Рабочая программа по краткосрочным курсам Городецкая роспись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «СОШ № 127 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Перми




ПРОГРАММА

краткосрочных курсов

«Городецкая роспись»



Учитель: Репина Екатерина Николаевна




Пермь 2015

Городецкая роспись

Пояснительная записка


«В городской росписи всё так просто, но как совершенна эта гармония красок, а главное дух».

В.А. Колесникова


В Городецкой росписи много близкого природе детского рисунка - плоскостность, чувство ритма в расположении элементов.

Занятия в кружке «Городецкая роспись» открывают пути познания народного творчества, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять праздники, уголки школьника, стенгазеты.

На каждом занятии вводится новый изобразительный элемент Городецкой росписи.

Надо обязательно показать детям, как движением кисти можно добиться формы цветка, листочка и т.д. Показать, как наносить легкие уверенные мазки, определить место оживки черным штрихом и белым. Как работать красками, не нарушая цветовой гармонии композиции.

Обращение с Городецкой росписью поможет детям увидеть в народном искусстве реально-сказочный мир. Мир добра. Мир прекрасного. А прекрасное, как известно, благотворно влияет на духовный и творческий потенциал личности, на развитие мировоззрения ребенка.

Работа над росписью ведется по принципу от простого к сложному по трем разделам:

I. Истоки мастерства.

II. Орнамент, композиция, цвет росписи.

III. Исполнение росписи изделия.

Программа модифицирована на основе методических пособий преподавания изобразительного искусства для учителей школ.

Цель: развитие творческих способностей детей на основе знакомства с Городецкой росписью.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с историей развития направлений художественного промысла «Городецкая роспись»;

  • Дать знания по основным элементам и мотивам Городецкой росписи;

  • Формировать умения и навыки кистевого письма.

Развивающие:

  • Развитие эстетического и художественного вкуса;

  • Развитие интереса к художественной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к природе родного края, умения ценить богатство родной природы;

  • Воспитание чувства коллективизма, патриотизма.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Основные элементы Городецкой росписи


1

1

3.

Цветочные мотивы росписи


2

2

4.

Роспись изделия


3

3

5.

Итоговое занятие (защита)


1

1





Итого

1

7

8



Содержание программы


  1. Вводное занятие.

Организация работы краткосрочного курса. Знакомство с детьми, с программой. Сообщение об истоках мастерства. Кладовая традиций XIX-XX веков Городецкие чудеса. Любимые жанры композиций Городецких мастеров. Положение руки при выполнении росписи.

  1. Основные элементы Городецкой росписи (круги, скобки, точки).

Творчество современных мастеров. Краткие сведения по цветоведению.

Практика.

Упражнения на выполнение основных элементов Городецкой росписи (штрихи, спирали, круги, скобки, точки).

Умение работать с красками гуашь.

Выполнение орнаментов, композиций, цвета росписи.

  1. Цветочные мотивы росписи.

Цветочные мотивы росписи, варианты композиций: центральная, угловая, симметричная, асимметричная.

Практика.

Последовательность выполнения (3 этапа: подмалевок, теневка, оживка).

Зарисовки композиций: центральная, кустовая.

Упражнения по выполнению элементов цветочных мотивов (6 видов бутонов, ромашка; 5 видов купавки, 3 вида розана).

Изображение листиков, варианты оживок.

Составление эскиза цветочной композиции (схема, цветовое решение, оформление изображения в прямоугольнике, квадрате, круге).

Элементы, сюжеты, мотивы (повторы и импровизация).

Творческая композиция цветовых мотивов - составление эскиза для украшения разделочной доски и других предметов быта.

  1. Эскизы оформления работ.

Украшение изделий Городецкой росписью согласно утвержденным эскизам.

  1. Итоговое занятие.

Выставка. Защита. Подведение итогов







Прогнозируемый результат



К концу учебного года дети должны:

Знать

Уметь

  • Историю развития направления художественного промысла «Городецкая роспись»;

  • Основы композиций, основные элементы Городецкой росписи, цветовое решение орнаментов.

- выполнять основные элементы, кистевое письмо, роспись изделий.

Условия реализации программы


Для реализации программы необходимы:

- бумага;

- альбом;

- краски;

- кисти;

- карандаш, ластик;

- изделие;

- презентации.

Список литературы


  1. Андреева И. Городецкие чудеса. М.: Малыш, 1977.

  2. Ершова АП., Захарова А.Е. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий. М.: Просвещение, 1991.

  3. Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 2001.

  4. Маврина Т. Городецкая живопись. Ленинград: Аврора, 1970.

  5. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

  6. Шевчук Л.В. «Дети и народное творчество». М.: Просвещение, 1990.

  7. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках ИЗО в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

  8. Шпикалова Т.П. Народное искусство на уроках декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1983.

  9. Щерб А.Б., Джолс Д.Н. Красота воспитывает человека. Киев, 1977.

  10. Юренева Е.Г. Взгляд в будущее. М.: Просвещение, 1988.


© 2010-2022