• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект развивающего урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Интерьер русской избы»

Конспект развивающего урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Интерьер русской избы»

Развивающий урок ИЗО в 5 классе на тему: «Интерьер русской избы» Урок разделен на 4 модуля:1 модуль – 2 мин. Организационная часть и подготовка к основному модулю урока, включающая в себя: мотивацию, целеполагание и актуализацию.2 модуль – 8 мин. Основная часть – усвоение новых знаний, через постановку проблемы и посредством использования средств наглядности. Начинается учебный процесс с проблемных наводящих вопросов, (фронтальный опрос и эвристическая беседа). Урок построен на демонстрации иллю...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

ГБОУ СОШ № 514

ЮАО


Кустова Анна Георгиевна - учитель ИЗО и МХК




Развивающий урок изобразительного искусства

в 5 классе

на тему:

«Интерьер русской избы»



2015 год

Развивающий урок ИЗО в 5 классе

на тему: «Интерьер русской избы»


Урок разделен на 4 модуля:


1 модуль - 2 мин. Организационная часть и подготовка к основному модулю урока, включающая в себя: мотивацию, целеполагание и актуализацию.

2 модуль - 8 мин. Основная часть - усвоение новых знаний, через постановку проблемы и посредством использования средств наглядности. Начинается учебный процесс с проблемных наводящих вопросов, (фронтальный опрос и эвристическая беседа). Урок построен на демонстрации иллюстративного материала - наглядного пособия - фронтальной перспективы интерьера русской избы, и наглядном примере построения фронтальной перспективы интерьера комнаты. В итоге основного модуля ученики начинают понимать, как легко и просто строится фронтальная перспектива комнаты.

3 модуль - 30 мин. Практическая часть - выполнение учащимися практической работы простым карандашом на бумаге формата А3 - построение интерьера русской избы по правилам фронтальной перспективы, повторяя по этапам действия учителя, который работает мелом на доске.

4 модуль - 5 мин. Заключительная часть: контроль усвоения нового материала. Просмотр и оценочная характеристика выполненных работ - краткое их обсуждение…

Домашнее задание на закрепление полученных знания и навыков - закончить построение фронтальной перспективы интерьера русской избы.

План урока:


Цель: научить изображать интерьер избы по правилам перспективы.

Комплексный характер цели подразумевает многоплановость:

научить изображать пространство интерьера по правилам фронтальной перспективы,

и как следствие - пространственно мыслить,

изображать убранство традиционной русской избы.

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить с принципами изображения фронтальной перспективы интерьера, развивающими образное и пространственное мышление;

- обучить школьников практическим навыкам изображения фронтальной перспективы интерьера русской избы;

воспитательные:

- продолжать воспитывать любовь и интерес к традициям русского народа, и его быту, уважение к народному искусству;

развивающие:

- развить познавательный интерес учащихся к традициям и быту русского народа, развить образное и пространственное мышление;

- развить умение решать задания, сконструированные по принципам проблемного обучения; умение отвечать на поставленные проблемные вопросы;

- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством диалога ученик-учитель, и реализовать в полной мере принцип наглядности, используя на уроке не только наглядные пособия, но и обыкновенную доску и мел.

Технология: крупноблочная.

Тип урока: комбинированный (вводный урок - получение новых ЗУН, урок практической работы и закрепления ЗУН).

Оборудование: иллюстративные наглядные пособия - изображение фронтальной перспективы интерьера русской избы, и наглядного примера построения фронтальной перспективы интерьера комнаты, раздаточный материал на парту - учебник с примерами построений фронтальной перспективы, бумага формата А3, графические материалы: простые карандаши, длинная прозрачная пластиковая линейка (40 - 50 см.), ластик, точилка.


Ход урока


Время

Модуль

Содержание

Формы, методы и приемы

1

2 мин.

Организация,

начала урока.

Подготовка к основному модулю:

а) мотивация,

б) целеполагание,

в) актуализация.

Приветствие.

- Мы живем с вами в современных многоэтажных бетонных домах и благоустроенных квартирах. А раньше русские люди жили в традиционных деревянных избах - бревенчатых срубах…

- И соответственно традиционный интерьер русской избы имеет свой самобытный облик и свое особое устройство…

- Всем нам необходимо знать и помнить свои традиции. И поэтому сегодня мы с вами будем изображать интерьер русской избы.

- Как вы думаете с чего же нам начать изображать интерьер избы?

- Нужно ли для этого знать какие-то особые правила?

- Попробуйте сейчас мелом на доске быстро изобразить бревенчатый интерьер избы.

- Почему все так получилось условно и плоско? И совсем непонятно что это внутреннее пространство избы…

- А для того чтобы все получилось правильно и понятно, нужно знать основные правила построения фронтальной перспективы интерьера комнаты. Именно этим мы и будем заниматься на уроке.

Слово учителя.

Урок обязательно начинается с постановки проблемного вопроса на развитие воображения и образного мышления!

Фронтальная беседа.

Постановка проблемных вопросов.

Дискуссия.

Диалог учеников.




* Один из учеников выходит к доске и безуспешно пытается изобразить интерьер русской избы.

* Ученики пытаются понять, почему получилось неудачное изображение…

* Демонстрация иллюстративного материала - наглядного пособия - фронтальной перспективы интерьера русской избы, и наглядного примера построения фронтальной перспективы интерьера комнаты.

2

8 мин.

Основная часть: усвоение новых знаний через постановку проблемы и средств наглядности.

- Как вы думаете с чего начинается изображение любого пространства на плоскости?

- Правильно, с линии горизонта!

- А еще чего?

- Так называемой «точки схода»!

- А как вы думаете, почему она так называется?

- Правильно, потому что к ней сходятся все линии построения…

- А что еще необходимо для изображения пространства интерьера?

- Нужно показать в перспективном сокращении (линейная перспектива) стены, потолок и пол.

- А теперь, открыв учебники, лежащие у вас на партах вы видите примеры построения фронтальной перспективы комнаты.

Демонстрация иллюстративного материала - наглядного примера построения фронтальной перспективы интерьера комнаты и наглядного пособия - фронтальной перспективы интерьера русской избы.

Дискуссия.

Фронтальный

диалог учеников. Участие учеников непосредственно в процессе решения поставленных проблемных вопросов.

Перед началом демонстрации иллюстративного материала - решение коротких проблемных задач, (посредством постановки коротких проблемных вопросов) с участием отдельных учеников.

Слово учителя.

Объяснение нового материала на иллюстративных

примерах.

Просмотр и обсуждение иллюстративного раздаточного материала - примеров фронтальной перспективы интерьера в учебниках.

Демонстрация иллюстративного материала…

3

30 мин.

Практическая часть.

Зрительное восприятие нового материала и выполнение проблемного практического задания на построение фронтальной перспективы интерьера.

Все ученики делают построение интерьера русской избы по правилам фронтальной перспективы комнаты, повторяя по этапам действия учителя, который работает мелом на доске. Построение выполняется учениками на формате А3 - простым карандашом с помощью длинной линейки (40-50 см.).

Выполнение учащимися практической работы, в процессе которой поступательно и взаимосвязано происходит понимание на собственном опыте принципов правильного построения фронтальной перспективы комнаты.

Так, в процессе учебной практической деятельности, происходит развитие практических навыков построения фронтальной перспективы интерьера, развитие геометрического, пространственного и образного мышления.

4

5 мин.

Заключительная часть: контроль усвоенного нового материала.

Домашнее задание.

Просмотр и оценочная характеристика выполненных работ.

Домашнее задание - закончить построение фронтальной перспективы интерьера русской избы.

Беседа, диалог с учениками. Краткий анализ выполненных работ. Обсуждение. Домашнее задание по данной теме - закрепляющее полученные знания и навыки.

Самоанализ урока

Ф.И.О. учителя: Кустова Анна Георгиевна

Школа № 514 Дата: 16.09.2014 Предмет: ИЗО Класс: 5 «В»

Учащихся в классе: 27. На уроке: 25. Тема: «Интерьер русской избы»

Составные части анализа

и алгоритм аналитической деятельности

Самоанализ урока

I. Правильность выбора

цели урока.

1. Комплексный характер цели; наличие образовательного, развивающего аспектов.

2. Реальность достижения цели на уроке.

3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.

4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели урока детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности.

I. Цель: научить изображать интерьер избы по правилам перспективы.

1. Комплексный характер цели подразумевает многоплановость: научить изображать пространство интерьера по правилам фронтальной перспективы, и как следствие - пространственно мыслить, изображать убранство традиционной русской избы.

2. Достижение поставленной цели на уроке достаточно легко было реализовать.

3. Связь цели данного урока с целями предшествующих уроков совершенно очевидно - изучение народного декоративно-прикладного искусства, русских традиций, понимание особенностей русского деревянного зодчества - взаимосвязи экстерьера и интерьера русской избы и как следствие - изучение способов изображения пространства (фронтальной перспективы интерьера самым простым и доступным методом).

4. Принятие цели состоялось детьми уже на первом этапе, осознание же цели и мотивации - научится изображать пространство интерьера русской избы реалистическими методами пришло постепенно - в процессе урока.

II. Выбор типа урока.

1. Соответствие выбранного типа урока его цели.

2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.

II. Тип урока - комбинированный (вводный урок - получение новых ЗУН, урок практической работы и закрепления ЗУН).

1. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели, т.к. именно комбинированный тип позволяет достигнуть положительного комплексного результата.

2. Правильность выбора типа урока положительно повлияла на моделирование его структуры и успешное достижение цели урока.

III. Структура урока.

1. Соответствие структуры урока его типу и дидактическим целям.

2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу.

3. Наличие взаимных связей между этапами.

4. Влияние структуры урока на достижение его цели.

III. Структура урока

1. Структура урока соответствует его типу и поставленным комплексным дидактическим целям.

2. В структуре урока присутствуют этапы, дополняющие его дидактическую основу. Такими этапами являются - основная часть: усвоение новых знаний через постановку проблемы и средств наглядности и заключительная часть: контроль усвоенного нового материала.

3. Наличие логических взаимно вытекающих связей между этапами урока несомненно присутствует: * организация и начало урока, * основная часть: усвоение новых знаний через постановку проблемы и средств наглядности, * практическая часть, * заключительная часть: контроль усвоенного нового материала. (Домашнее задание). 4. Несомненно, что положительное влияние структуры данного урока на достижение его цели присутствовало.

IV. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока.

1. Научность и доступность учебной информации.

2. Глубина содержания, полнота его передачи. 3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между ними взаимных связей. 4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке. Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли это существенное влияние на достижение целей урока?

IV. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока соответствовало поставленной комплексной

учебной цели.

1. Принцип доступности учебной информации был реализован в полной мере. Научность представленной новой информации соответствовала возрастным особенностям восприятия данного класса.

2. Глубина содержания соответствовала стандартам утвержденной учебной программы. Полнота передачи нового материала была достаточной для данного урока и не превышала необходимых норм. 3. Формы и методы учебной деятельности соответствуют содержанию материала. Несомненно, в данном уроке присутствует наличие взаимных связей между формами и методами учебной деятельности.

4. На уроке преобладали такие формы познавательной деятельности учащихся: зрительное восприятие нового материала и выполнение проблемного практического задания на построение фронтальной перспективы, развитие практических навыков построения перспективы интерьера, развитие геометрического и образного мышления. Все это вызвано особенностями содержания данного урока и оправдано психологическими особенностями восприятия учащихся. Все это оказало существенное влияние на достижение целей урока.

V. Итоги урока, оценка результативности урока.

1. Какие приращения в ЗУН учащихся состоялись, соответствует ли это цели урока?

2. Уровень достижения цели: * полностью;

* частично; * не достигнута.

3. Что оказало положительное влияние на достижение цели урока?

4. Что препятствовало полному достижению цели урока?

5. Урок в системе уроков. Что нуждается в дополнительном изучении на следующем уроке?

V. Итоги урока можно охарактеризовать как достаточно успешные. Результативность урока можно оценить достаточно высоко.

1. Можно считать состоявшимися приращения в ЗУН учащихся: знания особенностей убранства традиционной русской избы, умения изображать фронтальную перспективу интерьера, УУД и навыки пространственного мышления. Все это соответствует цели урока. 2. Уровень достижения цели - * полностью.

3. Факт доступности объяснения теоретического материала и наглядного примера построения перспективы интерьера избы положительно повлиял на достижение цели урока.

4. Невнимательность и природная рассеянность некоторых учеников (особенности в составе данной группы детей) препятствовала полному (стопроцентному) достижению целей урока для отдельных учеников.

5. Этот урок является одним из составных элементов (первым) в системе уроков цикла посвященного облику и убранству традиционной русской избы.


© 2010-2022