Авторская программа по ИЗО Семицветик для детей 5-6 лет

Авторская программа по изобразительной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) "Семицветик" включает в себя планирование работы кружка с целью развития у детей изобразительных навыков через работу с бумагой, разными видами пластилина, рисование нетрадиционными методами. Цель программы: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность. Задачи: 1.       Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №104 «Бэлэкэч»

города Набережные Челны Республики Татарстан

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«Центр развития ребенка

Детский сад № 104 «Бэлэкэч»

_________ Сорошкина С.А.

«____»_______20__г.

Рассмотрено и утверждено

На педсовете

От «____»_______20__г.

Протокол №

Авторская программа

кружка художественного

творчества "Семицветик"

(для детей 5-6 лет)

(Срок реализации 1 год)

Воспитатель 1 кв.категории

Понизова Надежда Петровна





2013 год

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Проблемы:

  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.

  • Недостаточный уровень речевой активности детей.

  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация, пластилинография.

Задачи:

1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

  1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

  2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

  3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.

  4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

  5. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
    Составить программу работы по развитию мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, пластилинографии. (Приложение 2).



Количество занятий:

Деятельность

Неделя

Месяц

Год

Нетрадиционное рисование

1

2

16

Пластилинография

1

8

Аппликация

1

8

Мониторинг

2

Итого: 34 часа

Длительность занятия составляет по 25 минут с подгруппой детей

Итогом детской деятельности будут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, участие в конкурсах городского и регионального уровня.

Используемый материал:

Рисование: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.

Квиллинг: бумага, ножницы, клей, салфетки.

Пластилинография: разные виды пластилина, стеки, картон.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы (Приложение 1).

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, бумагокручения и пластилинографии.

  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости.

Работа с родителями.

Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы - памятки, папки - передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:

  1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»

  2. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»

  3. Оформление уголка «Студия Семицветик».


Используемая литература:


  1. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

  2. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография". - М: Издательство "Скрипторий 2003", 2006.

  4. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника - бумажная пластика". - М: Педагогическое общество России, 2007.

  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2012.

  6. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2009.


© 2010-2022