Конспект урока по МХК на тему Художественная культура Междуречья

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по МХК на тему Художественная культура МеждуречьяКонспект урока по МХК на тему Художественная культура МеждуречьяКонспект урока по МХК на тему Художественная культура МеждуречьяКонспект урока по МХК на тему Художественная культура МеждуречьяУрок № 10

Раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ

Тема урок: Художественная культура Междуречья.

Религиозно-мифологические представления

народов Междуречья.

Цель урока:

  • Углубление понятия «древние цивилизации»; расширение представлений о географических особенностях Месопотамии; знакомство с основными периодами истории и достижениями культуры Месопотамии.

  • Рассмотрение основополагающих принципов, составляющих суть мифологических представлений народов Древнего Междуречья; обогащение лексики в пределах темы урока: политеизм, пантеон, адорант, имена месопотамских богов.

Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии

Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок-лекция

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • таблица: «Художественная культура с древнейших времён до наших дней» (раздаточный материал)

  • Схема периодов культуры Древнего Двуречья.

  • Карта Передней Азии

  • Карточки к уроку, рабочие листы



Ход урока

І. Организационный момент, обобщение пройденного материала:

-Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Вы сейчас в течении 3-5 минут поработаете с карточками, на которых задания с нашего прошлого урока.

ІІ. Введение темы урока.

--Как мы выяснили на прошлых уроках, первобытная культура - это культура - первобытнообщинного строя. Время её бытования датируют от появления Номо Сапиенс до возникновения классовых обществ, цивилизаций. С момента возникновения классовых обществ заканчивается культура первобытнообщинного строя и начинается культура цивилизаций.

Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в путешествие по древним цивилизациям, шаг за шагом постигая идеалы их духовной культуры.

--Запишите пожалуйста тему нашего урока : «Художественная культура Междуречья».

ІІІ. Изучение нового материала

--ЦИВИЛИЗАЦИЯ- (от лат. «цифилис» - гражданский, государственный) - синоним понятия «культура»: уровень, степень развития материальной и духовной культуры определённого общества.

---Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе, и скажите, в каком тысячелетии зарождаются цивилизации?

---правильно в 4 тысч. До нашей эры.

--Какие цивилизации зарождаются в это время?

-- Древний Восток -Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет; Греция.

--В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга -Персидским заливом, с запада - Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока - Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась - МЕСОПОТАМИЯ - одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.

«МЕСОС» - середина , «ПОТАМОС» - река - (греч) что означает -МЕЖДУРЕЧЬЕ

--На современной карте вы не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.

--Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности.

Государства Шумер, Вавилон, Ассирия - стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и средневековое искусство.

Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов, государств. Здесь переплелись культуры различных народов. Народы населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Из соединения элементов культур различных народов (шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) - выросла месопотамская цивилизация. Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на протяжении трёх тысячелетий. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту, Палестина - эти древние цивилизации сыгравшие исключительную роль в многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. С 18 века привлекали внимание учёных ещё и потому, что многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в БИБЛИИ.

НАПРИМЕР:

  • Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара - последнего царя Вавилонии.

  • Гора Арат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шурупаке.

В 18 веке кроме этих упоминаний в Библии люди ничего не знали ни о другом Шемере и Аккаде, ни о Вавилоне. Причиной такого неведения было полное отсутствие зримых памятников древней культуры Междуречья.

Почему же дворцы и храмы Месопотамии оказались под толщей земляных холмов, тогда как их ровесники - древнеегипетские храмы и дворцы стоят поныне?

Эта земля была бедна камнем и лесом, и потому основным строительным материалом была -глина (её было в избытке). Из неё делали кирпич-сырец (необожженный), а он был непрочный.

Кроме того через Месопотамию со звоном оружия, с грохотом летящих колесниц и топотом лошадей прокатывались войны, разрушавшие и уничтожавшие дворцы, храмы и скульптурные памятники. Вот почему перед взорами археологов чаще всего представали развалины и руины.

И всё же археологам удалось отвоевать у пустыни то, что сохранилось от богатой древней цивилизации. В середине 19 века английские и французские археологи начали раскопки холмов. Были вскрыты три гигантских холма:

  • Хорсабад, Куюнджик, Нимурд (это современные названия)

Под ними скрывались руины прекрасных дворцов, построенных в 3 тысячелетии до.н.э. в которых были обнаружены таблички с загадочными письменами. Благодаря этим табличкам учёным удалось составить краткую переодизацию истории Древнего Междеречья.

Рассмотреть схему исторических этапов развития Междуречья

  1. Древняя культура племени и народов Двуречья -ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.

  2. Искусство Шумера - 27 - 25 вв. до.н.э.

  3. Искусство Аккада - 24 - 23 вв. до.н.э.

  4. Искусство Шумера - 23 - 21 вв. до.н.э.

  5. Искусство Старовавилонского царства - 19 -12 вв. до.н.э.

  6. Искусство Ассирии - 9 - 7 вв.до.н.э.

  7. Искусство Нововавилонского царства - 7 - 6 вв. до.н.э.

--Многое из того, что окружает нас сейчас, чем мы пользуемся в повседневной жизни, было создано более 3 - 4 тысячелетий тому назад :шумеро-вавилонская математика и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час - 6о минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур; определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света; первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний; установили 7- дневную неделю. Но самое главное они изобрели - ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней Месопотамии.

--Благодаря глиняным табличкам с таинственными письменами учёные смогли нам рассказать не только о периодах истории Двуречья. Таинственные письмена раскрывают для нас представления древних месопотамцев о происхождении человека в этом мире, о зависимости человека от могущественных сил природы и многочисленных богов.

--В древние времена человек не переставал задумываться, откуда произошёл он сам, кто создал природу, откуда берутся дождь, ветер, почему сменяются день и ночь.

Страшась непонятных явлений (бурь, гроз, наводнений, землетрясений), человек приписывал силам природы сверхъестественный смысл. Одушевляя силы природы, человек верил, что любой природной стихией(землюй, водой, небом, огнём) управляет определённое божество.

Таким образом. С течением времени в сознании человека сложилась целая система, в которой были главные боги и боги второстепенные.

--В современной науке вера во многих богов называется -политеизм.

(с греч. Поли -много, Теос - бог). -запишите это слово в свой словарик.

--Ребята, сейчас по ходу моего рассказа вы будете содержание мифа изображать в виде схемы в своей тетради.

--По воззрениям месопотамцев, Вселенная была замкнутым миром; сначала не было раздельных неба и земли, а лишь великая гора, покоившаяся на поверхности мировых вод океана - праматери Намму. Она произвела сына и дочь - Ан (небо) и Ки (землю). Небо было помещено на вершину горы, а земля - к её подножию. Так разделились небо и земля. Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. У них родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Энлиль произвёл на свет «всё полезное» - изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, - установив на земле процветание.

Ан и Ки породили ещё семь богов стихий, а далее богов меньшего значения, от которых произошли следующие поколения богов. Земля стала хороша, и боги захотели остаться на ней.

Они обратились к Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место где бы они могли жить вместе. В центре земного диска Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих братьев и сестёр. Для себя он соорудил в центре города помост и воздвиг на нём дворец из лазурита.

(в ходе лекции должна получиться схема)

Гора

Намму

(океан)

Ан (небо) Ки (земля)

Энлиль

(бог земли и воздуха)

--Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы под названием « Пантеон Месопотамских богов»

--Давайте посмотрим каких же богов почитали Древней Месопотамии?



ПАНТЕОН МЕСОПОТАМСКИХ БОГОВ

(Пантеон ( с греч. «место всех богов»; все боги какой-либо страны или культуры)

Конспект урока по МХК на тему Художественная культура Междуречья

  • Ану(вавилонское). Ан(шемерское) - бог неба, бог всех богов. Символ - рогатая тиара (головной убор)

  • Эллиль (Энлиль) -«владыка ветра» - верховный бог, бог земли и воздуха, сын Ану. Он имел таблицы судеб и мог предсказать судьбы мира. Символ - рогатый бык.

  • Эйя (Энки) - бог водной стихии. Поднимает воды на поверхность земли, орошает поля. Покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с рыбьим хвостом как бог водного начала.

  • Шамаш (Уту) - бог Солнца, правды, справедливости. Изображался с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ - солнце.

  • Син (Нанна) - бог Луны, отец бога солнца. Знак Сина _ полумесяц. Син ассоциируется с образом быка, рога которого образуют полумесяц. Символ - Луна (полумесяц.

  • Богиня Иштар (Инанна) - богиня любви, плодородия, и она же богиня войны и сражений, шествующая в бой впереди победоносного царя. Как богиня планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина - серп Луны в виде рогов. Символ -Венера.

БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВАВИЛОНА

  • Мардук - бог мудрости, мирового порядка и врачевания, «божественный господин вавилона», «судья», «отец и владыка» богов. Образ - в виде змеи с головой грифона. Атрибуты - бумеранг и палка с кольцом. Символ - Юпитер.

  • Набу - бог наук, письма и мудрости, сын бога Мардука. Атрибут - палочка для письма.

  • Нергал - царь подземного царства, бог чумы и других болезней, бог смерти и кровопролитной войны. Символ -Марс.

  • Нинурта - бог счастливой войны, повелитель южного ветра, брат Нергала. Нинурта - защитник людей, покровитель плодородия, скотоводства и рыболовства. Символ - Сатурн.

--своим богам месопотамцы воздвигали великолепные храмы. В святилище храма устанавливали статую бога. Статую делали из ценных пород дерева и облачали её в пышные одежды. На голове у божества был особый головной убор - тиара.

--Изображениям богов всегда придавался человеческий облик.

Но со 2 тысячелетия до.н.э. в некоторых регионах Месопатамии объектами поклонения стали чудовищные комбинации их человеческих и животных форм.

НАПРИМЕР:

  • Анзуд - орёл с львиной головой. Эта божественная птица выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы.

  • Ламашту - лвиноголовая женщина-демон.

  • Мушхуш - «огненно-красный» драконо Мардука.

--А как месопотамцы представляли себе возникновение людей?

Шумерские жрецы считали, что люди были сделаны из глины (на гончарном круге) только для того, чтобы слушать голос богов, вечно исполнять их желания и приносить щедрые жертвы.

Если человек будет выполнять волю богов, то его ждут блага и радости.

Вот поэтому религия древних шумеров требовала, чтобы в храмах перед статуями богов всегда стояли небольшие фигурки людей (от 10 до 70 см.) Это АДОРАНТЫ - «молящиеся».

Конспект урока по МХК на тему Художественная культура Междуречья

Статуэтка эбих-иля из Мари.

Алебастр. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.

--Эбих -иль - придворный церемониймейстер; одет в модную юбку их шкуры длинношерстной козы.

ЗАДАНИЕ: попробуйте составить словесный анализ этой фигурки:

  • Есть ли искажения отдельных частей тела?

  • Опишите выражение лица

  • Опишите позу фигурки.

Статуэтки называются АДОРАНТАМИ - (лат. Адоре -«поклоняться») и изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности

--У этих статуэток есть общие черты. Все они стоят в одинаково застывших и неподвижных позах и обращены к нам лицом. У них всегда прямо поставлена голова, широко открыты огромные наивные глаза, непропорционально большие уши и благоговейно сложенные перед грудью в молитвенном жесте руки. Мастера, вырезавшие эти фигурки из камня, мало заботились о передаче правильности пропорций человеческого тела и портретном сходстве. Главное - изобразить готовность постоянно созерцать божество, слышать его голос, улавливать его желания и молиться за своего хозяина, имя которого вырезано на плече или спине фигуры-адоранта.

Лицо адоранта - это лик, маска(в шумерской скульптуре не придавали чертам лица портретного сходства). Глаза инкрустированы.

ІV. Итог урока

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху классовых обществ - отсюда начинается подлинная история человечества.

Сегодня мы познакомились с мифологическими представлениями древних месопотамцев об устройстве мира и происхождении человека, узнали имена богов, которым они поклонялись. Для чего нам это необходимо знать? Изучая религиозные представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия данного народа и , глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в историю мировой культуры(особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)- с которыми познакомимся на следующем уроке.

V. Домашнее задание:

  • Знать значение понятий - политеизм, пантеон, адорант, имена богов.

  • Схему исторических этапов развития Междуречья переписать в тетрадь.

КАРТОЧКА № 1

Формы первобытной религии

1. Напиши значение понятий:

а). Тотемизм ……………………………………………………………….

б). Фетишизм………………………………………………………………

в). Анимизм………………………………………………………………..

г). Магия…………………………………………………………………….

КАРТОЧКА № 2

Архитектура эпохи палеолита

1. Напиши значение понятий:

а). Менгир……………………………………………………………………

б). Дольмен………………………………………………………………….

в). Кромлех………………………………………………………………….

г). Курган…………………………………………………………………

ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ

  1. Древняя культура племени и народов Двуречья -ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.

  2. Искусство Шумера - 27 - 25 вв. до.н.э.

  3. Искусство Аккада - 24 - 23 вв. до.н.э.

  4. Искусство Шумера - 23 - 21 вв. до.н.э.

  5. Искусство Старовавилонского царства - 19 -12 вв. до.н.э.

  6. Искусство Ассирии - 9 - 7 вв.до.н.э.

  7. Искусство Нововавилонского царства - 7 - 6 вв. до.н.э.





© 2010-2022