Программа по ИЗО 5-9 класс

Программа направлена:  на познание единства художе­ственной и утилитарной функций произведений декоративно-при­кладного искусства, на освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного де­коративно-прикладного искусства. Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно об­разный язык и социальную роль декоративно-прикладного искус­ства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка. Темы ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, авт., Б.М. Неменского.М.: Просвещение, 2009 года, и учебника, авторы: Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - М.: Просвещение, 2009-11г.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Программа направлена: на познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, на освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор - человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия обучающихся, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Учащихся подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности - так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: формирования художественного мышления у учащихся, формирования смысловой связи между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

Древние корни народного искусства 8 часов

Связь времен в народном искусстве 8 часов

Декор - человек, общество, время 12 часов

Декоративное искусство в современном мире 7 часов

Данные разделы составляют структуру программы.

Отличительными чертами данной программы является возможность «связывать» уроки изобразительного искусства с внеурочными и внешкольными формами работы, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Контроль достижения уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: контрольная работа, выставка творческих работ.




Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать и понимать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).




Тематический план

ИЗО

5 класс

( 1 час в неделю. Всего 35 часов )

Название раздела, темы.

Всего часов

1

Древние корни народного искусства

8 часов

2

Связь времён в народном искусстве

8 часов

3

Декор - человек, общество, время

12 часов

4

Декоративное искусство в современном мире

7 часов

Итого 35 часов


Содержание программы

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

Декор русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Народный праздничный костюм

Народные праздничные обряды

Древние корни народного искусства

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Декор - человек, общество, время

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе

Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

Календарно - тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

5А 5Б

Название раздела, тема урока

Примерные сроки

Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве


2

Декор русской избы


3

Внутренний мир русской избы


4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда


5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки


6

Народный праздничный костюм


7

Народный праздничный костюм, обряды


8

Древние корни народного искусства



Связь времён в народном искусстве

9

Древние образы в современных народных игрушках


10

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла


11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла


12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла


13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла


14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла


15

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

16

Обобщение тем. Выставка работ.

Декор - человек, общество, время

17

Зачем людям украшения.


18

Декор и положение человека в обществе


19

Декор и положение человека в обществе


20

Одежда говорит о человеке


21

Одежда говорит о человеке


22

Одежда говорит о человеке


23

О чём рассказывают гербы и эмблемы


24

О чём рассказывают гербы и эмблемы


25

О чём рассказывают гербы и эмблемы


26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

27

Роль произведений декоративно-прикладного искусства разных времён.

28

Итоговая игра-викторина

Декоративное искусство в современном мире

29

Современное выставочное искусство


30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале


31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале


32

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале


33

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материал


34

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материал


35

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале


Всего 35 часов



Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

2.Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл.

общеобразоват. учреждений -М.: Просвещение, 2009-11г.


Учебно-методическое обеспечение для учащихся


  1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл.

общеобразоват. учреждений -М.: Просвещение, 2009-11г.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, авт.: Б.М. Неменского. М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник М.: Просвещение, 2010-11 г.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.

Этот год посвящен собственно изобразительному искусству.

Предлагаемая программа направлена на: изучение языка изобразительного искусства и современных культур, на понимание исторических культурных контекстов.

Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: освоения начальных основ грамоты изображения, обретения практического опыта использования рисунка, цвета, формы, пространства.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства, восприятия и созидания.

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 8часов

Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов

Вглядываясь в человека. Портрет. 12 часов

Человек и пространство в изобразительном искусстве. 7 часов

Данные разделы составляют структуру программы.

Отличительными чертами данной программы является возможность «связывать» уроки искусства с внеурочными и внешкольными формами работы, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Контроль достижения уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: контрольная работа, выставка творческих работ.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать и понимать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия.

Тематический план

ИЗО

6 класс

( 1 час в неделю. Всего 35 часов)


Название раздела, темы

Всего часов

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8 часов

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8 часов

3

Вглядываясь в человека. Портрет

12 часов

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7 часов

Итого

35 часов

Содержание программы:

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества

Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Обобщение тем.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции

Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы)

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства.




Календарно-тематическое планирование по ИЗО

6 класс


Урока

Дата проведения урока

Название раздела, тема урока

Примерные сроки




Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств


2

Рисунок - основа изобразительного творчества


3

Линия и её выразительные возможности


4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен


5

Цвет. Основы цветоведения


6

Цвет в произведениях живописи


7

Объёмные изображения в скульптуре


8

Основы изображения языка


Мир наших вещей. Натюрморт

9

Реальность и фантазия в творчестве художника


10

Изображение предметного мира-натюрморт


11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира


12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива


13

Освещение. Свет и тень


14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте


15

Выразительные возможности натюрморта


16

Обобщение тем: «Мир наших вещей.» «Натюрморт.»


Вглядываясь в человека. Портрет

17

Образ человека - главная тема искусства


18

Конструкция головы человека и её пропорции


19

Изображение головы человека в пространстве


20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека



21

Портрет в скульптуре



22

Сатирические образы человека


23

Сатирические образы человека


24

Образные возможности освещения в портрете


25

Портрет в живописи


26

Роль цвета в портрете


27

Великие портретисты


28

Обобщение темы: «Вглядываясь в человека. Портрет»


Человек и пространство в изобразительном искусстве

29

Жанры в изобразительном искусстве


30

Изображение пространства


31

Правила линейной и воздушной перспективы


32

Пейзаж - большой мир. Организация изображения пространства


33

Пейзаж - настроение. Природа и художник


34

Городской пейзаж


35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл




Всего 35 часов







Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник

М.: Просвещение, 2010-11 г.

3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 6 класс: Поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2008



Учебно-методическое обеспечение для учащихся

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник

М.: Просвещение, 2010-11 г.





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: Питерских А. С., Гуров Г. Е. « Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.

Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год и является программой базового уровня.

Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:

Развитие наблюдательности у учащихся, развитие самосознания и интерес к жизни других людей, развитие композиционного мышления у учащихся.

Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: глубокое понимание роли искусства в жизни людей, формирование исследовательского и созидательного интереса у учащихся.

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов

Поэзия повседневности 8 часов

Великие темы жизни 12 часов

Реальность жизни и художественный образ 7 часов

Данные разделы составляют структуру программы.

Особенностью организации учебного процесса данной программы является применение и сохранения принципа содержательного единства восприятия произведений искусства, а также принципа постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности.

Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

Материал - по выбору в соответствии с содержанием проекта.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: выставка творческих работ, демонстрация проектных работ.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать и понимать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

Должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы обучающиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Тематический план

ИЗО

7 класс

( 1 час в неделю. Всего 35 часов)

Название раздела, темы

Всего часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8 часов

2

Поэзия повседневности

8 часов

3

Великие темы жизни

12 часов

4

Реальность жизни и художественный образ

7 часов

Итого 35 часов


Содержание программы:

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства . Пропорции и строение фигуры человека

Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина.

Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Тематическая картина в русском искусстве XIX века .Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве .Монументальная скульптура и образ истории народа

Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Зрительские умения и их значение для современного человека

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Календарно - тематическое планирование ПО ИЗО

7 класс

урока

Дата проведения урока в 7А

Дата проведения урока в 7Б

Название раздела, тема урока

Примерные сроки

Изображение фигуры человека и образ человека

1

Изображение фигуры человека в истории искусства


2


Пропорции и строение фигуры человека


3


Пропорции и строение фигуры человека


4


Лепка фигуры человека


5


Набросок с натуры фигуры человека


6


Набросок с натуры фигуры человека


7


Набросок с натуры фигуры человека


8


Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве



Поэзия повседневности

9


Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов


10


Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры


11


Сюжет и содержание в картине


12


Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве


13


Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве


14


Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)


15


Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)


16


Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.


Великие темы жизни

17


Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох


18


Тематическая картина в европейском искусстве ХІХ в


19


Процесс работы над тематической картиной


20


Процесс работы над тематической картиной


21


Процесс работы над тематической картиной


22


Библейские темы в изобразительном искусстве


23


Библейские темы в изобразительном искусстве


24


Библейские темы в изобразительном искусстве


25


Монументальная скульптура и образ истории народа


26


Место и роль картины в искусстве XX века


27


Место и роль картины в искусстве XX века.


28


Обобщение тем.


Реальность жизни и художественный образ

29


Искусство иллюстрации. Слово и изображение


30


Искусство иллюстрации. Слово и изображение


31


Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве


32


Зрительские умения и их значение для современного человека


33


История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве


34


Личность художника и мир его времени в произведениях искусства


35


Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.


Всего 35 часов


Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

2. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся

1. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение, 2009 года учебника, авторы: Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.

Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год, ( включая 17 часов из регионального компонента) и является программой базового уровня.

Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:

Развитие наблюдательности у учащихся, развитие самосознания и интерес к жизни других людей, развитие композиционного мышления у учащихся, рассмотрение конструктивных видов композиционного творчества.

Решаемые задачи позволяют достичь цели программы: глубокое познание видов искусств в единстве языка в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов, понимание роли искусства в жизни людей, формирование исследовательского и созидательного интереса у учащихся.

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры 8 часов


Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий 8часов

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 12 часов

Человек в зеркале дизайна и архитектуры 7часов

Отличительной чертой данной программы является применение принципа пространственно - обьёмной композиции как в архитектуре так и в дизайне с содержанием композиции: плоскостной или обьёмно- пространственной. Принцип триединства: изобразительный, декоративный, конструктивный способствующий прочно опираться на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися. Материал изложенный в программе (региональный компонент)

обогатит содержание занятий, будет способствовать пробуждению интереса к культуре своего народа, своего края, воспитанию чувства патриотизма, что сегодня является актуальным для формирования духовной культуры учащихся.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля, в следующих формах: выставка творческих работ.

Планируемые результаты обучения

Должны знать и понимать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Тематический план

ИЗО

8 класс

( 1 час в неделю. Всего 35 часов)

Название раздела, темы

Всего часов

1

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

8часов

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

8часов

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

12 часов

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

7 часов

Итого 35 часов

Содержание программы:

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Соразмерность и пропорциональность. Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность.

Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Культура Кузбасса

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Развитие изобразительного искусства в Кузбассе.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада. Молодёжные творческие коллективы Кузбасса.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Художники Кузбасса. Творчество художников Кузбасса.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.


Календарно - тематическое планирование по ИЗО

8 класс

урока

Дата проведения урока в 8А

Дата проведения урока в 8Б

Название раздела, тема урока

Примерные сроки

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность

2

Прямые линии и организация пространства

3

Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и пятна

4

Буква - строка-текст. Искусство шрифта

5

Буква - строка-текст. Искусство шрифта

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение.

7

Многообразие форм полиграфического дизайна

8

Многообразие форм полиграфического дизайна


Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

10

Архитектура- композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля

12

Важнейшие архитектурные элементы здания

13

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов.

14

Роль и значение материала в конструкции

15

Цвет в архитектуре и дизайне.

16

Специфика влияния различных цветов спектра, их тональности. Фактура цветового покрытия.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

17

Мой Новокузнецк.Город сквозь времена и страны.

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Сущность понятия «художественная жизнь».

18

Город Новокузнецк сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Новокузнецка. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века.

19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950г.

20

Город, микрорайон, улица. . Развитие творческого союза. Начало кризисной ситуации изобразительного искусства Кузбасса в 1980-1990г.

21

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Роль областной картинной галереи в художественной жизни Кузбасса.

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Становление изобразительного искусства Кузбасса в 1960-1980 г. Творческий союз художников, открытие картинной галереи.

23

Интерьер и вещь в доме. Развитие художественного образования как важной составляющей художественной жизни Кузбасса.

24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн-средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Истоки художественного образования в Кузбассе.

25

Природа и архитектура. Развитие системы начального профессионального художественного образования в Кузбассе 1967-1980г.

26

Ты- архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Развитие

изобразительного искусства Кузбасса в последней четверти XX века.

27

Природно-экологические, историко-социальные параметры влияющие на композиционную планировку города. Художники Кузбасса. Илья и Никита Ключниковы.

28

Обобщение тем.


29

Мой дом -мой образ жизни. Архитектурная планировка своего дома. Образование молодёжных творческих коллективов Кузбасса. Молодёжный коллектив «Содружество».

30

Интерьер комнаты - портрет её хозяина.

Областная программа «Духовное возрождение Кузбасса».

31

Дизайн и архитектура моего сада. Деятельность Кемеровской областной организации Союза художников России в новых исторических и экономических условиях.

32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Художники Кузбасса. Петр Рещиков.

33

Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды. Художники Кузбасса. Анатолий Думлер.

34

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Художники Кузбасса. Андрей Ковригин.

35

Имидж: лик или личина? Сфера имидж -дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир. Художники Кузбасса: Виктор Самошкин.

Всего 35 часов

Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

2. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010 г.



Учебно-методическое обеспечение для учащихся

Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2010-11 г.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на

основании авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под руководством Б.М. Неменского.М.: Просвещение,2009 года и учебника, авторы: ПитерскихА.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство-9класс. Просвещение,2010-11г.

Настоящая программа составлена на 17 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учебный год (0,5 часа в неделю) и является программой базового уровня.

Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач:

грамотно ориентироваться во всей сложнейшей информационной технологии.

освоить элементарную азбуку фотографирования;

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;

- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Решаемые задачи позволяют достичь определённых целей программы:

помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

__ формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни, уделять особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание

синтетических искусств 5 часов

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств 4 часа

Азбука экранного искусства 5 часов

Художник - зритель - современность 3часа

Данные разделы составляют структуру программы.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе. Необходимы:

- расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

- обращение к практике синтетических искусств современности;

- освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

- включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Завершение цикла визуально-пластических искусств неумолимо требует вовлечения ученика в круг синтетических искусств, в среде которых живет сегодня каждый человек, понимания роли в них искусств

Новые серьезные требования предъявляются и к оснащению учебного процесса. С учетом различия в техническом обеспечении школ предусматривается вариативность учебных заданий и практических работ. Осваивая с детьми эту программу , необходимо учитывать возможности школы и ее учащихся. Очень хорошо, если на помощь при изучении программы придет видеоаппаратура, которая даст возможность многое познать через процесс восприятия на видеоэкране.

Занятия в IX классе проводятся в художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке направлении)


Планируемые результаты обучения


Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

- формирование эстетического вкуса , понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;

- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;

- формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:

- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

- развивать навыки создания собственных композиционных работ;

- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;

- освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту;

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;

- усвоить принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда - раскадровки; усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах;

- усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;

- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;

- выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в течение IV четверти в любом из выбранных видов пластических искусств, а также по искусствоведению.

Учащиеся должны знать и понимать:

- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;

- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;

- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;

- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;

- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;

- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Должны уметь:

- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;

- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.


Тематический план

Изо

9 класс

(0,5 часа в неделю. Всего 17 часов)

Название разделов, темы

Всего часов

1

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

5 часов

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

4 часа

3

Азбука экранного искусства

5 часов

4

Художник - зритель - современность

3 часа

Итого 17 часов

Содержание программы

С Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах

Театр и экран - две грани изобразительной образности

Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества

Сценография как искусство и производство

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска

Театр кукол

Театрализованный показ проделанной работы

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств

Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора

Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся

Азбука экранного искусства

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

Художник - зритель - современность

О природе художественного творчества Связи искусства с жизнью каждого человека Искусство среди нас Каждый народ Земли - художник

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Синтетические искусства. Их виды и язык Современные проблемы пластических искусств Вечные истины искусства (обобщение темы)






Календарно-тематическое планирование ПО ИЗО

9 класс

урока

Дата проведения урока в 9А

Дата проведения урока в 9Б

Название раздела, тема урока.

Примечание

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

1

Синтетические искусства и изображение.

Роль и место изображения в синтетических искусствах.

2

Театр и экран - две грани изобразительной образности.

3

Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества

4

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска

5

Театрализованный показ проделанной работы.

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

6

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств

7

Фотография - расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства

8

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора

9

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения

Азбука экранного искусства

10

Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж

11

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

12

Из истории кино.Киножанры. Документальный фильм

13

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры

14

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме

ІV Художник - зритель - современность

15

О природе художественного творчества

16

Каждый народ Земли - художник

17

Синтетические искусства. Их виды и язык

Современные проблемы пластических искусств

Вечные истины искусства (обобщение темы)

Всего 17 часов

Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся


1ПитерскихА.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство-9класс. Посвещение,2010-11г.

2.Я познаю мир. В мире искусства.2008.


© 2010-2022