Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

К духовной пище искусства людей нужно приучать специально, открыть дверь в его кладовые, иного пути нет и быть не может. Единственным первичным  решающим полем для этой работы являются уроки искусств. Внеурочная же  вторичная деятельность выступает как вспомогательное средство, продолжающее начатую на уроке работу. Так, например, лучшие детские работы, выполненные на уроках ИЗО, мы экспонируем в школьной картинной галерее. На занятиях кружка проводится их отбор, составляется тематическая подборк...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? -

Две стороны одной медали…»

Текст экскурсии по школьной картинной галерее.

Авторы: 1. Члены кружка «Юные экскурсоводы» - искусствоведческий анализ картин.

2. Каткова Аня - обобщение, окончательный монтаж и подача материала).

3. Каменева Валентина Ивановна - научный руководитель.

Начало показа: Есть люди, умеющие различать очертания скрытых от взора простого смертного миров. Порой их называют «фантазёрами». Но можно ли помыслить несуществующее? Творчество не ставит таких вопросов, просто раскрывает незримые двери и проходит сквозь незримые границы. Увидеть лицо человека, жившего сто лет назад, попасть в толпу тех, кто ещё не родился, заметить в ветвях дерева летающих ангелов - птиц могут только дети, маги и художники.

Я приглашаю Вас посмотреть экспозицию, в которой представлены работы, выполненные семиклассниками нашей школы за последние годы. Первая картина, о которой я хочу рассказать, называется «Два древа - два мира», авторы Дербышев А. и Пресняков Д., материал - гуашь.

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

Композиция картины предельно ясна: перед нами деревья, совершенно не похожие друг на друга. Одно из них олицетворяет добро, другое - зло. Изображения этих деревьев как бы раскалывают пространство картины надвое. Образ доброго дерева достигается плавностью линий, обилием полутонов и причудливым сочетанием светлых, радостных красок. Это дерево поистине необычно: художник придал ему черты человека: большие голубые глаза и широкая улыбка. На заднем плане открывается мирный сельский пейзаж: речные долины и рассыпанные по ним маленькие домики, что рождает ощущение гармонии и покоя.

Второе дерево, олицетворяющее зло, представляет собой полную противоположность первому: тёмно-зелёный цвет его кроны, почти чёрный ствол с застывшей гримасой гнева, острые сучья, торчащие во все стороны, тёмная грозовая туча, сгустившаяся над ним, рождают ощущение неприязни и страха. Привлекает внимание маленькое злобное существо, сидящее в кроне дерева зло, да и сама эта крона опоясана тёмными кругами, напоминающими круги ада. Это существо агрессивно: оно пускает стрелу, метя в глаз доброму дереву и желая ослепить его. И что же добро? Чем оно ответит на его вызов? Добро даже на зло отвечает милостью: забрасывает его ярко-красными цветами - символами любви и нежности. Таким образом, зло. враждебное и агрессивное, рождает только зло. А добро, великодушное и дружелюбное, рождает только светлое, ясное, прекрасное.

Следующая картина называется «Храм» автор Давыдов С, выполнена в сложной технике: акварель + коллаж.

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

В центре композиции - изображение храма. Нас поражают необыкновенно яркие, искрящиеся краски: лазурная синева неба, золото куполов, отражающихся в прозрачной воде, изумрудная зелень лужайки и деревьев рядом. Особенность композиции картины - крест, образованный самим изображением храма, его отражением в воде и изумрудно-зелёной лужайкой, на которой он расположен. Крест-символ единства земного и небесного. Осеняя себя крестом, мы произносим: « Во имя Отца ( т.е. Бога, обителью которого считается небо) и Сына (т.е.Иисуса. пришедшего на землю, чтобы избавить нас от грехов и святого Духа (т.е.связующего звена между небом и землёй). Так и на этой картине: небо, отражённое в воде, настолько близко к зрителю, что создаётся впечатление, будто к нему можно прикоснуться. Таким образом рождается ощущение умиротворения, гармонии земного и небесного.

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

Следующая картина экспозиции - «Церковь у реки», автор Тюнин Н. , выполнена гуашью на картоне.

В центре картины также изображена церковь. Композиция также образует крест: между изображением церкви, её отражением в воде и лужайкой, на которой она находится. Но тёмные краски пейзажа: мутная речная вода, ещё не скованная льдом, чёрные стволы деревьев, обнажённых зимой, одинокая и грустная луна, светло-серым пятном выделяющаяся на фоне тёмного неба - создают ощущение напряжения и тревоги. И только церковь своей белизной, своим стремлением ввысь ярко выделяется на фоне мрачного пейзажа как символ прекрасного, как символ надежды на прекрасное, как символ веры.Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

«Картина без названия». Кичемасова Е, Халитова Г.

Для композиции этой картины характерна двуплановость. Изображение как бы расколото надвое. Левая от зрителя часть картины представляет изображение серого дома. Прямые острые линии стен и крыш создают ощущение дискомфорта, внутреннего напряжения. Мрачные, иссиня-чёрные облака, нависшие над домом, дополняют картину, привнося грустные нотки. Правая от зрителя часть картины содержит изображение замка времён Средневековья. Всё построено на ярких контрастах: темно-коричневые стены здания с чёрными проёмами дверей и окон находятся на фоне жёлтого солнечного диска. Создается ощущение, что солнце, встающее из-за горизонта, как бы освещает замок изнутри. Однако обратим внимание на солнечные лучи и краешек солнца, виднеющийся в верхнем левом углу картины. Неужели два солнца? Это невозможно! Эта маленькая деталь заставляет нас думать, что изображение относится скорее к ирреальности, почерпнуто из фантазии, нежели из действительности. Становится понятным и идейный смысл картины. Наша жизнь, по мнению авторов, расколота надвое: на чудесный мир фантазии, мир воспоминаний о загадочном прошлом и надежды на светлое будущее и серый, одинокий и унылый мир реальности. Но обратим внимание на ярко-жёлтый свет, льющийся из окон мрачного дома. Может, это намёк художников на то. что даже в унылом мире реальности, окружающем нас, есть место мечте и фантазии? Центр композиции - изображение древа, символа жизни. Оно объединяет эти два мира в один. Не такова ли и наша жизнь? Это чудесное смешение реального и фантастического, грустного и радостного, мрачного и светлого.

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

«Свет и тьма», авт.Бережная Настя, картон,гуашь.

Для этой картины характерно чёткое разделение на два совершенно различных мира. Изображение этих миров однозначно. Один из них отражает все позитивные стороны жизни, что подчёркивается обилием тёплых, ярких красок: золото куполов храма, небесная голубизна его стен, прекрасные цветы, обвившие их. Всё полно жизни, света, тепла. Другой мир исполнен в ином ключе. Обилие чёрного, тёмно-коричневого, фиолетового делает изображение трудным для восприятия. Всё здесь дышит холодом и тленом ( недаром юная художница изобразила увядшую, мёртвую ветвь растения, безжизненно повисшую на стене храма). Резкое противопоставление этих миров подчёркивается чёткостью линий и почти полным отсутствием полутонов. Но, несмотря на контрастность, мир не кажется распавшимся надвое, но целым, что достигается изображением не двух отдельных зданий, а одного храма. Тем самым художник хочет показать нам, что добро и зло неотделимы друг от друга и всегда существуют бок о бок.

Обратим внимание на две дороги, ведущие в окна храма. Одна из них, будто посыпанная золотым песком, ведёт в окно храма Добра; другая, извилистая и тёмная, - в храм Зла. Дороги, открываясь перед наблюдателем, побуждают его выбрать свой жизненный путь, решить, по какой дороге и к какому храму он хочет прийти. С другой стороны, даже избрав свой путь в жизни, человек может случайно ( или намеренно) свернуть с него. Так праведник, зазнавшись, может стать великим грешником, а грешник, раскаявшись, очиститься. Не так ли поступила библейская грешница Мария Магдалена, которая, сознавшись в своих грехах, стала одной из преданнейших последовательниц Христа? И, наконец, если предположить, что где-то (за пространством картины) эти две дороги сойдутся, образуя круг, то можно провести параллель между ним и человеческой жизнью. Человек идёт по кругу своей жизни, проходя то светлые, то тёмные полосы и всегда надеясь на лучшее.

Экскурсия «Что есть Добро и что есть Зло? – Две стороны одной медали…»

« Два мира» авт. Сверкалова Е., Раковец Е.(акварель, окрашенные опилки)

Чётко просматривается разделение композиции на две части. Одна из них вобрала в себя и отразила всё злое, отталкивающее, неприятное. В центре этой части картины - изображение дома, по своим очертаниям скорее напоминающего груду развалин. Дороги, ведущие к этому дому, обрываются в пропасти. Всё здесь кажется ужасным: и дерево, ветви которого напоминают змей; и ворон - символ смерти, сидящий на его ветвях; и кресты ( указание на кладбище), и крысы, и летучие мыши - спутники нечистой силы. Иссиня-серый цвет неба и молния, сверкнувшая из-за туч, привносят ощущение всесилия и неодолимой власти тёмных сил. Другая же часть картины необыкновенно светла, радостна. Лазурное небо, радуга, разноцветной дугой перекинувшаяся через весь небосклон, лучи солнца, пронизывающие всё изображение, обилие зелени. В центре этой части картины - изображение церкви: золотые купола, светло-оранжевые стены - своеобразный приём художника для привнесения необычайной яркости в изображение. Центр композиции - ангел с цветком в руке, поднимающийся к небу. Ангел - символ чистоты и кротости - издавна считался проводником душ умерших в иной мир. Теперь можно судить и об идейном смысле картины: она отражает бренность человеческого бытия и вечное упование людей на лучшую жизнь в ином мире, мире небесном.

«Праматерь Земля» авт. Удалова Наталья.

(В настоящее время картина находится в собственности автора, фотография отсутствует)

Земля с незапамятных времён называлась матерью у всех народов, в том числе и у русского, она была введена в степень божества…. Сама стихия эта настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого, в особенности враждебного людям. По-своему почувствовала и передала это Удалова Наталья в своей картине. Композиция её образует треугольник: девочка-мальчик - и необыкновенно высокая фигура женщины (это и есть Праматерь - Земля). Земля простирает руки к детям, как бы желая защитить их, стремясь оградить их от бед и печалей. Вокруг всё исполнено жизни, цветёт и зеленеет. Мы видим удивительно гармоничное сочетание духовного (Праматерь Земля) и земного, реального (играющие дети), что рождает покой и умиротворение в наших сердцах. Нам кажется, что каждый из нас находится под защитой Праматери Земли, окружён её лаской и вниманием.

«Добро и зло», Гаврилин Пётр. Акварель.

(В настоящее время картина находится в собственности автора, фотография отсутствует)

Для композиции картины характерна двуплановость. Левая от наблюдателя часть картины воплощает в себе доброе начало: синее небо, восходящее солнце, освещающее своими лучами зелёный лес. На переднем плане изображён фонтан с чистой, прохладной водой. Всё здесь овеяно прохладой, полно жизни и света. Недаром художник изобразил лик святого на фоне небесной лазури как символ небесного благословения этой красоте.

Другая часть картины содержит изображение, симметричное первому, но уже совсем иное. Перед нами открывается безжизненная пустыня, опалённая лучами солнца. Фонтан на первом плане полон кроваво -красной влаги, напоминающей яд. Всё здесь мертво, всё дышит тленом. Недаром художник изобразил череп на фиолетовом фоне, чтобы ещё более подчеркнуть негативность изображения. Центр композиции - меч, разделяющий эти два мира. Меч-символ борьбы между двумя противоположностями: Добром и Злом, борьбы непримиримой и вечной.

«Древо жизни», Рощупкина Оля. 7 в класс.

(В настоящее время картина находится в собственности автора, фотография отсутствует)

В центре картины - изображение древа. Его светлая крона как бы растворяется в небесной лазури. Она вся усыпана цветами, вернее она составлена из цветов. С давних времён люди верили, что древо - символ жизни. Наши предки славяне традиционно изображали деревья на полотенцах. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо своё водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить с ветвей - рук тень-добродетель. Но древо жизни стоит посреди безжизненной пустыни, олицетворяющей мир земной, который, к сожалению, так далёк от красоты мира небесного. Но картина не рождает в нас пессимистических настроений, т.к. художница изобразила необыкновенно прекрасную цветущую ветвь, соединяющую древо (мир духовный) и пустыню (мир земной). Это надежда юной художницы на то, что когда-нибудь и эта пустыня обратится в цветущий сад. Поэтому мы должны жить так, чтобы наш земной мир был так же прекрасен. как небесный, чтобы в нём были счастливы и чтобы лестница из цветов никогда не увяла.



© 2010-2022