- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по ИЗО 5-9 класс
Программа по ИЗО 5-9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимцева Р.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, авт., Б.М. Неменского.М.: Просвещение, 2009 года, и учебника, авторы: Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - М.: Просвещение, 2009-11г.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Программа направлена: на познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, на освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.
Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор - человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия обучающихся, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Учащихся подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности - так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: формирования художественного мышления у учащихся, формирования смысловой связи между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Древние корни народного искусства 8 часов
Связь времен в народном искусстве 8 часов
Декор - человек, общество, время 12 часов
Декоративное искусство в современном мире 7 часов
Данные разделы составляют структуру программы.
Отличительными чертами данной программы является возможность «связывать» уроки изобразительного искусства с внеурочными и внешкольными формами работы, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Контроль достижения уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: контрольная работа, выставка творческих работ.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать и понимать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Тематический план
ИЗО
5 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов )
№
Название раздела, темы.
Всего часов
1
Древние корни народного искусства
8 часов
2
Связь времён в народном искусстве
8 часов
3
Декор - человек, общество, время
12 часов
4
Декоративное искусство в современном мире
7 часов
Итого 35 часов
Содержание программы
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Декор - человек, общество, время
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале
Календарно - тематическое планирование
№
урока
Дата проведения урока
5А 5Б
Название раздела, тема урока
Примерные сроки
Древние корни народного искусства
1
Древние образы в народном искусстве
2
Декор русской избы
3
Внутренний мир русской избы
4
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
5
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
6
Народный праздничный костюм
7
Народный праздничный костюм, обряды
8
Древние корни народного искусства
Связь времён в народном искусстве
9
Древние образы в современных народных игрушках
10
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
11
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
12
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
14
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
15
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
16
Обобщение тем. Выставка работ.
Декор - человек, общество, время
17
Зачем людям украшения.
18
Декор и положение человека в обществе
19
Декор и положение человека в обществе
20
Одежда говорит о человеке
21
Одежда говорит о человеке
22
Одежда говорит о человеке
23
О чём рассказывают гербы и эмблемы
24
О чём рассказывают гербы и эмблемы
25
О чём рассказывают гербы и эмблемы
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
27
Роль произведений декоративно-прикладного искусства разных времён.
28
Итоговая игра-викторина
Декоративное искусство в современном мире
29
Современное выставочное искусство
30
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале
31
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале
32
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале
33
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материал
34
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материал
35
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале
Всего 35 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
2.Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл.
общеобразоват. учреждений -М.: Просвещение, 2009-11г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
-
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл.
общеобразоват. учреждений -М.: Просвещение, 2009-11г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, авт.: Б.М. Неменского. М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник М.: Просвещение, 2010-11 г.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.
Этот год посвящен собственно изобразительному искусству.
Предлагаемая программа направлена на: изучение языка изобразительного искусства и современных культур, на понимание исторических культурных контекстов.
Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: освоения начальных основ грамоты изображения, обретения практического опыта использования рисунка, цвета, формы, пространства.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства, восприятия и созидания.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 8часов
Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов
Вглядываясь в человека. Портрет. 12 часов
Человек и пространство в изобразительном искусстве. 7 часов
Данные разделы составляют структуру программы.
Отличительными чертами данной программы является возможность «связывать» уроки искусства с внеурочными и внешкольными формами работы, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Контроль достижения уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: контрольная работа, выставка творческих работ.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать и понимать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия.
Тематический план
ИЗО
6 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)
№
Название раздела, темы
Всего часов
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
8 часов
2
Мир наших вещей. Натюрморт
8 часов
3
Вглядываясь в человека. Портрет
12 часов
4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7 часов
Итого
35 часов
Содержание программы:
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Обобщение тем.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы)
Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
6 класс
№
Урока
Дата проведения урока
Название раздела, тема урока
Примерные сроки
6А
6Б
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2
Рисунок - основа изобразительного творчества
3
Линия и её выразительные возможности
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
5
Цвет. Основы цветоведения
6
Цвет в произведениях живописи
7
Объёмные изображения в скульптуре
8
Основы изображения языка
Мир наших вещей. Натюрморт
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
10
Изображение предметного мира-натюрморт
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
13
Освещение. Свет и тень
14
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
15
Выразительные возможности натюрморта
16
Обобщение тем: «Мир наших вещей.» «Натюрморт.»
Вглядываясь в человека. Портрет
17
Образ человека - главная тема искусства
18
Конструкция головы человека и её пропорции
19
Изображение головы человека в пространстве
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
21
Портрет в скульптуре
22
Сатирические образы человека
23
Сатирические образы человека
24
Образные возможности освещения в портрете
25
Портрет в живописи
26
Роль цвета в портрете
27
Великие портретисты
28
Обобщение темы: «Вглядываясь в человека. Портрет»
Человек и пространство в изобразительном искусстве
29
Жанры в изобразительном искусстве
30
Изображение пространства
31
Правила линейной и воздушной перспективы
32
Пейзаж - большой мир. Организация изображения пространства
33
Пейзаж - настроение. Природа и художник
34
Городской пейзаж
35
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Всего 35 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник
М.: Просвещение, 2010-11 г.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 6 класс: Поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2008
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник
М.: Просвещение, 2010-11 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: Питерских А. С., Гуров Г. Е. « Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.
Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.
Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:
Развитие наблюдательности у учащихся, развитие самосознания и интерес к жизни других людей, развитие композиционного мышления у учащихся.
Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: глубокое понимание роли искусства в жизни людей, формирование исследовательского и созидательного интереса у учащихся.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов
Поэзия повседневности 8 часов
Великие темы жизни 12 часов
Реальность жизни и художественный образ 7 часов
Данные разделы составляют структуру программы.
Особенностью организации учебного процесса данной программы является применение и сохранения принципа содержательного единства восприятия произведений искусства, а также принципа постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности.
Художественно-творческие проекты
Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.
Материал - по выбору в соответствии с содержанием проекта.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: выставка творческих работ, демонстрация проектных работ.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать и понимать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.
Должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы обучающиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Тематический план
ИЗО
7 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)
№
Название раздела, темы
Всего часов
1
Изображение фигуры человека и образ человека
8 часов
2
Поэзия повседневности
8 часов
3
Великие темы жизни
12 часов
4
Реальность жизни и художественный образ
7 часов
Итого 35 часов
Содержание программы:
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства . Пропорции и строение фигуры человека
Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Великие темы жизни
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Тематическая картина в русском искусстве XIX века .Процесс работы над тематической картиной
Библейские темы в изобразительном искусстве .Монументальная скульптура и образ истории народа
Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
Зрительские умения и их значение для современного человека
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Календарно - тематическое планирование ПО ИЗО
7 класс
№
урока
Дата проведения урока в 7А
Дата проведения урока в 7Б
Название раздела, тема урока
Примерные сроки
Изображение фигуры человека и образ человека
1
Изображение фигуры человека в истории искусства
2
Пропорции и строение фигуры человека
3
Пропорции и строение фигуры человека
4
Лепка фигуры человека
5
Набросок с натуры фигуры человека
6
Набросок с натуры фигуры человека
7
Набросок с натуры фигуры человека
8
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Поэзия повседневности
9
Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов
10
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
11
Сюжет и содержание в картине
12
Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве
13
Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве
14
Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
15
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
16
Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Великие темы жизни
17
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
18
Тематическая картина в европейском искусстве ХІХ в
19
Процесс работы над тематической картиной
20
Процесс работы над тематической картиной
21
Процесс работы над тематической картиной
22
Библейские темы в изобразительном искусстве
23
Библейские темы в изобразительном искусстве
24
Библейские темы в изобразительном искусстве
25
Монументальная скульптура и образ истории народа
26
Место и роль картины в искусстве XX века
27
Место и роль картины в искусстве XX века.
28
Обобщение тем.
Реальность жизни и художественный образ
29
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
30
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
31
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
32
Зрительские умения и их значение для современного человека
33
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
34
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
35
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Всего 35 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
2. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение, 2009 года учебника, авторы: Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.
Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год, ( включая 17 часов из регионального компонента) и является программой базового уровня.
Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:
Развитие наблюдательности у учащихся, развитие самосознания и интерес к жизни других людей, развитие композиционного мышления у учащихся, рассмотрение конструктивных видов композиционного творчества.
Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: глубокое познание видов искусств в единстве языка в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов, понимание роли искусства в жизни людей, формирование исследовательского и созидательного интереса у учащихся.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры 8 часов
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий 8часов
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 12 часов
Человек в зеркале дизайна и архитектуры 7часов
Отличительной чертой данной программы является применение принципа пространственно - обьёмной композиции как в архитектуре так и в дизайне с содержанием композиции: плоскостной или обьёмно- пространственной. Принцип триединства: изобразительный, декоративный, конструктивный способствующий прочно опираться на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися. Материал изложенный в программе (региональный компонент)
обогатит содержание занятий, будет способствовать пробуждению интереса к культуре своего народа, своего края, воспитанию чувства патриотизма, что сегодня является актуальным для формирования духовной культуры учащихся.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: выставка творческих работ.
Планируемые результаты обучения
Должны знать и понимать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Тематический план
ИЗО
8 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)
№
Название раздела, темы
Всего часов
1
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
8часов
2
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
8часов
3
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
12 часов
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
7 часов
Итого 35 часов
Содержание программы:
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность. Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность.
Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Культура Кузбасса
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Развитие изобразительного искусства в Кузбассе.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн и архитектура моего сада. Молодёжные творческие коллективы Кузбасса.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Художники Кузбасса. Творчество художников Кузбасса.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.
Календарно - тематическое планирование по ИЗО
8 класс
№
урока
Дата проведения урока в 8А
Дата проведения урока в 8Б
Название раздела, тема урока
Примерные сроки
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность
2
Прямые линии и организация пространства
3
Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна
4
Буква - строка-текст. Искусство шрифта
5
Буква - строка-текст. Искусство шрифта
6
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение.
7
Многообразие форм полиграфического дизайна
8
Многообразие форм полиграфического дизайна
Художественный язык конструктивных искусств.
В мире вещей и зданий
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
10
Архитектура- композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля
12
Важнейшие архитектурные элементы здания
13
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов.
14
Роль и значение материала в конструкции
15
Цвет в архитектуре и дизайне.
16
Специфика влияния различных цветов спектра, их тональности. Фактура цветового покрытия.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
17
Мой Новокузнецк.Город сквозь времена и страны.
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Сущность понятия «художественная жизнь».
18
Город Новокузнецк сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Новокузнецка. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века.
19
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950г.
20
Город, микрорайон, улица. . Развитие творческого союза. Начало кризисной ситуации изобразительного искусства Кузбасса в 1980-1990г.
21
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Роль областной картинной галереи в художественной жизни Кузбасса.
22
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Становление изобразительного искусства Кузбасса в 1960-1980 г. Творческий союз художников, открытие картинной галереи.
23
Интерьер и вещь в доме. Развитие художественного образования как важной составляющей художественной жизни Кузбасса.
24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн-средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Истоки художественного образования в Кузбассе.
25
Природа и архитектура. Развитие системы начального профессионального художественного образования в Кузбассе 1967-1980г.
26
Ты- архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Развитие
изобразительного искусства Кузбасса в последней четверти XX века.
27
Природно-экологические, историко-социальные параметры влияющие на композиционную планировку города. Художники Кузбасса. Илья и Никита Ключниковы.
28
Обобщение тем.
29
Мой дом -мой образ жизни. Архитектурная планировка своего дома. Образование молодёжных творческих коллективов Кузбасса. Молодёжный коллектив «Содружество».
30
Интерьер комнаты - портрет её хозяина.
Областная программа «Духовное возрождение Кузбасса».
31
Дизайн и архитектура моего сада. Деятельность Кемеровской областной организации Союза художников России в новых исторических и экономических условиях.
32
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Художники Кузбасса. Петр Рещиков.
33
Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды. Художники Кузбасса. Анатолий Думлер.
34
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Художники Кузбасса. Андрей Ковригин.
35
Имидж: лик или личина? Сфера имидж -дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир. Художники Кузбасса: Виктор Самошкин.
Всего 35 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
2. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на
основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: ПитерскихА.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство-9класс. Просвещение,2010-11г.
Настоящая программа составлена на 17 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год (0,5 часа в неделю) и является программой базового уровня.
Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:
грамотно ориентироваться во всей сложнейшей информационной технологии.
освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Решаемые задачи позволяют достичь определённых целей программы:
помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
__ формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни, уделять особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание
синтетических искусств 5 часов
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств 4 часа
Азбука экранного искусства 5 часов
Художник - зритель - современность 3часа
Данные разделы составляют структуру программы.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе. Необходимы:
- расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
- обращение к практике синтетических искусств современности;
- освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
- включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Завершение цикла визуально-пластических искусств неумолимо требует вовлечения ученика в круг синтетических искусств, в среде которых живет сегодня каждый человек, понимания роли в них искусств
Новые серьезные требования предъявляются и к оснащению учебного процесса. С учетом различия в техническом обеспечении школ предусматривается вариативность учебных заданий и практических работ. Осваивая с детьми эту программу , необходимо учитывать возможности школы и ее учащихся. Очень хорошо, если на помощь при изучении программы придет видеоаппаратура, которая даст возможность многое познать через процесс восприятия на видеоэкране.
Занятия в IX классе проводятся в художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке направлении)
Планируемые результаты обучения
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
- формирование эстетического вкуса , понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;
- формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;
- освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;
- усвоить принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда - раскадровки; усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах;
- усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
- выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в течение IV четверти в любом из выбранных видов пластических искусств, а также по искусствоведению.
Учащиеся должны знать и понимать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Тематический план
Изо
9 класс
(0,5 часа в неделю. Всего 17 часов)
№
Название разделов, темы
Всего часов
1
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
5 часов
2
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
4 часа
3
Азбука экранного искусства
5 часов
4
Художник - зритель - современность
3 часа
Итого 17 часов
Содержание программы
С Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
Театр и экран - две грани изобразительной образности
Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества
Сценография как искусство и производство
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска
Театр кукол
Театрализованный показ проделанной работы
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора
Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
Азбука экранного искусства
Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм
Художник - зритель - современность
О природе художественного творчества Связи искусства с жизнью каждого человека Искусство среди нас Каждый народ Земли - художник
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры
Синтетические искусства. Их виды и язык Современные проблемы пластических искусств Вечные истины искусства (обобщение темы)
Календарно-тематическое планирование ПО ИЗО
9 класс
№
урока
Дата проведения урока в 9А
Дата проведения урока в 9Б
Название раздела, тема урока.
Примечание
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
1
Синтетические искусства и изображение.
Роль и место изображения в синтетических искусствах.
2
Театр и экран - две грани изобразительной образности.
3
Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества
4
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска
5
Театрализованный показ проделанной работы.
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
6
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
7
Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства
8
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора
9
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
Азбука экранного искусства
10
Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж
11
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка
12
Из истории кино.Киножанры. Документальный фильм
13
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры
14
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме
ІV Художник - зритель - современность
15
О природе художественного творчества
16
Каждый народ Земли - художник
17
Синтетические искусства. Их виды и язык
Современные проблемы пластических искусств
Вечные истины искусства (обобщение темы)
Всего 17 часов
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1ПитерскихА.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство-9класс. Посвещение,2010-11г.
2.Я познаю мир. В мире искусства.2008.