- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Авторская программа по ИЗО Семицветик для детей 5-6 лет
Авторская программа по ИЗО Семицветик для детей 5-6 лет
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Понизова Н.П. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №104 «Бэлэкэч»
города Набережные Челны Республики Татарстан
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Центр развития ребенка
Детский сад № 104 «Бэлэкэч»
_________ Сорошкина С.А.
«____»_______20__г.
Рассмотрено и утверждено
На педсовете
От «____»_______20__г.
Протокол №
Авторская программа
кружка художественного
творчества "Семицветик"
(для детей 5-6 лет)
(Срок реализации 1 год)
Воспитатель 1 кв.категории
Понизова Надежда Петровна
2013 год
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать - одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Проблемы:
-
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
-
Недостаточный уровень речевой активности детей.
-
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация, пластилинография.
Задачи:
1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
-
Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
-
Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
-
Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.
-
Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
-
Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
Составить программу работы по развитию мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликация.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, пластилинографии. (Приложение 2).
Количество занятий:
Деятельность
Неделя
Месяц
Год
Нетрадиционное рисование
1
2
16
Пластилинография
1
8
Аппликация
1
8
Мониторинг
2
Итого: 34 часа
Длительность занятия составляет по 25 минут с подгруппой детей
Итогом детской деятельности будут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, участие в конкурсах городского и регионального уровня.
Используемый материал:
Рисование: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
Квиллинг: бумага, ножницы, клей, салфетки.
Пластилинография: разные виды пластилина, стеки, картон.
Срок реализации: 1 год.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы (Приложение 1).
Предполагаемый результат:
-
Дети освоят правила безопасности во время работы.
-
Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
-
Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, бумагокручения и пластилинографии.
-
У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости.
Работа с родителями.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы - памятки, папки - передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:
-
Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»
-
Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
-
Оформление уголка «Студия Семицветик».
Используемая литература:
-
Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
-
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
-
Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография". - М: Издательство "Скрипторий 2003", 2006.
-
Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника - бумажная пластика". - М: Педагогическое общество России, 2007.
-
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2012.
-
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2009.