• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Тема: КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ


Учитель изобразительного искусства

Дуганова Елена Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс 6 Урок № 18

Учитель изобразительного искусства ДУГАНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Тема: КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ

Цели: формировать представление о значении изобразительных искусств в жизни человека, о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения; познакомить с основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве; учить видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций

Тип урока: "открытие" нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научатся определять понятия «конструкция», «пропорции»; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека

Оборудование: простой карандаш, ластик, бумага

Наглядно - демонстрационный материал

Основные понятия и термины

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент


Организация класса. Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Подготовка учащихся к изучению нового материала

- Сегодня у нас второй урок из большой темы «Вглядываясь в человека. Портрет». Прежде чем мы приступим к знакомству с новой темой, вспомним, что мы знаем о видах и жанрах изобразительного искусства.

Минутка повторения. «Картинный» диктант.

Демонстрирует репродукции произведений искусства:

- Назовите вид изобразительного искусства (1-5)

- Назовите жанр изобразительного искусства (6-8)



Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

1. Живопись

Кустодиев Б.М. Утро. 1904

2. Графика

Анри Матисс Лебедь

3.Скульптура

Диана Версальская (Лувр)

4. Декоративно-прикладное искусство

(Хохломская роспись)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

5.Архитектура

(Антонио Гауди Дом Мила́ (кат. Casa Milà))

6. Пейзаж

Шишкин И.И. Пейзаж. 1895

7.Натюрморт

Хруцкой И.Ф. Цветы и плоды. 1839 (фрагмент)

8. Портрет

Портрет. Ярослав Цико

- Вам понравился портрет девочки? Это репродукция картины современного художника Ярослава Цико. А сейчас послушаем сообщения о творчестве великих художников и знаменитых портретах их кисти.

Комментирует сообщения учеников. Отмечает: отбор материала, краткость, использование интересных фактов.











Определяют виды и жанры изобразительного искусства, записывают ответы на листочках.

  1. Живопись

  2. Графика

  3. Скульптура

  4. Декоративно-прикладное искусство

  5. Архитектура

  6. Пейзаж

  7. Натюрморт

  8. Портрет



Взаимопроверка, самопроверка по образцу.









Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Два ученика делают сообщения о портретах «Неизвестная» И. Крамского и «Дама в покрывале» Рафаэля (подготовлены самостоятельно)

Самоопределение к деятельности



- Завершите мою фразу. Сегодня на уроке…

- Что необходимо знать, чтобы нарисовать портрет?

- То есть, мы должны знать конструкцию головы человека.

- Не просто изобразить, а правильно изобразить, соблюдая пропорции. Пропорции - это соотношение частей, составляющих одно целое.

Итак, тема нашего урока - «Конструкция головы человека и ее пропорции». Наша задача - познакомиться с закономерностями конструкции головы человека, пропорциями лица человека и выполнить конструктивный рисунок.



…мы будем учиться рисовать портрет.

- Нам нужно знать, какой формы голова человека.

- Мы должны изобразить на лице глаза, нос и рот.

"Открытие" детьми нового знания

Частично-поисковый, репродуктивный

Предлагает выполнить наброски головы.

1. Компоновка на листе. Изображаемая голова не должна быть слишком крупной или маленькой.

2. Рисуем овал, заостряющийся книзу. Делим эту форму пополам по вертикали и по горизонтали. Левая и правая части одинаковы. Горизонтальная линия (ось глаз) проходит точно посредине.

3. Обе горизонтальные половины снова делим пополам, образуя четыре части головы с одинаковой высотой:

1) от макушки до границы волос;

2) лоб;

3) от уровня глаз до основания носа;

4) от носа до конца подбородка.

4. Глаза расположены на средней линии по обе стороны от носа. Расстояние между глазами должно быть равно величине одного глаза. Брови над глазами - на расстоянии ¼ высоты лба.

5. Нос начинается у верхнего века. Его ширина на уровне ноздрей должна равняться ширине глаза.

6. Делим пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. На этой линии расположена нижняя губа.

- Что вы можете сказать о ширине рта?



- Давайте внимательно рассмотрим уши, где они расположены?



7. Длина уха почти равна длине носа и располагаются они на одном уровне.







Ученики слушают, анализируют пропорции лица человека, выполняют наброски



























- Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого.

- Уши расположены между линией бровей и линией основания носа.

Итог этапа урока



- Мы познакомились с конструкцией и пропорциями головы человека, выполнили конструктивный рисунок. Можно ли назвать его портретом?



- Как сделать так, чтобы портрет стал похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?

Это задача следующего этапа урока.





- Нет, это ещё не портрет, потому что он ни на кого не похож.

Физкультминутка



Упражнение для глаз: «найти» глазами круги разных цветов, расположенные в разных частях доски.

Упражнение для кистей рук:

руки в «замочек», вращательные движения;

поочерёдное надавливание подушечками пальцев.



Выполняют упражнения

Творческая практическая деятельность

Игровая технология, упражнение-эксперимент

- Наша практическая работа будет состоять из двух этапов.

  1. Игровой момент «Фоторобот» (методическая разработка С.И. Горшковой)

Предлагает по данному описанию составить портреты вымышленных персонажей-пиратов. Каждый из портретов разной психологической направленности.

- Ребята, к нам попали фотороботы опасных пиратов. К несчастью, кто-то перепутал части, но у нас есть их словесное описание. Давайте попробуем восстановить портреты. (Учитель читает описание «пиратов»)

ВЕСЕЛЬЧАК У

Жизнерадостный толстяк с румяными щеками и густой каштановой шевелюрой, глаза голубые, нос крупный, мясистый.

Толстые губы растянуты в широкую улыбку. Завершает портрет огромный двойной подбородок.

УНЫЛЫЙ ДЖО

Худое измождённое лицо Джо заканчивается треугольным подбородком, поросшим редкой щетиной. Глаза карие, длинный крючковатый нос. Длинные редкие усы повисли вдоль подбородка. В левом ухе одиноко болтается серьга жёлтого металла. Из приоткрытого рта с единственным зубом, кажется, сейчас вырвется стон.

СВИРЕПЫЙ СИЛЬВЕР

Лоб прорезали глубокие морщины, мохнатые брови сурово нахмурены. Глаза карие. Тонкие злые губы плотно сжаты. Подбородок прячется в густой окладистой бороде.



- Итак, нам удалось восстановить портреты пиратов. Что вы можете сказать о них?

  1. Определение эмоионального состояния

- Лицо человека выражает его эмоции, мысли, симпатии и антипатии, которые ясно показывают другим, как мы относимся к тому или иному явлению. Фактически все эмоции мы можем увидеть или ощутить. На фото вы видите лица в различном Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс) Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс) Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс) Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс) Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

эмоциональном состоянии.

- Определите эмоиональное состояние на схемах и подберите к ним слова, обозначающие соответствующие чувства.

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 - спокойствие, 2 - печаль, 3 - радость, 4 - боль, 5 - смех, 6 - плач, 7 - презрение, 8 - внимание, 9 - размышление







Восстанавливают фотороботы по описанию.

Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)



Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)



Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)

- Один из пиратов - весёлый и толстый, другой - худой и грустный, третий - злой.























Подбирают слова, определяющие эмоциональное состояние:

1 - спокойствие

2 - печаль

3 - радость

4 - боль

5 - смех

6 - плач

7 - презрение

8 - внимание

9 - размышление

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выставка работ учащихся

- Что вам больше всего понравилось в портретах? Что было самым трудным? Что, на ваш взгляд, удалось?

Дети рассматривают, анализируют работы одноклассников, обмениваются впечатлениями, делают выводы







© 2010-2022