от времени и места тканую картину называли по-разному. Бесспорно, способ ее создания принадлежит к древнейшим и самым простым приемам текстильной выделки. К примеру, льняная пелена с вытканными разноцветными изображениями лотоса и жука-скарабея была найдена в гробнице египетского фараона Тутмоса IV. По времени находка относится к 1400-м годам до н. э. Конечно, это еще не гобелен, а всего лишь его предшественник. Однако с тех далеких времен гобеленовая техника не претерпела особых изменений: для создания тканой картины до сих пор достаточно рамы с отвесно натянутыми нитями основы. На протяжении столетий менялись лишь ткани, состав используемых красителей, способы декорирования полотна да мода на изображаемые сюжеты.

Со времен раннего средневековья шпалерами утепляли и одновременно украшали холодные каменные стены. Будь то парадный зал или анфилада комнат замка, стены или аркады нефа кафедрального собора, череда шпалер была обязательным элементом любого интерьера. Она создавала иллюзию движения по аллее. Отсюда, вероятно, возникло и само слово spalliera, в переводе с итальянского означающее «ряд деревьев».

Слово «гобелен», которое мы так широко используем сейчас применительно лишь к изделиям знаменитой парижской мануфактуры, учрежденной в середине XVII века и действующей поныне. Все началось с того, что в 1601 году французский король﷔Генрих IV, вдохновленный славой фламандских шпалер, выписал в Париж брюссельских ткачей Марка де Команса и Франсуа де ла Планша. Оба они обосновались в предместье столицы, в квартале Сен-Марсель, в доме мастеров - красильщиков шерсти по имени Гобелен. Вскоре в «Доме Гобеленов» было налажено «производство шпалер по образцу бельгийских». В 1667 году Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру». Именно с той поры все шпалеры французского производства стали именоваться гобеленами. Создавались они вручную, на специальных станках, причем, в отличие от шпалер, не единым полотном, а отдельными участками, которые потом сшивались тонкой шелковой нитью. Таким образом, увидев изнанку ковра, можно без труда отличить шпалеру от гобелена, в то время как лицевая сторона обоих изделий представляет собой единую тканую картину. Тем более что и шпалера, и гобелен, создаваемые, как правило, из одних и тех же материалов - цветных шерстяных и шелковых нитей, - практически одновременно переживали все этапы развития моды и смены стиля и часто имитировали друг друга.

Весьма условно название "гобелены" употребляется по отношению к декоративным тематическим коврам, выполненным по специальной технологии и отличающимся особым качеством. Подобная техника изготовления всегда предполагает наличие одной основы (большей частью неокрашенный лен) и несколько утков (обычно шерсть, закрывающая нити основы).

Как известно, основой создания шпалеры и гобелена является рисунок, который переводится на картон в натуральную величину. В обязанность картоньеру вменялось досконально обработать сделанный художником эскиз и выверить все контуры так, чтобы любая деталь могла быть воплощена в тканом переплетении. Несмотря на то, что это занятие было долгим, ответственным и довольно кропотливым, истинную славу и гордость той или иной мануфактуры составляли имена не картоньеров, а живописцев, которые создавали сюжеты для будущих бессмертных произведений.

Шпалеры стали приобретать особую славу в XV-XVI веках, когда с их производством были тесно связаны имена Яна ван Эйка, братьев Лимбургов и Гуго ван дер Гуса. В XVII веке эту яркую плеяду пополнил Питер Рубенс.

Уже на тот период техника шпалерного ткачества достигла необычайных высот: сочетание шелковой пряжи, золотых нитей, множества цветов с богатой палитрой оттенков, пышные бордюры, обрамляющие фигурные композиции, затейливые переплетения флореальных мотивов. Тем не менее, со временем изобразительные композиции усложнялись, шпалеры становились отражением истинно рубенсовского барочного великолепия, богато дополнялись архитектурными деталями; совершенствовалась и палитра красителей, и тонкая техника переплетения нитей. Сюжетом, как правило, становились традиционно решенные ветхозаветные, аллегорические и мифологические композиции.

Во Франции мануфактурой Гобеленов заведовал первый художник Людовика XIV, выдающийся художник академического классицизма Шарль Лебрен. Им был создан и воплощен, в том числе и в гобелене, парадный стиль. В это время представление о гобелене в корне меняется. В частности, возрастает роль картона, который из эскиза превращается в принудительный образец, законченное живописное произведение, предназначенное для точного репродуцирования. Кроме того, именно при Лебрене гобелен становится неотъемлемой частью архитектуры, ее дополнением. До этого свободно висящий на стене и служащий лишь фрагментом декорирования интерьера, гобелен оказывается прочно натянутым на подрамник и в некотором смысле исполняющим роль обоев.

С возрастанием требований к копированию картонов рафинируется и сам процесс ткачества: наиболее пригодными для этого материалами становятся тонкий шелк и золотые нити при максимальном увеличении числа цветов и оттенков. Что касается содержания, то библейские сюжеты уходят в прошлое, а темой барочного гобелена все чаще становятся мифологические и исторические сцены.

Возникнув на берегах Рейна где-то в начале XI столетия, довольно быстро «покорив» Западную Европу и достигнув своего наивысшего расцвета во Фландрии и Франции, шпалера и гобелен не могли обойти стороной и Россию. Разумеется, пристально наблюдавший за достижениями соседей и прививающий лучшие из них, Петр I в 1716 году приглашает в молодую столицу нескольких ткачей из Франции. Уже на следующий год в Петербурге появляется шпалерная мануфактура, одной из первых работ которой становится знаменитая «Полтавская битва», созданная по картону Луи Каравака. Интересно, что все время существования петербургской мануфактуры, вплоть до 1859 года состав ее служащих постоянно пополнялся французскими и фландрскими ткачами. Иными словами, попытки сохранения искусства настенного ковра поддерживалось на самом высоком монархическом уровне, благодаря чему шпалера и гобелен надолго оставались обязательным элементом интерьера царских покоев и апартаментов богатой знати. Несмотря на множество работ, по сути копирующих французские гобелены, в период своего недолгого, но бурного расцвета русская шпалера впитала и трансформировала лучшие достижения классицизма. Вторая половина XVIII - начало XIX века стали временем, когда в полной мере проявились и ее яркое декоративное начало, и самобытность, и органичная связь с искусством создания интерьера.

XIX столетие стало временем упадка гобеленового производства не только в России, но и по всей Европе. Основная причина состояла, вероятно, в том, что по-настоящему богатые заказчики перестали существовать как класс, а художественные потребности нового дворянства стали сводиться к куда более скромным, отнюдь не монументальным произведениям декоративно-прикладного искусства. Тем не менее, попытки возродить гобелен предпринимались неоднократно. В частности, в Англии в 1861 году Уильямом Моррисом была основана шпалерная мануфактура, просуществовавшая вплоть до 1940 года. В большей степени стремление возродить искусство картинного ткачества проявилось во Франции. Здесь в начале XX века во множестве создавались точные реплики картин Руо, Матисса, Пикассо.

Новая история шпалеры складывалась под эгидой освобождения тканой картины от излишней живописности, возврата к цветовому минимализму и декоративности, отказа от перспективы. После 1945 года подобные тенденции были связаны с именем французского художника Жака Люрса, приход которого ознаменовал появление принципиально нового гобеленового стиля. Суть его сводилась к простой технике, плоскостной композиции и скудости красок, что было вполне в духе средневекового гобелена. Мануфактурное производство возрождалось и в других странах Европы и Америки. Однако если французские художники во многом пытались сохранить классические тенденции, то представители стран, не имеющих богатой многовековой традиции шпалерного ткачества, как правило, выступали сторонниками принципиально новых для этого вида искусства материалов (например, льна, грубой шерсти, пеньки и т. п.), сознательно нарушая чистоту технических приемов и используя новые форматы. Постепенно искусство гобелена превращалось из мануфактурного производства в авторскую работу, что и составляло его основную ценность. Старый гобелен в основном копировал полотна художников. Художник и ткач были не только разными людьми, они могли быть разделены столетиями.

Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Интерьер в конце 50-х годов стал настолько функционально строгим, «геометричным», что потребовались вещи, способные одухотворить его, индивидуализировать, придать ему теплоту и уют. Гобелен обладает всеми этими свойствами. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. Как в средние века искусство шпалер призвано было смягчить суровый интерьер рыцарских замков, так и в современном интерьере гобелен восполняет недостаток художественной выразительности.

Отличительная особенность современного гобелена - это эстетически активная роль самого текстильного материала, многообразие техник ткачества. Введение новых, необычных для старого гобелена материалов, таких, как сизаль и джут, шнуры, овечье руно, металлические нити, синтетическая пряжа, лен и конопля и др., позволяет добиться значительно большего разнообразия и фактурной выразительности произведений. Очень удачно сочетают новые материалы с шерстью прибалтийские художники Р. Хеймратс, Р. Богустова, Э. Вигнере, Ю. Бальчиконис и др. Разнообразию материалов для ткачества сопутствует использование современно новых приемов, например аппликации и вышивки.

Старая гобеленовая техника уступила место так называемой смешанной, в которой нет канонических ограничений. Наоборот, художник волен, выбирать и сочетать друг с другом самые разные материалы, и это ведет к созданию интересных структурно-пластических эффектов. Таковы, например, работы художницы Н.В. Мельниковой. Это аппликации в сочетании с вышивкой шерстью, вязанием и элементами макраме - техники плетения, отличающейся тем, что нить закрепляется только с одной стороны (от франц. macrame - нашивка из плетеного шнура). Сделаны эти аппликации либо на сукне, либо на плотных тканях, имитирующих ручное ткачество.

Поверхность гобелена становится рельефной, он отрывается от стены, приобретает новые функции: гобелен - перегородка в интерьере, гобелен - текстильная пластика. Художники уходят от традиционной прямоугольной формы гобелена, контур его теперь нередко подчеркивает линии рисунка, иногда поверхность гобелена как бы прорывает плоскость стены.

Искони композиция гобеленов, шпалер была сугубо фронтальной. Сейчас это справедливо только для плоскостных гобеленов. Для рельефных и трехмерных гобеленов характерна скульптурность композиции, которая требует обхода, многообразно раскрывается перед зрителем с разных точек зрения.

В современном гобелене выработались две манеры передачи образного содержания. Первая заключается в использовании для раскрытия замысла предельно конкретного предметно-тематического изобразительного «языка». Вторая - в применении «языка» несколько отвлеченного, усложненной формы, смысл которой раскрывается не сразу. Художник во втором случае вовлекает зрителя в процесс сотворчества, заставляет задуматься, самому открыть идею произведения.

Из вышесказанного можно сделать вывод. Гобелен - это декоративный тканный вручную ковёр-картина. В узком смысле - изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 году и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелен - это древнее искусство, в котором происходят изменения, есть пики рассвета и упадка гобеленового производства. Изменяется материал изделия. Разнообразию материалов для ткачества сопутствует использование современно новых приёмов. Некоторые виды гобеленовой техники вполне доступны даже для учащихся младших классов, особенно смешанные, в которых используются современные материалы. Но и традиционные методы ручного ткачества могут найти активных ревнителей среди школьников, прежде всего девочек.

Этапы технических приёмов изготовления гобелена

Все технические приемы пришли в гобелен из ковроделия. Овладев техникой ткачества, можно выполнять любой рисунок, будь то ковровый орнамент, сюжетная или абстрактная композиция.

В наше время гобелен обогатился новым содержанием, решениями формы, разнообразием материалов. Он может принимать причудливые очертания: круга, овала, становится объемным, пространственным. Это позволяет размещать его на стенах, на полу, даже на потолке.

Особую популярность приобрел мини - гобелен. Изготовлением его можно заниматься в домашних условиях. Для выполнения изделия не нужен ткацкий станок. Его можно заменить небольшой деревянной рамой с гвоздями, набитыми на двух противоположных сторонах (Приложение 1). На эти гвозди и натягиваются нити основы.

Существуют два способа изготовления гобеленов. Гобелены типа «баслис» ткут на баслисовых станках с горизонтально натянутой основой. Гобелены типа «готлис» ткут на готлисовых станках с вертикально натянутой основой. Этот более трудоемкий способ дает и самое высокое качество гобеленового переплетения.

Основа и уток - главные действующие нити в ткачестве. Роль основы довольна скромная. Она составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать. Задачи утка сложнее. Уточные нити пересекают основные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена. Поскольку нити основы должны быть прочными для них берут толстые крученые льняные или хлопчатобумажные нити или верёвки.

Шерсть использовали в шпалерах для основы до XVIII в., но растительные волокна оказались более удобными для этой цели. Они прочнее, меньше зависят от неблагоприятных условий, хлопчатобумажная основа к тому же делает ковер мягче и легче. Шелк для основы в старинных шпалерах применяли редко. Он встречается только в шпалерах XIX в. Цвет основы в гобелене значения не имеет, так как она полностью скрывается под уточными нитями. Требования к утку другие. Его прочность не столь важна. Главное, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.

Основным материалом в ткачестве ковров и шпалер всегда была овечья шерсть. Использовали в ковроделии и козью, верблюжью шерсть, конский волос. Шелк употребляли в старинных шпалерах для изображения освещенных и светлых мест рисунка. Чем лучше качество шерсти, тем изящнее будет выглядеть ваше изделие. Удобна в работе и грубоватая ковровая полушерсть. Наличие синтетики делает ее более жесткой и прочной. Непряденую шерсть используют современные мастера для получения необычных фактурных эффектов в гобелене. Растительные волокна - лен, хлопок, сизаль и другие - встречаются в гобелене редко. Зато искусственные и синтетические волокна современные художники применяют наряду с шерстью.

Нередко в гобеленах встречаются блестящие нити люрекса. Такие нити обнаружены в шерстяных тканях еще бронзового века. В наше время художники используют в гобелене самые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму и паклю, стекло, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки зеркала, дерева.

Чтобы заняться ручным ткачеством, необходимы определенные инструменты (Приложение 2). Самое важное орудие - ковровая колотушка. Она нужна для того, чтобы плотнее прибивать нити утка к наработанной части ткани. Если колотушку сделать трудно, ее с успехом заменит обычная старая стальная вилка. Для вязания ворсовых узлов существует нож - крючок, благодаря которому экономится время, а пальцы ткачихи меньше страдают. Понадобятся также длинные острые ножницы для стрижки ворса и гребень для прочесывания и выравнивания ворса. В ручном ткачестве уточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчают работу.

Ковер ткут снизу вверх. Участки разных цветов выполняются одновременно, а не по очереди, то есть гобелен «растет» по всей ширине. При этом возникает необходимость соединения нитей одного цвета с другим. Существует несколько способов, вот два из них: соединение утков на одну нить основы и непосредственное соединение их между собой.

Обычно художник при создании большого гобелена делает предварительно небольшой эскиз в цвете. Чтобы точно выполнить рисунок в ткачестве, его увеличивают до требуемого размера на ватмане, грунтованном холсте или ткани. Это уже шаблон. Рисунок на шаблоне раскрашивают или просто ставят номера, обозначающие цвет пряжи. Главное, чтобы контуры рисунка были четко видны, поэтому их обводят тушью или темными линиями показывают границы цвета, тонкими - оттенков цвета.

И так, гобелены ткут на прямоугольных рамах. Основа из прочных хлопчатобумажных или льняных нитей натягивается на раму, либо на гвоздях, либо вкруговую - вокруг горизонтальных планок рамы (Приложение 1). Для основы можно использовать и короткие отрезки нитей, но узлы делать только рядом с гвоздями. Расстояние между нитями основы не должно быть больше 5 мм. К обратной стороне рамы кнопками прикалывается тонкий картон с рисунком будущего гобелена и цветовой раскладкой. После этого внизу рамы прокладывается деревянная рейка или линейка, от которой будет начинаться ткачество.

Для создания зева, в который прокладывается нить утка, необходимо проложить круглую (диаметр 20-30 мм) палочку между четными и нечетными нитями.

Четные нити выделены теперь с помощью палочки вперед. Чтобы сменить зев, нужно ко всем нечетным нитям привязать прочные хлопчатобумажные или льняные нити. Получились так называемые ремизки. Потянув за узел, связывающий 4-8 ремизок, изменяют расположение зева.

Следующий этап - прокладывание вверху и внизу рамы уравнительной плетенки. Такие плетенки помогают распределению нитей на пары и фиксации расстояний между ними. Концы плетенок привязываются к боковым планкам рамы. Процесс плетения состоит в следующем.

Хлопчатобумажную нить прокладывают позади нитей основы, привязывают один конец к боковине рамы, обвивают вокруг первую нить основы и делают петлю, в которую протягивают часть нити, лежащей за основой, до получения новой петли (Приложение 1).

После плетенки прокладывают 5-10 рядов обычного утка из хлопчатобумажной нити для образования края, который потом загибается и подшивается к изнанке в готовой работе.

Начиная плетение самой гобеленовой поверхности, старайтесь не натягивать нить слишком сильно. Слабое натяжение тоже не годится - ткань получится дряблой. Уток надо прокладывать небольшой горкой, а потом прибивать колотушкой. Только в этом случае нити основы не будут стягиваться утком. Чтобы сделать вертикальные кромки гобелена, каждый ряд утка нужно обвивать вокруг четырех крайних нитей основы «восьмеркой».

Для создания гобеленов с разнообразной фактурой используют различные техники ткачества. Древняя техника настилов встречается в восточных коврах. В русском узорном ткачестве она называется выборной, так как настилы используются на отдельных участках. В том случае, когда узор из настилов проходит по всей ширине ткани, техника называется браной (от слова «брать», «перебирать» основу). Настилы изредка можно увидеть в старинной шпалере. Современные художники по гобелену используют их очень свободно, в разных направлениях. Встречаются гобелены, почти полностью сотканные в технике настилов. Эти приемы удобны в ткачестве подушек, занавесей, скатертей, дорожек и прочих изделий. Особенно, когда ткань должна быть тонкой и ее приходится делать в технике полотняного переплетения, где труднее создать рисунок.

При плетении из шерсти разных цветов необходимо соединять границы цветовых участков. В традиционном ковроделии многих народов техника «с просветами» является наиболее распространенной. На Руси она издавна называлась паласной, а в традиционном узорном ткачестве - закладной. Обычно просветы не превышали 1 см., так как иначе ковёр будет непрочным.

В классической шпалере большие и малые зазоры сшивали шёлковыми нитками с изнаночной стороны после того, как законченную шпалеру снимали со станка.

Современные художники не всегда зашивают просветы, а порой на преувеличенно длинных зазорах строится весь эффект гобелена.

Самая простая техника: встретившись на границе, два утка мирно расходятся и направляются каждый в обратную сторону. Между ними остаются маленькие щели. Так и называют эту технику - «ткачество с просветами» или плетение цветных утков по способу «палас» (Приложение 3). Нити разного цвета не соединяются между собой, а заполняют каждая только свой участок рисунка.

Для плавного перехода, пользуемся приемом качества с просветами «на косую нитку», только если будем подниматься мелкими ступеньками. Получается чуть стилизованно, благодаря самой техники ткачества. Ступенчатость линий кажется непривычной, но это не страшно - в рисунке гобелена создается дополнительный декоративный эффект.

Там, где линия поднимается более круто, щели образуются между несколькими рядами прокидок цветных утков, то есть просветы имеют протяженность по вертикали. Такой прием называется ткачеством с просветами «на прямую нитку».

Приемы соединений утков часто встречаются в ранней немецкой шпалере и редко во французской и фламандской.

Закрепление утков на общей нити основы (Приложение 3). В результате этого приема возникают небольшие зубцы оттого, что уточные нити немного выходят за границу своего цвета. Там, где утки соединяются, получается утолщение. Существует и два других способа соединения цветных утков. При групповом (или кирпичном) закреплении утков на общей нити основы соединяются не одиночные нити, а сразу несколько. Выглядит это грубее, но дает дополнительный декоративный эффект.

Другой прием намного сложнее. Здесь нити утков сцепляются между собой, соединение уточин между собой является отличительной особенностью техники «килим» (Приложение 3). На месте соединения утков также образуется рубец, но менее заметный, чем при закреплении утков на общей нити основы. Чтобы соединение выглядело красивым, утки нужно переплетать все время одинаково.

На базе основных ткацких переплетений и приемов соединения утков было создано много других хитроумных способов ткачества.

Рассмотрим приём контура. Для этого делаем одинарную или полную прокидку утка сразу по всей линии. Увеличивая количество прокидок утка, получим более широкий контур, но он выглядит грубее.

Контур часто используют в коврах и современном гобелене. Встречается он и в старинной шпалере.

Мотив может быть окружен контуром по всем направлениям: горизонтали, вертикали, диагонали. Чаще всего для контура подбирают контрастные цвета, чтобы лучше выявить узор, придать композиции декоративность и плоскостность.

Цветной контур обогащает композицию. Теплый или светлый контур уменьшает контраст, объединяет самые разнообразные цвета, создает цветовую целостность.

Черный контур применяет цветовое пятно, белый - высветлят, а серый соблюдает нейтралитет.

Контур может быть толстым или тонким, одинаковым по толщине или разным, привлекать к себе активное внимание или легкими штрихами слегка выхватывать фигуру из фона. Черный, белый и серый легко входят в композицию и объединяют цвета.

Прием «кругляния». В круглянии уток свободно движется по наклонным линиям в любую сторону, в соответствии с рисунком. В результате сами прокидки уточной нити «рисуют» по форме, как штрих в рисунке карандашом. Прием используется и в тех случаях, когда нужно сделать дополнительные прокидки утка, чтобы выровнять участок ткачества, уплотнить отдельные рыхлые места.

Прием кругляния обычно используют на небольших участках. Если ткать, таким образом, большой фрагмент гобелена, могут образоваться вздутия.

Кругляние встречается еще в древнем ткачестве, применяется не только в народных коврах, но и старинной шпалере, и в современном гобелене. Древняя техника настилов встречается в восточных коврах. В русском узорном ткачестве она называется выборной, так как настилы используются на отдельных участках. В том случае, когда узор из настилов проходит по всей ширине ткани, техника называется браной (от слова «брать», «перебирать» основу).

Настилы изредка можно увидеть в старинной шпалере. Современные художники по гобелену используют их очень свободно, в разных направлениях. Встречаются гобелены, почти целиком сотканы в технике настилов. Эти приемы удобны в ткачестве подушек, занавесей, скатертей, дорожек и прочих изделий. Особенно, когда ткань должна быть тонкой и ее приходится делать в технике полотняного переплетения, где труднее создать рисунок.

Техника настилов похожа на вышивку вперед иголкой, набором. Используем сразу две уточные нити, которые идут параллельно друг другу. Рисунок создает только узорный уток, который рельефно возвышается над фоном. Чем толще нить узорного утка, тем эффектнее выглядят настилы.

Техника штриховки встречается еще в древнем ткачестве. В средние века она помогла расширить цветовую гамму шпалер. Красителей было немного, и ткачи получали переходный тон от оптического смешения двух цветов, входящий один в другой. В ранних шпалерах использовали главным образом параллельные плоскости, позднее появились и зубцы. С их помощью передавали светотень, объемную форму. Со временем, в 16 - 17 вв. форма штрихов-зубцов становилась все свободней, но по-прежнему штриховка служила для постепенного перехода тонов.

С увеличением красочной палитры ткача в 18 - 19 вв. штриховку продолжали активно использовать для усиления живописности, плавности перехода тонов.

Современные художники используют главным образом прием свободной штриховки. Придают ей порой сильную динамику, разнообразные ритмы и направления.

Техника близкая к настилу, в русском узорном ткачестве она называется «перебор под полотно». В результате этой техники получается пестрая поверхность.

Из ковроткачества в гобелен пришли новые способы ткачества. Главным действующим лицом новых приемов является узорная нить утка, а уток фона становится невидимкой.

Рассмотрим технику обвивки. Обовьем петлями нити основы. Обвивать можно и сразу две петли. Делают обвивки по всем направлениям и в любую сторону. Особенно удобно использовать обвивки для контура, идущего круто вверх. Контур того же цвета, что и сам мотив, все же дает декоративный эффект, особенно для него взята толстая нить, - рельефная линия обогащает фактуру ткани.

Технику односторонней обвивки используются в гобелене на отдельных участках, создавая рельефную поверхность. Изредка можно встретить гобелены, сотканы в технике обвивки целиком.

Две кромочные нити ткем как обычно, затем начнем обвивку с левой стороны: левой рукой отделяем пару нитей основы (переднюю и заднюю). Моточком пряжи, который находится в правой руке, обвиваем пару нитей основы петлей, затем следующую пару и так далее. Проверьте - с лицевой стороны петля должна охватить четыре нити, а изнаночной - две нити. Окончив ряд петель, делаем обратную прокидку утка репсовым переплетением.

В этом случае он именуется каркасным утком или скрепляющим без каркасного утка ряды петель проваливаются, работа продвигаются медленно и ткань получается неплотной.

Петли нельзя сильно затягивать, иначе стянутся нити основы. В том случае, когда цвет меняют, концы утков просто оставляют на изнанке.

После двух - трех рядов уже заметно, что петли ложатся параллельными косыми стежками и направлены в одну сторону. Внешне они похожи на полукосички.

Прием встречная обвивка. Его часто называют «сумаховое плетение», как и кавказские ковры, тканные в этой технике (Приложение 3).

Если обвивать петлей каждую нить основы, тогда с лицевой стороны петля будет охватывать по две нити. Возьмем уток и обвяжем основу петлями по всему ряду. В обратную сторону делаем обвивки, держа уток в левой руке и поднимая пары нитей основы правой рукой. Петлей обводим основу справа налево. Затем прокидываем каркасный уток одинарной или полной прокидкой, который делает ряды косичек более отчетливыми. Снова следует ряд обвивок и так далее.

Благодаря тому, что обвивки направлены в разные стороны, ряды петель ничем не отличаются от фактуры ткани, связанные спицами: каждые два ряда полукосичками превращаются в косички («елочку»). Косички можно также получить, используя технику плетенки-цепочки, с которой мы начали ткачество.

Сумаховое плетение все время в одном направлении дает эффект поверхности, составленной из длинных, чуть наклонных стежков.

Прием свободной обвивки удобно использовать в том случае, когда узор состоит из тонких линий. Это позволяет рельефно выделить рисунок на гладком фоне, сотканном полотняным или репсовым переплетением. Нить узорного утка легко обвивает любое количество нитей основы (от одной до четырех) в нужных направлениях, по прямым или наклонным линиям.

Один из излюбленных приемов современных художников - обвивка одиночных нитей, между которыми пропущено несколько нитей основы. Таким образом, весь узорный уток остается на лицевой стороне.

Этот прием также используется, делая обвивки в любом направлении.

При египетском плетении получается поверхность, составленная как бы из вертикальных рядов бусин (Приложение 3). Это плетение особенно эффектно, когда используется толстая пряжа.

Так называемые столбики получаются при обычном гобеленовом плетении, но справа всегда идет шерсть одного цвета, а слева - другого (Приложение 3).

Ворсовая техника - вершина ткацкого искусства и ее появление ученые относят к эпохе ранней бронзы. Сначала ворс создавали очень просто - прокладывали непряденую шерсть между нитями основы без всякого закрепления. Конечно, такой прием не годился для ворсовых ковров, и древние ткачи со временем начали закреплять ворс различными узлами.

Самый древний прием создания ворса с помощью удлиненных петель. Простейший способ «вытянутых петель». Сделаем полную прокидку утка

полотняным переплетением, затем вытянем уток петлями там, где он проходит поверх нитей основы в последнем ряду. Высота петель любая. Снова проложим нить (в данном случае это уже каркасный уток), вернем его обратно, вытянем петли и так далее.

При одинарной прокидке каркасного утка петли пойдут вертикальными рядами, а при полной - в шахматном порядке. Кромку зарабатываем обычным репсовым переплетением. Такие же петли получают, вытягивая нить на круглую пластмассовую или бамбуковую палочку. Конец ее удобнее сделать тоньше. Чем больше диаметр палочки, тем длиннее будут петли. Вытянув весь ряд петель на палочку, прокидываю каркасный уток (для него годится любая другая нить - на лицевой стороне изделия она не видна). Теперь можно вытянуть палочку и подбить сотканную часть.

От длины петель зависит четкость деталей рисунка. Длинные петли делают его расплывчатым. Петли легко превратить в обычный ворс, разрезов их ножницами в каждом ряду или после окончания работы. В зависимости от количества прокидок каркасного утка ворс будет «лежать» или «стоять». Чтобы получить «лечащий» ворс, делают большее прокидок утка.

Недостаток петельной техники в том, что петли легко вытягиваются из ткани. Но в гобелене, в отличии от утилитарных вещей, это не имеет значения.

В Прибалтике бытует прием «жемчужного переплетения». Его особенность в том, что для петель берут толстую нить, а вместо палочки вязальные спицы толщиной три - пять миллиметров. Поэтому петли выглядят как рассыпанные жемчужины.

В современном гобелене можно увидеть длинные и короткие петли, из тонких и толстых нитей, но встречаются они гораздо реже, чем традиционный ворс.

Высота ворса в одном ковре или гобелене может варьироваться, например, от 0,5 см. до 18 см. Такой ворс называют рельефным. Обычно более высоким ворсом в коврах выделяют узор на гладком фоне. Это характерно для китайских, вьетнамских, индийских ковров. Узлы вяжут разной высоты в процессе ткачества или подстригают после окончания работы. Ворсовая техника позволяет ткать большие вещи на маленькой раме: ковер можно соткать из отдельных частей и затем их сшить. Ворс, особенно длинный, скроет все швы. Современные художники часто используют ворс на небольших участках гобелена, усиливая декоративный эффект. В этом случае техника называется комбинированной.

Чтобы создать ворсистую поверхность, пользуются двумя типами узлов: «гиордес» и «сенне» (Приложение 3).

«Гиордес» - это двойной узел, симметричный и более прочный. Двойной узел именуют также турецким. Вязка его идет медленнее, чем «сенне», полуторный ковровый узел. При изготовлении гобеленов «рюу» (с длинным ворсом) обычно пользуются узлом «гиордес».

Простейший способ вязки двойных узлов используются в махровых (длинноворсовых) коврах. Тот же способ часто применяется в современном гобелене.

Перед вязкой узлов нарезают пряжу с помощью круглой гладкой палочки (линейки). Ее диаметр должен соответствовать выбранной длине отрезка (величина «крыльев» + сам узел). Короткие ворсинки трудно завязывать, поэтому чаще всего длина ворса равна 2-3 см, а палочку нужно взять диаметром 4,5-6,5 см и длиной 20-30 см. палочку обвязывают нитью от клубка по спирали и затем разрезают нити.

В махровых скандинавских коврах «рюу» встречаются множество вариантов этой техники. Вязание узлов на двух нитях основы - наиболее распространенный способ. Узлы завязываем на некотором расстоянии от сотканной части гобелена. Правой рукой держим отрезок нити, а левой - отделяем пару нитей основы. Затем накладываем отрезок пряжи поверх нитей ниже пальцев. Правый конец нити заводим справа налево под правую нить основы. А левый - под левую нить. Выводим оба конца вперед, между правой и левой нитью основы. Перемычка оказывается сверху. Подравняем концы, так как в махровых коврах они уже не подрезаются, одновременно затягиваем узел и опускаем его на место.

Узел можно вязать и таким способом; охватить петлей пару нитей основы слева направо (или наоборот) и оба конца отрезка проведите между нитями основы вперед. Тот же двойной узел получается гораздо быстрее.

Узел делают и на трех, четырех и даже шести нитях основы, но тогда ткань получается рыхлой. Узлы вяжут и боком, направляя в нужную сторону.

После каждого ряда узлов необходимо прокинуть каркасный уток. В махровых коврах он обычно включает от одной до семи прокидок. Кромки удобно закрывать тем же утком. Поскольку ряды узлов будут расти быстрее кромок, надо делать дополнительные прокидки утка, но важно соблюсти меру. Вяжут двойные узлы строгими вертикальными рядами или в шахматном порядке.

При ворсовом ткачестве так же применяется нож-крючок. Нож-крючок увеличивает скорость работы примерно в десять раз, предохраняет руки от мозолей.

Использование ножа-крючка в работе. Нож-крючок, находится в правой руке, поднимает заднюю (правую) нить основы. Левой рукой тянем узловую нить от клубка, обвиваем нить основы выше крючка и отводим конец нити влево над основной нитью. Снимаем крючок с правой нити основы и выводим его между левой и правой нитью под левую нить. Захватываем из-под нее конец пряжи и выводим его вперед. Расправляем узел, опускаем вниз, придерживая пальцами левой руки, обрезаем острым участком ножа-крючка.

Двойные узлы, хотя и вяжутся медленнее других, - самые прочные.

Симметричный двойной узел образует две петли на нитях основы, а персидский состоит из петли и полупетли. Отсюда и появилось второе название узла - полуторный. Европейцы называли его сенне (сине, сена, сехна) по городу Сеннэ (ныне Сенендедж) в Иране.

Полуторные узлы вяжутся быстрее, чем двойные, но они менее прочны.

Узел можно вязать в разные стороны на двух нитях основы. Реже его вяжут на четырех нитях.

Пальцами правой руки поднимаем правую переднюю нить основы из пары и принимаем конец нити, идущий от клубка, поданный левой рукой под нитью основы. Затем левой рукой отделяем левую заднюю нить основы из пары. Заводим правой рукой конец нити под левую нить основы. Левой рукой вытягиваем оба конца вперед, опускаем вниз и обрезаем нить.

Полуторные узлы можно также вязать петлями с помощью палочки, а потом разрезать.

Ножом-крючком вяжем узел другим способом. Правосторонний узел: оттягиваем - ножом крючком левую заднюю нить основы из пары. Проводим под нее конец узловой нити слева направо. Освобождаем крючок и поднимаем им правую нить основы. Пальцами левой руки обвиваем ее петлей слева направо и выводим нить вперед под перемычкой между нитями основы. Придерживая концы, обрезаем нити ножом.

Левосторонний узел: крючком поднимаем правую заднюю нить основы из пары. Левой рукой обвиваем ее концом узловой нити под крючком. Освободив крючок, захватываем им нить. Крючком вытягиваем нить из-под левой нити основы просвет между парой нитей основы. Петля образовалась на левой нити основы.

По ворсу ковра иногда сразу видно, каким узлом он соткан: двойной узел (особенно при небольшой плоскости) образуют маленькие пучки, так как ворсинки выходят сразу по две, затем получается пропуск между следующей парой основы и так далее. Полуторный узел распределяет ворсинки равномерно, делает ворс бархатистым. Этим и славятся туркменские ковры, сотканы полуторным узлом на большой плоскости. Существует одинарные узлы, которые дают очень плотный ворс. Ими легко

выполнить тонкую линию узора, если остальной ворс вяжут двойными или

полуторными узлами.

Скандинавский узел используют в коврах большой плоскости и высоковорсовых. При вязке узла на изнанке образуется петля и полупетля, с лицевой стороны нити перекрещиваются, а оба конца узла выходят вместе

между парой нитей основы. Вяжут скандинавские узлы также и с помощью

палочки.

Другой одинарный узел называют испанским или арабским. Такими

узлами ткали вплоть до 17 в. старинные испано-мавританские адмиральские

ковры.

Испанский узел - симметричный, концы его выходят вперед по обе стороны нити основы, один над петлей, другой под петлей.

После окончания работы гобелен срезается с рамы, причём концы основы нужно оставить такой длины, чтобы можно было связать их узлами по 4-8 нитей. Гобелен можно затем украсить бахромой или просто подвернуть хлопчатобумажные края, пришив их к изнанке.

Мини-гобелены обычно оформляются в деревянную раму. На стене они могут висеть от двух и более штук, образуя пластический и цветовой ритм.

Гобеленная композиция строится на соблюдении ряда принципов построения узоров: симметричном, раппортном или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра. Каким бы ни был принцип построения узора и гобеленной композиции, все элементы декора строго уравновешены в масштабных сочетаниях и объединены колористическим решением узорной плоскости. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм.

Орнамент гобеленов бывает двух основных видов: геометрическим и растительным.

Узоры гобеленов создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Использование мастерами в собственных композициях полюбившихся им узоров не было слепым повторением некогда увиденного, живая творческая мысль дополняла, трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты. В результате создано множество вариантов композиционных и орнаментальных решений.

Процесс изготовления гобеленов, ковров ручной работы позволяет до бесконечности варьировать не только рисунки, но и их цветовую гамму, малейшее изменение соотношения цветов в которой дает новые декоративные эффекты, свежее художественное восприятие гобелена.

Современные художники и мастерицы создают новые рисунки гобеленов на основе традиций русского ковроткачества. Композиции изделий стали еще более разнообразными, а расцветки гобеленов построены на широкой цветовой палитре. Интересные гобелены с геометрическими узорами, заполняющими все поле крупными декоративными ромбами, и сюжетно-тематические гобелены, предназначенные для детских комнат с изображениями зверей, людей, корабликов, рыбок. Цветочные и растительные мотивы находят в них тонкую моделировку форм, а колористическое решение гобеленов таит в себе богатство оттенков. Перечисленные узоры разрабатывались с учетом художественных традиций и современных задач развития художественного ручного ковроткачества.

Композиция картона и самого гобелена будут отличаться. Так как гобелен это объёмное изделие. Необходимо учитывать разные виды плетения при составлении композиции, а также расположение нитей основы.

Учащимся для успешного выполнения декоративного панно в технике гобелен необходимо знать и применять основные виды гобеленных узлов, соблюдать этапы в последовательности выполнения работы.






Приложение 1


Изготовление рамы для гобелена.Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно
















Натягивание нитей основы на раму.

















Уравнительная плетёнка




Приложение 2

Инструменты для изготовления гобелена: челнок, ножницы, колотушка, нож-крючок для вязки узлов.Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно

Приложение 3

  1. Границы цветовых участков в технике «палас»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно




  1. Сумаховое плетение

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. «Столбики»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. Гобеленовый узел «гиордес»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. Гобеленовый узел «сенне»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. Соединение утков на одну нить основы

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. Соединение утков по способу «килим»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно


  1. Границы цветовых участков в технике «палас»

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно

Роль технических приёмов изготовления гобелена в создании декоративного панно

© 2010-2022