- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Развернутый план конспект урока 6 класс
Развернутый план конспект урока 6 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахапова Г.Д. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Развернутый план-конспект урока
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 6
Программа: «Изобразительное искусство», Б.М. Неменский
Тема года: «Искусство в жизни человека».
3 четверть. Тема:«Вглядываясь в человека. Портрет»
Тема урока. «Сатирические образы человека»
Вид урока: традиционный.
Тип урока: изучение новых знаний.
Цели и задачи деятельности учителя
Образовательные: Формировать представление о виде изобразительного искусства -карикатуре и её разновидностях, познакомить уч-ся с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», приёмами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве.
Развивающие: развивать наблюдательность, технику рисования карандашом.
Воспитательные: воспитать интерес к человеку, положительное отношение к юмору
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение
Методы и формы
обучения
Эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный,; индивидуальная, фронтальная, парная
Интнрнет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki
Оборудование
Бумага, карандаш, гелевая ручка, черный фломастер, ластик, конверты №1(определения «карикатура», «шарж»),№2 (фотографии и шаржи известных личностей, алгоритм характеристики шаржей) на 6 групп, №3 (памятка «Карикатурятам»).
Наглядно-демонстрационный материал
Репродукции: шаржи на известных личностей(раздаточный материал)
шаржи Кукрыниксов, памятки «Карикатурятам»
Мультимедийный ряд: презентация «Сатирические образы».
Основные понятия и термины
Карикатура, шарж
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
обучающихся
Формы
организации
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
1
2
3
4
5
6
I. Организационный момент
1. Приветствие
2.Проверка готовности к уроку
Прошу проверить друг у друга наличие материалов.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
Познавательные: определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение
к юмору.
II.Формулирование темы урока и целеполагание
Беседа
с постановкой проблемы
1.Формулирование темы
(Слайд 1)
- Чему научились на прошлом уроке?
- Как художник подбирает модель? На что обращает внимание? (Научились замечать индивидуальные особенности и характер человека и передавать их при помощи графических материалов.)
- Что вы можете сказать об этом человеке? Каким его увидел художник?
(-Умный, думающий, внимательный, вдумчивый, мыслящий)
Появляется изображение шаржа рядом с портретом.
- А что здесь хотел подчеркнуть художник? ( Другую сторону характера подчеркнул: весёлый, добродушный, энергичный)
-В чём разница этих портретов?
- Какой приём использовал художник во втором портрете, чтобы выделить определённую черту характера? (Резкое преувеличение.)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока: «Сатирические образы человека»
3. Целеполагание
- Какие новые задачи надо решить? Что надо узнать? (Что такое карикатура и шарж)
- Что умеете?
- Чему должны научиться? (Выделять и увеличивать определённые качества человека)
- Давайте посмотрим, как работают художники-карикатуристы.
Отвечают на вопросы. Формулируют тему
Осмысливают цель урока.
Фронтальная работа
III. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
(Слайд 2)
- Ребята, дайте характеристику этим изображениям. (Первое изображение: добродушный, мягкий, радостный.)
- Как вы об этом догадались? Какие выразительные средства вам это подсказали? (Линия и пятно. Линия плавная и мягкая, пятно мягкое, округлое.)
(Второе изображение: агрессивный, злой, человек-маска. Линия угловатая, разорванная, пятно агрессивное.)
- Как вы думаете, в чём разница между карикатурой и шаржем?(Карикатура высмеивает отрицательные качества. Шарж - добродушное юмористическое изображение).
- Откройте конверт, прочитайте определения. Согласны?
Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт.Сатирическая карикатура высмеивает, разит зло и беспощадно.
Шарж - разновидность карикатуры, добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.
(Слайд 3)
- Перед вами шарж, где изображены энергетически разные люди? Как вы думаете, почему их объединили? Какая профессия их объединяет? Как вы думаете есть ли у них достижения в искусстве?
- Можно много сказать об этих людях, хотя мы и не знаем кто это такие.
- Это художники Кукрыниксы, художники-карикатуристы. Можно найти о них информацию в Интернете.
Анализируют изображения.
Знакомятся с определениями понятий
Ребята дают характеристики сатирическим образам
Фронтальная работа
IV.Актуализация знаний и умений |
| Работа в группах по 4 человека с раздаточным материалом. В конверте фото и шарж. - Работая в группах, дайте характеристику портретов. Ответьте на вопрос: « Что хотел подметить художник? И как он это сделал?Каков этот человек? Какими выразительными средствами пользовался?(Линией , пятном, цветом)» Ответы обучающихся. (Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6)
(Слайд 7)
Ответьте на вопросы: « Что хотел подметить художник? И как он это сделал?Каков этот человек? Какими выразительными средствами пользовался? » (Линией , пятном, цветом.) - Перед вами изображения одних и тех же людей. Что это шарж или карикатура? Обоснуйте ответ. - Итак, какими жекачествами должен обладать художник-карикатурист?(Должен быть наблюдательным, подмечать в человеке то,что для него характерно, добрым и умным.) | Работают в группах, ответы записывают. Дают характеристику шаржам.
Дают ответы. Команды слушают и дополняют
| Групповая работа |
|
Физкультминутка.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
V. Этап творческого применения
Практический. Творческий поиск
Предлагаювыполнить с помощью графических материалов дружеский шарж или карикатуру
Раздаю памятки.
- Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам». Прочтите и найдите опорные слова.
- Нарушение пропорций вызывает смех!
- Асимметрия не повредит карикатуре!
- Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!
- Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое - это тоже смешно!
- Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали - это весело!
- Одежда велика или мала, так и надо!
- Голова больше туловища? Здорово!
- Ноги короче рук, тоже не плохо!
- Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные - замечательно!
- Длинное - ещё длиннее, широкое - ещё шире, острое - ещё острее, а круглое превращается в шар.
- Желаю удачи!
(Опорные слова: смех, изменяй, объединяй, растяни, преувеличение, не обидеть).
Помощь и консультирование учащихся, при необходимости - проведение фронтальной работы по устранению ошибок
Читают и выделяют опорные слова.
Выбирают вариант своей творческой работы, кого изобразить, материал для работы.
Ищут свои пути решения учебной задачи.
Работа в парах
Индивидуальная работа
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Познавательные: осваивают
приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы».
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.
Личностные:
осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают.
IV. Итогиурока.
Рефлексия
Демонстрация шаржа
Выбираю несколько лучших работ. Обучающиеся рассказывают, что хотели подметить и какими приёмами воспользовались.
Рефлексия.
1) Чему научился?
2) В чем затруднялся?
3) Как преодолеть затруднения?
4) С каким настроением работал?
Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.
Регулятивные:
выдвигают версии, работают по плану.
Личностные:
идут на взаимные уступки
в разных ситуациях; учатся критически осмысливать свое поведение