• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по изобразительному искусству по теме Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Матрешка

Конспект урока по изобразительному искусству по теме Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Матрешка

Тема урока "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Матрешка" Цель: формирование навыков росписи в традициях народного промысла, выявление места декоративного искусства в жизни общества. Задачи: ·        Формировать навыка рисования кистью ·        Развивать творческую активность учащихся ·        Воспитывать эстетическое впечатление детей о красоте цветочного мотива в росписи русской матрешки Оборудование для учителя: ватман, карандаш, шаблоны матрешек, презентация, матрешка. Р...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по ИЗО на РМО в 5 классе

Тема: Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Цель: формирование навыков росписи в традициях народного промысла, выявление места декоративного искусства в жизни общества.

Задачи:

  • Формировать навыка рисования кистью

  • Развивать творческую активность учащихся

  • Воспитывать эстетическое впечатление детей о красоте цветочного мотива в росписи русской матрешки

Оборудование для учителя: ватман, карандаш, шаблоны матрешек, презентация, матрешка.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаши, краски, кисти, ножницы, клей.

1 Оргмомент.

2 Актуализация опорных знаний.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с народными промыслами. А что же это такое ?

- Это возможность заработать деньги. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.

- И так, давайте вспомним их:

  • Гжель (слайд 1)

  • Жостово (слайд 2)

  • Городецкая роспись (слайд 3)

  • Хохломская роспись (слайд 4)

Общий слайд с матрешкой (слайд 5)

3 Мотивация и целепологание.

- Посмотрите, пожалуйста, по-внимательнее, что там у нас появилось ?

- Правильно, это матрешка. Как вы думаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? С чем мы сегодня познакомимся? Правильно, с матрешкой!

4 Усвоение новых знаний.

Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал? Началось все так:

Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика, сердитого на вид и с узкими глазами. (Слайд 6)

Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам - понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.(слайд 7)

Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками. Слава о них разнеслась по всей нашей стране. Каждый, кто ее делал, старался придать ей что-то свое, индивидуальное. А так как раньше не было фабрик, где делали игрушки, то людям приходилось вручную, с помощью ножа, придавать фигурки форму, а потом расписывать ее красками. Чтобы матрешки получались красивыми, мастера слушали русскую народную музыку. И вот матрешка готова, но нужно ее еще высушить. Поэтому матрешек выносили на воздух. Летом к пруду, а зимой раскладывали прямо на снегу фанеру, бумагу и на них все расставляли. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга - малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое. Все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замершей речкой, и во дворах. Снег и цветы - вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, игрушки начинают водить хороводы и тихо поют.

Матрешку изготавливают в разных местах России: в Загорье, Майдане, Семенове.(слайд 8)

  • Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове - платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица Матрешки (слайд 9)

  • Полхов-майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим - желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.(слайд 10)

  • У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи - красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». (слайд11)

- Мастера передают не только традиции и обычаи при выполнении матрешек, но и изменяют их со временем.

Появляются и современные авторские матрешки:

  • С памятниками архитектуры

  • С живописными пейзажами

  • С цветочными мотивами

  • С сюжетами из народных сказок

  • В различных стилях росписи (слайд 12)

5 Закрепление новых знаний.

А теперь представим, что каждый из вас мастер, и вам предстоит выполнить свою матрешку, и каждая ваша матрешка будет вашей авторской работой.

После того, как вы распишите вашу матрешку, мы с вами сделаем маленький «парад матрешек»,где ваши матрешки от мала до велика будут красавться перед нами.

6 Подведение итогов урока.

Просмотр и анализ работ.



© 2010-2022